Политика и работа со сновидениями

У одного политика, с которым я как-то работал, были навязчивые параноидальные фантазии о том, что кто-то из его слушателей может его убить. Однажды, когда я с ним работал, ему показалось, что он слышит музыку, звучащую из радиоприемника автомобиля за окнами моего кабинета. Он слышал, как он выразился, «бандитскую музыку», и, как всегда, был очень напуган, думая, что эта музыка исходит от кого-то, кто может его убить. Поскольку он сказал, что никогда не видит снов, я решил использовать музыку в качестве двери сновидения, и вместе с ним пойти глубже.

Я попросил политика подумать о другой мелодии, второй песне, не обязательно доносящейся из-за окон моего кабинета. Через несколько минут он сказал, что услышал «Удивительную Благодать» — музыку, которую он, бывало, пел в церкви. Он застенчиво пропел такие слова:

Удивительная Благодать, как сладок звук,

Что спас такого грешника, как я

Некогда я был потерян, но теперь найден.

Был слеп, но теперь вижу

Я повторил за ним: «Некогда я был потерян, но теперь найден, был слеп, но теперь вижу». Он объяснил, что эта песня его трогает, хотя он не может сказать, почему.[41]Прежде, чем он смог сменить тему, я пустился в небольшую историю и сказал ему, что должно быть некогда был человек, который боялся, что его убьют. Однажды этот человек пошел в церковь, надеясь, что ему поможет Бог, поскольку больше ничего не могло помочь. Я сказал, что тот человек, должно быть, услышал песню «Удивительная Благодать», которую пел проповедник, умевший верить в Бога. Проповедник пел такие слова: «Удивительная Благодать, как сладок звук, что спас такого грешника, как я».

Тут мой клиент больше не смог сдержаться и заплакал, услышав «слова проповедника». Он объяснил: «Благодать — это как раз то, во что я никогда не верил, это никогда не могло со мной случиться. А теперь случилось». Он сказал, что, по крайней мере, временно освободился от тех ужасных параноидальных фантазий.

Я еще раз рассказал ему историю и спел «Удивительная Благодать», и наш сеанс завершился. Много лет спустя, на него действительно снизошла благодать, принеся чудесные внешние и внутренние изменения, которых ни один из нас в то время не ожидал.

Узелки на память

1. Сновидение всегда стучится в вашу дверь в форме музыки, телесных симптомов, комплексов, фантазий, страхов, особых слов, будущего и прошлого.

2. Чтобы жить творческой жизнью близко к Сновидению, входите через эти двери сновидения и используйте спонтанную музыку, чтобы получать неожиданные откровения.

Космические принципы

В этой заключительной главе я буду сравнивать новую работу со сновидениями, которую мы изучали, с физикой вселенной. В предыдущих главах этой книги мы сосредоточивались на тренировке осознания с тем, чтобы следить за подсказками Создателя сновидений при работе со снами. Мы обнаружили, что можем узнавать о таких других сферах, как двери сновидений, сны, заигрывания и Сновидение по тому, как эти миры влияют на наше восприятие.

Теперь давайте рассмотрим космос по аналогии с нашей работой со сновидениями. Предположим, что события в космосе, которые мы видим на Земле, аналогичны восприятиям, приходящим к нам от Сновидения. В некотором смысле, сами сны похожи на метеориты; то есть, падающие частички звезд, которые попадают на Землю, образуя кратеры и неся послания от вселенной за пределами нашей планеты. Мы узнаем о внешней вселенной, отчасти, благодаря стойким отпечаткам или кратерам, которые эти небесные камни оставляют на Земле. Точно так же, мы узнаем о Сновидении из снов, оставляющих у нас стойкие впечатления, которые мы вспоминаем в дневное время.

(Рис. 31. Сны подобны метеоритам)

Однако, не все метеоры падают на Землю, но вместо этого со скоростью молнии проносятся через верхние слои атмосферы земли, едва касаясь отдаленных окрестностей этого мира, ярко горя из-за трения с земной атмосферой. Эти метеоры подобны заигрываниям. Нужно быть «проворной кошкой, чтобы их ловить, поскольку они не падают на Землю и не оставляют стойких отпечатков, как метеориты.

