Сказкотерапия в работе с инвалидами

Сказкотерапия в технологии социальной терапии рассматривается как метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Инвалид, принимая участие в сказкотерапевтическом занятии, становится более подготовленным к разрешению трудных жизненных ситуаций, обучается способам решения проблем. К приемам работы со сказкой относят: анализ, рассказывание, переписывание, постановку, сочинение.

Немалую ценность имеет использование приема анализа сказок. Он применяется с целью осознания и интерпретации клиентом того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета и поведением героев. Важно и то, что рассказывать сказку нужно от первого или третьего лица. Этот прием помогает развить умение инвалида ставить себя на место другого человека, развивает эмпатию.

Как правило, клиентам нравится постановка сказок с помощью кукол, что предполагает участие инвалида в проигрывании сказочного сюжета. Работа с куклой позволяет ему проявлять эмоции, корректировать свои движения и делать образ персонажа сказочного сюжета более выразительным.

Не менее ценен и такой прием, как сочинение, который предполагает придумывание сказки самим клиентом с использованием проблемной ситуации.

Структура занятий по сказкотерапии для инвалидов может быть построена на основании схемы, предложенной Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Она включает:

- вхождение в сказку;

- повторение;

- расширение;

- закрепление;

- интеграцию;

- резюмирование;

- выход из сказки.

Занятие начинается с ритуала входа в сказку, его назначение состоит в обеспечении готовности участников к совместной работе. Здесь проводятся коллективные упражнения на сплочение группы и создание благоприятного эмоционального состояния инвалидов.

Далее специалист проводит повторение содержания предыдущего занятия по сказкотерапии, в ходе которого участники вспоминают выводы и делятся опытом применения на практике сформированных во время занятия умений и навыков.

Расширение социального опыта инвалидов достигается с помощью использования ведущим одного из приемов работы со сказкой (рассказывание, переписывание, постановка, сочинение).

Закрепление социальных умений и навыков инвалида достигается с помощью его личного участия в сказочном сюжете в качестве одного из героев.

После проигрывания сказки участники рассаживаются в круг и анализируют вместе со специалистом по социальной работе полученные результаты. Анализируется тема сказки, линия героев, мотивы их поступков, перечисляются способы преодоления трудностей, которые использовались в сказке. Специалист вместе с участниками группы определяет, в каких ситуациях из реальной жизни инвалидам можно использовать приобретенные умения и навыки.

Далее ведущий занятия совместно с участниками подводит итоги и резюмирует результаты занятия. Он отмечает работу всех участников, перечисляет удачные моменты, которые были у каждого в ходе проведения сказкотерапии. В конце занятия специалист проводит для участников ритуал выхода из сказки.

Тема 6. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ И ИНВАЛИДОВ

Особенности андрагогической модели обучения взрослых. Андрагогические трудности пожилых людей, инвалидов, пути решения. Цели и задачи образования взрослых инвалидов. Формы, методы и средства обучения взрослых инвалидов. Технологии обучения пожилых людей и взрослых инвалидов. Модерация как образовательная технология. Кейс-метод в обучении взрослых. Возможности музейной педагогики в социальной реабилитации пожилых людей, инвалидов. Возможности образовательного туризма в социальной реабилитации пожилых людей. Коучинг в работе со взрослыми инвалидами.

Рекомендуемая литература

1. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. – М. : Издательство «Институт психологии РАН», издание 2-е, испр. и доп., 2006. – 512 с.

2. Змеёв С.И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых [Электронный ресурс] : монография / Змеёв С.И. – Электрон. текстовые данные. – М. : Пер Сэ, 2012. – 272 c.

3. Колесникова И.А. Основы андрагогики : учеб. пособие / И.А. Колесникова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая – М. : Академия, 2003. – 240 с.

4. Липес Ю.В. Творческие профессии для людей с инвалидностью [Электронный ресурс] : монография / Липес Ю.В. – Электрон. текстовые данные. – М.: Теревинф, 2012. – 200 c.

5. Нестерова Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами : учебник для студ. сред. проф. образования / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев – М. : Академия, 2009. – 288 с.

6. Шаповалов В.К. Социальное обучение взрослых : история, теория, технология / В.К. Шаповалов. – М. : Дашков и К0, 2012. – 264 с.

Семинарское занятие
«ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
И ВЗРОСЛЫХ ИНВАЛИДОВ»

Цель занятия – изучить технологии, методы обучения пожилых людей и инвалидов (формирование ПК 1.1, ПК 1.4, ПК 1.5).

Вопросы для обсуждения:

1. Возможности образовательного туризма в социальной реабилитации пожилых людей.

2. Возможности музейной педагогики в социальной реабилитации пожилых людей.

3. Музейная педагогика для инвалидов.

4. Дистанционное обучение для инвалидов с проблемами передвижения.

5. Кейс-метод в обучении взрослых.

6. Модерация как образовательная технология.

7. Коучинг в обучении взрослых инвалидов.

Показатели для оценки выступления на семинаре:

1) Соответствие содержания заявленной теме, полнота изложения материала;

2) Правильность и точность изложения материала, его структурированность;

3) Логичность изложения материала, наличие аргументированных выводов;

4) Наличие собственной точки зрения на рассматриваемый вопрос;

5) Владение культурой устной речи, качество ответов на вопросы.

Критерии оценивания устного ответа на семинаре:

Оценка «отлично»ставится, если:

1) обучающийся полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, привести необходимые примеры не только из учебного пособия, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«Хорошо» – обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «отлично», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«Удовлетворительно» – обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке отдельных положений;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и отдельных положений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации