Методика «Краткая шкала оценки психического статуса»

Авторы – М. F. Folstein, S. Е., Folstein, P. R. McHugh
[приводится по: Никифорова Г.С., 2007]

Цель: оценка уровня развития когнитивной сферы личности пожилого человека.

Ориентировка во времени

Попросите испытуемого полностью назвать год, время года, дату, день недели, месяц. Максимальный балл (5) дается, если самостоятельно и правильно названо число, месяц и год.

Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Если испытуемый называет только число, спрашивают: «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?» Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на 1 балл.

Ориентировка в месте

Задается вопрос: «Где мы находимся?» Если испытуемый отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Нужно назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, этаж. Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на 1 балл. Максимальная оценка – 5 баллов.

Восприятие

Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: "яблоко", "стол", "монета"». Слова должны произноситься максимально разборчиво, со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо (но не более 5 раз), чтобы испытуемый правильно их повторил, однако оценивается в баллах лишь первое повторение. Максимальная оценка – 3 балла.

Концентрация внимания

Испытуемого просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл.

Если испытуемый не способен выполнить это задание, его просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на 1 балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез», ставится 4 балла; если «ялмзе» – 3 балла и т. д. Максимальная оценка – 5 баллов.

Память

Испытуемого просят вспомнить слова, которые заучивались им раньше, – это слова: «яблоко», «стол», «монета». Каждое правильно названное слово оценивается в 1 балл.

Речевые функции

A. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?» Аналогично – часы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Б. Просят испытуемого повторить сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в 1 балл.

B. Устно дается команда, предусматривающая последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в 1.балл.

Г. Дается письменная инструкция (например: «Закройте свои глаза»); испытуемого просят прочитать ее и выполнить. Инструкция должна быть написана достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Оценивается в 1 балл.

Д. Испытуемый должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. Предложение должно содержать подлежащее и сказуемое, а также иметь смысл. При этом правильность грамматики и пунктуации не оценивается. Оценивается в 1 балл.

Е. Испытуемому дается образец (два перекрещенных пятиугольника с равными углами и сторонами примерно 2,5 см), который он должен перерисовать на чистой нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или линии не соединены, выполнение команды считается неправильным. При этом не учитываются искажения фигур, обусловленные тремором. Оценивается в 1 балл.

Форма протокола

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ОЦЕНКА (баллы)

1. Ориентировка во времени:

«Назовите (год, время года, число, день недели, месяц)». 0–5

2. Ориентировка в месте:

«Где мы находимся? (страна, область, город,
клиника, этаж)». 0–5

3. Восприятие:

Повторение трех слов: яблоко, стол, монета. 0–3

4. Концентрация внимания и счет:

серийный счет («от 100 отнять 7») – пять раз либо:

«Произнесите слово «земля» наоборот». 0–5

5. Память: «Припомните те 3 слова, которые

вы повторяли раньше» (см. п. 3). 0–3

6. Речевые функции:

A. Называние предметов (ручка, часы) 0–2

Б. Повторение сложного предложения: 0–1

«Никаких если, и или но»

B. 3-этапная команда: «Возьмите правой рукой лист
бумаги, сложите его вдвое и положите на стол». 0–3

Г. Прочтите и выполните: «Закройте глаза». 0–1

Д. «Напишите предложение. 0–1

Е. «Срисуйте рисунок» 0–1

Общий балл 0–30

Обработка результатов. Результат опросника получается путем суммирования результатов по каждому из пунктов.

Интерпретация. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение:

28–30 баллов– нет нарушений когнитивных функций;

24–27 баллов – легкие (преддементные) когнитивные нарушения;

20–23 балла– деменция легкой степени выраженности;

11–19 баллов– деменция умеренной степени выраженности;

0–10 баллов – тяжелая деменция.

Наши рекомендации