Два пути – два метода познания природы
Первый путь нам известен с античных времён, которым следовали Евклид,
Архимед, Аристотель, и которым идёт современная физика, математика, гео-
метрия… Он заключается в том, что в качестве начальных аксиоматических, то
есть принимаемых на веру без доказательств, взяты точка и прямая. Этот путь
можно назвать «снизу вверх»:
· Точка есть то, что не имеет частей, и
· Линия же — длина без ширины.
В общем, приняли это определение на веру, не докапываясь до сути, как
точка возникла, как из точки возникла линия.
Многие учёные пытались взяться за этот вопрос. Но вряд ли их предложе-
ния сильно отличаются по сути от определения Евклида.
При попытке определения «точки» через другое простейшее понятие, дело
сводилось к замене одного термина другим, в свою очередь требующим опре-
деления.
Математики и физики приняли, что:
· точка не имеет ни размеров, ни массы (геометрия);
· точка не имеет размеров, но обладает массой (механика);
· точка не обладает массой, но представляет собой окрестность (тополо-
гия)…
Второй путь показал Карл Линней, который построил свою классифика-
цию как мир царств природы: камней, растений, животных. Это путь можно
назвать «сверху вниз».
Он интересен прежде всего тем, как организована систематизация камней,
растений и животных.
Ефимов Владимир Павлович. Email: [email protected]
287
Ефимов В.П.
В [10, с. 9] Карл Линней разделяет всё встречающееся на земле на:
«1. ВСЁ, что встречается на Земле, принадлежит элементам и нату-
ралиям. Элементы просты, натуралии сложны [благодаря] божествен-
ному искусству. Физика говорит о качествах элементов. Естествозна-
ние же о [качествах] натуралий.
2. НАТУРАЛИИ распределяются по трём царствам природы: камней,
растений, животных.
3. КАМНИ растут, РАСТЕНИЯ растут и живут, ЖИВОТНЫЕ растут,
живут и чувствуют.»
В последующем систематизация Линнея претерпела ряд изменений, но ос-
новная идея всё же была сохранена.
Суть этой систематизации заключается в том, что всё существующее и жи-
вущее на земле разделено на пять царств — растения, животные, грибы и два
царства одноклеточных организмов. Далее каждое царство делится на типы и
подтипы, классы, отряды, семейства и рода.
Этот метод классификации оказался удачным, потому что позволил впи-
сать в систему любое животное, растение или минерал. Если бы было всё
наоборот, то вероятность постоянной корректировки системы была бы неиз-
бежна.
Этот пример позволяет иначе взглянуть на то, как физика и математика
описывают природу.
В [4] Евклид сначала устанавливает самые простейшие, на взгляд античной
науки, понятия. Но, как показала жизнь и практика, простейшие понятия оказа-
лись не простыми, их внутренние свойства и качества продолжают усложнять-
ся по мере их исследования.
Это приводит к необходимости ежегодно пересматривать фундаменталь-
ные физические константы международной системы единиц (СИ). Многие спе-
циалисты отмечают, что «…Вопрос о фундаментальных постоянных является
в науке сложным, поскольку не существует единого мнения о том, какие имен-
но константы относятся к фундаментальным.» [5, с. 49 – 50]
Например, в [13, с. 26] сказано, что «…При изложении почти любого
сложного вопроса нам приходится опираться на целый ряд понятий, которые
мы не можем чётко определить. К ним относятся, например, понятия мате-
рии и энергии. Подобные понятия я называю "первопонятиями" и определять
их не считаю правомерным, поскольку человечество не выработало (и вероят-
нее всего, никогда не выработает) их однозначной трактовки, отвечающей
всему их многообразию» И исходя из этого, строят свои модели и системы.
Перспективной кажется попытка создать «периодическую систему фунда-
ментальных величин», подобную той, что предложил Д. И. Менделеев в отно-
шении химических элементов. Например, в системе Роберто Ороса ди Бартини
в качестве таковых выступают пространственная протяжённость (длина) и вре-
мя: кинематическая (LT) система размерностей.[2, 3]
СПб, 2014
Сборник трудов Конгресса–2014
Однако, оказалось, что большая часть физических величин не может быть
вписана в систему Бартини.
Дальнейшее развитие этой идеи можно проследить в работе Чуева А. С.
[14], который предложил Естественную кинематическую систему размерностей
(ЕКСР), связанные с постоянной тонкой структуры (1\137).
В работах Когана И. Ш. [6 – 8, 16] предлагается Энергодинамическая си-
стема физических величин и понятий, которая базируется на следующих пяти
основных физических величинах:
· энергия (символ размерности E);
· длина (символ размерности L);
· угол поворота (символ размерности A);
· число структурных элементов (символ размерности N);
· время (символ размерности T).
