Основные трудности, с которыми сталкиваются практикующие при освоении упражнения

Для того чтобы «фильм» был непрерывным, необходимо быть осознанным в течение всего дня.

Для того чтобы выполнить главное условие правиль­ного выполнения упражнения — быть в главной роли в «фильме», а не в роли кинокамеры, вокруг которой кру­тятся все события, необходимо активизировать все навы­ки по растождествлению и усилия по выработке стабиль­ного самосознания.

Это упражнение, как никакое другое из всего комплек­са базовых упражнений, ставит практикующего перед необходимостью перехода от восприятия себя как вещи, объекта, куклы к действительно пространственному вос­приятию реальности.

«Ноль-концентрация»

Это упражнение является одним из важнейших в данной практике.

Упражнение служит для выработки стабильности эмо­циональной сферы, является одним из самых действен­ных способов обретения внутреннего покоя, тишины, ос­тановки внутреннего диалога, а также частью тренинга по освоению пространственного ощущения себя и простран­ственных взаимодействий. Упражнение прекрасно помо­гает в овладении психоэнергетикой как инструментом. Освоение упражнения также является очень эффектив­ным тренингом для обретения стабильного самосознания.

Инструкция по выполнению

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ФАЗА---------------------------------------------

1. Остановили огненную пульсацию.

2. Продлили «огненный стебель» вверх через макушку на 15-20 сантиметров.

3. Образовали «огненную ось» от копчика до конца про­дленного «стебля».

4. Внутри все успокоилось, затихло, минимум мышечных и эмоциональных зажимов.

5. Все внутренние показатели по нолям.

ОСНОВНАЯ ФАЗА—-------------------------------------------------

6. Все внимание в «огненную ось». Внимание распределя­ется вдоль всей «оси».

7. Работаем уверенно, твердо, неколебимо.

ЗАВЕРШАЮЩАЯ ФАЗА------------------------------------

8. Убрали «огненную ось».

9. Втянули конец продленного «стебля».

10. Восстановили огненную пульсацию.

11. Длительность упражнения от 15-20 до 40-45 минут.

Основные трудности, с которыми сталкиваются практикующие при освоении упражнения

1. На начальном этапе освоения упражнения требуется время на вход в состояние «ноль-концентрации».

2. Специфической сложностью при освоении этого упраж­нения является достижение правильного состояния. Есть два момента, на которые следует обратить особое внимание.

А. Может произойти подмена состояния «ноль-концен­трации» состоянием «стопа», известного из практик других методик. Принципиальное различие этих двух состояний заключается в том, что при «стопе» должна произойти пол­ная и мгновенная остановка всех инструментов: тела, соз­нания, психоэнергетики, в том состоянии и положении, в ко­тором они находились в момент команды «стоп», то есть должно прекратиться всякое делание. После снятия коман­ды должно произойти столь же полное и мгновенное их включение с того же положения и состояния.

При «ноль-концентрации» же должно быть достигнуто ну­левое состояние всех инструментов, подобно тому, как за­мирают на нуле действующие приборы. Важным моментом является то, что в состоянии «ноль-концентрации» деятель­ность возможна, а в «стопе» — нет.

Б. Также возможна подмена состояния «ноль-концентрации» расслабленно созерцательным состоянием, при кото­ром состояние внутренней тишины достигается, но теряется состояние алертности, то есть важнейшей составляющей этого состояния — концентрации.

Шпаргалки попробовавшим

Итак, вы решились. Но столкнулись с трудностями. По­пробуем разобраться, с какими.

«Огненный цветок»

Внимательно прочитали описание... И...

— Конструкция очень сложная. Это невозможно за­помнить. Совершенно немыслимо уследить за всем сразу. И вы хотите сказать, что это можно легко и довольно быстро освоить? Красиво делать? Да еще и удовольствие и пользу получать?

Не просто хочу сказать, а совершенно точно знаю. Подсказка номер раз — распределенное внимание.

— А это еще что такое?

