Общие принципы Саморегуляции

(Из доклада «Использование 16-значного кода для

формирования дифференцированных функциональных состояний»)

Все знают об аутогенной тренировке (AT) или хотя бы слышали о ней. Странная вещь с ней происходит. Сеан­сы AT проводятся во многих местах. Людей пытаются обучить в домах отдыха и санаториях, но тех, кто делает это самостоятельно, единицы. Существует множество ув­лекательных книг на эту тему. Несмотря на это людей которые постоянно практиковали AT, очень мало. Пре­имущественно это те, кому такая практика необходима сугубо для функциональных, служебных дел.

Вполне вероятно, что так обстоит дело с любой, самой совершенной методикой, поскольку это общее правило человеческой активности: что-либо новое человек дела­ет только в том случае, если не срабатывает привычный набор средств.Привычный набор средств — это те сред­ства, которые человек получает в процессе социализа­ции, образования, обучения профессиональным навы­кам, при общении с людьми. Ими он пользуется не задумываясь, и это, конечно, не специальные средства, а то, что является привычным.

Например, для человека в ситуациях информацион­ной неопределенности может быть привычным прини­мать решения, подбрасывая монетку, — «орел» или «решка». Выясняется, что это не столь и бессмысленно. Однажды был проделан интересный эксперимент: в се­зон рыбной ловли капитанам рыболовных сейнеров было предложено, в случае если они не смогут принять однозначного решения для выбора района рыбного лова, опираясь на свои профессиональные знания и интуицию, загадывать «орел» или «решка» и подбрасывать монету. В этот сезон улов увеличился на 15 %. Оказалось, что та­кой пустячок играет очень большую роль.

Существует система самовнушения в классической народной форме: на шелковой ниточке подвешивается обручальное кольцо, и таким образом происходит гада­ние. Результат гадания, его значение воспринимаются в зависимости от того, как будет качаться кольцо, — вдоль, поперек или как-то еще. Этакий «говорящий маятник». Существует и «усовершенствованное» обручальное коль­цо — лоза. С ней связано лозоходство. Сейчас появились рамочки.

В одной лаборатории отдела теоретических проблем АН СССР проводили испытания, в которых выяснили, что все эти вещи действуют как некий усилитель по от­ношению к той информации, которую человек получает на подпороговом уровне, то есть усиливается не инфор­мационный вход, а выход (человек не получает больше информации через рамочку, а способен таким обра­зом выдать больше информации уже имеющейся, но не имеющей выхода). Правильно или неправильно ответит маятник, зависит от того, какая неучтенная информация есть в человеке, который прибегает к такому способу.

Маятник усиливает этот слабый сигнал до 10 раз, ра­мочка — до 100-200. Иногда у тренированного, специ­ально обученного человека, который этим занимается профессионально, — до 1000 раз. А визуализация, если ее использовать сознательно, — до 10 тысяч раз. Таким об­разом, человек может во сне увидеть нечто, что поможет ему решить какую-то сложную проблему за счет того, что визуализация является очень эффективным способом усиления слабых сигналов. Таким образом, можно ска­зать, что саморегуляция — это весьма обширная область деятельности, направленная на самого себя.

Это может быть деятельность по самоуправлению в со­ответствии с заданной программой, это может быть дея­тельность по самоформированию в соответствии с конеч­ным продуктом, это может быть деятельность по управ­лению какими-то своими функциями в соответствии с техническими или функциональными требованиями. Короче говоря, в каждом случае мы имеем перед собой три рабочих момента:

1) обнаружение в себе самом уже имеющегося, но еще не осознаваемого;

2) формирование в самом себе того, что хотелось бы иметь;

3) совершенствование навыков управления своим внут­ренним миром.

Это все совершенно разная деятельность. Значит, ду­мая о саморегуляции, мы имеем в виду две большие и разные области деятельности. Деятельность по измене­нию себя в соответствии с какой-либо моделью и деятельность по активизации в себе возможностей само­управления, скажем, функциональных возможностей, которые потенциально присутствуют, но не активизиро­ваны. В соответствии с этим дальнейшая логика построе­ния какой-либо методики саморегуляции должна вести к тому или иному варианту.

