Ii этап статистического исследования - сбор материала

Это процесс регистрации, заполнения официально существующих или специально разработанных учебных документов (талоны, анкеты, карты и т.п.). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования.

III ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - РАЗРАБОТКА И СВОДКА ДАННЫХ

Включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия:

1. Контроль - проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. Например,в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы.

В этом случае необходимы дополнительные данные, например из официальных документов (амбулаторных карт, историй болезни и т.п.). Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем или от самого человека, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования.

2. Группировка материала - распределение собранного материала по атрибутивному и/или количественному признакам (типологическая или вариационная). Например: группировка студентов по курсам обучения: I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс.

3. Шифровка - применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной - только цифровые.

Например, Буквенная шифровка: Пол: муж. М

жен. Ж

Цифровая шифровка:

Возрастная группировка Шифр

до 20 лет включительно 1

21-29 2

30-39 3

40-49 4

4. Сводка материала - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы.

Вычисление статистических показателей и статистическая обработка материала.

Графическое изображение полученных показателей.

IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ.

ВЫБОР АДЕКВАТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИЗУЧАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ОТНОСИТЕЛЬНЫХ, СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН И ДР.)
Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ЭТАЛОНАМИ И В ДИНАМИКЕ
С ДАННЫМИ ЛИТЕРАТУРЫ С ДАННЫМИ ГРУПП ВНУТРИ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ С ПРЕДШЕСТВУЮЩИМИ ПЕРИОДАМИ С НОРМАТИВАМИ СО СРЕДНЕРЕСПУБЛИКАНСКИМИ ДАННЫМИ
Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (УРОВНЯ, СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ)

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru
ПЛОХО ХОРОШО
Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru
ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ
Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru
ВЫВОДЫ
Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru
ОБОСНОВАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Схема 4. Последовательность анализа различных явлений

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Статическая таблица является важным элементом статистического метода исследования. Она позволяет представить цифровой материал в систематизированном виде, значительно облегчает ориентацию в нем, позволяет устанавливать закономерности и дает сводную количественную характеристику изучаемого явления.

Статистическая таблица - это форма рационального, наглядного изложения данных о явлениях и процессах. По виду построения таблицы представляют собой пересечение горизонтальных строк и вертикальных граф (колонок, столбцов), образующих графо-клетки. После нанесения строк и граф получаем макеты таблиц, не содержащие цифровых данных. По содержанию таблица представляет собой статистическое предложение, имеющее подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее - это основной признак статистической совокупности.

Статистическое сказуемое - это перечень характеризующих изучаемый объект дополнительных признаков. Обычно подлежащее располагается слева в виде названия строк, сказуемое - справа в виде названия граф.

Требования к оформлению таблиц:

1. Сверху-справа над названием таблицы пишется слово “Таблица” и дается нумерация арабскими цифрами без проставления знака “№”.

2. Каждая таблица должна иметь название, из которого становится ясным круг излагаемых вопросов, географические границы статистической совокупности, период времени за который или момент времени, на который относятся данные. Иногда в названии подчеркиваются основные выводы, которые могут быть сделаны из таблицы.

· Точку в конце заголовка не ставят.

· Переносы в заголовках не допускаются.

· В названии указываются единицы изменения, если они неодинаковые, то в верхних или боковых заголовках (заголовки граф называются верхними, а заголовки строк – боковыми) следует указать, в каких единицах приведены данные. Если каждая строчка имеет свою особую единицу измерения, то для их обозначения следует указать, в каких единицах приведены данные. Если каждая строчка имеет свою особую единицу измерения, то для их обозначения следует отводить специальную графу.

3. В таблице все слова пишутся полностью. Допускаются только общепринятые сокращения /например, ММ, МЛРД, КГ и т.д./.

4. Если таблица большая и не умещается на одном лице, ее переносят на следующую страницу, на которой заголовочную часть таблицы не пишут, а повторяют только нумерацию граф. В длинных таблицах для облегчения чтения таблицы, полезно оставлять двойной промежуток после каждых пяти или десяти строк.

5. Желательно давать нумерацию граф. Первая графа предназначена для боковых заголовков и потому не входит в нумерацию.

Не следует строить громоздких таблиц с очень большим числом граф, иногда целесообразно некоторые графы объединить под рубрикой “прочие”. Однако она не должна охватывать более 10 % общего итога.

6. Рекомендуется пользоваться двойными горизонтальными и вертикальными линиями для отделения табличных клеток от заголовков и отделения некоторых частей таблицы друг от друга.

7. Большое значение в статистической таблице имеет итоги. Они бывают вертикальные и горизонтальные. Вертикальные итоги получаются в результате суммирования всех чисел графы, а горизонтальные - строки. Без итогов таблица не может считаться законченной.

