Символы, срезанные с дерева Сновидения

На рис. 13 показано, как символы прорастают из Сновидения в Страну грез, а затем движутся дальше в мир двойственности. Символы находятся в середине моего «древа возникновения». По мере роста Сновидения, оно проявляется в образах снов, а также в движении, звуках, ощущениях, запаха — во всех различных каналах восприятия посредством органов чувств.

(Рис. 13. Древо возникающего опыта. Надписи на рисунке, сверху вниз: Реальность консенсуса; Страна грез; Возникающие символы)

Основная мысль состоит в том, что символ подобен веточке, которую можно срезать с дерева. Символ, отрезанный от Сновидения прошедшей ночью, будет снова расти, если поместить его обратно в Сновидение — так сказать, в вазу с водой. Символ — это ветка, подобная этому цветку, срезанному с яблони (см. Рис. 14).

(Рис. 14. Цветок яблони на ветке, срезанной с дерева)

Если поставить эту ветку с цветком в воду, подождать, пока не появятся тонкие нежные корешки, а затем посадить ее в землю, то из нее вырастет еще одна яблоня, такая же, как та, с которой ее срезали!

Так и символы, хотя и отрезанные от дерева Сновидения, по прежнему обладают потенциальной творческой способностью, даже хотя они вырваны из контекста, из процесса Сновидения. Поместите символ обратно в воду Сновидения, из которой он происходит, и вы увидите весь сон, а не только смысл или красоту этого отдельного символа.

Почему символы являются само-порождающими? Это глубокий вопрос и он, вероятно, связан с другими трудными вопросами — например, что такое жизнь, что такое Сновидение и как была создана вселенная. Как появилась вселенная, в которой мы живем? Каким образом она возникла из Большого Взрыва и развернулась в невообразимое многообразие, включающее в себя эту маленькую планету по имени Земля?

Мне нравится теория вселенной, предложенная физиком Джоном Уиллером. Уиллер, удостоенный за свою работу по черным дырам Нобелевской премии, придумал схему устройства вселенной, которую он продемонстрировал на одной из вечеринок в честь дня рождения Альберта Эйнштейна (см. Рис. 15)

(Рис. 15. Рисунок Уиллера, на котором вселенная смотрит на саму себя. Надписи на рисунке: слева — Сегодня; справа — В далеком прошлом)

Уиллер предположил, что наша вселенная — это существо, похожее на рыбу, которую разбирает любопытство относительно самой себя, так что она оглядывается и смотрит на себя. Вселенная начиналась «в далеком прошлом» с маленького существа в хвосте показанного выше рисунка, и Ее ум «сегодня» оглядывается на ее историю. Согласно этой модели, наша вселенная является саморефлексивной: Она «размышляет» о самой Себе. В психологии и физике многое говорит в пользу этого представления, что вселенная хочет познать Себя. Достаточно лишь вспомнить о детском любопытстве и о нашем интересе к новому. Существует изначальная тенденция замечать то, что «притягивает» наш взгляд. Мы всегда пребываем в состоянии любопытства, присматриваясь к окружающему.

Обобщение нашей тенденции с интересом смотреть вокруг состоит в том, что вселенная интересуется Собой. Это допущение саморефлексивности необходимо для понимания современной физики; оно придает смысл квантовой механике. (Более подробно об этом написано в моей книге «Квантовый ум»).

Вы замечаете этот шаблон саморефлексивности в своих снах и в проблемах, которые постоянно повторяются, отражаясь во всем, что вы делаете — в вашем теле, ваших фантазиях, взаимоотношениях и т. д. Создатель сновидений склонен к саморефлексивности; именно так он извлекает все на свет — Он порождает Сам Себя. Формулируя это на языке мистики, я бы предположил, что Сновидение создает двойственность в качестве способа смотреть на Себя. Оно должно быть любопытным, создавая бесконечные части, и превращения, и уровни, которые могут размышлять друг о друге.

Позвольте предложить вам эксперимент. Поговорите с кем-нибудь о том, что вас интересует, и запишите этот разговор на пленку. Затем перепишите его на бумагу. Вы увидите, что многократно повторяетесь. Создатель сновидений по самой своей природе саморефлексивен. Когда Он хочет донести информацию, то снова и снова размышляет о Себе. Суть здесь в том, что если вы проникаете в силу Сновидения символа — если вы приближаетесь к Стране грез — то символ сам собой будет расти дальше и, в конце концов, объяснит сам себя на языке, понятном вашему обыденному уму.

Разговоры о том, что вас пленяет, что занимает ваш ум, и к чему вы неравнодушны — это форма развертывания Сновидения и его рефлексивности. Есть много способов развертывания Сновидения таким образом — например то, что я называю сплетнями и выяснением сути символов.

