Часть 6. ткани, нечистоты и токсины

ДОША, ТКАНИ И ОДЖАС

Давайте рассмотрим корреляцию между доша, тканями и нечистотами. Исходя из аюрведических текстов, доша, ткани и нечистоты совместно складывают и поддер­живают это тело, являясь его корнями[57]. Сушрута описывает это в шестой главе Суш­рута Самхиты (С.С.6.6.66.). Инду в своих ком­ментариях очень подробно объясняет эту шлоку. Он говорит, что тело может быть создано из соче­тания доша, тканей и нечистот.[58]

Из этих трех составляющих тела доша наиболее важны, ведь из них и с их помощью идет формирование всех семи тканей организма[59]. Хилус, из кото­рого идет об­разование всех остальных тканей организма, получает свою энергию и свои качества, такие как подвижность или энергию для дальнейшего пе­реваривания, тяжесть, сли­зистость и все остальные непосредственно от Тридоша (А.С.1.1.).

Вата доша, Агни, а также хилус и Оджас не видимы посредством обычного зрения или под микроскопом. Поэтому-то Чакрапани и пишет[60] в своих комментариях на Сушрута Самхиту, что природа этих субстанций познается исключительно по их воздействию (проявлению).

Практически все ткани, в отличие от доша имеют постоянное, зафик­сированное положение в организме. Они могут передвигаться только по строго определенным каналам, тогда как доша, особенно при дисбалан­сах, могут перемещаться по любым каналам в орга­низме.

Исходя из этого, возникает вопрос: если в основной массе ткани за­фиксированы в местах своей основной локализации и не переме­щаются по организму (за исключением хилуса и крови), то каким же образом они могут оказывать хорошее или плохое воздействие на здоровье и тонус ор­ганизма? Чарака (Ч.С.4.6.18.) так отвечает на этот вопрос: "Когда доша, находящиеся в состоянии дисбаланса или в соединении с Амой, касаются и взаимодействуют с тканями (при­чем часть доша смешивается с ними), ткани приобретают анор­мальные качества и функции. Тело может быть здорово только в случае нахождения доша (а, следовательно, и тканей) в состоянии баланса".

Доша, пребывающие в равновесии, очень сильно зависят от правиль­ности процесса трансформации семи тканей. Ткани во время своего взаимопревращения порождают Тридоша, а находящиеся в состоянии равновесного баланса доша, в свою очередь, спо­собствуют этому процессу. В результате трансформа­ции семи тканей об­разуются не чистые ткани, а ткани, смешанные с доша, очищающиеся от них только через некоторый промежуток времени, да и то не до конца.

Помимо помощи в превращении семи тканей, доша помогают им пра­вильно выполнять свои функции.

Ткани, как будет видно из последующих глав, приобретают по­ложен­ное по индивидуальной конституции массовое и пропорцио­нальное ко­личество после двадцати – двадцати трех лет жизни человека, и оно практичес­ки (в норме) не меняется в течение остального времени существования тела. Доша и нечистоты, на­против, - преходящи и уходящи, но совместно друг с другом созда­ют константу в количествен­ном и пропорциональном соотноше­нии.

Семь тканей

Семь тканей, составляющих организм человека, суть хилус, кровь, мышцы, жир, кости, мозг и семя. Их вполне можно сопоста­вить с анало­гичными тканями, описываемыми современной гисто­логией. Слово «дхату» переводится как "жизненная сила", хотя, со­временными перевод­чиками оно переводится как "ткань", "струк­турная единица".

Хилус - это полностью переваренная пища, циркулирующая по осо­бым каналам по всему телу. Арунадатта говорит, что “циркулирующий по всему телу хилус питает органы чувств и при­носит умиротворение и покой” (поэтому то после еды чувствуется такое расслабление и спокойс­твие!). При формировании хилуса в виде побочных продуктов образуют­ся кал и моча.

Основная функция хилуса заключается в питании всего орга­низма и в поддержании процесса трансформации семи тканей. Он от­вечает за лак­тацию у кормящей женщины и регулярность менст­ру­ального цикла.

При трансформации хилуса образуется лимфа, а из лимфы - кровь. Побочным продуктом этого превращения являются Капха доша, слизь и мокрота.

Кровь формируется из хилуса в печени и селезенке под действи­ем Ранджака Агни. Если рассматривать состав крови с позиции пяти перво­элементов, то можно составить такую пропорцию:

ЭФИР - 1 часть.

ВОЗДУХ - 1 часть.

ОГОНЬ - 4 части.

ВОДА - 3 части.

ЗЕМЛЯ - 1 часть.