Следует различать “итого” и “всего”. “Итого” является итогом для определенной части, а “Всего” - для всей совокупности, то есть для всей таблицы в целом.

8. Если нет необходимости в том, чтобы приводить все элементы итога, следует ограничиться некоторыми из них, спустив остальные. В таких случаях делают приписку “в том числе” или “из них” и заголовок строки несколько отодвигают вправо.

9. При употреблении в клетках таблицы многозначных чисел следует каждые три цифры, отсчитывая их справа, отделять друг от друга /напр. 4 582 973/.

10. Отсутствие чисел в клетке может иметь ряд причин, и эти причины должны быть показаны в таблице и обозначены знаками:

(...) - отсутствие сведений о данном факте;

(-) - отсутствие самого явления;

(X) - вообще не подлежит заполнению.

11. При монтаже таблицы надо стремиться к тому, чтобы числа, которые особенно важно сравнивать друг с другом, были расположены рядом (например, показатели за смежные периоды, показатели экспериментальной и контрольной групп, показатели плана и его выполнения).

12. Необходимо указывать источник данных, включенных в таблицу. При построении таблицы могут быть использованы сноски. Они могут относиться либо к отдельным строчкам, либо к графам, либо к клеткам. Сносками пользуются для того, чтобы указать на ограничительные обстоятельства, которые надо принять во внимание при чтении таблицы.

От сносок надо отличать примечания: они относятся обычно ко всей таблице и содержат в себе указания о методах, положенных в основу получений тех или иных показателей. Примечания к таблицам рекомендуется давать тут же после таблицы.

13. В каждой табличной клетке должно быть только одно число. Не рекомендуется представлять цифровой материал в виде числителя и знаменателя.

Различают три вида таблиц: простые, групповые и комбинационные.

В простой таблице приводиться подсчет по основным делениям изучаемой группы или совокупности (табл. 1).

Таблица 1

Число случаев болезней органов дыхания по нозологическим формам

у работников ХБК г. Н в 2016году

Нозологические формы Число заболеваний
абс. ч. % к итогу
Острая респираторная инфекция
Острый бронхит
Пневмония
ХОБЛ
Ангина
Прочие
Всего

В групповой таблице различается статистическое подлежащее (основной изучаемый признак, например заболевания) и статистические сказуемые (признаки, характеризующие основной, например возраст и пол). В групповой таблице подлежащее сочетается каждый раз только с одним из признаков сказуемого (табл. 2).

Таблица 2

Распределение больных по нозологическим формам болезней органов дыхания, полу и возрасту работающих в ХБК г. г. Н за 2016год

  Нозологические формы Пол Возраст, лет Итого
м ж до 20   21-29   30-39   40-49   50-59   60 и более
Острая респираторная инфекция                  
Острый бронхит                  
Пневмония                  
ХОБЛ                  
Ангина                  
Прочие                  
Всего                  

При одновременном сочетании подлежащего таблицы с несколькими признаками сказуемого таблица носит название комбинационной (табл. 3).

Таблица 3

Распределение больных по нозологическим формам болезней органов дыхания в зависимости от стажа работы и пола в ХБК г. Н за 2016 год

  Нозологические формы Стаж работы (в годах) Итого
до 5 лет 6-10 11-15 16-20 21-25 25 и более
м ж Итого м ж Итого м ж Итого м ж Итого м ж Итого м ж Итого
Острый назофарингит                                      
Острый бронхит                                      
Хронический бронхит                                      
Пневмония                                      
ХОБЛ                                      
Ангина                                      
Прочие                                      
Всего                                      

Учебно-исследовательская работа студентов

Пример составления плана и программы статистического исследования.

Тема: Анализ заболеваемости болезнями органов дыхания работающих на Хлопчатобумажном комбинате (ХБК) в городе Н за 2015 год.

Цель исследования: разработать комплексный план оздоровительных мероприятий по профилактике болезней органов дыхания у работающих на ХБК

Задачи исследования:

1. Составить адекватную методику исследования.

2. Изучить распространенность болезней органов дыхания в различных цехах ХБК.

3. Изучить и выявить факторы условий труда, влияющие на распространенность болезней органов дыхания у работающих на ХБК

План исследования:

1. Объект - работающие на ХБК города Н в 2015 г.

2. Пути формирования объекта.

2.1. По охвату - наблюдение выборочное, метод отбора механический.

2.2. По времени - текущее.

2.3. По виду - наблюдение непосредственное (микроклиматических параметров) и путем выкопировки (данных о заболеваемости).

3. Объем исследования - 100 работающих.

4. Сроки исследования - с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.

5. Место исследования - ХБК города Н.

6. Руководитель: зав. цеховым терапевтическим отделением поликлиники.

