Теория о свойствах и качествах первоэлементов

Мы уже знаем, что существует пять первокачеств (Танматр), проявляющихся как Звук, Шершавость, Форма или Цвет, Вкус и Запах.

Шабда Танматра проявляется исключительно как Звук. Сущест­вует много различных звуков (не только по вариации, но и по силе, громкос­ти, резкости и т.д.), хотя основных - два - неотчетли­вый и отчетливый, но на изначальном уровне Шабда Танматра ме­жду всеми существующими звуками нет различий. Спарша Тан­матра проявляется исключительно как Тактильное ощущение. Су­ществует много всевозможных тактильных ощущений (гладкое, шершавое, ребристое, вязкое, жирное, холодное, го­рячее, теплое и т.д.), но на уровне Шабда Танматра между ними нет раз­личий. Рупа Танматра проявляет себя как Цвет (форма). Существует бес­конечное множество цветов от белого до черного, хотя основных - шесть (белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый), но на уровне Рупа Танматра между всеми цветами и формами нет разли­чий. Раса Танматра проявляется исключительно как Вкус. Сущест­вует шесть основных вку­сов (сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий), но на уровне Раса Танматра между всеми вкусами нет разницы. Гандха Тан­матра проявляется исключитель­но как Запах. Существует много всевоз­можных запахов (но основ­ных - шесть), но на уровне Гандха Танматра между всеми запахами нет различий.

Первокачество можно сравнить с матрицей, по которой создается тот или иной первоэлемент. Это специфические свойства и качества, присущие ему и характеризующие только его индивидуальность. Это утверждение полностью подходит только под Эфир. Если же рассматривать более «сложные» первоэлементы, то оно будет верно только относительно той Танматры, которая образует специ­фические качества данного первоэле­мента. Вода состоит из трех первокачеств (и, естественно, Эфира), ее специ­фическим первокачеством яв­ляется Вкус. У Земли же, несмотря на наличие Вкуса, не он явля­ется доминирующем первокачеством, а Запах.

В Аюрведе процесс зарождения, роста и развития человеческого тела рассматривает­ся с позиции теории о пяти первоэлементах, т.е. взаимодействия между собой пищевых субстан­ций, Тридо­ша, трех Махагун материальной природы, семи тканей и нечистот. Все живые существа и неживые материальные объекты сотворяются из все­возможных комбинаций одних и тех же пяти первоэлементов. Живое от­личается от мертвого только наличием души. Первоэлементы складыва­ют физическую и энергетическую структуру субстанции, с помощью ко­то­рой проявляются все ее ка­чества.

Многочисленные переводчики индийской философской литера­туры переводят слово "бхута" как "элемент", а "махабхута" как "первоэле­мент". Мне приходится следовать установившейся тради­ции, хотя это в некотором смысле ошибка. К сожалению, многие терми­ны и философс­кие понятия невозможно перевести одним словом ни на один язык мира, в том числе и на русский. Поэтому, как че­ловек привык употреблять та­кие специфические латинские меди­цинские термины, как гастрит, неф­рит, гематома и др., точно также через некоторое время запомнятся и аюрведические термины.

"Бхута" это не "элемент" в точном современном значении этого слова, а "параману" - не "атом" или "молекула". Несмотря на это, многие авторы (в том числе и индийские) с восторгом приняли эти эквиваленты, проиг­норировав тот факт, что бхута не являются эле­ментами, молекулами, та­кими как молекулы кислорода, магния или фосфора, и с точки зрения хи­мии не могут быть выделены и под­вер­гнуты комплексному анализу. Те же "элементы", которые выде­лены в чистом виде химией и занесены (или еще не занесены) в таблицу Менделеева, состоят из параману, сложных частиц, кото­рые в свою очередь состоят из всевозможных комбинаций перво­элементов.

Пять первоэлементов происходят из пяти тонкоматериальных структур - первокачеств. В полимолекулярных субстанциях, например в теле человека, Земля помогает остальным четырем первоэлементам обрести стабиль­ность, Вода помогает остальным четырем перво­э­лементам обрести неко­торую влажность, Огонь помогает им "доз­реть", Воздух способствует их высушиванию, а Эфир дает прос­т­ра­нство, где остальные четыре перво­элемента могут "развернуть­ся" и проявить свои качества.