— Это еще одно общее свойство всех жителей про­странства, о котором раньше не имело смысла говорить, потому что снаружи оно не заметно. А вот как только про­буешь перейти на технологию жизни в пространстве, так сразу становится понятным, что есть, есть еще какие-то особенности в таком способе жить. Покопаемся в опыте вашей прежней жизни. Машину водить учились? В фут­бол, волейбол играли? Тогда у вас, несомненно, есть опыт распределенного внимания, просто вы не знали, как это называется, а специально никто не объяснял.

С детства нам внушали: соберись, сосредоточься, не отвлекайся, не глазей по сторонам. И мы очень хорошо запомнили, а некоторые и освоили, что внимание — это концентрированный, узконаправленный луч, который, как фонарик, выхватывает из всего, что нас окружает, только то, на чем мы должны сосредоточиться и скон­центрироваться. А вокруг... хоть трава не расти. Уткнул­ся в книжку, в тетрадку и ничего вокруг не вижу: ни что там дома происходит, ни что вокруг в классе делается, ни то, что девушка симпатичная за соседним столом в биб­лиотеке со своими книжками устроилась. В общем, кто не помнит историю про Шурика перед экзаменами.

Но ведь и другое внимание нам время от времени бы­вало нужно. Через улицу перейти — хорошо бы все, что вокруг происходит, видеть; в команде играть — очень же­лательно держать в поле зрения всю ситуацию на пло­щадке. Машину водить? Руль, ручки, педали, другие ма­шины, свою скорость чувствовать, скорость других учитывать, рядность соблюдать, дистанцию ощущать... А еще люди вокруг! Кто учился, помнит ужас первых дней. Какое там удовольствие?! Какое наслаждение сво­бодой и скоростью?! Доехать бы. А опытные, профессио­нальные водители очень часто в силу необходимости приходят к ощущению пространства движения и успеш­но перемещаются в него с улицы и дороги. А те, кто ни­каким местом этого не чувствует... Есть такая популяр­ная фраза у водителей: «Понятия не имею, откуда он взялся?»

Так что же такое распределенное внимание? Это такой тип внимания, который позволяет вам охватить одновре­менно весь объем пространства, в котором вы действуете. Вы не переводите луч внимания с одного предмета на другой, с одной детали на другую, а охватываете им все пространство целиком. И внимание уже совершенно не похоже на узконаправленный луч.. Он тоже хорош, он по­зволяет прекрасно увидеть, что там настоле, наполу, надороге. А распределенное внимание, словно сфера, дает возможность воспринять пространство, вкотором вы на­ходитесь как целое, не упустив при этом ни одной детали.

А теперь вы можете попробовать еще раз сделать «Ог­ненный цветок», используя распределенное внимание. У вас получится.

Выйдите в пространство улицы, помня о том, что вы теперь знаете, что такое распределенное внимание. Вас ждет море новых впечатлений.

Садясь за руль, попробуйте.

«Созерцание»

— Да откуда там предмет возьмется?! Ничего я не вижу, темно и какие-то цветные круги перед глазами.

— Как-то не четко все, искаженно. Не понимаю.

А я беру на себя смелость утверждать, что у каждого есть неизвестный вам самим опыт созерцания. Позвольте всплыть в памяти виду, который вас поразил, и вы за­помнили каждую его деталь навсегда. Или лицо дорогого вам человека, как его забудешь? Да сколько еще всего. Поищите в вашей внутренней галерее, вас ждут порази­тельные открытия.

Внимание! Не ищите эти картины перед глазами. Они внутри вас! Внутри вас как пространства.

А теперь попробуем ответить на простой вопрос: как это получилось? Как вы увидели все, что сейчас всплыло у вас перед глазами, не успев оценить, не успев назвать, безоценочным взглядом, как в первый раз?

