Комплекс базовых упражнений с позиции МКС

— Но погодите, какой комплекс, если вы сами только что сказали, что «Огненный цветок», который мы всегда считали главным базовым упражнением, оказывается частью другого целого, психоэнергетики?

Ну вот, опять это привычное — «главный». Если уж мы вступили на дорогу освоения МКС, придется от привычки выяснять, кто главный, постепенно отказываться.

А «Огненный цветок» — это функциональная система, которую мы строим в теле в процессе освоения ДФС для создания уровня организации психоэнергетического инструмента (см. схему «Психоэнергетика как инструмент с позиции МКС»). Вот почему процесс освоения методики начинается с построениения «Огненного цветка».

А комплекс базовых упражнений с точки зрения МКС выглядит следующим образом.

Комплекс базовых упражнений с позиции МКС - student2.ru

Схема 2. Комплекс базовых упражнений с точки зрения МКС

Аспект координации — «Ноль-концентрация».

Аспект организации — «Полет белой птицы».

Аспект функционирования — «Созерцание».

Аспект связи — «Кино».

И, как всегда, предстоит ответить на один простой во­прос: будем ли мы от этого «лучше прыгать»?

Будем, вне всякого сомнения, потому что простая с виду схема квадрата МКС вполне может навести на от­крытие, почему именно на вас так или иначе влияет то или иное упражнение. Почему вам какое-то из них кажет­ся «главнее» других? Почему упражнения изучаются именно в этой последовательности? Почему у вас с ходу получается одно и совсем не получается другое? В чем проблемы? И на что нужно обратить внимание. А главное, почему это все работает?

А мы пока продолжим нашу пресс-конференцию...

МИХАИЛ, очень деловой человек.По-нашему, по-про­стому, как видится мне изнутри меня и пережито мной самим честно перед самим собой.

Мы уже много говорим о целом, но понять глубину каждого из этих упражнений можно, только углубив­шись в каждое из них. Буду говорить простыми слова­ми и начну с техники, которая для меня была самой сложной и непонятной, — это «Созерцание». Расска­жу, какие были осознавания или, говоря по-простому, что мне дало открытие этой технологии на уровне пе­реживаний.

Пришли на занятие, сели, поставили перед нами предмет. Сидим пялимся на него, и я не понимаю, зачем. Пришел домой, открутил назад, как потом понял, — «Кино» пользовался. Так что я делал? Сидел и тупо пя­лился. Захотелось с этим разобраться поглубже, свое видение, что такое созерцание, обнаружить. Захоте­лось понять, что такое созерцание в деталях.

И что вышло... Вот оно — нечто, поставленное перед тобой, названное тобой как-то. Пускай это будет шар. И кто вот этот вот, который назвал это нечто шаром? Откуда понятие «шар»? И случилось со мной такое глубокое осознавание, что это навязанный образ. Что вообще существует некая база данных обо всех предметах, имеющихся вокруг нас, все их как-то назва­ли, обозвали, приклеили ярлык. Когда первый раз я сел 'перед предметом, вот думал: ну что тупо пялюсь на этот шар? А когда произошло погружение, возникла мысль: а кто сказал, что это шар? И возникло ощуще­ние, что я-то вижу не шар. Я видел картинку, ведь мне когда-то объяснили, что это шар. А сам предмет я не видел. И произошло наложение моей базы данных на в данный момент существующий предмет.

Когда я это осознал, произошло отделение моего соз­нания от обычного способа объяснения внешнего мира. Есть какой-то предмет. Я на него гляжу и его называю. Называю в соответствии с тем, как был когда-то нау­чен. Но не вижу самого предмета.

Многие задавали вопрос: как это поместить внутрь себя? И у меня сложилось такое совершенно четкое объ­яснение, что созерцая предмет, ты берешь знания о нем не из картотеки, а помещаешь этот предмет в эту кар­тотеку как нечто новое. Соответственно было такое глубинное переживание, что нельзя и к людям отно­ситься, как будто ты их давно знаешь. Потому что пройдет мгновение — и человек изменится. Чувство­вать будет по-другому, дышать по-другому. Таким об­разом, созерцание есть некая возможность отделить свое сознание от обычного описания мира и восприни­мать то, что есть сейчас.

