Четыре латеральнораспределяющих канала

Четыре латеральнораспределяющих канала разделяются на сотни ты­сяч каналов, которые просто невозможно сосчитать. Они прони­зывают собой весь организм и помогают осуществлять связь между всеми его частями. Эти каналы подходят к корню каждого волоса, а поры кожи яв­ляются их устьями. Эти каналы участвуют в перене­сении хилуса в сердце, эффективность и сила сгибания костей в суставах, смачивание и смазывание слизистых оболочек и полос­тей, увлажнение кожи и органов чувств, передача ощущений от ор­ганов чувств (особенно болевой, темпе­ратурной и тактильной чув­ствительности) зависят от правильности и слаженности их работы. При нарушении их проходимости возникают со­ответствующие пе­ребои в слаженной работе организма (С.С.3.9.8.).

Шротас

Помимо каналов, по которым движется хилус, в организме есть спе­цифические тонкоэнергетические и физические каналы, называ­емые Шротас. Они, как корни дерева, расходятся от кишечника и способству­ют взаимосвязи всех органов, тканей и Тридоша в орга­низме. Бывают ка­налы, соединяющиеся с внешним миром (Бахья Шротас), такие как носо­вые или ушные проходы, и внутренние ка­налы (Абхьянтра Шротас). Их достаточно подробно описывает как Чарака, так и Сушрута (С.С. 3.7.). Сушрута из семисот каналов вы­деляет сорок основных каналов, разбивая их на четыре категории (каналы для движения Воз­духа, Огня, Слизи и крови):

1). Десять основных каналов перемещающих Вата доша.

2). Десять основных каналов перемещающих Питта доша.

3). Десять основных каналов перемещающих Капха доша.

4). Десять основных каналов перемещающих кровь.

Все четыре вида каналов делятся на сто семьдесят пять более мелких каналов, которые, в свою очередь, делятся на еще более мелкие канальцы.

Рассмотрим эту систему на примере каналов, перемещающих Вата доша. В ногах проходит двадцать пять перемещающих Вата доша ка­налов в каждой, столько же в каждой из рук. В туловище проходит двадцать четыре основных канала, из них восемь в почечной области, анальном отверстии и половом члене, два в каждом боку, шесть в спине, шесть в брюшной полос­ти и десять в груди. Сорок один канал проходит выше ключиц, из них четырнадцать в шее, по два в каждом ухе, девять в языке, шесть в носу и восемь в глазах. Все остальные каналы находятся в точно таких же количествах. При некоторых состояниях дисбаланса по каналам, перемещаю­щим одну доша, могут двигаться другие, вызывая тем самым болез­ненные сос­тояния.

Перемещающие Вата доша каналы способствуют правильному распределению воздуха по телу, нормальному исполнению ее функций, речи, пульсу, перистальтике, а также чистоте разума и отсутс­твию иллю­зий. Эти каналы окрашены в розовато-желтый цвет.

Перемещающие Питта доша каналы помогают равномерному распределению Агни по организму, что ведет к физической силе, правильному пи­щеварению, аппетиту, здоровью, иммунитету и проявлению остальных эффек­тов от пребывающей в состоянии баланса Питта доша. Эти каналы окрашены в голубой или синий цвет и теплые на ощупь.

Движение Капха доша по собственным специфическим каналам помо­гает смачивать плевральную и перикардиальную полости, а также сус­тавные полости, дает физическую силу организму и по­рождает все ос­тальные положительные эффекты от пребывания Капха доша в состоянии равновесия. Эти каналы окрашены в бе­лый цвет и холодные на ощупь.

Кровь в нормальном состоянии также движется строго по своим специфическим каналам (венам и артериям), подчиняясь принци­пам движе­ния тканей по организму. Своим током она переносит хилус, секрет же­лез внутренней секреции и Питта доша по всему телу, является внутрен­ним амортизатором и помогает соединить организм в единое целое. Эти каналы окрашены в красный цвет и на ощупь не холодные и не горячие.