Проблемы с пустым белым светящимся? Подсказка но­мер два — состояние внутреннего покоя.Это состояние удивительно тем, что у него есть единица измерения. Оно измеряется глубиной. К нему вполне применимы такие определения: поверхностный покой и глубокий покой. Пока мы жили на плоскости, на поверхности под руковод­ством и пристальным вниманием внешнего наблюдателя, нас очень устраивал внешний, поверхностный покой. Есть такая положительная характеристика человека в мире на плоскости: внешне он человек очень спокойный, никогда нe показывает, что у него внутри, сдержанный человек, то есть закрытый, за семью заборами, за семью замками. Вот почему мы такие приверженцы внешней тишины. Страшно нам, как бы заборы не сломались, потому что там, за заборами, внутри нас копится и кипит, кипит и булькает скрытое раздражение, сдерживаемые эмоции, подавленные непосредственные чувства и реакции. Да­вим, давим, держим, держим, а потом как... Вы когда-ни­будь видели последствия взрыва скороварки? А прорван­ную плотину?

Где же черпают покой люди, живущие в пространстве? Они его выращивают внутри себя. Закройте глаза, ощути­те себя пространством и представьте, что в вас, как в про­странстве, живет тихое и глубокое озеро, чья поверхность, как зеркало: ни ветерка, ни волны, ни ряби. Такое, какое доводилось видеть каждому, когда лес по берегам и небо отражаются в глади, совершенно не искажаясь, в безу­пречно зеркальной поверхности воды. И вы погружаетесь в свое внутреннее пространство спокойствия, а там глуби­на и тишина. И чем глубже, тем тише и спокойнее.

Доводилось ли вам когда-нибудь нырять в море или глубокое озеро, когда сверху волны, ветер, крики птиц, голоса людей, а там, в глубине — тишина и покой. Не бо­ится море шторма, глубокое озеро — ветра, потому что никакой шторм, никакой ветер не всколыхнут его до дна, не поднимут весь ил и песок. Сохранят себя море и озе­ро, не станут грязными и мутными болотами, как растре­воженные лужи. Так не боится суеты вокруг, всплесков эмоций, взрыва чувств человек, живущий в пространст­ве, открытый, пластичный, знающий, что какая бы буря ни была, он не потеряет себя в суете и шуме. Вот и дорога к обретению внутри себя пустого, белого, светящегося пространства. Чем глубже покой, чем тише внутри, тем белее и ярче светится.

«Кино»

Самое загадочное, самое интригующее, самое увлека­тельное упражнение. Вот уж точно — упражнение не для кукол.

— Кому нужна эта чушь с отматыванием кино задом наперед? Я что, должна смотреть, как все задом дви­жется?

— Как можно смотреть на себя со стороны? Откуда смотреть?

— А у меня получается, что можно увидеть себя со­всем не из той точки, где я стояла. Это нормально?

— Послушайте, я засек, что «пленка рвется» в схожих ситуациях. Это что значит?

Скажите, вам доводилось встречать кого-нибудь на перроне вокзала, когда не знаешь номер вагона и очень важно не пропустить человека? Где вы встанете? Уж на­верняка в том месте, где движущаяся по перрону толпа будет идти на вас, то есть против движения. Никогда не задумывались, почему?

Стоите вы на мосту, внизу дорога, машины сплошным Потоком, какие вам удастся лучше рассмотреть? Не правда ли, те, что едут на вас, а не те, что удаляются?

Ну вот и ответы. Сели вы в конце дня в кресло, прикрыли глаза, и потек день вашей жизни у вас перед глаза­ми от вечера до утра. Помните, мы говорили о том, что переселение в пространство обязательно сопровождается переходом с самоконтроля на самосознание. Такая важ­ная характеристика жителя пространства: ты как про­странство и самосознание.Вот в этом пространстве наше самосознание и смотрит фильм с вами в главной роли, таким образом с интересом наблюдая за днем жиз­ни ваших инструментов. Сколько неожиданных подроб­ностей, какие захватывающие детали, а иногда и целые сюжеты всплывают в пространстве. Можно ускорить движение «пленки», можно замедлить и увеличить кар­тинку.