«Кино». Сначала воспринял как интеллектуальную игрушку, которая позволяет заново рассмотреть события дня. Если честно, то мне нравится погружать­ся в детали. Но часто возникало ощущение, что части дня вырваны из общего, что я пробежался по суткам скачками. А доработав до такого состояния, что «Кино» действительно стало как непрерывный поток, я действительно увидел такие детали, которые позво­лили то, что я для себя обозначил, как работу над ошибками. Я увидел, что делал, что привело к ситуа­ции, что можно с этим делать и как этим управлять. Что-то было неуправляемо, не было хозяина. Напри­мер, я дал себе задание постоянно быть «в четверке», а состояние ушло. Как ушло? Куда ушло? Когда откру­тил «Кино», стало видно, что именно выключилось, что оказалось сильнее, куда увело — и в следующий раз это уже можно поймать.

«Кино» позволяет каким-то краешком включить ме­ханизм стабильного самосознания, оно приводит к тому, что появляется тот, кто смотрит, видит, что происходит «в сейчас», и потом вернуться, если надо, и пережить это в полном объеме. Упражнение дает возможность сделать все, что прожил, по-настоящему пережитым. И ты тогда действительно начинаешь всю свою жизнь переживать полностью.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

(Б. Пастернак)

Опыт, которым делится с нами Михаил, — это даже не опыт освоения упражнений. Это опыт более масштабной практики, о которой мы уже говорили. Человек прини­мает решение не быть куклой. Человек принимает реше­ние сделаться хозяином. Человек принимает решение провести инвентаризацию своего хозяйства, чтобы всту­пить во владение, стать не бездумным наследником кем-то накопленного, а высококлассным продвинутым поль­зователем доставшегося ему агрегата. Не сомневаюсь, когда мы заговорили о том, что, переселившись с плоско­сти в пространство, вы будете просто вынуждены посте­пенно избавляться от жизни «куклы», от закрепленных, неизвестно как появившихся, но таких удобных автома­тических реакций, вы задали себе или мысленно мне ес­тественный вопрос: «Ну хорошо, я не спорю и даже вижу в этом личную корысть и пользу, но как? С чего и как на­чинать?»

Вот вам совсем неплохой вариант ответа. Чем сейчас заняты, с того и начинайте. У вас получится.

АЛЕКСАНДР, инженер-логистик.Для меня главным событием в комплексном освоении упражнений был пе­реход от оценочного мышления и сравнения к воспри­ятию окружающего и себя, как ситуации и простран­ства, благодаря инструментальному подходу к себе. Теперь об упражнениях.

«Созерцание» убирает оценочное мышление и позво­ляет видеть предметы, людей, ситуации без оценки и воспринимать их как целое. Открытием для меня было «распределенное внимание», что тоже очень неплохо тренируется. В этом я вижу еще и возможность тре­нировки не только психоэнергетики, но и сознания как инструмента.

Благодаря «Полету белой птицы» мне наконец уда­лось пережить пространство внутри. И только после этого в ходе «Огненного цветка» получилось соединить внутреннее и внешнее, воспринять как пространство все вокруг и пережить как пространство себя самого.

Все четыре упражнения существуют для постоян­ной работы со своими инструментами. И, имея амби­цию именовать тело, сознание и психоэнергетику ин­струментами, несомненно, необходимо выращивать, воспитывать хозяина.

Вы никогда не задумывались, как происходят откры­тия? Откуда берутся новые изобретения? Из незнания невозможности задуманного и из жажды знать и мочь. Забыли сказать человеку, что это невозможно и так не бывает. Прогулял он этот урок. И получилось нечто со­вершенно новое, невозможное.

Есть такая история. Говорят, что, когда приступают к разработке нового небывалого прибора, его никак не на­зывают, а именуют «штуковиной». Единственное, что очень четко формируют, — это задачу, которую эта еще не существующая «штуковина» должна решать. Так при­думывают нечто, чего раньше не было. Вот о чем говорит Александр, когда главным следствием усвоения базовых упражнений методики выделяет навык безоценочного мышления, способность к распределенному вниманию и способность воспринимать себя и окружающий мир как пространство.

ОЛЬГА, дизайнер-архитектор.Когда я размышляла на тему комплексности базовых упражнений, мне пришло в голову сравнение со спортом. Предположим, мы реши­ли поставить определенные задачи по совершенствованию возможностей нашего тела. Приходим к специали­сту, и тренер говорит: «Есть определенная группа упражнений. Выполняя их в комплексе, вы достигнете нужного вам результата». В ДФС в принципе происхо­дит то же самое. Все четыре упражнения «на разные группы мышц», и при этом в комплексе дают целост­ный результат, позволяющий нам реализовывать то, что мы задумали. Именно поэтому они во многом пере­секаются.