Циркуляция хилуса

После окончания пищеварения в кишечнике образуются первич­ный хилус и нечистоты (моча и кал). Каналы разносят образовав­шуюся пита­тельную эссенцию по всему организму, причем, идущие из эпигастрия соединяются с поднимающими и латеральнораспре­деляющими каналами и переправляют за счет этого первичный хи­лус в сердце – основное мес­то его локализации. Эти же каналы спо­собствуют опусканию вниз и вы­ведению нечистот из организма. Небольшие порции хилуса перемещают­ся по опускающим каналам в нижнюю часть тела, а большая ее часть движется в сердце, где происходит ее дальнейшее переваривание. Парци­альное разделение хилуса осуществляется непосредственно в пупочной области, при­чем он не может попасть в поднимающие каналы минуя опускаю­щие. Таким образом, хилус проходит через все тело, опускаясь в его нижнюю часть и поднимаясь в голову, прежде чем попасть в сердце.

Процесс циркуляции хилуса и формирование из него последу­ющих тканей идет абсолютно во все периоды жизни человека – он набирает силу в детском возрасте, сохраняет свою интенсивность на одном уровне когда формирование тела завершено и затухает, но все же не прекращает­ся при угасании функций Тридоша в старости (С.С.1.14.3.). Все тело формируется из съеденной и переваренной пищи[90] (С.С.1.14.12.).

Сушрута, описывая циркуляцию хилуса в организме, приводит замечательную аналогию (С.С.1.14.16.): "Хилус движется по всему телу, распространяясь во все стороны (латерально), как распрос­т­раняется звук, вверх – как поднимается огонь, вниз - как падает вода с водопада". В некоторых каналах (артерии) скорость циркуляции хилуса достигает очень больших величин, действительно сравнимых со скоростью лесного пожара. Несколько меньшая скорость у хилуса, перемещающегося с током крови по венам, а в микрокапилярах его движение практически неощу­тимо.

Можно заметить, что древние мудрецы подходили к вопросу циркуля­ции крови, хилуса, лимфы и других жидкостей организма с другой пози­ции, нежели современные физиологи. С точки зрения современной науки, кровь циркулирует по всему телу и способст­вует формированию всех тканей организма. Аюрведа же утвержда­ет, что хилус циркулирует по всему организму, формирует все ос­тальные ткани и локализуется в сердце, куда в конечном итоге и возвращается в виде Оджаса, замыкая тем самым круг своих транс­формаций (см. рисунки 3 и 4.).

Все семь тканей, включая хилус, состоят из пяти первоэлемен­тов в различных сочетаниях и пропорциях. Каждая ткань последо­вательно формируется из хилуса путем изменения пропорциональ­ного содержания первоэлементов. Это становится возможным только за счет энергии соот­ветствующего Агни тканей. Хилус не только формирует все ткани орга­низма, но и способствует росту и разви­тию зародыша во чреве матери.

Не стоит впадать в иллюзию, будто бы за десятки тысяч лет сво­его существования, Аюрведа, рассматривая циркуляцию хилуса, не обратила бы свое внимание на циркуляции крови и лимфы. Сушру­та[91], описывая каналы, по которым идет циркуляция крови, отмеча­ет, что ее циркуляция происходит по всевозможным, большим и малым кровеносным сосудам. Чарака, описывая движение крови, пишет (Ч.С.6.29.13.), что Вата доша, совместно с кровью, смешива­ясь и растворяясь в ней, движется по крове­носным сосудам и своим током перемещает кровь по всему телу. Сушрута называет их основной функцией помощь в пополнении количества остальных тканей.

Рисунок 3. Циркуляция крови.

Четыре латеральнораспределяющих канала - student2.ru

1. Правое предсердие. 2. Левое предсердие. 3. Правый желудочек.

4. Левый желудочек. 5. Верхняя полая вена. 6. Нижняя полая вена.