Эфир, имеющий самое простое строение и являющийся "изна­чаль­ным" первоэлементом, обладает только одним качеством и строится по одной матрице - Звуку. Воздух обладает двумя качест­вами - Звуком и Шершавостью (тактильной ощутимостью), Огонь - Звуком, Ощутимостью и Формой (цветом), Вода - Звуком, Ощути­мостью, Формой (цветом) и Вкусом, а Земля обладает всеми пятью качествами - Звуком, Ощутимос­тью, Формой (цветом), Вкусом и Запахом. Однако, стоит заметить, что качество звука, звучания у Земли не проявлено, спрятано, и проявляется только при взаимо­действии с другими субстанциями. И не смотря на та­кую напол­ненность качествами, у нее преобладает качество Запаха. Во­обще, за доминирующее качество отвечает непосредственно та Танматра, которая отвечает за формирование данного первоэлемента. Чарака подчеркивает[36], что качества первоэлементов определяются при взаимодейс­твии с ор­ганами чувств человека.

Первоэлементы в чистом виде в природе не встречаются. Все вокруг состоит только из комбинаций и всевозможных качествен­ных и количес­твенных их сочетаний между собой. Даже вроде бы чистые огонь, вода, земля пронизаны пылью, воздухом, дымом и т.д. Поэтому Аюрведа выде­лила субстанции, наиболее близко схо­жие по качествам с "чистыми" пер­воэлементами и назвала их соот­ветственно Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля (А.С.1.17, С.С.1.41.1-7.).

Дравьягуна Сутра характеризует первоэлементы в основном с пози­ции формирования ими качеств лекарственных трав, Чарака с позиции построения человеческого организма и Тридоша, также, как и Сушрута, который, однако, характеризует их не только с по­зиции продуцирования качеств лекарственных препаратов (С.С.1.41.1-7), но и по принципу влияния и формирования человеческо­го тела (С.С.3.1.19). Сушрута опи­сывает следующие качества пер­во­элементов:

ЭФИР (АКАША МАХАБХУТА):

1. Звук.

2. Органы слуха.

3. Проникаемость.

4. Энергия распознавания объектов.

ВОЗДУХ (ВАЮ МАХАБХУТА):

1. Прикосновение.

2. Органы осязания.

3. Все виды активности.

4. Все вибрации в теле.

5. Легкость.

ОГОНЬ (ТЕДЖО МАХАБХУТА):

1. Форма и цвет.

2. Глаза.

3. Цвет кожи.

4. Тепло.

5. Блеск.

6. Энергия пищеварения.

7. Деятельность.

8. Мужество.

9. Царствование.

ВОДА (АП МАХАБХУТА):

1. Вкус.

2. Органы вкусового восприятия.

3. Текучесть жидкостей тела.

4. Межтканевая жидкость.

ЗЕМЛЯ (ПРИТХВИ МАХАБХУТА):

1. Запах.

2. Органы обоняния.

3. Твердость и плотность всех частей тела.

4. Массивность.

5. Холодность.

6. Слизистость.

Способность образования семени.

В полном соответствии с философией Санкхья, Сушрута утвер­ждает, что качество благости доминирует у Эфира, стра­сти и благо­сти у Огня, страсти у Воздуха, благости и невежества у Воды и не­вежества у Земли.

Не стоит забывать, что первоэлементы в теле находятся не в чистом виде и их качества не оказывают непосредственного влия­ния на сознание человека, хотя в достаточной степени формируют темперамент, но в ос­новном их влияние распространяется на внеш­нюю природу - на пищу и лекарственные средства.

Пять органов чувств находятся в тесной взаимосвязи с пятью перво­элементами и пятью первокачествами, воспринимая их как соот­вет­ст­вующие ощущения цвета, запаха, вкуса и т.д.