«Огненный цветок» позволяет работать с огненной энергией, создает конструкцию, на базе которой дела­ется все остальное. Но «Огненный цветок» тоже вклю­чает в себя созерцание, потому что мы ставим задачу восприятия «Огненного цветка» в целостности. Ста­вим задачу отделить точку самосознания от сознания, что ведет к растождествлению с сознанием, хотя са­мый большой эффект в решении этой задачи дает уп­ражнение «Кино».

В процессе выполнения «Огненного цветка» мы взаимодействуем с довольно большим объемом, и это умение пересекается и укрепляется в процессе выпол­нения упражнения «Полет белой птицы», где про­странственное взаимодействие очень расширяется от неба до моря. Тоже можно сказать про все упраж­нения. В «Созерцании» мы осваиваем белое светящее­ся пространство, которое не что иное, как огонь, и не­обходимость осознанной включенности. «Кино», как и «Созерцание», требует включенности, внутренней активности, а «Полет белой птицы» требует про­странственного ощущения, как и «Кино».

Все упражнения работают на разные группы мышц, но в комплексе именно это дает возможность целост­ного и гармоничного развития всего инструмента. Продолжая аналогию со спортом. Нельзя, накачивая только руки, ждать, что и мышцы ног разовьются. Так и здесь, делая только «Огненный цветок», нельзя ждать, что произойдет развитие навыка практиче­ского взаимодействия с пространством, или делая только «Созерцание» не стоит ждать появления структуры для управления состоянием.

Обратите внимание, как сочетаются в размышлениях Ольги о комплексе базовых упражнений ее опыт про­странственных взаимодействий с миром и профессия. Кто, как не архитектор, прежде всего увидит необходи­мость прочных связок и стяжек, надежных соединений, которые лежат в основе самого изящного и головокружи­тельной красоты здания, пусть они не заметны невоору­женным глазом, но являются обязательным условием и гармонии, и долговечности, и надежности. Целое можно создать только на основе и с помощью другого целого.

А еще очень бы хотелось подхватить и продолжить предложенную параллель со спортом. Очень часто при­ходится слышать жалобы: «Вот я "Огненный цветок" сколько лет делаю, все получается и чувствую себя после него хорошо, бодро, но больше ничего особенного не про­исходит». А что, собственно, может произойти? Каких физических достижений можно ожидать от спортсмена, который не готовит тело для какой-то конкретной дея­тельности: быстрее или дальше бегать, выше прыгать, выполнять все более сложные гимнастические упражне­ния или разучивать новые танцы, а просто тренирует и тренирует мышцы, видя в них свою единственную цель. Есть такая категория, «качки» называется — такие боль­шие раздутые пупсы. Так и носят свои мышцы не для чего не предназначенные, но им нравится, что они такие, они же не собирались прыгать, бегать, танцевать. Они хо­тели мышцы — функциональную систему саму по себе. Так получается и у тех, кто так и не увидел, что без вы­полнения всего комплекса базовых упражнений результаты, которые гарантирует человеку методика ДФС, недостижимы.

ОЛЕСЯ, детский психолог.Для меня эти упражнения существуют как бы по отдельности, но в принципе все они работают на «Огненный цветок». Самая большая польза, которую может принести ДФС, — это как раз обретение хозяина, самосознания, зоны покоя и осознан­ности, если говорить об упражнении «Кино». Потом для меня, как человека, который занимается психологией, очень важно, что базовые упражнения снимают тре­вожность в плане того, что «ничего не получается».

«Огненный цветок» — это долгосрочный проект. Ре­зультат он дает не сразу. Мне повезло, у меня «Цве­ток» включился на первом же занятии, но потом исчез. Однако я уже знала, как это бывает, и не сомневалась. А у кого-то результаты более отсроченные. Но если че­ловек выполняет все базовые упражнения, то получает подтверждение, что все-таки все это реально. Здесь по­лучилось, значит, и там, пусть позже, но получится.