Кровь - это внутренняя среда организма, поддерживающая жиз­ненную активность и увеличивающая здоровье и иммунитет. В ней идут все про­цессы обмена веществ, клеточного дыхания и питания. Кровь формирует желчь и поддерживает тонус кровеносных сосу­дов, а также помогает раз­носиться по всему телу Оджасу и хилусу. Еще одной из множества ее функций является придание цвета коже.

Сушрута в Сушрута Самхите (С.С.1.14.22.) описывает кровь, находя­щуюся в здоровом состоянии, как вязкую жидкость красного цвета (цвета надкрыльев божьей коровки), плохо отстирывающуюся с ткани. Далхана также гово­рит, что если смочить кровью кусочек ткани, то он очень долго не отсти­рается. Помимо сравнения цвета крови с цветом божьей коровки, ее сравнивают с цветом цветков красного лотоса, семян розового горошка и др. (Ч.С.1.24.22.). Ган­гадхара пишет, что всевозможные от­тенки красного цвета служат показателями чистоты и здоровья крови. С позиции Вагбхаты (А.С.1.36; А.Х.1.27.2.), кровь сладка и слегка солоно­вата.

Трансформируясь под действием мышечного Огня, кровь поро­ждает мышцы. Побочным продуктом этого превращения является Питта доша.

Мышечная ткань образуется из крови под действием мышечного Огня. Их всех первоэлементов наиболее активное участие в этом процессе при­нимают Огонь и Воздух.

Существует два вида мышечной ткани в зависимости от того, какой из первоэлементов (Воздух или Огонь) оказывает доминиру­ющее влия­ние. Проводя параллель с современной гистологией, можно сказать, что это гладкие и поперечно-полосатые мышечные волокна, одни из которых играют роль скелетной мускулатуры, а вторые отвечают за движения на уровне органов.

Мышцы выстилают собой все тело человека, покрывая кости и прида­вая телу физическую силу и массу, соединяют между собой кости и дают способность совершать всевозможные виды движе­ний. Тонкоэнергетиче­ские каналы, по которым идет поступление Праны в мышцы, проходят по связкам.

Тупиковым продуктом развития мышечной ткани является кожа.

При трансформации эта ткань порождает жир, причем побоч­ным про­дуктом этого процесса являются нечистоты, накапливаю­щиеся в семи от­верстиях органов чувств - гной в глазах, сера в ушах и налет на зубах и языке.

Телесный жир образуется за счет жира, присутствующего в пище. Это происходит под влиянием Воды и Земли. Основными местами локализа­ции жира является живот, бедра, поясница, шея и другие части тела. Су­ществует несколько разновидностей жира, например мышечный жир, а также подкожный жир и внут­ренний жир, локализующийся около внут­ренних органов.

Жир способствует терморегуляции, утепляет организм, служит запа­сом питательных веществ. Маслянистость тела во мно­гом зави­сит от этой ткани. Одним из органов, управляющихся ей, являются почки и надпо­чечники.

При трансформации жира под действием костного Огня возни­кают кости, побочным продуктом этого превращения является пот, у которого также много полезных для организма свойств.

Костная ткань несет на себе опорную функцию и служит местом при­крепления мышц, принимает участие в перемещении тела и за­щите орга­нов грудной клетки и таза от повреждений.

Кости формируются посредством Астхи Агни и совместного влияния Воздуха и Огня. При доминирующем влиянии Воздуха возникают кости с большой полостью внутри их тела, а при боль­шем влиянии Огня образу­ются губчатые кости.

В тупиковой ветви своего развития формирует зубы. Процесс пре­вращения костей в костный мозг сопровождается ростом ногтей и волос на теле.

После завершения формирования организма, начиная с двадцати трех - двадцати пяти лет процесс превращения жировой ткани в ко­стную идет очень и очень медленно, и практически вся жировая ткань уходит только на формирование ногтей и волос тела, а также на трансформацию в кост­ный мозг. Аюрведа насчитывает 300 костей.

Костный мозг заполняет пустоты в костях. Вата доша образует полос­ти внутри костей, которые и заполняются этой тканью под действием на кости костномозговым Огнем.

Придает силу организму и устойчивость к заболеваниям, а на эмоцио­нальном уровне, правильно формирующийся костный мозг дает влюбчи­вость (и наоборот, любовь нормализует процесс созре­вания этой ткани).

Показателем правильности образования костного мозга является ин­тенсивность блеска глаз. Если глаза человека подернуты пеленой, потухли и не имеют здорового блеска, значит процесс формирования кост­ного мозга нарушен.