Такие метеоры-заигрывания помогают нам понять, почему некоторые люди считают, что им не снятся сны. Большинство метеоров так и не достигают Земли! Однако, поскольку все метеориты некогда были метеорами — то есть, поскольку все сны некогда были заигрываниями — мы все же можем ощущать послания от вселенной, то есть, от великого Сновидения, работая с заигрываниями!

Теперь давайте спросим: А что происходит в те дни, когда мы не наблюдаем ни метеоров, ни метеоритов — то есть, ни снов, ни заигрываний? Такой день очень трудно себе представить, и на самом деле, быть может, это даже теоретически невозможно. Тем не менее, сделаем вид, что подобный день действительно имеет место или, по крайней мере, что мы маргинализируем и игнорируем заигрывания и сны, которые у нас были. Может показаться, что в этом случае нет никаких заигрываний или снов, которые бы раскрывали послание Великого Духа. Но тогда как же мы узнаем, что пытается сказать нам Сновидение?

Снова используем аналогию с космосом: даже если бы мы не смотрели на небо, видя звезды и метеоры, мы бы все равно знали, что извне существует некая сила, поскольку вода в больших водоемах, вроде морей и океанов, периодически движется вверх и вниз, создавая волны. Волны на воде создаются колебаниями гравитационного поля Луны. Волны напоминают нам о силах вселенной, даже когда мы не видим метеоров или метеоритов.

Аналогичным образом, Сновидение создает в повседневной жизни волны в виде дверей сновидения. Двери сновидения — это волны, периодические повседневные проблемы, которые наступают и отступают — проблемы, которые мы называем нерешенными вопросами, комплексами и другими людьми. Если бы мы не знали о тяготении, то, возможно, думали бы, что волны вызываются кем-то или чем-то известным нам из повседневной жизни, а если бы мы не знали о Сновидении, то могли бы считать, что «проблемы» и двери сновидения в повседневной жизни вызывает наше маленькое «я».[42]

(Рис. 32. Сновидение создает волны в повседневной жизни)

Подобно тяготению, Сновидение принципиально нелокально. Оно присутствует повсюду. Поэтому большинство «проблем» или волн также должны быть нелокальными. Я знаю об этом нелокальном источнике проблем, благодаря волнам электронной почты, которую я получаю. Многие люди пишут мне о своих проблемах. Я могу сказать, что в наступлении и отступлении проблем существует некая периодичность, определяющая увеличение и уменьшение потока моей почты! Мои проблемы вызываю не только я сам; за этими дверями сновидения должен быть нелокальный элемент.

Суть в том, что Сновидение, так же, как вселенная, может выражать Себя многими способами. Оно проявляется в виде заигрываний, или метеоров, пролетающих через верхние слои атмосферы подобно падающим звездам; в виде снов, или метеоритов, падающих на землю и оставляющих кратеры, которые мы помним; и в виде волн в жизни, или гравитации, порождающей волны в океанах. Хотя мы не можем непосредственно видеть Сновидение или гравитацию, мы чувствуем их эффекты.

Новая парадигма работы со сновидениями, в которой Сновидение занимает центральное место, расширяет прежние парадигмы, сосредоточивавшиеся на маленьком «я» и значении снов для повседневной жизни. В этих прежних парадигмах главной задачей было прослеживание и понимание снов. В новой парадигме на первом месте стоит переживание Сновидения. Самое главное в ней — это обучение сновидца осознанию измененных состояний сознания: знание и понимание почти сами собой рождаются из этого опыта осознания .

Новая парадигма включает в себя оценивание снов, но, кроме того, призывает нас открываться Сновидению и воспринимать Его проявления в форме мимолетных жестов отношения, телесных проблем, опыта дыхания, и предсигналов, или заигрываний. Новая парадигма Сновидения основана на переживании дословесных, чувственных феноменов и на Его образах в Стране грез и повседневной реальности. Сами сны теперь становятся лишь одним из важных проявлений Создателя сновидений; они уже не играют такой заглавной роли, как прежде.