Не помните, где оставили записную книжку? Крупнее изображение, еще крупнее, вот тут помедленнее. Стоп. Вы уходили из офиса с сумкой на плече, одновременно раз­говаривая по телефону, перед этим вы согласились пойти с сослуживцами в кафе, когда они подошли, вы собирали вещи, заговорив, захлопнули сумку.

Стоп. Ваше самосознание переместилось в пространст­ве. Вы видите себя в дверях, с телефоном, с сумкой, а поза­ди — ваш рабочий стол с забытой записной книжкой. Есть. А вы говорите, зачем «кино»?

«Пoлem белой птицы»

— Ну, тут все просто и понятно — глаза прикрыл... и дрем­лешь себе.

— Какое дремлешь?! Я как небо представляю, так у меня облака, а то и тучи или вообще гроза.

— А я вижу все очень хорошо, но взлететь боюсь, стран­но как-то и неуютно.

— Лететь-то ладно, вот приземляться проблема — то скалы, то лес густой, то ходит кто-то страшный.

Ну что тут скажешь. Это простое приятное и для боль­шинства легко осваиваемое упражнение иногда вскрывает наши психологические проблемы, демонстрирует нам вре­мя от времени обостряющиеся страхи и тревоги. На то оно и упражнение для релаксации: в первую очередь и всплывают те преграды, которые нам мешают релаксировать, из-за которых копится напряжение. Ну, и потом, где, как не в небе, когда, как не во время полета, чувствуешь себя жителем пространства и обретаешь его, как родную стихию.

— Ой, не могу, засыпаю я, и тело норовит со стула сва­литься.

— Мысли в голову лезут и лезут, я их и так и так от­пихиваю, а все еще хуже получается.

— А я из времени выпадаю, и все предметы вокруг рас­плываются и исчезают, пространство вокруг такое ров­ное, светящееся, сидела бы и сидела.

Самая главная подсказка-напоминалка — тайна успеш­ного выполнения этого упражнения звучит просто и кон­кретно — распределенное внимание.Еще раз: внимание должно быть распределено по всей «огненной оси», от копчика до конца продленного «стебля», то есть весь «сте­бель» должен быть постоянно в вашем внимании, объем внимания вмещает его целиком. Но если хозяин решит, что пока тут все происходит, он может заняться еще чем-нибудь: в прошлом покопаться, в будущее смыться, — то уж не обессудьте, в доме без хозяина ничего толкового произойти не может. Особенно умозрение любит по при­вычке власть захватить и парадом покомандовать.

Секретное оружие против расшалившегося умозре­ния — не обращайте на него внимания, оно болтает, за рукав дергает, внимание изо всех сил на себя перетаскивает, а вы его гордо не замечаете. Раз не заметите, два не заметите, оно и стихнет. Механизм бурной деятельно­сти бесхозного, расшалившегося умозрения подобен ко­стру, внимание к нему, подобно дровам. Бросили в кос­тер затухающий — разгорелось. Не подкармливаете — тухнет. Решайте, что вам нужнее.

Ну, вот и первые пробы позади, вам многое удалось, а что-то, естественно, сразу не получилось. Но интерес только подогрет новыми ощущениями, новыми впечат­лениями и даже первыми успехами.

А вопросов-то сколько новых и самых неожиданных!

Предвидя все это, пришла мне в голову мысль органи­зовать вам встречу с местными — жителями мира как пространства. Люди оказались самые разные, некоторые поселились в пространстве давно и вполне освоились с такой жизнью, а некоторые только недавно начали свое приключение. Но их опыт, переживания и взгляд на ос­новные принципы такой жизни не могут не показаться интересными и полезными.

Чтобы не потеряться в многообразии мнений и опыта, тема нашей пресс-конференции была ограничена на этот раз самым основным — базовые упражнения: что, как, зачем? Естественно, эти высказывания не останутся без подробных комментариев.