При увеличении в организме этой ткани могут возникать такие симп­томы, как тяжесть в теле, особенно в глазах, боли в костях и другие явле­ния.

Тупиковой ветвью развития этой ткани являются волосы на го­лове.

В процессе дальнейшего переваривания, костный мозг транс­формиру­ется в семя, побочным продуктом этого процесса являются слезы, гной­ные выделения из глаз, а также кожное сало.

Семя - самая тонкая из семи тканей, находящаяся в каждой клетке тела. Весь процесс трансформации тканей, начиная от хилу­са, сводится к образованию семени. Чистое семя описывается Суш­рутой (С.С.3.2.11.) как жидкость, сладкая и слизистая, имеющая цвет горного хрусталя и пахнущая, как мед. Вагбхата говорит, что в здоровом состоянии оно белое и густое. Иногда цвет семени опи­сывается как цвет белого меда. В женском организме формируется аналогичная субстанция, называемая яйцеклеткой (Артава)[61].

Чарака пишет, что наиболее наполнены семенем кости и кост­ный мозг. При образовании семени, оно, под действием Эфира и Воздуха, словно топленое масло, просачивается сквозь поры в кос­тях и концен­трируется в половых органах.

Семя способствует репродуктивной деятельности человека, а также дает энергию всем мыслительным процессам и участвует в развитии мис­тических сил. Чарака в Ниданастхане Чарака Самхиты (6.9.) пишет: «Семя – квинтэссенция съедаемой пищи, поэтому его надлежит сохранять, ведь его уменьшение ведет к многочисленным болезням и даже к смерти». Очень важную роль в духовных прак­ти­ках играет контроль за семяизвержением. Ученику, желающему стать брахманом, Дхарма-шас­тры (например, Ману Самхита) пред­писывают полный целибат.

Аюрведа описывает восемь видов сексуальных отношений, пре­пятст­вующих продвижению ученика-брахмачария. Если хотя бы один из этих восьми пунктов не соблюдается, целибат считается прерванным или не полным:

1. Сексуальные мысли.

2. Сексуальные разговоры.

3. Сексуальные игры.

4. Сексуальные сны.

5. Секретные беседы с партнером.

6. Сексуальные желания.

7. Сексуальные стремления.

8. Непосредственно половой акт.

Подробнее эта тема разбирается в Аштанга Хридаям Самхите (А.Х.5.40.30-45), а также в Анангаранге Кальянамалы.

Семя является пиком физиологического процесса превращения съе­денной пищи и распространяется по всему организму живого существа. Точно так же, как в молоке не видно масла (оно проявля­ется только в том случае, если молоко хорошо взбить), или в соке тростника не видно сахара, так и семя находится в теле в скрытой форме, дви­жется по очень тонким энергети­ческим каналам, и становится ви­димым только при определенных, известных усло­виях.

В детском возрасте процесс трансформации семи тканей идет наибо­лее интенсивно, но он направлен на рост и развитие организ­ма, поэтому в теле ребенка присутствует недозрелое семя, которое полностью перера­батывается на Оджас. Зрелое семя образуется только к 15 - 18 годам. В пожилом же возрасте (75-80 лет и выше) за редким исключением проис­ходит увеличение пропорционально­го количества Вата доша и прекра­щение функций каналов, по ко­торым движется семя, поэтому возникает старческая импотенция. Хотя и из этого правила существуют исключе­ния, все же в этом возрасте половую жизнь стоит прекратить.

Особая ценность семени в том, что оно в свою очередь форми­рует Оджас, или тончайшую энергию человеческого сознания.

Оджас

Дословно в переводе с санскрита слово "Оджас" обозначает "сила, мощь". Это одна из наиболее тонких энергий человека, одухо­творяющих его сознание. Оджас бывает двух видов: Шукрартав Оджас (Пара Оджас) и Бара Оджас (Апара Оджас).

Шукрартав Оджас имеет наиболее тонкое строение и находится в сердце человека в количестве восьми капель. Он заставляет биться сердце живого существа и тем самым порождает память и саму жизнь. Этот Од­жас собирает воедино все тонкие тела челове­ка, одновременно соединяя и удерживая их совместно с грубым фи­зическим телом.

Бара Оджас имеет относительно грубое (но, все равно тонкома­тери­альное) строение и иногда бывает виден невооруженным гла­зом как аура, светящаяся оболочка, окружающая святых и людей, духовно продвину­тых. Чем чище человек, чем его образ мыслей возвышеннее, тем больше у него Оджаса, и наоборот, невежество снижает количество Оджаса в теле человека. Помимо этого, Оджас сродни иммунитету - чем больше Оджаса, тем выше защитные и регенераторные силы организма и тем меньше у человека образу­ется токсинов и шлаков.