Приложение 2.

Принципы методики ДФС

Методика дифференцированных функциональных со­стояний(ДФС), или, проще говоря, методика психоэнер­гетического резонанса, построена на структурировании тех смутных, вначале мало ощущаемых элементов воспри­ятия, которые связаны с такими понятиями, как энергия, субсенсорная чувствительность, эмоциональная сфера.

Каким образом формируется эта методика? Наше глу­бокое убеждение состоит в том, что конечным продуктом любой системы саморегуляции являются изменения, происходящие в Я-концепции, и с достаточно большой вероятностью по анализу этих изменений можно сказать, по методике какого типа вы занимались. Поэтому мы сознательно идем от такой задачи: что нужно ввести в Я-концепцию, чтобы получить возможность управлять структурой эмоционально-чувственного, психоэнергети­ческого восприятия?

Решение этой задачи потребовало использовать идею инструментальной составляющей Я-концепции. Эта идея, выраженная через различные описания, родилась тысячи лет назад. Понятие триединства «тело — душа — дух» или древнекитайская система «трех котлов», деле­ние энергии по принципу «земля, человек, небо». Трех­членное деление существует во всех культурах издревле,

везде выделяются три основные формы, по которым можно классифицировать человеческую активность:

1) активность в основном мышечная, физическая, ви­тальная;

2) активность в основном эмоциональная, чувствен­ная;

3) активность в основном когнитивная, ментальная.

Для того чтобы решить свои задачи именно в области психоэнергетики, прежде всего следует ввести так назы­ваемую инструментальную составляющую, то есть вве­сти в свою «Я»-концепцию понятие об инструменте, об отношении: тело как инструмент, психоэмоциональная сфера как инструмент, сознание как инструмент. Имея в виду ту часть общих отношений с телом, с психоэмоциональной сферой, с сознанием, о которой можно сказать: «Этим я умею делать то и то».

Допустим, я умею думать тремя способами, или я умею активизировать память в таком-то объеме, или я умею считать со скоростью компьютера — это все харак­теристики моего сознания как инструмента. То есть ин­струментальные характеристики, сведенные воедино. Почему это важно? Потому что, когда мы говорим о трех основных видах активности, это не то же самое, что гово­рить об инструментах.

Все три формы активности (доминирование виталь­ной, чувственной или ментальной активности) могут быть присущи каждому из трех инструментов.

Такой подход давно существует в духовных традициях. Достаточно похоже он описан у Успенского в рассказах о системе Гурджиева как психотехнической традиции. Тут ничего нового нет. Речь идет о том, что с помощью специ­альных упражнений и осознавания создается инструментальная установка, выясняется, к примеру, что человек может делать с помощью психоэнергетики. Есть ли у него что-нибудь инструментальное в этой области? Это исход­ная позиция, наш изначальный подход.

Далее мы предлагаем специальный язык. В данном случае именно язык является ключевым моментом, пото­му что для того, чтобы оформить все свои смутные пере­живания типа: «что-то ощущаю», «жжет», «покалывает», «кажется», «чувствую что-то», «чудится» — в области психоэнергетической сферы нужен специальный язык. Язык этот очень простой. Доминирование той или иной формы активности обозначается словом «уровень» и за­кодирован следующим образом.

Уровень 1— это активность с доминированием ви­тального начала.

Уровень 2— это активность с доминированием психо­эмоционального начала.

Уровень 3— это активность с доминированием когни­тивной, интеллектуальной сферы.

Уровень4 — это такая работа психоэнергетическо­го инструмента, при котором все эти уровни активности представлены равнозначно и в «унисон».