Если оглянуться на развитие моих собственных представлений, то кажется, что парадигма Сновидения заставляла меня придавать большее значение магии момента, нежели снам. Возможно, именно поэтому я в течение многих лет откладывал изучение снов. Они долго были моей первой любовью в юнгианской психологии, моим первоначальным увлечением. Я по прежнему преклоняюсь перед ними, но теперь понимаю, что они представляют собой лишь одно из множества возможных, в равной степени ценных проявлений того поразительного измененного сознания, которое скрывается за тем, что физики описывают как квантовые волны, а адепты медитации переживают как «пустоту».

Ваше будущее в Сновидении

Ваш интерес к снам влияет на них, точно так же, как они влияют на то, как меняется сознательный ум. Работа со снами и необходимость замечать Сновидение со временем меняет вас. Если у вас настроение так называемого среднего человека, который не слишком интересуется снами, то вы, как правило, запоминаете их только, когда они достаточно сильны — когда метеориты оставляют на поверхности Земли достаточно большие кратеры. «Средний человек» — это пассивный зритель, который изучает сны только, когда они столь драматичны, что на них нельзя не обратить внимание.

Более любопытный наблюдатель изучает свой сон — так сказать, кратер — и то, что он означает для его повседневной жизни. А еще более увлеченный сновидец начинает задумываться о том, откуда берутся его загадочные сны. Он прослеживает их историю в обратном порядке — так сказать, от кратера к метеориту, и от метеорита к внешней вселенной. Он узнает о снах, заигрываниях и Сновидении.

Когда его отношение к метеоритам расширяется до интереса ко всему космосу, то он начинает переживать всю вселенную, как живую, пульсирующую, обладающую собственным разумом. Теперь он сосредоточивается уже не на кратерах или метеоритах, а на удивительном творческом присутствии, окружающем его днем и ночью, и на своей роли в этой вселенной.

Когда его взаимосвязь со Сновидением возрастает, то становится неправильно говорить о наблюдателе и метеорите, сновидце и сне — скорее, они сливаются, превращаясь в Создателя сновидений и Его ученика, Создателя сновидений и Его зеркало. Это приближает человека к ощущению творения. Он больше не думает только об образах своих снов; чаще, он чувствует побудительные причины, стоящие за образами, историями и другими восприятиями. Он как будто проходит через двери сновидения, затем через сны, а затем через заигрывания к переживанию тайн вселенной.

Это напоминает мне об экстатических сноподобных видениях, которые были у К.Г. Юнга, когда он был на грани смерти во время своего первого инфаркта в 1944 г.[43]В своей автобиографии он рассказывает, что во время этого переживания близости смерти он обнаружил, что находится в тысяче миль над Землей. С этой перспективы он мог обозревать значительную часть планеты. Он заметил в пространстве рядом с собой гигантский камень, «огромный темный каменный монолит, наподобие метеорита. Он был размером примерно с мой дом или даже больше. Он плавал в пространстве, и я сам плавал в пространстве».[44]

Дальше он говорит, что этот камень напомнил ему о «храмах», которые он видел на Земле. Он знал, что если бы он вошел в этот храм, то открыл бы правде о том, кто он есть на самом деле, откуда пришел, и что будет после него. Однако, прежде чем он сделал это открытие в своем сне, его вернули обратно на Землю. Он пережил свой инфаркт, вернулся к жизни, и позднее умер в 1961 г.

Возможно, что храм Юнга, его «метеорит», не так уж отличается от «метеоритов», то есть, заигрываний, которые мы изучали. Заигрывания — это своего рода храм, место, где мы можем открывать некоторые из тайн жизни, смерти и вселенной. Часть новой парадигмы работы со сновидениями составляет движение туда и обратно, в эти заигрывания и из них, в нелокальность и назад в пространство и время. Забираясь в эти метеоры, вы можете узнавать о происхождении снов — быть может, даже о происхождении и природе вселенной.

