Основные трудности, с которыми сталкиваются практикующие при освоении упражнения
Для того чтобы «фильм» был непрерывным, необходимо быть осознанным в течение всего дня.
Для того чтобы выполнить главное условие правильного выполнения упражнения — быть в главной роли в «фильме», а не в роли кинокамеры, вокруг которой крутятся все события, необходимо активизировать все навыки по растождествлению и усилия по выработке стабильного самосознания.
Это упражнение, как никакое другое из всего комплекса базовых упражнений, ставит практикующего перед необходимостью перехода от восприятия себя как вещи, объекта, куклы к действительно пространственному восприятию реальности.
«Ноль-концентрация»
Это упражнение является одним из важнейших в данной практике.
Упражнение служит для выработки стабильности эмоциональной сферы, является одним из самых действенных способов обретения внутреннего покоя, тишины, остановки внутреннего диалога, а также частью тренинга по освоению пространственного ощущения себя и пространственных взаимодействий. Упражнение прекрасно помогает в овладении психоэнергетикой как инструментом. Освоение упражнения также является очень эффективным тренингом для обретения стабильного самосознания.
Инструкция по выполнению
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ФАЗА---------------------------------------------
1. Остановили огненную пульсацию.
2. Продлили «огненный стебель» вверх через макушку на 15-20 сантиметров.
3. Образовали «огненную ось» от копчика до конца продленного «стебля».
4. Внутри все успокоилось, затихло, минимум мышечных и эмоциональных зажимов.
5. Все внутренние показатели по нолям.
ОСНОВНАЯ ФАЗА—-------------------------------------------------
6. Все внимание в «огненную ось». Внимание распределяется вдоль всей «оси».
7. Работаем уверенно, твердо, неколебимо.
ЗАВЕРШАЮЩАЯ ФАЗА------------------------------------
8. Убрали «огненную ось».
9. Втянули конец продленного «стебля».
10. Восстановили огненную пульсацию.
11. Длительность упражнения от 15-20 до 40-45 минут.
Основные трудности, с которыми сталкиваются практикующие при освоении упражнения
1. На начальном этапе освоения упражнения требуется время на вход в состояние «ноль-концентрации».
2. Специфической сложностью при освоении этого упражнения является достижение правильного состояния. Есть два момента, на которые следует обратить особое внимание.
А. Может произойти подмена состояния «ноль-концентрации» состоянием «стопа», известного из практик других методик. Принципиальное различие этих двух состояний заключается в том, что при «стопе» должна произойти полная и мгновенная остановка всех инструментов: тела, сознания, психоэнергетики, в том состоянии и положении, в котором они находились в момент команды «стоп», то есть должно прекратиться всякое делание. После снятия команды должно произойти столь же полное и мгновенное их включение с того же положения и состояния.
При «ноль-концентрации» же должно быть достигнуто нулевое состояние всех инструментов, подобно тому, как замирают на нуле действующие приборы. Важным моментом является то, что в состоянии «ноль-концентрации» деятельность возможна, а в «стопе» — нет.
Б. Также возможна подмена состояния «ноль-концентрации» расслабленно созерцательным состоянием, при котором состояние внутренней тишины достигается, но теряется состояние алертности, то есть важнейшей составляющей этого состояния — концентрации.
Шпаргалки попробовавшим
Итак, вы решились. Но столкнулись с трудностями. Попробуем разобраться, с какими.
«Огненный цветок»
Внимательно прочитали описание... И...
— Конструкция очень сложная. Это невозможно запомнить. Совершенно немыслимо уследить за всем сразу. И вы хотите сказать, что это можно легко и довольно быстро освоить? Красиво делать? Да еще и удовольствие и пользу получать?
Не просто хочу сказать, а совершенно точно знаю. Подсказка номер раз — распределенное внимание.
— А это еще что такое?
— Это еще одно общее свойство всех жителей пространства, о котором раньше не имело смысла говорить, потому что снаружи оно не заметно. А вот как только пробуешь перейти на технологию жизни в пространстве, так сразу становится понятным, что есть, есть еще какие-то особенности в таком способе жить. Покопаемся в опыте вашей прежней жизни. Машину водить учились? В футбол, волейбол играли? Тогда у вас, несомненно, есть опыт распределенного внимания, просто вы не знали, как это называется, а специально никто не объяснял.