Сплетни

Сплетня представляет собой разновидность рассказывания историй — обычно бессознательного — и один из методов выяснения сути символа посредством непреднамеренного усиления и отражения. Сплетничание включает в себя высказывание удивительных и запретных вещей о ком-либо, передачу информации о чем-то другом, не являющимся вами. Сплетни и Сновидение очень близки друг к другу.

Обычно на сплетни смотрят с презрением. Однако, сознательно сплетничая о символе сновидения, вы, так сказать, даете ему массу воды, так что он может расти. Сплетничайте со сновидцем так, чтобы он забывал, что говорит о сне, и терялся в разговоре о части сна, на которой он сосредоточивается.

Например, вам снилась тетя Молли. Вы рассказываете мне сон, а затем мы расслабляемся и начинаем болтать. Вдруг, без какой-либо видимой причины, у вас вызывают интерес розы в моей комнате. Вы говорите: «О, какие у вас красивые розы». Дальше вы говорите: «Тетя Молли любит розы». Я спрашиваю, почему она любит розы, и вы просто повторяете, что она их любит; в действительности, ей больше всего нравится их выращивать. Вы говорите мне, что она лучше всего чувствует себя в своем саду, поскольку она похожа на этот сад, она «такая естественная и чуткая».

Когда вы забыли, что мы работали над сновидением, то оказались в слегка измененном состоянии, называемом сплетничанием или рассказыванием историй. Расслабьтесь. Сплетничание, или болтовня — это невероятный метод развертывания ассоциаций. Они просто случаются; их не нужно «извлекать». Информация и ассоциации возникают сами собой. Ассоциация с тетей Молли состоит в том, что она любит розы, и она естественная и чуткая!

Огромное преимущество болтовни — ее способность добираться до смысла символов. Это спонтанное действие, а не работа. Пока вы чувствуете, что «работаете» над сном, вы наносите вред Сновидению. Сновидец становится скованным. Взамен, вам нужно лишь позволить Сновидению делать его работу. Болтовня может помочь.

От символов к Сновидению

Самый прямой способ добраться до корня символа и дать ему сновидеть дальше состоит в том, чтобы просто задать вопрос об этом корне. Какова тенденция, первооснова символа? Какова подоплека, из которой возник символ дерева?

Например, возвращаясь к тете Молли, вы могли бы попросить сновидца вспомнить Молли, немного описать ее, а затем описать ее сущность, Сновидение, тенденцию, которая существовала до того, как дать начало тете Молли. Сновидец должен будет немного подумать над этим, а затем ощутить, что тетя Молли и даже роза — это просто названия почти невыразимой сущности. На словах сновидец мог бы сказать, что тетя Молли похожа на розу, корень которой чрезвычайно чувствителен.

Чтобы добраться до первоосновы символа, вы должны описать ее и задать вопрос о ее сущности — ощущении, тенденции Сновидения — скрывающейся за символом. Затем вы можете войти в эту сущность, и Она будет развертываться или отражать Себя, пока вы не переживете Ее смысл и что Она хочет делать в вашей жизни.

Работая со сновидениями, позволяйте вашему обыденному сознанию расслабляться, чтобы вы могли погрузиться в символы путем рассказывания историй, болтовни, либо нахождения корня Сновидения. Все остальное сделает Сновидение.

Например, предположим, что вам приснился ребенок. Вместо того, чтобы интерпретировать этого ребенка как свою спонтанность, вы могли бы спросить себя, какова сущность, первооснова этого ребенка, энергия, дающая начало символу ребенка. В принципе, на этот вопрос есть множество ответов, но одним из них могло бы быть счастье. Возможно, что сущностью ребенка в вашем сне было счастье.

Внутренняя работа

Для дальнейшей тренировки в собирании ассоциаций и нахождения их первооснов, попробуйте делать следующее.

1. Выберите персонаж или символ из одного из своих снов. Опишите этот персонаж или символ как можно точнее.

2. Теперь попробуйте посплетничать об этом символе. Скажите о нем что-либо запретное или забытое. Появляются ли какие-либо истории и измененные состояния, когда вы думаете или говорите об этом символе, и если да, то какие?

3. Теперь почувствуйте, что вы сами возникаете в чем-то так же, как этот символ, и исследуйте его природу, спрашивая себя, какая сила, энергия или сущность дала ему начало. Найдите энергию Сновидения, первооснову этого символа, и исследуйте ее. Ощутите ее, будьте ей, дайте ей происходить. Позвольте ей развертываться. Чем она становится или стремится стать в повседневной жизни?

4. Наконец, спросите себя, почему Сновидение использовало этот символ для Своего выражения.

Узелки на память

1. Символы подобны веточкам. Поместите их обратно в Сновидение, дайте им воды, и работа со сновидениями происходит как по волшебству.

