Арт-терапия в работе с пожилыми людьми

Термин «арт-терапия» переводится с английского как «лечение творчеством». Арт-терапия включает в себя изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством); музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (воздействие с помощью пения); имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию); библиотерапию (воздействие чтением и др.).

Специалист по социальной работе, осуществляющий арт-терапию, специально подбирает картины, музыку, литературные произведения. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для пожилого человека условия, которые будут воздействовать на его личность развивающим и компенсирующим образом, а также снимать его эмоциональное напряжение.

Изотерапия применяется для свободного выражения пожилыми людьми своей мечты, надежд, отношения к окружающей действительности, повышения уверенности в себе. При этом используются различные художественные материалы: краски, карандаши, восковые мелки, пастель; для создания коллажей или объемных композиций применяются журналы, газеты, обои, цветная бумага; для лепки – глина, пластилин, специальное тесто; бумага для рисования, кисти разных размеров, ножницы, клей и т.д. Процесс изобразительной творческой деятельности позволяет пожилому человеку проявить такие качества как сосредоточенность, целеустремленность, изобретательность. Хорошо, когда во время занятий рисованием или лепкой используют музыкальное сопровождение.

Изотерапия осуществляться как в индивидуальной, так и групповой форме. Использование изобразительных техник в индивидуальной работе с пожилыми людьми предполагает малую структурированность занятий. Можно предложить пожилым людям отразить в рисунке тот или иной сюжет из их жизни. Для установления доверительных отношений с арт-терапевтом рекомендуется использовать технику совместного рисования (например, тема – настроение, рисуется совместно на одном листе). При этом многие пожилые люди испытывают определенные затруднения: рисование напоминает им о детских годах и кажется «несерьезным занятием». Иногда они думают, что таким способом арт-терапевт тестирует их, проверяет уровень интеллекта. Однако многие пожилые люди все же находят изобразительную работу очень важной для себя, поскольку она предоставляет им возможность реализовать то, что они долго в себе «заглушали», занимаясь «практически значимыми делами», не давая выход своим чувствам и не придавая значения такому понятию, как «личностный рост».

Групповая арт-терапия более распространена, чем индивидуальная, поскольку она дает возможность каждому участнику группы яснее осознать себя через сравнение с другими, а также позволяет членам группы оказывать поддержку друг другу. Она может строиться по студийному либо тематическому принципу. Студийная, или открытая, группа в своей работе решает задачу – побудить человека к творчеству и самораскрытию в нем. Она может не иметь постоянного состава, и к ней в любой момент могут присоединяться новые участники. Работа такой группы практически не структурирована. Тематически ориентированная группа предполагает большую степень структурированности, что достигается за счет ориентации на темы, затрагивающие общие интересы и проблемы участников (например, воспоминания, картины жизненного пути, отношения с детьми и внуками, сюжеты природы и т. д.), а также за счет распределения общего времени каждого занятия на отдельные этапы.

Задачи групповой арт-терапии с пожилыми людьми:

- преодоление социальной изоляции;

- повышение самооценки;

- разрядка напряжения, нормализация эмоционального состояния;

- создание условий для актуализации жизненного опыта;

- реализация творческого потенциала.

Особенности проведения арт-терапии с пожилыми людьми:

1) для пожилых людей характерна быстрая утомляемость, поэтому занятия должны быть непродолжительными;

2) занятия необходимо проводить по утрам, делать перерывы в работе;

3) необходимо учитывать слабость зрения и слуха, замедленный темп психической деятельности, тугоподвижность суставов у пожилых;

4) следует также учитывать возможные нарушения речи, снижение памяти и интеллекта;

5) пожилые люди особенно нуждаются в обращении к прошлому для того, чтобы увидеть смысл в событиях собственной жизни, принять свою жизнь.

Этапы группового арт-терапевтического занятия с пожилыми людьми, как правило, включают в себя:

1. Подготовительный этап.

2. Этап формирования отношений с арт-терапевтом и начала творческой деятельности клиента.

3. Собственно арт-терапевтический.

4. Завершающий.

На подготовительном этапе используются арт-терапевтические упражнения для подготовки пожилых людей к работе, чтобы мобилизовать их внимание, а в группе – сблизить ее членов совместными действиями. Используются такие техники, как «передача листа» и «завершение каракулей».

На этапе формирования отношений следует предложить пожилым людям изобразить свои имена в произвольно выбранной форме. Большинство людей не испытывают при этом никакого напряжения и могут творчески проявить себя уже в самом начале занятия.

На собственно арт-терапевтическом этапе пожилым людям можно предложить следующие темы для рисования: «Мое детство», «Мои родители», «Мои школьные годы», «Я и дети», «Мой обычный день», «Одиночество» и т.д. Для стимуляции общения в группе весьма актуальна техника коллажа из цветной бумаги и ткани. Далее может быть организована выставка работ, обмен впечатлениями.

Наиболее распространенным способом оценки эффективности арт-терапевтической работы является опрос самого пожилого человека и учет осознания им происходящих изменений в его состоянии и системе отношений.

Практическое занятие
«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ
В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ»

Цель: формирование ПК 1.4, ПК 1.5.

Практические задания

Задание 1. Под руководством преподавателя познакомьтесь с возможностями, особенностями применения игровой терапии в психосоциальной работе с пожилыми людьми.

Задание 2. Разыграйте следующую типичную жизненную ситуацию: «Пожилому человеку в переполненном автобусе никто не уступает место». Найдите и покажите конструктивные способы решения проблемы.

Задание 3. Разыграйте следующую типичную жизненную ситуацию: «Пожилая одинокая женщина, страдающая гипертонией, пришла в поликлинику на прием к терапевту. Возле кабинета врача собралась большая очередь. Увидев, что она самая старшая из пациентов, женщина попросила пропустить ее без очереди. Все отказались». Найдите и покажите конструктивные способы решения проблемы.

Задание 4. Разыграйте следующую типичную жизненную ситуацию: «Пожилая бабушка сделала резкое замечание внучке: «Как ты оделась, Маша? Это же просто безобразие. Твоя юбка слишком короткая для школы. Переоденься немедленно!» Внучка ответила со злостью: «Отстань! Не твое дело!» и убежала в школу». Найдите и покажите конструктивные способы решения проблемы.

Наши рекомендации