Слуховое восприятие в пространстве

Слуховое восприятие в пространстве – дихотонично, на два уха; по слуху мы определяем расстояние до интересующей нас цели.

Слуховое восприятие в простанстве включает в себя определение громкости звука, тональности, высоты звучания, интонации, эмоциональной окраски звучания и т. п. (Найссер, 1998).

Слуховое восприятие пространственного поля – образно, мы не просто слышим звуки, мы «видим» шумящие машины, чирикающих птиц, говорящих людей, слышим крадущуюся кошку, слышим порывы ветра и т.п.

Нарушения слухового восприятия

При тонических нарушениях, которые затрагивают и орган слуха,

отмечаются нарушения слухового восприятия – чаще всего мы замечаем, что ребенок вроде слышит, но при этом практически не реагирует на громкость, высоту тона, интонированность голоса. Т.е. ухо ребенка не настраивается на слышание.

На фоне тревожности, звуки, не понятые как объекты, вызывают страхи.

Примеры диагностических заключений Б.А.Архипова:

- Слуховое восприятие только фронтально,что ведет к вынужденному положению головы и снижению глазодвигательной функции.

- Восприятие речи улучшается при нажиме на плечо.

Вот как описывает свое слуховое восприятие Т.Грэндин, взрослая, вполне социализированная аутистка, бизнесмен: «Мой слух - это тоже самое, как слуховой аппарат с регулятором на полной громкости. Это как микрофон, усиливающий все подряд. У меня два варианта: включить микрофон и быть потопленной звуками, или выключить его. Мать говорила, что временами, я вела себя как глухая. Слуховые тесты показывали, что мой слух был нормальный. Я не могу модулировать поступающую слуховую стимуляцию». (Грендин, 1999).

Коррекция

Уровень тонической регуляции, опирающийся на глубокую и вестибулярную чувствительность, на наш взгляд, является основной опорой не только движений человека, но всех функций нашей психики, опирающихся на движение. Это - общение, поведение, детско-родительские отношения т.п.

Поэтому, коррекционную работу с особыми детьми мы всегда начинаем со стимулирования глубокой чувствительности, нормализации функционирования уровня тонической регуляции, организации тонического объединения всего тела.

При коррекционной работе по целостному восприятию своего тела у детей исчезают страхи, связанные с «отсутствием, не обнаружением себя в пространстве».

При коррекционной работе, при построении целостного зрительного восприятия, исчезают признаки расщепления сознания.

При коррекционной работе по восстановлению целостного зрительного и слухового восприятия всех зон, уменьшаются страхи, связанные с объектами в пространстве.

Имеющиеся страхи удается сгладить в коррекционной работе, а новые не имеют причин возникать.

Литература.

Айрес Д.Р., при участии Д. Роббинса. Ребенок и сенсорная интеграция, понимание скрытых проблем развития, с практическими рекомендациями для родителей и специалистов. Теревинф, 2009.

Б. А. Архипов, А. В. Семенович ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ РЕБЕНКА КАК ОТРАЖЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ПРОСТРАНСТВА http://liber.rsuh.ru/Conf/Cult-hist/arkhipov.htm

БюлерК. Теория языка. Репрезентативная функция языка. М., 2000

Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. М., 2003

В. П. Зинченко, Т. С. Леви Психология телесности между душой и телом.


АСТ, АСТ Москва, 2007 г.

Грэндин Т., Скариано М. М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

Журавлев И.В., Тхвостов А.Ш. Субъективность как граница: топологическая и генетическая модели. Психол. ж., 2004, т.24,№3, 5-12.

Лебединский В.В. Искаженное психическое развитие http://www.autism.ru/read.asp?id=38&vol=0

Т. Леви, В. Зинченко. Психология телесности между душой и телом. Издательства: АСТ, АСТ Москва, 2007 г.

Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван: Армянское государственное издательство, 1962.

Меркато Ш. Люди разбитых надежд. Моя исповедь про шизофрению. http://olegtern.livejournal.com/29758.html

Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции. М., 2002.

Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. БГК им И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998.

Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.

Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. - Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001.

Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002.

Тхостов А. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.

Феррари П. Детский аутизм. М., 2006.

Наши рекомендации