Чарака характеризует зависимость органов и систем органов че­ловече­ского организма от составляющих их первоэлементов следу­ющим обра­зом: "Те части тела, которые функционально утяжелены, большие, гро­моздкие, грубые, твердые и малоподвижные, например зубы, ногти, кости, мышцы, кожа, связки, волосы, усы с бородой, телесные волосы и т.д. в основном состоят из первоэлемента Земля. Органы обоняния, запах и маслянистость тела также происходят из нее. Те части тела, которые жидкие, подвижные, влажные, мягкие, вялые, нежные, слизистые и теку­чие, например хилус, желчь, лимфа, кровь, жир, Капха и Питта, пот, моча, кал и др. в основном состоят из Воды. Вкус и органы вкуса тоже водные. Сущность Питты, жар, сияние и цвет тела идут от Огня. Органы зрения также огненной природы. Акт вдоха и выдоха, открытия и закры­тия, сжа­тия и разжатия, движение, напряжения и расслабления, морга­ние, биение (пульс), всасывание питательных веществ, и т.д. обеспечи­ваются Воздухом. Тактильная чувствительность также идет от этого пер­воэле­мента. Поры и каналы, пустоты в костях - Эфирной при­роды. Звуки и ор­ганы слуха тоже относятся к этому первоэлементу. Что бы ни двига­лось в организме, все движется за счет наличия сознания в теле" (Ч.С.4.7.16).

Качества и функции первоэлементов в природе и в теле можно предс­тавить в виде таблицы 1, а формирование орга­низма пятью первоэлементами с помощью таблицы 3.

ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ. СВЯЗЬ ИХ КА­ЧЕСТВ И ВОЗДЕЙСТВИЯ

Образование пяти первоэлементов

Давайте рассмотрим процесс образования каждого из пяти первоэлементов. Существует две основные школы, по-разному объясняющие этот процесс – агницентрическая, или огненная, и акашацентрическая, или эфирная. Первая школа считается изначальной, а вторая – более поздней.

1. Агницентрическая школа. Эта школа считает изначальным, первым и всетворящим элементом Огонь, утверждая, что его природа наиболее близка и подобна природе Бога и души.

Когда частицы Огня начинают плавиться от собственного внутреннего жара, появляется Вода, которая, по мере удаления от источника жара, начинает застывать и постепенно превращается в первоэлемент Земля. Когда раскаленные частицы Огня начинают испаряться, появляется Воздух. Чем дальше он разлетается от Огня, тем больше разрежается – так появляется Эфир. В соответствии с этими данными можно составить следующую схему формирования пяти первоэлементов:

3 2 1 2 3

АКАША — ВАЮ —— АГНИ —— АП —— ПРИТХВИ

К сожалению, все основные тексты, принадлежащие этой школе, в настоя­щее время считаются утерянными, и на первое место вышла акашацентрическая школа. Весь современный аюрведический фундамент базируется именно на этой теории.

2. Акашацентрическая школа. Эта школа считает, что изначальным и первым элементом яв­ляется Эфир, который формируется непосредственно из первокачества Звука[37]. Процесс формирования каждого из пяти первоэлементов за­ключается в накоплении Эфиром определенных качеств, которые относятся непосредственно к первокачествам. При комбинации Эфира с Осязаемос­тью во время его движения возникает Воздух, при комбинации с Осязаемостью и Формой возникает Огонь. Этот процесс сопровож­дается выделением тепла. При комбинации Эфира с Осязаемостью, Формой и Вкусом возникает Вода, и этот процесс сопровождается растеканием частиц творения. При комбинации Эфира с Осязаемо­стью, Формой, Вкусом и Запахом образуется Земля. Процесс фор­мирования Земли сопровождается застыванием элементов творе­ния. Можно составить следующую схему формирования первоэле­ментов в соответствии с известной шлокой из Падартхавигьяны[38]: "Воздух из Эфира, Огонь из Воздуха, Вода из Огня, Земля из Воды".

1 2 3 4 5

АКАША — ВАЮ —— АГНИ —— АП —— ПРИТХВИ

Таким образом, исходя из этой теории, мы имеем только Эфир, который в ходе соеди­нения с первокачествами приобретает новые качества и свойства.

Наши рекомендации