«Созерцание» далось мне очень трудно и стало полу­чаться только после освоения «Ноль-концентрации», а ведь у кого-то может получиться наоборот. А когда я впервые услышала про «Кино», и мы сделали его в сокра­щенном варианте, очень удивилась. Потому что, когда отмотала пленку и «проходила» мимо стенки в собст­венной гостиной, вдруг поняла, что там нет диска моего любимого и нет его давно, года два-три. Я еще не докру­тила до места, где можно увидеть, кто его взял и куда он исчез. Но даже первый опыт меня очень впечатлил. И я хочу сказать, когда есть такие результаты, это особенно помогает психологически. Даже если по «Цвет­ку» их еще нет, успехи в базовых упражнениях момен­тально снимают тревогу. Например, после «Кино» осознанность и чувствительность повышаются. За­бавно и полезно увидеть выражение своего собственно­го лица, какие-то странные жесты и позы в разных си­туациях. Потом как-то включаешься и становишься более внимательным. Именно в этом смысле для меня все упражнения работают на «Огненный цветок».

Кто бы мог подумать, что рассказ об истории освоения технологии может вылиться в очень полезную для всех психологическую консультацию.

Олеся перечислила практически все психологиче­ские сложности, которые возникают в начале освоения ДФС. Это же так понятно. Новый, еще плохо изведан­ный мир, новые ощущения, новые принципы поведения и общения — не удивительно, что возникает тревож­ность или неуверенность в своих силах. И как помогает нам в таких ситуациях знание о том, что это не мы такие неумелые, неловкие, а просто идет закономерный про­цесс, через который проходят многие, пусть и каждый по-своему.

А что помогает человеку не отступить, не бросить на­чатое? Конечно же, радость положительного результата, первые успехи.

Вот тут-то и проявляется такой загадочный для мно­гих эффект целого. Успех в освоении одного из аспектов обязательно подкрепляет наши усилия в освоении ос­тальных.

МАРИЯ, лекарь и психолог.Акцент на одно упражнение не просто не позволяет достичь намеченного резуль­тата, но и искажает состояние. «Огненный цветок» дает возможность иметь необходимое количество энер­гии для любого момента деятельности, то есть количе­ство энергии у человека резко возрастает. Но если ос­воение «Огненного цветка» не будет сочетаться с «Созерцанием», то энергия просто принесет перевозбу­ждение и тревожность, которые совсем не могут счи­таться требуемым результатом.

«Созерцание» же создает чувство внутреннего по­коя и стабильности. Оно тренирует появление более или менее стабильного самосознания, чтобы вместе с увеличением количества энергии укреплялся и хозяин, который будет этой энергией управлять, и возросшая восприимчивость к окружающему пространству дава­ла возможность восприятия без искажений.

Однажды трое незрячих были приведены к радже во дворец. На потеху себе и радже слуги вывели на площадь перед дворцом слона, к которому и подвели слепых. Ни­кто из этих троих никогда в жизни не сталкивался со слоном и, разумеется, никогда не видел его. Раджа при­казал им потрогать слона, а потом рассказать всем, что же они трогали. Слепых подвели к слону. Один потрогал хобот, другой — ногу, а третий — ухо. Первый, когда ему приказали говорить, сказал, что он только что держал в руках большую и сильную змею, которая, если разозлит­ся, то может запросто задушить человека. Второй сказал, что хоть это действительно живое существо, но не змея, а очень могучее животное, огромное, как дерево, которое нельзя обхватить руками. Третий же сказал, что он касался крыльев огромной бабочки, которая, должно быть, может летать высоко-высоко.

Вы, конечно, помните эту старую мудрую историю.

Она вам ничего не напоминает?

ГУЛЬНАРА, врач (совсем недавний житель простран­ства).Я еще новичок и не довела упражнения «Кино» и «Созерцание» до конца. Но я могу сказать, что для меня все эти упражнения — это пространственное ви­дение. Я понимаю сейчас, что это такое — видение це­лого в этом пространстве, то есть я как целое, целое то, что я наблюдаю, и находится это в большом целом. Это дает уникальное ощущение и не только ощущение, но видение тонких вещей, о которых я раньше вроде бы и знала, теперь я их реально ощущаю.