2. Чтобы понять смысл символов, сплетничайте о них, рассказывайте истории, и обретайте непосредственный доступ к скрытой за ними сущности.

Математика сновидений

Мне нравиться думать на языке математических метафор, так что, пожалуйста, оставайтесь со мной в математических рассуждениях о символах. Я знаю, что как только я говорю что-либо о числах, некоторые читатели недовольно ворчат. Пожалуйста, успокойтесь; в моем использовании математики больше интересного, чем вы, возможно, привыкли думать.

Припомните, что в главе 5 я говорил, что символ похож на веточку, отрезанную от основного растения — Сновидения. При наличии воды ветка пустит корни и ее можно будет снова посадить, чтобы выросло новое растение. Как ни парадоксально, ветка вырастает из корня и, в то же время, может становиться корнем чего-то нового.

Символы подобны веткам. Они происходят из корней в Сновидении и, как я покажу в этой главе, при пересадке сами становятся корнями событий в повседневной жизни.

В главе 5 вы заметили, как возникают сноподобные образы, когда вы сосредоточиваетесь на своем дыхании. Когда вы находитесь в измененном состоянии сознания, в сфере, где контроль над ситуацией больше не принадлежит исключительно сознательному уму, то замечаете, как возникают символы, когда проявляется и размышляет о Себе чувственный опыт. При наличии осознанности вы можете отслеживать возникновение сознания. Прослеживая возникновение образов в медитации, вы замечаете не только, как они возникают из этой чувственной пустоты — Сновидения — но и то, как они непроизвольно порождают «ваши» идеи и действия в обыденной жизни.

Как будто Сновидение создает область для себя в Стране грез, а символы снов в Стране грез создают свою собственную область в событиях повседневной жизни. Таким образом, первооснову повседневной жизни можно находить в снах, а первооснову снов можно переживать в Сновидении. Возьмем пример сна о тете Молли из предыдущей главы. Первооснову Молли, как персонажа сновидения, составляют естественность и чувствительность, а она, в свою очередь, может быть первопричиной внимательного поведения в повседневной жизни.

С математической точки зрения, если Сновидение — первооснову всего — обозначить буквой X, то символы, возникающие из этой первоосновы и проявляющиеся в Стране грез можно обозначить как X в квадрате, или X умноженное на X. В математическом выражении X в квадрате можно записать как X X, или X2. (Помните математику? 3 в квадрате — это 3 3, или 9).

Математика выражает вещи кратко. Корень квадратный из X2 равен X, а X в квадрате — это X2. Когда X — опыт в Сновидении — само-отражается — он возводит себя в квадрат. Но что означает это возведение в квадрат? Когда вы берете линию в два сантиметра длиной и возводите ее в квадрат, линия становится маленьким квадратом с площадью в четыре квадратных сантиметра. Точно так же, Сновидение, или X, создает в Стране грез пространство, или X2. Например, если X представляет тонкий и чувственный опыт, как то, чувствительность, то X2 может быть символом сновидения, наподобие тети Молли.

В любом случае, когда Сновидение развертывается, Оно возводит себя в квадрат, превращаясь в Страну грез. Точно так же, когда символы развертываются в Стране грез, они возводят себя в квадрат, само-отражаются, так сказать, создавая область в реальности консенсуса. В примера сна о тете Молли чувствительность дает начало образу Молли и внимательности в повседневной жизни. (В математической записи это выглядело бы как X X = X2, а также X2 X2 = X4). События и символы сна создают для себя место в вашем сознательном уме. Хотя у Сновидения, снов и реальности разные языка, они, судя по всему, развертываются друг из друга по одной и той же математической схеме.

В качестве еще одного примера, вспомните опыт Сновидения и мусороуборочную машину, упоминавшиеся в предыдущих главах. Я пробуждался и ощущал некое нарушение спокойствия. Это — «X». По мере моего дальнейшего пробуждения, это нарушение спокойствие превращалось в символы в Стране грез — в звон цимбал в некой симфонии. Наконец, эти музыкальные сноподобные события развертывались в повседневную жизнь и мусороуборочную машину на улице. Последнее наблюдение представляло собой, так сказать, X4. Математическая аналогия показывает, что первоосновы того, что мы называем общепринятой реальностью, можно найти в снах, а первопричины снов можно найти в Сновидении.

Основная идея тут состоит в том, что процессы сознания могут представлять собой разновидность само-отражения, подобного процессу возведения в квадрат. По аналогии, нахождение сущности наблюдения в повседневной жизни требует возвращения к его первооснове.

Все это попросту означает, что корни повседневной реальности можно находить в снах, а корни символов можно находить в чувственных переживаниях Сновидения. Вместо того, чтобы раздумывать об этом, давайте используем следующее упражнение, чтобы ощутить, что все это значит.

Наши рекомендации