Юнг сознавал, что его жизнь была каналом для Создателя сновидений. Он хотел узнать свою собственную и Его природу. Подобно Юнгу, Альберт Эйнштейн тоже хотел «узнать мысли Бога, все остальное — детали».[45]Сегодня мы можем сказать, что невидимый и невыразимый источник вселенной, возможно, не только парит на дальних окраинах реальности, в тысяче миль над Землей. Нам нет нужды ожидать еще одного воплощения в отдаленные времена, или околосмертного опыта, чтобы узнать, откуда мы произошли. На самом деле, сверхъестественный источник реальности, возможно, находится прямо перед нами, в подробностях повседневной жизни. Болтовня о вчерашнем дне, запахи дня сегодняшнего, ваши собственные непроизвольные движения и неудобные друзья — именно эти мирские события и есть «мысли Бога» или храм Создателя сновидений.

Поэтому ученик Создателя сновидений понимает, что храм его Учителя — это соседний волшебный момент во времени. Его учения подобны метеоритам, метеорам и волнам; это заигрывания, иррациональные события и двери сновидения.

Библиография

Arye, Lane. 2001. Unintentional Music: Freeing the Creativity Inside You . Charlottesville, VA: Hampton Roads Publishing.

Berry, Patricia. 1974. An approach to the dream. Spring (Zurich), 58–79.

— 1978. Defense and teleos in dreams. In Dragonflies: Studies in Imaginal Psychology , Irvine, TX: University of Dallas.

Bosnak, Robbie. 1997. Tracks in the Wilderness of Dreaming: Exploring Interior Landscape through Practical Dreamwork . New York: Delta Books.

Bulkeley, Kelly. 1996. Among All These Dreamers . Albany, NY: State University of New York Press.

Castaneda, Carlos. 1972. Journey to Ixtlan: The Lessons of Don Juan . New York: Simon and Schuster. (Русский перевод «Путешествие в Икстлан», Киев, София, 1992)

Coxhead, David, and Hiller, Susan. 1975. Dream Visions of the Night . London: Thames and Hudson.

Delaney, Gayle.1996. Living Dreams . San Francisco: HarperSanFrancisco.

Freud, Sigmund. 1953. The Interpretation of Dreams . New York: Basic Books, (первое издание вышло в 1900 г. Русский перевод: «Толкование сновидений», М.: Современные проблемы, 1913. Репринт: Ереван: Камар, 1991).

Garfield, Patricia. 1997. The Dream Messenger: How Dreams of the Departed Bring Healing Gifts . New York: Simon and Schuster.

-- 1991. The Healing Power of Dreams . New York: Simon and Schuster.

Gendlin, Eugene. 1986. Let Your Body Interpret Your Dreams . La Salle, IL: Chiron/ Open Court.

— 1962. Experiencing and the Creation of Meaning . New York: Free Press.

Hall, Calvin. 1966. The Meaning of Dreams . New York: McGraw-Hill.

Hall, James. 1991. Patterns of Dreaming . Boston: Shambhala.

Hillman, James. 1979. The Dream and the Underworld . New York: Harper & Row.

Houston, Jean. 1982. The Possible Human . Los Angeles: Jeremy P. Tarcher.

James, William. 1976. The Varieties of Religious Experience . London: Collier Macmillan (первое издание вышло в 1902 г. Русский перевод: «Многообразие религиозного опыта», М.: Русская Мысль, 1910. Репринт: СПб: Андреев и Сыновья, 1992).

Jung, Carl. Collected Works of C.G. Jung . Translated by R.F.C. Hull, edited by Gerhard Adler, Michael Fordham, and Herbert Read. Princeton, NJ (Bollingen Series 20): Princeton University Press. (Различные тома имеют разные годы публикации. В русском переводе собрание сочинений К.Г. Юнга практически полностью опубликовано в виде отдельных книг издательствами Рефл Бук-Ваклер и АСТ в сериях «Аналитическая психология» и «Классики зарубежной психологии»)

— Vol. 8. 1969. Structure and dynamics of the psyche. In On the Nature of Dreams .

— Vol. 9, part 1. 1968. Archetypes and the collective unconscious.

— Vol. 12. 1976. Psychology and alchemy.

— Vol. 14. 1968. Mysterium coniuntionis.

— 1961. Memories, Dreams, Reflections . New York: Random House. (русский перевод «Воспоминания, сновидения, размышления», Киев: AirLand, 1994)

Kaplan-Williams, Stephen. 1990. The Elements of Dreamwork . Dorset: Element Books.