С детства нам внушали: соберись, сосредоточься, не отвлекайся, не глазей по сторонам. И мы очень хорошо запомнили, а некоторые и освоили, что внимание — это концентрированный, узконаправленный луч, который, как фонарик, выхватывает из всего, что нас окружает, только то, на чем мы должны сосредоточиться и сконцентрироваться. А вокруг... хоть трава не расти. Уткнулся в книжку, в тетрадку и ничего вокруг не вижу: ни что там дома происходит, ни что вокруг в классе делается, ни то, что девушка симпатичная за соседним столом в библиотеке со своими книжками устроилась. В общем, кто не помнит историю про Шурика перед экзаменами.
Но ведь и другое внимание нам время от времени бывало нужно. Через улицу перейти — хорошо бы все, что вокруг происходит, видеть; в команде играть — очень желательно держать в поле зрения всю ситуацию на площадке. Машину водить? Руль, ручки, педали, другие машины, свою скорость чувствовать, скорость других учитывать, рядность соблюдать, дистанцию ощущать... А еще люди вокруг! Кто учился, помнит ужас первых дней. Какое там удовольствие?! Какое наслаждение свободой и скоростью?! Доехать бы. А опытные, профессиональные водители очень часто в силу необходимости приходят к ощущению пространства движения и успешно перемещаются в него с улицы и дороги. А те, кто никаким местом этого не чувствует... Есть такая популярная фраза у водителей: «Понятия не имею, откуда он взялся?»
Так что же такое распределенное внимание? Это такой тип внимания, который позволяет вам охватить одновременно весь объем пространства, в котором вы действуете. Вы не переводите луч внимания с одного предмета на другой, с одной детали на другую, а охватываете им все пространство целиком. И внимание уже совершенно не похоже на узконаправленный луч.. Он тоже хорош, он позволяет прекрасно увидеть, что там настоле, наполу, надороге. А распределенное внимание, словно сфера, дает возможность воспринять пространство, вкотором вы находитесь как целое, не упустив при этом ни одной детали.
А теперь вы можете попробовать еще раз сделать «Огненный цветок», используя распределенное внимание. У вас получится.
Выйдите в пространство улицы, помня о том, что вы теперь знаете, что такое распределенное внимание. Вас ждет море новых впечатлений.
Садясь за руль, попробуйте.
«Созерцание»
— Да откуда там предмет возьмется?! Ничего я не вижу, темно и какие-то цветные круги перед глазами.
— Как-то не четко все, искаженно. Не понимаю.
А я беру на себя смелость утверждать, что у каждого есть неизвестный вам самим опыт созерцания. Позвольте всплыть в памяти виду, который вас поразил, и вы запомнили каждую его деталь навсегда. Или лицо дорогого вам человека, как его забудешь? Да сколько еще всего. Поищите в вашей внутренней галерее, вас ждут поразительные открытия.
Внимание! Не ищите эти картины перед глазами. Они внутри вас! Внутри вас как пространства.
А теперь попробуем ответить на простой вопрос: как это получилось? Как вы увидели все, что сейчас всплыло у вас перед глазами, не успев оценить, не успев назвать, безоценочным взглядом, как в первый раз?
Проблемы с пустым белым светящимся? Подсказка номер два — состояние внутреннего покоя.Это состояние удивительно тем, что у него есть единица измерения. Оно измеряется глубиной. К нему вполне применимы такие определения: поверхностный покой и глубокий покой. Пока мы жили на плоскости, на поверхности под руководством и пристальным вниманием внешнего наблюдателя, нас очень устраивал внешний, поверхностный покой. Есть такая положительная характеристика человека в мире на плоскости: внешне он человек очень спокойный, никогда нe показывает, что у него внутри, сдержанный человек, то есть закрытый, за семью заборами, за семью замками. Вот почему мы такие приверженцы внешней тишины. Страшно нам, как бы заборы не сломались, потому что там, за заборами, внутри нас копится и кипит, кипит и булькает скрытое раздражение, сдерживаемые эмоции, подавленные непосредственные чувства и реакции. Давим, давим, держим, держим, а потом как... Вы когда-нибудь видели последствия взрыва скороварки? А прорванную плотину?
Где же черпают покой люди, живущие в пространстве? Они его выращивают внутри себя. Закройте глаза, ощутите себя пространством и представьте, что в вас, как в пространстве, живет тихое и глубокое озеро, чья поверхность, как зеркало: ни ветерка, ни волны, ни ряби. Такое, какое доводилось видеть каждому, когда лес по берегам и небо отражаются в глади, совершенно не искажаясь, в безупречно зеркальной поверхности воды. И вы погружаетесь в свое внутреннее пространство спокойствия, а там глубина и тишина. И чем глубже, тем тише и спокойнее.