7. Легочная артерия. 8. Легкие. 9. Легочные вены. 10. Аорта.

Кишечник. 12. Печень. 13. Печеночные артерии. 14. Воротная вена. 15. Печеночная вена. 16. Грудная полость.

Рисунок 4. Трансформация хилуса.

Четыре латеральнораспределяющих канала - student2.ru

Н - сердце; D - двенадцатиперстная кишка; U - пупок;

L - печень; S - селезенка.

Нечистоты от хилуса.

от крови.

от мышц.

от жира.

от костей.

от костного мозга.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛА

Доша, ткани и нечистоты являются тремя "корнями" организма. Втроем они складывают и формируют это тело. Весь процесс пи­щеваре­ния сводится к их образованию, а че­рез них - к под­держанию человеческого тела. Регулярное, правиль­ное и сбалансирован­ное питание сохраняет тонус тела и помогает правильному и своевремен­ному образованию и превращению семи тканей. Пища является основ­ным фактором роста тела, баланса Тридоша и формирования тканей и не­чистот.

Образование Тридоша

Вата доша образуется двумя путями:

1). Внешний, атмосферный воздух смешивается с Прана и Удана Ваю и из этой смеси идет дальнейшее формирование остальных Ваю тела. Грудная клетка является местом основной локализации этих двух Вет­ров.

2). Ваю, образующийся в кишечнике на последнем этапе пищева­рения, способствует формированию всех Ветров тела.

Питта доша также формируется двумя путями:

1). Чистая свежая Питта доша образуется в двенадцатиперстной кишке на втором этапе пищеварительного процесса под действием на пищу Па­чака Агни. Только что образовавшийся при этом Агни служит источни­ком всех остальных Огней тела.

2). Питта доша возникает как побочный продукт трансформации крови и называется мала-Питта. Мала-Питта формируется по всему телу и слу­жит источником всех субдоша Питта доша.

Капха доша формируется из пищи и как мала-продукт:

1). Чистая Капха доша образуется в желудке на первом этапе пи­щеваре­ния под действием на пищевой комок Кледака Капха. Позже, из этой чистой желудочной Капха доша формируются все остальные Слизи тела.

2). Капха доша является побочным продуктом трансформации хи­луса. Хилус циркулирует по всему телу, поэтому Капха доша обра­зуется во всех его частях. Соответствующие субдоша Капха доша автоматически накапливаются в местах их основной локализации.

Образование семи тканей

Основная идея, объясняющая превращения семи тканей была описана выше. Эти превращения представляют собой цепь после­довательных из­менений тканей под влиянием Агни тканей посредс­твом изменения про­порционального содержания первоэлементов в каждой последующей ткани. Помимо этого, существуют три осно­вополагающие теории, вы­двинутые авторитетами Аюрведы по по­воду принципов их образования.

1). Молочно-сметанная аналогия. С точки зрения этой теории, весь хилус трансформируется в кровь под действием соответст­вующего Агни (кровь целиком превращается в плоть и т.д.) - точно так же, как молоко целиком становится сметаной, сметана - маслом, а масло – топленым маслом.

2). Аналогия с оросительными каналами. С позиции этой, наи­более популярной теории, выдвинутой Чакрадаттой и Шивадасом, хилус трансформируется в кровь, постепенно приобретая все более и более близкие к крови качества. После окончательной трансфор­мации, свежеобразованая кровь обладает всеми необходимыми свойствами и через не­которое время начинает трансформироваться в мышцы точно таким же постепенным способом. Этот процесс очень похож на то, как поток воды постепенно течет по орошаемым им полям, попадая на следующее поле только наполнив собой пре­дыдущее, растекаясь из одного потока по спе­циальным желобам, сделанным между полями (см. рис. 7).