Далее вводятся понятия о ритмах. Что имеется в виду под ритмом? Под ритмом имеется в виду характеристика восприятия среды, на которую направлена активность. Это главный отличительный момент этой методики. Здесь в языке учтено, что состояние — функциональное, психоэмоциональное, психоэнергетическое — формиру­ется не только в зависимости от форм активности, но и в зависимости от того, на какую среду направлена эта ак­тивность и как эта среда воспринимается.

Происхождение этого понятия берет начало от понятия «темпоритм», имеющегося в актерской профессии. В понятии «ритм» закодировано определенное восприятие среды, доминирование определенного восприятия и пере­живание чувства включенности в эту среду, потому что активность обязательно сопровождается чувством вклю­ченности в среду.

Таким образом, у нас получилось четыре ритма или четыре способа резонирования.

Ритм А— восприятие среды как континуальной, рас­ширяющейся сферы, ритм бесконечного.

Ритм В— ритм живого, волна, поток.

Ритм С— восприятие среды как дискретной, множест­во дискретных объектов, символ — импульс.

Ритм D— восприятие среды как деструктивной разру­шающейся, хаотической.

Вот такие четыре варианта. Соответственно возможны шестнадцать сочетаний, шестнадцать слов, шестнадцать кодовых обозначений для шестнадцати функциональных состояний. Вокруг этого во время учебных занятий по­степенно формируется семантическое поле, которое по­зволяет потом это восприятие активизировать.

Практика, а мы уже обучили несколько тысяч человек, показывает, что язык этот осваивается легко, что код краткий, семантическое поле образуется достаточно прочно, но только языка не достаточно. Почему? Потому что для того, чтобы пользоваться инструментом, он дол­жен иметь какую-то форму.

Значит, следующая проблема — проблема формы, кон­струкции инструмента, тем более такого не совсем обыч­ного инструмента, как психоэнергетика. Для этого необ­ходимо использовать некий архетипический образ.

Образ обязательно должен быть архетипическим, то есть непроизвольно пробуждать определенный объем глубинных ассоциативных рядов, глубинных семантиче­ских полей, чтобы человек вовлекался как можно более полно. Мы используем архетипический образ огненного цветка.Подобная конструкция под названием «Золотой цветок» используется в одной китайской психотехниче­ской системе. Она преследует несколько иные цели, чем наша, но аналогия такая имеется.

Почему цветок огненный? Это очень сложно объяс­нить коротко, к этому архетипу нас привел долгий путь постижения. Но поскольку на сегодняшний день это про­шло экспериментальную и практическую проверку, то можно просто сказать, что именно такой образ, как огонь, огненная энергия, позволяет решить две задачи:

1) управлять психоэмоциональной сферой, психо­энергетическим тонусом;

2) не усиливать при этом местного кровообращения, в отличие от аутогенной тренировки, где, как известно, рабочим моментом является чувство тепла (просто го­рячо, тепло, мои мышцы расслабляются) и при этом происходит прилив крови в то место, на которое на­правлено внушение.

Процесс горения не чужд человеческому организму, поскольку в нем происходит окисление, а ведь окисле­ние — это и есть горение в определенном смысле. Есть и другие ассоциации, благодаря которым образуется боль­шое смысловое поле. Что может создать представление о необходимых ощущениях? Помогает перцовый пластырь и вообще то жжение, которое вызывает перец на коже. Но лучше всего солнечный свет. Жжение, которое дает интенсивный солнечный свет, — это абсолютно точное ощущение. Собственно говоря, реальность физических ощущений — это одна из главных проблем в процессе обучения.

Точная формула, которую мы используем в инструк­ции, — огненная энергия.

Нужно уметь сосредоточиться на инструкции. Инст­рукция к упражнению и схемы, подробно изображающие это, есть в моей книге «Наедине с Миром». Но выполне­ние таких упражнений без инструкторов, имеющих спе­циальную подготовку, рискованно, так как всегда требует­ся индивидуальная коррекция. У каждого практикующего процесс идет индивидуально, и могут возникнуть побоч­ные ощущения, тогда нужно уметь грамотно объяснить их природу, что и как делать с этим.

Наши рекомендации