АНДРЕЙ, художник, дизайнер.Когда человек осваива­ет ДФС, то происходит смена системы энергоснабже­ния. Человек учится брать энергию из пространства в тех количествах, которые ему необходимы-, и использо­вать ее так, как ему требуется. Чтобы эта. большая задача была выполнена, придется произвести большую перестройку в устройстве человека в целом. Нужно, чтобы был тот, кто это делает, чтобы самосознание было стабильным. И нужно, чтобы у этого кого-то были инструменты и чтобы между этими инструмен­тами были гармоничные отношения, чтобы они были сбалансированы.

«Кино» тренирует самосознание, «Полет белой птицы» учит тело расслаблению, приучает к пространственному существованию и снимает страх бес­конечного. «Созерцание» тренирует внутреннюю тишину и расчищает внутреннее пространство для восприятия тонких взаимодействий. Все вместе это действует, как целостная система по тюнингу челове­ческого устройства под эту задачу.

Вот и еще одна задача, для решения которой очень при­годилась методика: максимально возможная гармониза­ция формы и содержания — замысел равен форме, форма равна замыслу. А разве мы имеем в виду что-то иное, ко­гда говорим, видя картину, читая книгу, слушая музыку, рассматривая новую машину, знакомясь с историей чело­веческой жизни: «Это произведение искусства». Естест­венно было художнику обратить внимание на такую до­полнительную возможность, которую дает целостное освоение методики, — приближаться к искусству в реали­зации любой своей задачи.

ПЕТР, простой сомелье1 с тремя высшими образова­ниями.А я вот подумал, как это, если по-простому.

Предположим, есть такое образование — психоэнер­гетика и про него мы знаем только одно, что оно дей­ствует в пространстве, и больше ничего мы про него не знаем. И вот если чисто логически подумать, что надо, чтобы оно начало работать? Как сделать из него ин­струмент? Вот оно живет как-то у нас, некое образо­вание, нечто такое, что назвали психоэнергетика. Ра­дуется, волнуется, печалится, вступает в какие-то взаимодействия, но о том, как это происходит, мы по большей части ничего не знаем. А как ею начать дейст­вовать, работать?

Первое, наверное, что надо, — это придать ей какую-то форму. У любого инструмента есть заданная опре­деленная форма: у микроскопа есть форма и у топора.

Значит, нам нужна форма для этого нового для нас ин­струмента, для психоэнергетики, под задачу, которую ею будут выполнять. Для того чтобы придать психо­энергетике форму, есть «Огненный цветок». Эта мето­дика предполагает придание этому инструменту имен­но такой формы.

Теперь предположим инструмент есть, а кто им бу­дет работать, кто рабочий? Есть какие варианты? Первый, работать будет сознание. Можно отдать этот инструмент сознанию. На вот тебе еще одну штуковину, делай что хочешь. Развлекайся, деньги зара­батывай. Или можно телу отдать. Но что получится? И сознание и тело явно будут этот инструмент в своих интересах эксплуатировать. Если отдать сознанию, то телу ничего не достанется, если телу — ничего не дос­танется сознанию. Приходит в голову мысль, что, мо­жет быть, это не совсем правильно, не для того инструментик-то создавали. Явно нужно что-то, что и не тело, и не сознание, и не сам предмет торга — психо­энергетика. Нужно что-то еще, чтобы всех их между собой примирить. Назвали это что-то самосознанием. Не буду углубляться в то, что это такое, просто за­помним — это нечто, что может всеми инструмента­ми — телом, сознанием, психоэнергетикой — управ­лять.

Психоэнергетика — штука, которая живет и дей­ствует в пространстве. Для того чтобы действовать, она должна как-то воспринимать, а что там вообще в пространстве происходит, какое оно? Какие есть воз­можности, какие методы восприятия у этой штукови­ны? Ведь она не может взять методы восприятия, ко­торые есть, например, у сознания: слова, категории, тексты — то есть нечто концептуальное. Не может взять она и методы восприятия от тела: ощущения, движения — так как это будет привнесенное в нее из­вне, чужое. Как же выработать ее собственный способ восприятия, ей органичный? Мне кажется, что уп­ражнение «Созерцание» в идеале должно привести к возможности такого чистого восприятия, в котором отсутствует слово, концепция, текст — вещи прису­щие сознанию, а также ощущения — некие вещи, прису­щие телу. То есть должен настроиться какой-то дру­гой вид восприятия. Что-то чужое, вернее сказать, здесь больше подойдет просто Другое. А «Кино» и «По­лет белой птицы» организуют первоначальный опыт, чтобы обвыкнуться жить с этим Другим, не воюя, не боясь и под себя не переделывая.