Koch-Sheras, Phyllis R.E., and Hollier, Ann. 1983. Dream On: A Dream Interpretation and Exploration Guide for Women . Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.

Koch-Sheras, Phyllis R.E., and Sheras, Peter. 1991. Dreams and the Couple: Natural Partners . Paper presented at the Association for Sleep and Dreams Conference, Charlottesville,VA.

Krippner, Stanley, and Dillard, Joseph. 1988. Dreamworking: How to Use Your Dreams for Creative Problem Solving . New York: Bearly Limited. (русский перевод «Сновидения и творческий подход к решению проблем» М., Изд-во Трансперсонального Института, 1997)

LaBerge, Stephen. 1991. Exploring the World of Lucid Dreaming . New York: Ballantine Books (reprint). (Русский перевод: «Исследование мира осознанных сновидений». М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1995)

Mansfield, Victor. 1995. Synchronicity, Science, and Soul-making: Understanding Jungian Synchronicity through Physics, Buddhism, and Philosophy . La Salle, IN: Open Court.

Mbiti, John. 1997. African Religions and Philosophy . Oxford, England: Heinemann Publishers.

Miller, Robbie. 1998. The Two Hands of God: The Marginalization of Psi Phenomena . Master thesis. Portland, OR: Lao Tse Press.

Mindell, Amy. 2000. Metaskills: The Spiritual Art of Therapy . Portland, OR: LaoTse Press. (Русский перевод: «Психотерапия как духовная практика», М.: Класс, 1997).

— 1999. Coma: A Guide for Friends and Helpers . Portland, OR: Process Work Center of Portland. Portland, OR: Lao Tse Press.[46]

Mindell, Arnold. 2000. Dreaming While Awake: Techniques for 24-Hour Lucid Dreaming . Charlottesville, VA: Hampton Roads Publishing. (Русский перевод: «Сновидение в бодрствовании», М: Изд-во Трансперсонального Института-АСТ, 2003)

— 2000. Quantum Mind: The Edge Between Psychology and Physics . Portland, OR: Lao Tse Press.

— 1996. The Shaman's Body: A New Shamanism for Health, Relationships, and Communit y. San Francisco: HarperCollins. (Русский перевод: «Дао шамана», Москва, Изд-во Трансперсонального Института — Киев: София, 1996).

— 1988. City Shadows: Psychological Interventions in Psychiatry . New York, London: Penguin.

— 1987. The Dreambody in Relationships . New York, London: Penguin.

— 1985. River's Way: The Process Science of the Dreambody . London, Boston: Penguin.

— 1998. Dreambody: The Body's Role in Revealing the Self . Portland, OR: Lao Tse Press (первоначально опубликована издательством Sigo Press, Boston, 1982).

Morris, Jill. 1985. The Dream Workbook . Boston: Little, Brown and Company.

Moss, Robert. 1996. Conscious Dreaming . New York: Crown Trade Paperback.

Perls, Fritz. 1969. Gestalt Therapy Verbatim . Moab, Utah: Real People Press.

Tart, Charles.1969. Altered States of Consciousness . New York: John Wiley & Sons.

Ullman, Montague, and Zimmerman, Nan. 1979.Working with Dreams . London: Hutchinson and Co.

Von Franz, Marie Louise. 1974. Number and Time: Rejections Leading Toward a Unification of Depth Psychology and Physics . Evanston, IL: Northwestern University Press.

[1]См. «Квантовый ум» и «Сновидение в бодрствовании: методы 24-часового осознанного сновидения».

[2]Здесь Минделл имеет в виду первичный (не интерпретированный) чувственный опыт (sentient experience ), а не привычные нам данные органов чувств, представленные сознанию (т. е. восприятия) (пер.).

[3]К.Г. Юнг использовал термин «Создатель сновидений» в обыденной беседе.

[4]Я исследую смысл термина «Сновидение», используемого австралийскими аборигенами, в первой главе книги «Сновидение в бодрствовании»

[5]Я объясняю свою интерпретацию квантовой физики в книге «Квантовый ум: грань между физикой и психологией».