2. Аксиоматика точки2
Существуют два слова, которые отражают современное понятие аксиомы.
Это аксиома (в математике) и постулат (в физике). По своей сути современное
определение аксиомы — это «положение, принимаемое без логического дока-
зательства в силу непосредственной убедительности, истинное исходное поло-
жение теории» с вариациями в различных словарях и справочниках.
Однако, такое определение аксиомы приводит к возникновению огромного
числа ошибок в различных разделах научного знания.
Во-первых. Не существует понятия «Аксиома» само по себе. Оно является
обобщающим понятием свойств конкретного объекта исследования.
То есть, если употребляется понятие «аксиома», следует указывать объект,
который описывает аксиома.
Во-вторых. Любой объект исследования обладает свойствами, которые
могут быть измерены или описаны в рамках конкретных языков описания.
В данном случае, Аксиома точки (АТ) формирует безразмерные понятия в
математике и постулаты в физике (рис. 1):
1. среду существования сущего внутри неё;
2. внешнюю∞ и внутреннюю0 границы среды существования сущего;
3. трансмутационный процесс перехода сущего из «действительного» в
«мнимое» и обратно.
Следствия
Все привыкли, что точка — самая малая часть чего-либо, а не самая большая. И всё-
таки, точка — первична, а то, что в ней находится — вторично. Например, Земля —
точка. Земля — первична. (В астрономии часто Землю принимают за точку при
различных вычислениях) А то, что на Земле находится — вторично по причине того, что
не будь Земли, то и остального тоже не было бы.
Ефимов В.П.
1. «Первичная» АТ. не «пуста» в том смысле, что «первичная» АТ. создаёт
среду существования «вторичных» АТ.;
2. сумма областей существования вторичных аксиом равна области суще-
ствования первичной аксиомы. Минимально возможное число «вторич-
ных» АТ. в «первичной» равно двум;
3. правила и свойства «первичной» АТ. не дублируются во «вторичных»
АТ.;
4. Не существует пустой «вторичной» АТ.;
5. Любая «вторичная» АТ является «первичной» АТ для «вложенной» в неё
АТ;
6. Число вложенных АТ (рекурсий) во «вторичные» АТ конечно;
7. «Вторичные» АТ всегда обладают размерными характеристиками и
свойствами.
Постулаты точки в Физике
Постулат 1. Принцип подобия Гермеса.
То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то,
что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуще-
ствить чудеса единой вещи.
Постулат 2. Принцип целостности
Мир един и неделим. Все сущности и объекты Вселенной «связаны» между
собой «гравитацией».
Постулат 3. Принцип наследования
Сущность (объект природы) наследует свойства родителей и передаёт их
детям.
Постулат 4. Принцип конечности
Количество шагов (циклов) Бытия Вселенной конечно. В конце цикла Все-
ленная возвращается в НЕ-Бытиё. И тем самым начинается новый цикл.
Логика
Предварительное замечание: Ноль не является числом, с помощью кото-
рого (числа) можно в математических вычислениях оперировать так же как с
другими числами. Ноль — это ничто, отсутствие каких-либо материальных или
нематериальных объектов.
СПб, 2014
Сборник трудов Конгресса–2014
Софизмы и парадоксы3
Откройте любой словарь и вы сразу наткнётесь на эту болезнь современно-
го общества, причём не только в науке, но и абсолютно во всех областях жизни
человека.
На каждое понятие или слово мы легко найдёте с десяток, а иногда и сотни
различных формул. И при желании, будет «Закон что дышло, как повернул, так
и вышло». Это особенно недопустимо в науке. Но и там софистика процвета-
ет…
«История математики полна неожиданных и интересных софизмов и пара-
доксов. И зачатую именно их разрешение служило толчком к новым открыти-
ям, из которых, в свою очередь, вырастали новые софизмы и парадоксы.
Необходимо различать между собой парадоксы и софизмы. Парадоксы —
это справедливые, хотя и неожиданные утверждения, в то время как софизмы
— ложные результаты, полученные с помощью рассуждений, которые только
кажутся правильными, но обязательно содержат ту или иную ошибку.»[11, с.
3.]
Причина этого кроется в аксиоме (постулате), точнее, в размытости границ
существования и использования аксиом, а зачастую в отсутствии обоснования.
Ведь, согласно определения: «Аксиома — понятие, принимаемое без доказа-
тельства». Это ставит перед человеком вопрос: «Если в основе теории лежит
бездоказательное утверждение, то являются ли последующие утверждения до-
казательными?» Нет, не являются.
Если первое утверждение ложное, то и все последующие — тоже ложны.