ВАДИМ, очень образованный мужчина.Автор мето­дики ДФС придумал еще одну интересную штуку, на­зывается МКС — метод качественных структур. Это способ думания о целом. Вот я и подумал, а что если посмотреть на всю систему упражнений, как на целое? Если по порядку, то упражнение «Созерцание» по­зволяет настроить канал связи, научиться обращать внимание на фон. Появляется необходимое условие для того, что называется резонансом.

Второе. Без сомнения, применение в жизни навыков, полученных при занятии ДФС, невозможно без ста­бильного самосознания. Если оно отсутствует, то при­менять эти навыки можно только в группе, только ко­гда собирается какое-то «Мы» и собой это самое стабильное самосознание заменяет. А для появления стабильного самосознания нужно упражнение «Кино». Для того чтобы психоэнергетика вообще получила какой-то шанс для функционирования, естественно, нужна структура — это «Огненный цветок», который вырабатывает аспект организации психоэнергетики, и на нем, как на фундаменте, строится весь инстру­мент. И через усвоение всех упражнений дает возмож­ность произвести тот продукт, пространство вокруг нас, ради которого мы всем этим и занялись.

Спасибо, Вадим! Просто подарок! Если бы интервью было постановочным, то начать именно с МКС — пре­красный режиссерский ход. Ну а то, что ты сам несколько запутался, пытаясь его применить, и послужит нам всем в помощь.

Я не устану напоминать, что мы решаем очень непро­стую задачу: все время пытаемся рассказать о целом с по­мощью так мало приспособленного для этого линейного способа — способа «говорения» — за неимением другого. И нот, пожалуйста.

Изобретенная автором методики построения отноше­ний с пространством методика МКС — это не что иное, Как метод качественных структур (МКС), — способ думания о целом.

Радуйся, отодвинутое любовью и интересом к переживанию и пространству, сознание! Эти строки к тебе.

Вот мы тут все время о познании через переживание, о жизни в пространстве, о целом, о восприятии целого. И все вроде бы и не плохо, возникает резонанс, накап­ливается опыт. Одна проблема — все это хорошо, пока обо всем этом говорить не надо, ну разве что образами, стихами. А вот если придется точно и ответственно из­ложить, что же я там понял, увидел, осознал в процессе этого целостного взаимодействия, восприятия, тут-то как быть? Тут же вся целостность и кончится. Сознание-то как привыкло? Линейно, последовательно, от просто­го к сложному. Сначала главное, потом по убывающей. Но ведь всякому ясно — целостность при таком изложе­нии растворится, как сон. Легко говорить: целое больше суммы частей его составляющих, а вот как это целое опи­сать, на составляющие части не разобрав? И это самое «больше» не потерять.

И еще вопрос на засыпку, о каком таком «целом» мы говорим? Человек? ДФС? Или, может, психоэнергетика?

Из высказываний Вадима это трудно понять. Вспом­нив такую важную вещь, как МКС (способ думания о це­лом), он тут же продемонстрировал сложность не только самого процесса описания целого, без разрушения его ка­чественной определенности, но и трудность первона­чального шага — выделения целого из кажущегося хаоса окружающего мира, информации и ситуаций.

ДФС предлагает человеку, которому понравилась идея посмотреть на себя, как на целостное существо, и на окру­жающий мир, как на целостный, технологию деятельно­сти, которая будет соответствовать этому мировоззрению. Сама методика дифференцированных функциональных состояний возникла как необходимый инструмент для реализации такого мировоззрения. Следовательно, и сама она является живой, действующей и развивающейся сис­темой. Еще в самом начале нашего путешествия, предла­гая в качестве базового способа рассмотрения человека, инструментальный подход, мы заложили основу этой возможности. Мы предложили посмотреть на человека, как на некое целое, состоящее из трех инструментов: тела, сознания, психоэнергетики — и самосознания, кото­рое и превращает набор природных данностей в живое развивающееся целое, целое — систему без иерархиче­ской структуры и главенства одной части над другой. Та­кое воплощение почти несбыточной мечты о равенстве.