[6]В 1974 г. издательство Северо-западного Университета опубликовало внушительную книгу фон Франц, в которой говорится, в основном, о теории чисел.

[7]См. книгу «Сновидящее тело», недавно переизданную издательством «Лао Цзы Пресс».

[8]Квантовая волновая функция, или просто «волновая функция» представляет собой математическую структуру, используемую в физике для описания свойств частиц.

[9]Точнее говоря, квантовая волновая функция представляет собой тенденцию, дающую начало вероятностной природе повседневной реальности. Математически говоря, «коньюгация» этой функции для некоторого события дает величину вероятности этого события. Более подробно о смысле этой математики можно прочитать в моей книге «Квантовый ум», гл. 14 и 15.

[10]См. «Многообразие религиозного опыта», стр. 55

[11]Это тоже взято из книги «Многообразие религиозного опыта», стр. 218

[12]Далее Гендлин говорит: «Переживание доконцептуально… это процесс, деятельность, функционирование, а не собрание статичных вещей».

[13]См. хорошие работы Патрика Делани, Джемса Холла и Монтегю Ульмана в разделе «Литература для чтения» в конце книги.

[14]Я признателен Фреду Кане, который указал мне на эту статью в выпуске Лос-Анджелес Таймс от 6 июня 1999 г.

[15]В оригинале «Mind over Matter». Эта фраза имеет еще несколько значений, в том числе «Откровенное мнение» (пер.)

[16]Подробнее о каналах восприятия см. в моей книге «Путь реки»

[17]Следует еще раз напомнить, что здесь речь идет о «восприятии за счет первичной чувствительности » (sentientperception), а не о «восприятии органами чувств » (sensoryperception), которое мы привыкли называть «чувственным восприятием», хотя в действительности оно представляет собой акт осознания уже проинтерпретированных чувственных данных, то есть, представление(representation). Представление всегда происходит в конкретной модальности (или модальностях) — зрительной, слуховой, осязательной и т. д — хотя и не обязательно в той же, в которой имело место чувственное восприятие, тогда как первичная чувствительность (sentience) не имеет определенной модальности. Это очень важное различие, но его трудно передать по-русски, не нарушая стиля повествования автора. Скорее всего, можно предположить, что Сновидение предшествует разграничению субъекта и объекта , а первичное чувственное восприятие — «замечание тенденций Сновидения» — это то, что происходит в процессе возникновения этого разграничения. Хотя Минделл и называет его «недуалистическим опытом» (то есть, опытом, не требующим разграничения субъекта и объекта), само понятие «восприятия» предполагает, что существует некто, воспринимающий нечто, которое, в силу этого, отлично от него самого. С другой стороны, можно «замечать тенденции», составляющие неотъемлемую часть того, кто или что замечает. Это кажущееся противоречие определяет пограничный характертакого состояния. Оно чем-то напоминает то, что Кен Уилбер называет Одним Вкусом, из которого возникают все «более низкие» уровни реальности. См. К. Уилбер, «Один Вкус», М., Трансперсональный Институт — АСТ, 2003 (пер.)

[18]Эту идею о том, что Бог создал мир для того, чтобы познать Себя, можно найти в системах убеждений многих мистиков, в том числе, в работе Юнга «Ответ Иову» и в сочинениях Райнера Марии Рильке и Уильяма Блейка.

[19]Автор использует термин «edge», который может означать «грань», «край», «кромка» или «бордюр». По видимому, в данном контексте его лучше всего переводить словом «бровка» (возвышение, отделяющее тротуар от проезжей части улицы), поскольку оно ассоциируется не только с наличием барьера , но и с разницей уровней. Бровки не дают заезжать на тротуар машинам, находящимся на «более глубоком» уровне (пер.).

[20]Альберт Эйнштейн в своей теории относительности поставил под сомнение абсолютность общепринятых представлений о пространстве и времени. Он показал, что измерение расстояния и длительности во времени зависит от системы отсчета, в которой оно производится.

[21]Возможно, будет удобнее следить за ощущениями, возникающими при движении воздуха в носу; некоторые школы йоги рекомендуют именно такой метод (пер.)