Чарака так описывает Оджас (Ч.С.1.17.74-75.): "Субстанция, на­ходя­щаяся в сердце и окрашенная в белый, красный или желтый цвет называ­ется Оджас. Если Оджас покидает тело, то организм разрушается и чело­век умирает. В развивающемся теле живого су­щества в первую очередь образуется Оджас. Он имеет цвет топле­ного масла, вкус меда и пахнет как свежий рис, с которого только что сняли шелуху. Как пчелы собира­ют мед с раскрывшихся цветов и плодов, так все органы человеческого тела собирают Оджас для исполнения своих функций".

СУБТКАНИ И НЕЧИСТОТЫ

Понятие субтканей

О том, как происходит образование семи тканей, было изложено выше. Из чистой эссенции первых четырех тканей (хилус, кровь, мышцы и жир) образуются так называемые субткани. Чарака так описывает эти продукты (Ч.С.6.15.17.): "Во время процесса перева­ривания пищи и трансформации семи тканей, чистая эссенция хи­луса в женском организме формирует грудное молоко и кровь во время месячных. Из чистой эссенции крови формируются толстые и длинные связки[62]. Из мышц формируется мышечный жир и шесть слоев кожи, а из жира образуется тонкие связки[63]".

Шарангадхара пишет (Ш.С.1.5.), что женское молоко, менстру­альная кровь, мышечный жир, пот, зубы, волосы и Оджас являются субтканями соответствующих тканей. Это утверждение Шарангадхары не на­ходит поддержки у других авторов. Известно, что пот относится не к субтканям, а к нечистотам, побочным продуктам, а зубы являются проявлением костей. Грудное молоко и менструальная кровь у женщин образуются не постоянно, а только в определенные физио­логические моменты жизнедеятельности их организма. Жировая внутримышечная прослойка является обязательным компонентом полностью сформировавшейся мышцы.

Характерным отличием субтканей от тканей является вторич­ность первой по отношению ко второй, а также неспособность суб­тканей образовывать ткани, побочные продукты или другую субткань. Субткань - тупи­ковый, в каком то смысле конечный продукт, появляющийся в процессе трансформации семи тканей (поэтому то их и называют "субтканями").

Однако, Чарака и Бходжа все-таки причисляют менструальную кровь к субтканям. Можно заметить, что с позиции Сушруты она образуется точно так же, как и семь тканей, поэтому эту субстан­цию нельзя считать только менструальной кровью. В принципе, бо­лее подробное описание этой субстанции можно найти в книге Ватсаяны "Кама Сутра", (К.С. 6.1.). Сушрута утверждает также, что менструальная кровь по своей сущности очень близка к семени мужчин (С.С.1.14.14.).

Нечистоты

Как будет объясняться в следующих главах, в результате процесса пищеварения образу­ется три типа продуктов, один из которых является побочным и в аюрведической системе медицины называется нечистотами. Нечис­тоты образуются при трансформации каждой из семи тканей.

Наипервейшими побочными продуктами, возникающими в про­цессе переваривания пищи в кишечнике являются моча и кал. Для большего удобства можно обратиться к таблице 7.

Шарангадхара в своей Шарангадхара Самхите (Ш.С.1.5.) описыва­ет семь нечистот, образующихся из семи тканей. Капхаподобная, слизистая субстанция во рту, в глазах и груди является производной хилуса, Ранджака Агни (желчь) - крови, выделения из глаз, носа, пор кожи и др. - мышц, пот - жира, волосы и ногти - костей, слезы и накожный жир – костного мозга, юношеские угри - семя. Адхималла в своих ком­ментариях более подробно останавливается на описании каждой из нечистот.

Можно заметить некоторую разницу в высказываниях Сушруты с Чаракой и Шарангадхарой относительно образования семенем в качестве нечистот юношеских угрей. Вагбхата тоже считает, что семя при трансформации образует побочный продукт - Оджас (А.Х.2.3.64.): "Капха, Питта, выделения из глаз, пот, ногти, волосы, жирное вещество кожи и Оджас являются побочными продуктами трансформации семи тканей". Такое заявление достаточно неожи­данно, ведь во всех местах Оджас описывается как квинтэссенция из всех тканей. С точки зрения грамматики русского языка слово "Оджас" в этой шлоке стоит поставить в кавычки, но в санскрите такого знака препинания нет. К тому же в более ранней Аштанга Самграха Самхите Вагбхата пишет[64], что Оджас - чистая эссенция семени, которое не дает побочных продуктов.

Наши рекомендации