Человек внутренний и внешний
Важно понимать, что, даже идя рациональным совершенно путем постепенного осознавания устройства под названием «человек» и устройства под названием «человеческая жизнь», мы все упираемся в проблему, которой мучились мыслители на протяжении всей истории человечества: Я и Мы .
Мысля последовательно, корректно, не отвлекаясь на иллюзорные комбинации, мы приходим в одно и то же место. И это место – мы сами. Каждый, кто дошел до этого места, вынужден спросить себя: рождаться или не рождаться? Второе базовое событие – организовывать себе или не организовывать?
Обойти это место – значит изменить своему интеллекту. Любой шаг назад – это измена своему интеллекту, своей человеческой способности мыслить. Можно на этом месте остановиться, не превращать это знание в деятельность. Но нельзя повернуть назад.
Если мы допустим, что тайна реального действия в том, что оно совершается реальностью, то между человеком и реальностью должно быть нечто, что координирует их действия. Некое нужно координирующее пространство – это и есть субъект . И тогда действие реальности и действие человека совпадают.
Итак, есть три категории, характеризующие умственные способности человека – его ментальную сферу.
Первая категория – это интеллект – способность создавать ментальный продукт, не связанный с обслуживанием потребностей.
Вторая категория – это ум . Ум – это возможность видеть в потоке информации связи, взаимоотношения, структуры, системы. Для этого всегда необходимы творческие усилия. Ум – способность человека выявлять связность в хаосе информации.
Третья категория – мудрость – все, что связано с общением, с коммуникациями между людьми. Мудрость – восприятие любого другого человека как источник знания.
Высшая форма индивидуального самоосознавания – переживание. Никакое самое изощренное рацио, никакая самая изощренная рефлексия не заменят переживания. База переживания – это факт бытия, который, к счастью, не зависит от наших жизненных извращений. Только переживание превращает абстрактные логические, металогические построения, философские обоснования в реальность жизни, только то из информации, что пережито, превращается в жизнь, в живое знание. Переживание дает возможность любой степени включенности . Когда появляется возможность любой степени включенности, пространство и время становятся вашим личным пространством и вашим личным временем, то есть вы становитесь хозяевами этих совсем уже не абстрактных, а конкретных качеств жизни. Вы не только можете включиться в любой доступный вам энергетически объем пространства, вы еще можете включить любую скорость (условно назовем это скоростью) времени в этом пространстве, и, соответственно, у вас будут совсем другие отношения не только с абстрактно-духовными категориями, но и с вполне житейскими.
Первичная структура – это сам мозг, структура мозга. Структура предельно сложная, до сих пор не существует ни научного, ни ненаучного описания структуры мозга как целостности, не только как целого, но и как целостности. Слишком сложная.
Вообще у нас всего два первичных канала: это плоть как целое и самая сложно организованная плоть – мозг с нервной системой. Первичное структурирование модулированной энергии, идущей от реальности, происходит структурой самого мозга и нервной системы.
Для мыслящего существа очень важно осознавать, что все начинается внутри, а не снаружи. На Востоке это давно знали в силу так называемой интровертности восточной культуры, поэтому они доходили до крайности и говорили, что весь мир – это на самом деле проекция нашего сознания.
Пространство сознания структурировано системой координат и принципом иерархии. Для дальнейшего структурирования субъективной реальности мы ввели три дополнительных ключевых понятия.
• Метод качественных структур (МКС), то есть структура «большого целого» как базовая структура сознания, его интеллектуальной части, осознанной.
• Резонанс как возможность задействовать ресурс плоти, управлять им и таким образом создавать ситуацию переживания как единственно возможного способа технологического использования целого . В данном случае целое становится доступным для технологии, которая позволяет нам качественно иное взаимодействие с информацией.
• Переживание как источник знаний, получение информации, обработка информации и выдача информации.