Что это значит? А это значит, что если мы говорим о какой-то части методики и практикуем только одно уп­ражнение, то практикуем уже не методику ДФС, а дела­ем что-то другое. Почему? Потому что часть целого вне целого — это другое содержание, другая функция, другой объект.

В своей попытке использовать МКС для рассмотрения сегодняшней темы (базовые упражнения через призму МКС) Вадим кое-что не продумал, дав нам тем самым возможность для подробного разговора. Он смешал два разных целых: психоэнергетику, как целостный инстру­мент, и комплекс базовых упражнений ДФС, которые тоже могут быть рассмотрены как целое, но совсем другое.

Вот в поисках ответа на эти с подковыркой, но вполне справедливые вопросы, для решения такой головоломки и создан метод качественных структур (МКС). Тоже, по сути своей, головоломка. Своеобразный код для думания О целом.

В чем же тут главная хитрость? Хитрость в том, что движение целого в целом происходит в точке координа­тора с посредством ноль-перехода.

Когда-то давно мудрые китайцы среди других удиви­тельных штук придумали одну забавную игрушку, часто используемую потом как деталь украшения. Внутри одно­го шара, вырезанного из камня, свободно катался другой, причем и первый и второй были сделаны из цельного кам­ня. Как они это делали? Не знаю. Наверное, сейчас, при современных технологиях, это не так уж и трудно, но представьте себе, что такое украшение подарил знамени­той гетере Таис путешественник из далекой таинственной страны во времена великого Александра. Вот эта игрушка и есть образ того, как живет и движется целое в целом.

А теперь о возможностях МКС — метода качествен­ных структур, изобретенного, чтобы интеллектуально распознать движение целого в целом.

Первое.Вы никогда не сможете увидеть целое, нахо­дясь внутри него. Так и будете рассматривать куски и де­тали, выхватывая те, которые, по вашему разумению, ка­жутся главными, и отмечая те, что кажутся вам только незначимыми мелкими деталями. Как говорят, чтобы увидеть ситуацию, надо из нее выйти.

Второе.Вы никогда не сможете увидеть, почувство­вать, пережить целое с помощью НЕцелостного инстру­мента. Поэтому мы и говорим о появлении самосознания, то есть некоего внешнего шара, если можно так сказать, которое сможет охватить, ухватить, притянуть, как магнит, все части в целое и при этом, являясь частью этого целого, быть в безотносительной к другим частям позиции (как задающий генератор в сложном электронном устройстве). Благодаря этой необыкновенной позиции самосознание получает возможность координировать целое извне, как точка пересечения любых координат, которая всегда находится как внутри, определяя качество системы, так и снаружи, в позиции координатора целого.

Только охватив одновременность и равноправность частей целого, вы открываете для себя подлинность того, что видите. Одновременно воспринимая фон, на котором это целое проявляется во всей полноте, и внезапно обнаруживая, что нет в целом более или менее значимых деталей, потому что исчезновение самой малости делает его уже просто другим, может быть, очень похожим на предыдущее, но другим, изменившим свою качественную определенность. Тщательнейшим образом склеенная чашка — это уже другая чашка. График, из которого убрали одну ось, уже другой график для другой системы. Вот две аналогии — китайской игрушки как образа и осей графика как приложения — мы и возьмем.

И несколько конкретных слов.

МКС предлагает рассмотреть целое, выделяя в нем:

· аспект координации, содержание которого формирует качественную определенность данного целого;

· аспект организации, содержание которого описывает конструкцию целого;

· аспект связи, содержание которого определяет способ взаимодействия с реальностью, или, иными словами, фон, на котором мы его рассматриваем;

· аспект функционирования, содержание которого описывает продукт, которое это целое производит.

Основные трудности, с которыми сталкиваются практикующие при освоении упражнения - student2.ru

Квадрат МКС

И, конечно, как вы, несомненно, сами додумались, все эти аспекты равноправны!

Как это использовать на практике применительно к ДФС? Вот и попробуем потренироваться на примере тех двух целых, которые затронул в своем высказывании Вадим.

Наши рекомендации