[22]На самом деле, работая со сновидениями, лучше всего быть осторожным в отношении точки зрения, с которой вы интерпретируете сны, и, самое главное, не забывать о точке зрения клиента.

[23]Английское слово weaving в переносном смысле означает «придумывание, сочинение» (сравните русское «рифмоплёт». Автор намеренно использует эту игру слов, намекая на способность Сновидения «плести» или «ткать» ткань реальности (пер.)

[24]В оригинале “trip”, то есть переживание измененного состояния сознания под влиянием психоактивного вещества (пер.)

[25]Более подробное введение к вспышкам-заигрываниям можно найти в моем исследовании квантовых феноменов и всестороннем обсуждении сходных понятий из культуры австралийских аборигенов; см. «Квантовый ум: грань между физикой и психологией», гл. 15–18. См. также главы 3 и 4 в книге «Сновидение в бодрствовании: методы 24-часового осознанного сновидения».

[26]В частности, я здесь имею в виду работу физика Джона Кремера из университета Сиэтла, чья идея объяснения системы квантово-волнового отражения в терминах электронных устройств первоначально была предложена в качестве не более чем аналогии. Более подробно об этом см. «Квантовый ум», гл. 18.

[27]См. главу 4 моей книги «Сновидение в бодрствовании: методы 24-часового осознанного сновидения»

[28]Свою первоначальную работу о синхронности Юнг писал при поддержке Вольфганга Паули и закончил в 1950-х годах, перед самой смертью Паули. См. «Синхронность: непричинный связующий принцип» (K.G. Jung, Collected Works , vol. 8). С тех пор исследования синхронности проводятся в Институте Фон Франц в Цюрихе. Дальнейшим развитием идей Юнга и Паули стала блестящая работа «Синхронность» физика Виктора Мэнсфилда из университета Колгейта. Прекрасную статью о синхронности с процессуально-ориентированной точки зрения написала Робби Миллер (Портлендский центр процессуальной работы, 1998). См. также обсуждение синхронности в связи с принципом относительности в моей книге «Квантовый ум», гл. 27

[29]Имеются в виду органы чувств (пер.)

[30]См. K.G. Jung, The Collected Works , vol. 5, paragraph 404.

[31]См. K.G. Jung, The Collected Works , vol. 5, paragraph 644.

[32]На эту аналогию и на сопоставление архетипов и частиц меня навела частная переписка с канадским физиком, профессором Чарльзом Кардом.

[33]Спасибо Ричарду Левитону, указавшему, что у жителей Запада, индусов, китайцев и других культур существуют разные названия для созвездий. Например, жители Запада называют созвездие Орионом, тогда как индусы видят в нем антилопу.

[34]Я более подробно рассказываю о творческих методах терапевтического вмешательства без применения лекарств в книге «Тени большого города: Психологические методы в психиатрии». Для подобного подхода необходим опыт работы со Сновидением и с людьми во всевозможных состояниях сознания.

[35]Дикобраз — родственник крота; все его тело покрыто длинными острыми колючками, кроме подбрюшья, где у него мягкий мех. При опасности дикобраз свертывается в шар так, что его колючки торчат во все стороны.

[36]Возможно, некоторым читателям будет полезна кое-какая общая коллективная информация. Слоны — общественные животные, и они собираются в небольшие стада для защиты от хищников. Каждой семьей управляет доминирующая самка, или матриарх. При возникновении угрозы, члены стада окружают детенышей, чтобы защитить их от опасности, и либо матриарх выступает навстречу опасности, либо все стадо отступает в плотном строю. Я мог бы использовать в своем рассказывании истории информацию о том, что слоны — общественные животные, руководимые могучей самкой, но в то время не подумал об этом. Кроме того, крайне важной, особенно для Джона, была бы информация о том, что Ганешу — великого бога письма и мудрости в индуизме — изображают с головой слона !

[37]Я обсуждаю рассказанные Кастанедой истории Дона Хуана в книге «Тело шамана» [В русском переводе — «Дао шамана» (пер.)]

[38]Поскольку я исследую то, как Сновидение проявляется через двери телесных симптомов, жестов отношения и зависимостей в книге «Сновидение в бодрствовании», я ограничу свои замечания по этим темам данной сноской.