__________________________________________________________________________

1 Сомелье — работник ресторана, ответственный за приобретение, хранение вин и представление их клиенту. — Примеч. ред.

Действительно, как же формируется из этой невнят­ной, почти бесформенной штуковины рабочий инстру­мент, который мы назвали психоэнергетикой? Как пре­вращается он в то целое, о котором мы уже говорили? Давайте вспомним это еще раз.

Для того чтобы нечто превратилось в рабочий инстру­мент, ему необходимо обрести устойчивость, некоторую жесткость, то есть конструкцию. Таковой в нашем случае и выступает телесно ощущаемая функциональная систе­ма «Огненный цветок». В процессе освоения методики мы встраиваем в тело функциональную систему, исполь­зуя для этого огненную энергию. Чтобы иметь возмож­ность с помощью этого инструмента вступать в отноше­ния с пространством, что, собственно, в самом широком смысле и является нашей основной задачей в данной практике, мы используем навыки резонанса.

Но реально действующим любой инструмент можно назвать только тогда, когда мы можем обнаружить про­дукт деятельности с его помощью выполненной. В данном случае продуктом деятельности психоэнергетики, как ин­струмента, несомненно, является диапазон звучания чело­века, управляемое многообразие психоэнергетических со­стояний. Качественную определенность, выделяющую этот инструмент как целое, и результат освоения практи­ки ДФС, естественно, придает этому инструменту язык состояний — 16-значный язык, о котором мы уже не раз упоминали. У нас даже состоялось первоначальное с ним знакомство, а вот подробным описанием его содержания, а также практикой освоения мы займемся в ближайшее время.

Вот такой неожиданной и творческой оказалась наша пресс-конференция. Я понимаю, что для тех, кто впервые знакомится с методикой дифференцированных функ­циональных состояний, значимость события, которое по­родила эта ситуация, не видна. Вам просто очень повез­ло, вы сразу знакомитесь с технологией, вышедшей на новый уровень своего развития. Что же, собственно, произошло?

Новый этап. ДФС как целое

Наверное, чтобы ответить на этот вопрос обстоятель­но, стоит вернуться на некоторое время назад. Вернее, на достаточно большое время. Итак, прошлый век, прошлое тысячелетие. Небольшой город в стране, которой уже тоже довольно давно не существует. Компания молодых, азартных и талантливых, вдохновленная идеей, объеди­нив свои силы и таланты, создать небывалый прежде те­атр, удивить и восхитить мир, оставив все, что кто смог оставить, и взяв с собой, кто что посчитал нужным, с го­ловой ушла в творческий процесс. У них неплохо полу­чалось. Рождался спектакль, они творили и учились од­новременно, вкладывая в свое творчество все, чему только успевали научиться. И неизвестно, кому первому пришла в голову мысль, что для того, чтобы создать не­что небывалое, надо и самим отличаться от того, что уже было, и знать и уметь что-то такое, что не знает и не уме­ет никто.

Так родилась идея театра состояний. Театра, в кото­ром было все, как обычно: пьеса, роли, тексты, сюжет, но держалось все это на сложной партитуре переживаний, которые создавались с помощью управляемых эмоцио­нальных состояний. Как бы невидимая и неслышимая энергетика заполняла помещение, создавая заданное про­странство, атмосферу, не давая зрителям оставаться сто­ронними наблюдателями того, что происходило на сцене и в пространстве зала.

До сих пор есть люди, которые помнят, как на одном из спектаклей зрители входили в зал, где, сначала оста­ваясь незамеченными, по периметру стояли неподвиж­ные, как статуи, актеры. И каждый входящий ощущал, как, несмотря на то что спектакль еще не начался, зана­вес закрыт, а зрители только занимают места, в самом зрительном зале уже что-то происходит, и это «что-то» часть спектакля, который давно идет.

Что же такое произошло, что было найдено, открыто тогда? И какое все это отношение имеет к тому, о чем мы тут все время беседуем?

А произошло вот что: в процессе поиска новых выра­зительных средств в искусстве были созданы первые приемы технологии осознанного управления психоэмо­циональным состоянием и обнаружены способы построе­ния отношений с пространством. Такая вот дорога от, ка­залось бы, просто еще одной системы саморегуляции к технологии еще одного способа жизни, жизни в про­странстве.