Доводилось ли вам когда-нибудь нырять в море или глубокое озеро, когда сверху волны, ветер, крики птиц, голоса людей, а там, в глубине — тишина и покой. Не боится море шторма, глубокое озеро — ветра, потому что никакой шторм, никакой ветер не всколыхнут его до дна, не поднимут весь ил и песок. Сохранят себя море и озеро, не станут грязными и мутными болотами, как растревоженные лужи. Так не боится суеты вокруг, всплесков эмоций, взрыва чувств человек, живущий в пространстве, открытый, пластичный, знающий, что какая бы буря ни была, он не потеряет себя в суете и шуме. Вот и дорога к обретению внутри себя пустого, белого, светящегося пространства. Чем глубже покой, чем тише внутри, тем белее и ярче светится.
«Кино»
Самое загадочное, самое интригующее, самое увлекательное упражнение. Вот уж точно — упражнение не для кукол.
— Кому нужна эта чушь с отматыванием кино задом наперед? Я что, должна смотреть, как все задом движется?
— Как можно смотреть на себя со стороны? Откуда смотреть?
— А у меня получается, что можно увидеть себя совсем не из той точки, где я стояла. Это нормально?
— Послушайте, я засек, что «пленка рвется» в схожих ситуациях. Это что значит?
Скажите, вам доводилось встречать кого-нибудь на перроне вокзала, когда не знаешь номер вагона и очень важно не пропустить человека? Где вы встанете? Уж наверняка в том месте, где движущаяся по перрону толпа будет идти на вас, то есть против движения. Никогда не задумывались, почему?
Стоите вы на мосту, внизу дорога, машины сплошным Потоком, какие вам удастся лучше рассмотреть? Не правда ли, те, что едут на вас, а не те, что удаляются?
Ну вот и ответы. Сели вы в конце дня в кресло, прикрыли глаза, и потек день вашей жизни у вас перед глазами от вечера до утра. Помните, мы говорили о том, что переселение в пространство обязательно сопровождается переходом с самоконтроля на самосознание. Такая важная характеристика жителя пространства: ты как пространство и самосознание.Вот в этом пространстве наше самосознание и смотрит фильм с вами в главной роли, таким образом с интересом наблюдая за днем жизни ваших инструментов. Сколько неожиданных подробностей, какие захватывающие детали, а иногда и целые сюжеты всплывают в пространстве. Можно ускорить движение «пленки», можно замедлить и увеличить картинку.
Не помните, где оставили записную книжку? Крупнее изображение, еще крупнее, вот тут помедленнее. Стоп. Вы уходили из офиса с сумкой на плече, одновременно разговаривая по телефону, перед этим вы согласились пойти с сослуживцами в кафе, когда они подошли, вы собирали вещи, заговорив, захлопнули сумку.
Стоп. Ваше самосознание переместилось в пространстве. Вы видите себя в дверях, с телефоном, с сумкой, а позади — ваш рабочий стол с забытой записной книжкой. Есть. А вы говорите, зачем «кино»?
«Пoлem белой птицы»
— Ну, тут все просто и понятно — глаза прикрыл... и дремлешь себе.
— Какое дремлешь?! Я как небо представляю, так у меня облака, а то и тучи или вообще гроза.
— А я вижу все очень хорошо, но взлететь боюсь, странно как-то и неуютно.
— Лететь-то ладно, вот приземляться проблема — то скалы, то лес густой, то ходит кто-то страшный.
Ну что тут скажешь. Это простое приятное и для большинства легко осваиваемое упражнение иногда вскрывает наши психологические проблемы, демонстрирует нам время от времени обостряющиеся страхи и тревоги. На то оно и упражнение для релаксации: в первую очередь и всплывают те преграды, которые нам мешают релаксировать, из-за которых копится напряжение. Ну, и потом, где, как не в небе, когда, как не во время полета, чувствуешь себя жителем пространства и обретаешь его, как родную стихию.
— Ой, не могу, засыпаю я, и тело норовит со стула свалиться.
— Мысли в голову лезут и лезут, я их и так и так отпихиваю, а все еще хуже получается.
— А я из времени выпадаю, и все предметы вокруг расплываются и исчезают, пространство вокруг такое ровное, светящееся, сидела бы и сидела.
Самая главная подсказка-напоминалка — тайна успешного выполнения этого упражнения звучит просто и конкретно — распределенное внимание.Еще раз: внимание должно быть распределено по всей «огненной оси», от копчика до конца продленного «стебля», то есть весь «стебель» должен быть постоянно в вашем внимании, объем внимания вмещает его целиком. Но если хозяин решит, что пока тут все происходит, он может заняться еще чем-нибудь: в прошлом покопаться, в будущее смыться, — то уж не обессудьте, в доме без хозяина ничего толкового произойти не может. Особенно умозрение любит по привычке власть захватить и парадом покомандовать.