Нам давно известно, что хронические симптомы связаны со сновидениями детства. Например, попробуйте сосредоточиваться на своем нерациональном ощущении энергии, заключенной в симптоме — энергии, которая, как вы чувствуете, создает этот симптом — а не просто на внешнем описании симптома такими понятиями, как «боль», «ноющий живот» и т. п. Будьте уверены, что вы имеете дело с энергией, которая, как вы ощущаете, создает симптом, и не обязательно вашу реакцию на эту энергию. Например, простуда вызывает у вас усталость, но творческая энергия простуды может вызвать у вас насморк. Если вы позволите этой энергии (например, раздражителю, вызывающему насморк) выразить себя в виде образов и звуков, то обнаружите сцены, встречающиеся в сновидениях. Я назвал это открытие «сновидящим телом» Более подробно об этом можно прочитать в моих книгах «Сновидящее тело» и «Работа со сновидящим телом».

Подумайте о возможности того, что тенденции к зависимости, подобно симптомам, также представляют собой двери сновидения. Химическая зависимость — то есть, привязанность к любому веществу, которое угрожает вашему здоровью, и которое вы должны принимать все в больших дозах, чтобы добиться одного и того же эффекта — связана с потребностью в специфическом изменении состояния вашего ума. Если вы переживаете это измененное состояние ума в своем воображении, и входите в это состояние, не принимая наркотик , то развертываются истории, которые можно найти и в ваших снах. Таким образом, зависимости представляют собой двери сновидения, так же, как симптомы и особые фразы — все они проявляют Сновидение.

Непреднамеренные сигналы отношения, случающиеся при разговоре с другим человеком, также отражаются в снах (см. мою книгу «Сновидящее тело во взаимоотношениях»). Замечайте такие двери сновидения — то есть, такие сигналы — при разговоре с кем-либо, и разверните один из них, углубляя или усиливая этот сигнал. Например, если ваше тело отстраняется от кого-либо, попробуйте осознанно отступить назад и позволить развернуться истории о человеке, который это делает — и весьма вероятно, что вы обнаружите эту историю в своих снах. Сигналы отношения — это тоже двери сновидения!

Вы можете понимать свои сны с помощью непроизвольных движений, которые происходят при ходьбе. Встаньте и попробуйте ходить. Через минуту или две начните замечать непроизвольные тенденции движения и позвольте этим тенденциям выражаться в движении. Если вы развертываете их в танец или пантомиму, то также сможете обнаружить, что и непроизвольные движения представляют собой двери для Сновидения, которые объясняют сны.

[39]Здесь, в отличие от других мест книги, речь идет о сне, как физиологическом процессе (англ. sleep ), а не о сне, который вам снится (англ. dream ) (пер.)

[40]Процессуально-ориентированный терапевт Лейн Арье подробно обсуждает использование музыки в своей увлекательной книге «Непреднамеренная музыка» (Hampton Roads, 2001).

[41]Само это протестантское религиозное песнопение уже можно считать мощной «дверью сновидения», поскольку поющий ставит себя на место персонажей из жизни и притч Иисуса, тем самым изменяя состояние своего сознания (пер.)

[42]Разумеется, это большое упрощение. Волны (в отличие от приливов и отливов) вызывает не непосредственно притяжение Луны, а его взаимодействие с земными факторами — физическими свойствами воды и воздуха. Точно так же, «проблемы» и «двери сновидения» обусловлены взаимодействием Сновидения (или Духа) и «маленького ‘я’». В этой связи очень интересно сопоставить идеи А. Минделла и К. Уилбера (см., например, его книги «Око Духа», «Психология будущего», «Один Вкус» и др.), поскольку будучи совершенно различными, они во многом дополняют друг друга (пер.)

[43]Он рассказывает об этих замечательных видениях в 10-й главе своей автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления»

[44]См. «Воспоминания, сновидения, размышления» [Киев, AirLand, 1994], стр. 188 и далее

[45]Полная цитата из Эйнштейна приведена на первой странице 1-й главы этой книги

[46]Lao Tse Press, P.O. Box 40206, Portland, OR 97240-0206 USA. Telephone: 503-222-3395.

Наши рекомендации