А так как начальным и необходимым условием овладе­ния этой технологией стало упражнение «Огненный цве­ток», то долгое время так называли и саму методику — «Огненный цветок», и упражнение по построению функ­циональной системы видели как «главное». Научишься «Огненный цветок» делать, и все сразу получится. Такое искажение восприятия вполне простительно, так как ду­мать в иерархическом порядке — от более важного к менее важному — для большинства из нас привычно.

Естественно, что вначале трудно было увидеть, на­сколько эффективна, глубока и многофункциональна эта технология. Сосредоточенность на конкретной театраль­ной задаче не давала повода и возможности увидеть весь широчайший спектр задач и разнообразие деятельности, для которой она может применяться. Но с течением вре­мени и под влиянием жизненных обстоятельств актеры того самого легендарного театра стали замечать, что уме­ния, которые, как им казалось, нужны только для совер­шенствования актерского мастерства, прекрасно работа­ют и в обычной жизни. Их эмоциональная устойчивость повышается, эффективность реализации жизненных за­дач растет, совершенствуются способы построения отно­шений как с окружающими людьми, так и с окружающим миром в целом. Методика вышла за рамки узкопрофес­сионального применения и была востребована в самых разных социальных слоях, у людей самых разных профес­сий.

Серьезным экзаменом для проверки реальной эффек­тивности методики стало применение ее в процессе под­готовки спортсменов самой высокой квалификации и достижений. Спорт с его четкой направленностью на ре­зультат не оставляет сомнений в действительной эффек­тивности той или иной практики. Он ставит простой конкретный вопрос: будем ли мы от этого выше прыгать? И результаты, а также медицинские и психофизиологи­ческие исследования показали: и выше прыгать, и быст­рее бегать, и дальше метать и толкать.

В скором времени после доклада о методике на конфе­ренции в Институте биофизики МЗ СССР «Использова­ние 16-значного кода для формирования дифференциро­ванных функциональных состояний» (см. приложение 1) она перестала быть только практической наработкой и получила глубокое научное обоснование. Тогда же мето­дика получила и свое, ставшее сегодня уже привычным и широко известным название — методика дифференцированных функциональных состояний (МДФС или ДФС). Основы ее опубликованы в монографии «Наеди­не с миром», кроме того, было издано «Учебно-методиче­ское пособие по преподаванию методики дифференциро­ванных функциональных состояний». За прошедшие годы обучено немалое количество инструкторов по пре­подаванию МДФС и создана возможность для регуляр­ного повышения их профессиональной квалификации. Растет и расширяется число желающих овладеть этой практикой. Казалось бы, все, что могло и должно было произойти, произошло.

Но дело в том, что чем шире становились задачи, для решения которых использовалась методика, чем разнооб­разнее была деятельность, эффективность которой росла благодаря освоенным навыкам, тем очевиднее станови­лось, что ДФС — это не просто методика саморегуляции, пусть очень эффективная и современная, а технология, которая дает возможность построения целостных про­странственных отношений как на уровне любого из ин­струментов, так и на уровне человека как целого с про­странством как целым.

Вот тут-то и стало очевидным, что дальнейшее углуб­ление в тонкости и нюансы самой методики и техноло­гии ее освоения невозможны без использования МКС (метода качественных структур) как способа думания о целом. Соединение этих двух подходов дало замечатель­ные результаты.

Дело в том, что время от времени среди тех, кто осваи­вает методику, звучит довольно однотипная жалоба, о ко­торой уже упоминалось: «Вот я столько лет делаю "Цве­ток", все в принципе очень неплохо, но точного желаемого результата все-таки нет».

Естественно, это не могло не встревожить. И вот что открылось при более углубленном взгляде на методику как целое через призму МКС.

На поверхности оказалось смешение аспектов, имею­щих отношение к разным целостным системам. Прежде всего восприятие функциональной системы «Огненный цветок» и системы базовых упражнений методики. А так как эта ошибка вкралась и в более ранние издания о ме­тодике, то хочется еще раз обратить ваше внимание на следующий очень важный момент.

«Огненный цветок» является функциональной систе­мой, которая в данной практике служит конструкцией, уровнем организации такого целого, как психоэнергети­ческий инструмент, и, естественно, никоим образом не может быть частью какого-либо другого целого, в том числе и такого целого, как базовые упражнения мето­дики.