3). Аналогия с голубями, попавшими в силок. С позиции этой теории, хилус формирует остальные ткани, проходя по различ­ным каналам и об­разует их путем наращивания различных качеств. Как голуби слетаются с разных мест и попадают в ловушку в разное время, так и хилус преобра­зуется в остальные ткани проходя по разным каналам в разное время. Так как кровь оказывается наибо­лее близкой, она формируется первой. Мышцы, жир, кости и ос­тальные ткани находятся все глубже и глубже в теле, поэтому хилу­су требуется больше времени для проникновения вглубь ор­ганизма и окончательной трансформации. Поэтому-то семя и формируется последним. (Чакрапани находит эту аналогию сложной для пони­мания).

Образование субтканей

Менструальная кровь образуется из хилуса, связки и каналы об­разу­ются из чистой эссенции крови, мускульный жир и кожа - из чистой эс­сенции мышц, тонкие связки - из чистой эссенции жира.

В женском организме, особенно при беременности, процесс раз­деле­ния хилуса идет иначе, чем в мужском. Большая его часть трансформиру­ется в кровь, а остаток разделяется на две части. Одна часть идет на рост и развитие зародыша, а другая трансфор­мируется в грудное молоко. В мужском организме хилус порождает только кровь. Освещая вопрос обра­зования грудного молока, Суш­рута пишет (С.С.2.10.18.), что когда слад­кая эссенция хилуса, об­разующаяся в результате процесса пищеварения, собирается изо всех частей тела в молочных железах, ее называют груд­ным моло­ком. Когда его скапливается достаточное количество, каналы, по которым происходит поступление хилуса в молочную железу, за­кры­ваются, и образование грудного молока прекращается. Выделе­ние груд­ного молока происходит и как нормальная психологическая реакция ма­тери на вид или плач голодного ребенка. Каналы, при­водящие хилус в молочные железы, функционируют только на по­следних неделях бере­менности и в течение периода кормления ре­бенка (иногда до трех лет). При некоторых состояниях внутреннего или психологического дисбалан­са они могут прекращать свою дея­тельность раньше этого срока. Очень редко встречается так называ­емая “ложная беременность”, когда женщи­на, не будучи беремен­ной, своим психологическим настроем и желанием воссоздает у себя в организме все признаки беременности, в том числе и увели­ченные молочные железы с дальнейшей лактацией. Сушрута приводит анало­гию между образованием грудного молока и семени (С.С.2.10.19-22.). Точно так же, как и семя, грудное молоко формируется по всему организму на тонком, невидимом для глаз уровне. Их (семя и грудное молоко) невоз­можно увидеть и при вскрытии тела. Подоб­но тому, как семя у мужчины проявляется при прикосновении женщины к его телу во время полового акта, молоко секретируется молочными железами при прикосновении женщины к ее любимому ребенку или при взятии им груди.

Итак, результатом процесса пищеварения помимо образования семи тканей и субтканей является питание тела и органов чувств тонкой первоэлементарная частью хилуса. Исходя из этого, можно сказать, что хилус является основой человеческого организма.

Образование нечистот

Моча образуется из жидкой части шлаков воды и пищи.

Кал образуется из не жидкой части шлаков пищи.

Пот образуется из жидкой слизистой части шлаков пищи и воды, а также как побоч­ный продукт трансформации жира.

Лимфа образуется как побочный продукт превращения хилуса.

Выделения из глаз являются производными мышц и костного мозга.

Выделения из ушей, пор и половых органов формируются из мышечной ткани.

Волосы и волоски тела – из костей.

Кожное сало - из костного мозга.

С этой точки зрения, доша, образующиеся как чистые субстан­ции и доша, образующиеся как нечистоты, формируются из хилуса и из нечис­тот соответственно. Не смотря на разные пути формирования и источники, из которых они образуются, они абсолютно идентичны друг другу. Например, Питта доша, сформировавшаяся из перевариваемой пищи не отличается от Питы, возникающей в процессе формирования крови.

ЧАСТЬ 10 ДИСБАЛАНСЫ ТРИДОША

Наши рекомендации