Секретное оружие против расшалившегося умозрения — не обращайте на него внимания, оно болтает, за рукав дергает, внимание изо всех сил на себя перетаскивает, а вы его гордо не замечаете. Раз не заметите, два не заметите, оно и стихнет. Механизм бурной деятельности бесхозного, расшалившегося умозрения подобен костру, внимание к нему, подобно дровам. Бросили в костер затухающий — разгорелось. Не подкармливаете — тухнет. Решайте, что вам нужнее.
Ну, вот и первые пробы позади, вам многое удалось, а что-то, естественно, сразу не получилось. Но интерес только подогрет новыми ощущениями, новыми впечатлениями и даже первыми успехами.
А вопросов-то сколько новых и самых неожиданных!
Предвидя все это, пришла мне в голову мысль организовать вам встречу с местными — жителями мира как пространства. Люди оказались самые разные, некоторые поселились в пространстве давно и вполне освоились с такой жизнью, а некоторые только недавно начали свое приключение. Но их опыт, переживания и взгляд на основные принципы такой жизни не могут не показаться интересными и полезными.
Чтобы не потеряться в многообразии мнений и опыта, тема нашей пресс-конференции была ограничена на этот раз самым основным — базовые упражнения: что, как, зачем? Естественно, эти высказывания не останутся без подробных комментариев.
ВАДИМ, очень образованный мужчина.Автор методики ДФС придумал еще одну интересную штуку, называется МКС — метод качественных структур. Это способ думания о целом. Вот я и подумал, а что если посмотреть на всю систему упражнений, как на целое? Если по порядку, то упражнение «Созерцание» позволяет настроить канал связи, научиться обращать внимание на фон. Появляется необходимое условие для того, что называется резонансом.
Второе. Без сомнения, применение в жизни навыков, полученных при занятии ДФС, невозможно без стабильного самосознания. Если оно отсутствует, то применять эти навыки можно только в группе, только когда собирается какое-то «Мы» и собой это самое стабильное самосознание заменяет. А для появления стабильного самосознания нужно упражнение «Кино». Для того чтобы психоэнергетика вообще получила какой-то шанс для функционирования, естественно, нужна структура — это «Огненный цветок», который вырабатывает аспект организации психоэнергетики, и на нем, как на фундаменте, строится весь инструмент. И через усвоение всех упражнений дает возможность произвести тот продукт, пространство вокруг нас, ради которого мы всем этим и занялись.
Спасибо, Вадим! Просто подарок! Если бы интервью было постановочным, то начать именно с МКС — прекрасный режиссерский ход. Ну а то, что ты сам несколько запутался, пытаясь его применить, и послужит нам всем в помощь.
Я не устану напоминать, что мы решаем очень непростую задачу: все время пытаемся рассказать о целом с помощью так мало приспособленного для этого линейного способа — способа «говорения» — за неимением другого. И нот, пожалуйста.
Изобретенная автором методики построения отношений с пространством методика МКС — это не что иное, Как метод качественных структур (МКС), — способ думания о целом.
Радуйся, отодвинутое любовью и интересом к переживанию и пространству, сознание! Эти строки к тебе.
Вот мы тут все время о познании через переживание, о жизни в пространстве, о целом, о восприятии целого. И все вроде бы и не плохо, возникает резонанс, накапливается опыт. Одна проблема — все это хорошо, пока обо всем этом говорить не надо, ну разве что образами, стихами. А вот если придется точно и ответственно изложить, что же я там понял, увидел, осознал в процессе этого целостного взаимодействия, восприятия, тут-то как быть? Тут же вся целостность и кончится. Сознание-то как привыкло? Линейно, последовательно, от простого к сложному. Сначала главное, потом по убывающей. Но ведь всякому ясно — целостность при таком изложении растворится, как сон. Легко говорить: целое больше суммы частей его составляющих, а вот как это целое описать, на составляющие части не разобрав? И это самое «больше» не потерять.
И еще вопрос на засыпку, о каком таком «целом» мы говорим? Человек? ДФС? Или, может, психоэнергетика?
Из высказываний Вадима это трудно понять. Вспомнив такую важную вещь, как МКС (способ думания о целом), он тут же продемонстрировал сложность не только самого процесса описания целого, без разрушения его качественной определенности, но и трудность первоначального шага — выделения целого из кажущегося хаоса окружающего мира, информации и ситуаций.