Система базовых упражнений состоит из «Полета бе­лой птицы», «Созерцания», «Кино» и «Ноль-концен­трации».

Построение функциональной системы является обя­зательным, но недостаточным условием достижения ожидаемых от практики результатов. Только сочетание безупречного навыка в выполнении базовых упражнений и качественно построенной функциональной системы дает возможность как достижения гарантированного ре­зультата, так и проникновения во всю полноту содержа­ния методики ДФС.

Вот почему именно сейчас можно говорить о методике в полном объеме и наконец представить ее не просто как систему саморегуляции, но как технологию построения пространственных отношений.

Комплекс базовых упражнений с позиции МКС - student2.ru

Схема 3. Методика ДФС как система отношений с пространством

Аспект координации — состояния.

Аспект организации — витальные отношения, функции (ощущения).

Аспект функционирования — интеллектуальные отношения, дифференцирование (классификация).

Аспект связи — энергетические отношения, резонанс (переживания).

И еще одна очень поучительная история от жителя пространства.

ПРОДВИНУТЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ. Технология ДФС ввела меня в новый мир. Вывод в сознание нового измерения, помимо уже существующих представлений, позволил увидеть относительность своей картины мира и сместил акцент с концепций на пространство. Это расчистило поле для деятельности. Теперь передо мной не стоит глухой стеной какое-нибудь умозрительное «нельзя» или тем более усталость, у меня энергии море! Смешно вспоминать тусклый мир плоских инсинуаций интеллекта, когда летишь белой птицей, когда ты можешь каждый момент выпить до дна, если только этого хочешь! И всю эту музыку пространства начинаешь слышать, сперва удивляясь и не доверяя, а потом все больше и больше отодвигая умозрение в сторону, впускаешь в себя звучание Другого.

Созерцание дает мне возможность видеть многое, недоступное раньше, исчезают фильтры на входящую информацию, и я начинаю что-то просто знать. Опираться на такое знание — недоступное ранее удовольствие, а источником его является творческое взаимодействие меня и мира! Интеллект в этом ясном положении начинает играть роль помощника, а не контролера. Становится возможным не думать, и поговорка «дуракам везет» довольно серьезно меняет смысл.

Возможность управления своими состояниями дает огромный бонус в любой деятельности. Тебя невозможно обидеть, ввести в состояние фрустрации, если тебе это не надо. Избыток энергии и эмпатия всегда позволяют вступить в диалог с тем, с кем нужно, и наладить сотрудничество. В это нелегко поначалу поверить, но никакие внешние обстоятельства не помешают человеку, который владеет техникой ДФС, сделать то, что он хочет, практически в любой ситуации, для него это лишь вопрос его квалификации и мощности инструментов. И это произойдет без всякого насилия к всеобщему удовольствию. Просто за счет обретенного навыка более полного использования коммуникативного канала или, говоря языком автора методики ДФС, за счет ре­зонансного взаимодействия вас как пространства с про­странством Другого.

Основной проблемой при освоении методики для меня было и остается усвоенная в предыдущем периоде жизни картина мира и связанные с ней автоматизмы поведения. Лекарством от этого «подарка судьбы» яв­ляется только объективация полученных навыков, то есть выполнение действий, которые раньше казались невозможными. Сам тренинг дает большое количество таких объективаций в игровой форме. Но этого мне оказалось недостаточно. Самым серьезным и реально трансформирующим действием стало применение на­выков в своей жизни, в целевой деятельности. Добрые гаишники, милые работники ЖЭУ, прохождение без очереди в посольство, пронос колюще-режущих предме­тов в самолет, заплетенный в затейливые косички зе­леный лук на окне и многое-многое другое - все это по­степенно преображает мой внутренний и внешний мир.

Да, наша пресс-конференция неожиданно оказалась очень продуктивной, но, кроме огромной познавательной пользы, она, несомненно, очень полезна и для практиче­ского знакомства с местными жителями. Люди, как вы сами увидели, разные. Живут по-разному, задачи реша­ют каждый свою, разные книжки читают, разному раду­ются, о разном печалятся, но общий третий голос нашли.

Не раз уже говорилось, что успех и смысл новых зна­ний и умений проявляется только в практическом их применении. Вот еще один прекрасный повод попракти­коваться. Помните принципы построения Диалога: Я, Другой и

Наши рекомендации