А как можно выдать информацию не в тексте? как создать ситуацию сопереживания? Эта ситуация сопереживания, прямой передачи знаний и называлась всегда любовью, или, для уточнения, божьей любовью. Любовь – это снятие дистанции. А дистанцию можно снять между собой и другим, между собой и собой как Другим, между собой и другим человеком, между собой и любым объектом, между собой и мирозданием в целом только с помощью резонанса. Таким образом, когда из двух вы станете одним – знаменитая мысль древних текстов, – это когда вы сумеете с чем угодно входить в резонансное взаимодействие и создавать ситуацию сопереживания. Таким образом снимается любая противоположность, любая дихотомия, в том числе и внутренние противоположности.
Постоянная внутренняя коллизия – это противоборство личности и субъекта . Это столкновение внешнего и внутреннего будет сопровождать вас всю жизнь. Ибо здесь встают два вопроса: управления и энергообеспечения. Личность получает ресурс извне, и получает его постоянно, кроме того, она связана с потребностями, которые обслуживает наше мышление. Поэтому отношения между субъектом и личностью , между внутренним и внешним , – это одна из основных забот взрослого самостоятельного человека. Баланс внутреннего и внешнего необходимо поддерживать постоянно. Помнить и быть внимательным.
Личность – это колоссальное устройство, никакой типологией ее невозможно ни исчерпать, ни объяснить. И когда вы в силу желания большей эффективности начинаете взращивать субъект , вы должны понимать, что главным его оппонентом всегда будет личность , которая не хочет уступить центр управления субъекту .
Только наличие субъекта с его особыми свойствами позволяет помнить о необходимости баланса между внешним и внутренним. Помнить и быть внимательным – самая трудная задача в этом теле. Это действительно так.
Просто чтобы помнить о том, что вы знаете, уже нужен субъект .
Субъект создается изнутри нашим Я . И чтобы это самое Я было действенным, эффективным, практичным, когда нужно, и непрактичным, когда нужно, вы должны четко понимать, что суть в том, чтобы не избавиться от Мы , а чтобы осознать до конца существование этих двух составляющих человека. Человек – существо принципиально двойственное.
Глубинное, причинное осознавание единства и противоречия Мы и Я – это и есть подлинная диалектика по отношению к конкретно взятому человеку. Если человек делает вид, что он избавился от Мы , то он тут же создает фантастическую виртуальную компанию: бог, ангелы, архангелы, серафимы… Ниоткуда нельзя выйти, потому что это и есть двуединство человека, как птица: одно крыло – Я , другое крыло – Мы , а посередине ноль, пустота. Когда мы говорим «личность как совокупность отношений», мы понимаем, какая это потрясающая система, и мы понимаем, что действительно свобода воли – это свобода изменить отношение. В личности, не в персоне и не в таковости, а именно в личности, такое там такое количество вариаций, что мы можем поменять отношение на какое угодно к чему угодно.
Борьба между богом и дьяволом за человеческую душу – это мифологическая проекция вечного противоборства Мы и Я . Причем, заметьте, в разных мифологических системах то Я – бог, Мы – дьявол, то наоборот. А убрать противопоставление невозможно, и только отдельные мыслители, такие как П. Флоренский или Никола Кузанский, понимали, что тут какая-то тайна двоемыслия.
Что это дает практически? Возможность ориентироваться в текстах и речах товарищей из Мы – определять, кто именно в данный момент говорит, кто у власти?
И если бы это двоемыслие не существовало, то никто бы ничем не мог управлять. Все бы так и осталось на уровне социальных примитивных рефлексов стаи. Поведение человека, нерефлексирующего и поэтому не видящего себя изнутри, в большой степени легко описывается зоопсихологией.
Вот почему надо четко дифференцировать, что безусловно принадлежит Мы , а что может принадлежать Я . Но и в том, и в другом случае личность является тем качеством изделия homo sapiens vulgaris, с помощью которого происходит объективизация, реализация, самоутверждение человека.
Задача предельной реализации – объективация своей целостности – резонанс между субъектом и реальностью . Выполнимость этой задачи зависит от того, поставил ли человек себе такую задачу. Стратегическую сверхзадачу – миссию проекта «человек».
Заключение
Но вечность вброд не перейти,
Не отменить ее законы,
И будет свет в конце пути,
И будут лица, как иконы.