ДФС предлагает человеку, которому понравилась идея посмотреть на себя, как на целостное существо, и на окружающий мир, как на целостный, технологию деятельности, которая будет соответствовать этому мировоззрению. Сама методика дифференцированных функциональных состояний возникла как необходимый инструмент для реализации такого мировоззрения. Следовательно, и сама она является живой, действующей и развивающейся системой. Еще в самом начале нашего путешествия, предлагая в качестве базового способа рассмотрения человека, инструментальный подход, мы заложили основу этой возможности. Мы предложили посмотреть на человека, как на некое целое, состоящее из трех инструментов: тела, сознания, психоэнергетики — и самосознания, которое и превращает набор природных данностей в живое развивающееся целое, целое — систему без иерархической структуры и главенства одной части над другой. Такое воплощение почти несбыточной мечты о равенстве.
Что это значит? А это значит, что если мы говорим о какой-то части методики и практикуем только одно упражнение, то практикуем уже не методику ДФС, а делаем что-то другое. Почему? Потому что часть целого вне целого — это другое содержание, другая функция, другой объект.
В своей попытке использовать МКС для рассмотрения сегодняшней темы (базовые упражнения через призму МКС) Вадим кое-что не продумал, дав нам тем самым возможность для подробного разговора. Он смешал два разных целых: психоэнергетику, как целостный инструмент, и комплекс базовых упражнений ДФС, которые тоже могут быть рассмотрены как целое, но совсем другое.
Вот в поисках ответа на эти с подковыркой, но вполне справедливые вопросы, для решения такой головоломки и создан метод качественных структур (МКС). Тоже, по сути своей, головоломка. Своеобразный код для думания О целом.
В чем же тут главная хитрость? Хитрость в том, что движение целого в целом происходит в точке координатора с посредством ноль-перехода.
Когда-то давно мудрые китайцы среди других удивительных штук придумали одну забавную игрушку, часто используемую потом как деталь украшения. Внутри одного шара, вырезанного из камня, свободно катался другой, причем и первый и второй были сделаны из цельного камня. Как они это делали? Не знаю. Наверное, сейчас, при современных технологиях, это не так уж и трудно, но представьте себе, что такое украшение подарил знаменитой гетере Таис путешественник из далекой таинственной страны во времена великого Александра. Вот эта игрушка и есть образ того, как живет и движется целое в целом.
А теперь о возможностях МКС — метода качественных структур, изобретенного, чтобы интеллектуально распознать движение целого в целом.
Первое.Вы никогда не сможете увидеть целое, находясь внутри него. Так и будете рассматривать куски и детали, выхватывая те, которые, по вашему разумению, кажутся главными, и отмечая те, что кажутся вам только незначимыми мелкими деталями. Как говорят, чтобы увидеть ситуацию, надо из нее выйти.
Второе.Вы никогда не сможете увидеть, почувствовать, пережить целое с помощью НЕцелостного инструмента. Поэтому мы и говорим о появлении самосознания, то есть некоего внешнего шара, если можно так сказать, которое сможет охватить, ухватить, притянуть, как магнит, все части в целое и при этом, являясь частью этого целого, быть в безотносительной к другим частям позиции (как задающий генератор в сложном электронном устройстве). Благодаря этой необыкновенной позиции самосознание получает возможность координировать целое извне, как точка пересечения любых координат, которая всегда находится как внутри, определяя качество системы, так и снаружи, в позиции координатора целого.
Только охватив одновременность и равноправность частей целого, вы открываете для себя подлинность того, что видите. Одновременно воспринимая фон, на котором это целое проявляется во всей полноте, и внезапно обнаруживая, что нет в целом более или менее значимых деталей, потому что исчезновение самой малости делает его уже просто другим, может быть, очень похожим на предыдущее, но другим, изменившим свою качественную определенность. Тщательнейшим образом склеенная чашка — это уже другая чашка. График, из которого убрали одну ось, уже другой график для другой системы. Вот две аналогии — китайской игрушки как образа и осей графика как приложения — мы и возьмем.
И несколько конкретных слов.
МКС предлагает рассмотреть целое, выделяя в нем:
· аспект координации, содержание которого формирует качественную определенность данного целого;
· аспект организации, содержание которого описывает конструкцию целого;
· аспект связи, содержание которого определяет способ взаимодействия с реальностью, или, иными словами, фон, на котором мы его рассматриваем;
· аспект функционирования, содержание которого описывает продукт, которое это целое производит.
Квадрат МКС
И, конечно, как вы, несомненно, сами додумались, все эти аспекты равноправны!
Как это использовать на практике применительно к ДФС? Вот и попробуем потренироваться на примере тех двух целых, которые затронул в своем высказывании Вадим.