7. Исполнители: цеховой терапевт и помощник санитарного врача отделения гигиены труда ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ»

8. Материально-техническое обеспечение:

- лабораторное оборудование и приборы для изучения микроклиматических условий;

- канцелярские товары;

- без дополнительных ассигнований.

Программа исследования

1. Программа сбора

1.1. Единица наблюдения - работающий на ХБК города Н в 2015 году.

1.2. Первичный учетный документ для изучения заболеваемости верхних дыхательных путей

№ п/п Учетные признаки Градация признака Шифр
1. Пол Мужской Женский
2. Возраст до 19 20-29 30-39 40-49 50-59 60 и более
3. Стаж работы до 5 6-10 11-15 16-20 21-25 26 и более
4. Профессия прядильщица ткачиха ленточница наладчик механик другие________
5. Скорость движения воздуха ниже нормы в пределах нормы выше нормы
6. Температура воздуха ниже нормы в пределах нормы выше нормы
7. Диагноз Острый назофарингит Острый бронхит Хронический бронхит Пневмония ХОБЛ Др.________  
8. Число обострений в год не болел 1-3 раза 4-6 раз 7 и более
Частота ОРВИ не болел 1-3 раза 4-6 раз 7 и более

Программа разработки

2.1. Лист намеченных таблиц

№ п/п   простая таблица групповая таблица комбинационная
1. Пол     +
2. Возраст   +  
3. Стаж работы     +
4. Профессия   +  
5. Скорость движения воздуха     +
6. Температура воздуха   +  
7. Диагноз + + +
8. Число случаев заболевания +    

Оформить макеты таблиц: простой, групповой, комбинационной (см. раздел данной методички «Статистические таблицы» С. 19-20).

ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Графический метод является следующим шагом после табличного метода в понимании материала при статистическом анализе. Графики дают общее представление об основных тенденциях, взаимоотношениях между статистическими величинами, делают числа наглядными, доступными, понятными и интересными. При помощи графических изображений легче уяснить закономерности развития распределения, изменения явления. Поэтому очень важно правильно подобрать для характеристики изучаемого явления соответствующий график и правильно его построить, чтобы он не исказил действительную картину.

Каждое графическое изображение так же, как и статистическая таблица, должно иметь название, в котором бы отражался круг изображаемых явлений, их географическая и временная характеристика. Но в отличие от таблиц, название графиков дается под ними. Слово “диаграмма” в названии не пишется, пишется слово “Рис.” с проставлением соответствующего порядкового номера без знака “№”. Например: Рис. 1. Структура диспансерной группы больных по нозологическим формам в больнице № 1 г. Уфы за 2016год.

На стендах, предназначенных для выставки, графические изображения оформляются без масштабных шкал, названия их располагают над рисунком без слова “Рис”.

Шкала, на которую ориентируется размер диаграммы, должна начинаться с нуля (знак “О” можно не обозначать). При выборе верхнего показателя шкалы необходимо учитывать максимальную величину изображаемого показателя.

Разделительные черточки масштабной шкалы располагаются на строго определенных расстояниях друг от друга на осях абсцисс и ординат. На уровне этих черточек слева от оси ординат и вниз от оси абсцисс указываются масштабные знаки. Количество делений масштабной шкалы должно быть минимальным.

Геометрические знаки, краски, фигуры, штриховки должны быть пояснены. Условные обозначения располагаются ниже рисунка (иногда справа) в строчку. Размеры их должны быть небольшими.

Различают следующие виды графических изображений: диаграммы, картограммы и картодиаграммы.

Диаграмма- графическое изображение статистических данных при помощи линий или геометрических фигур, а также предметов, наглядно показывающее соотношение между сравниваемыми величинами.

В зависимости от формы и способов изображения различают следующие виды диаграмм:

1. Линейные или координатные, на которых линиями изображены динамические изменения величин изучаемого явления;

2. Плоскостные, дающие сравнительное изображение при помощи геометрических фигур, имеющих два измерения (прямоугольник, круг, квадрат и т.п.);

3. Объемные (пространственные, стереограммы), на которых данные изображены геометрическими телами, имеющими три измерения (шар, куб, призма и т.д.);

4. Изобразительные (фигурные), в которых для большей наглядности материал представлен не геометрическими фигурами, а фигурами-образами, в которых отображается содержательный смысл сравниваемых объектов.

Линейная диаграмма применяется для иллюстрации частоты явления, изменяющегося во времени. Линейная диаграмма как бы символизирует непрерывность наблюдения и обычно употребляется для изображения динамики явления. На линейной диаграмме можно изображать абсолютные и средние величины, показатели интенсивности, соотношения и наглядности. Линейная диаграмма иллюстрирует значение ряда величин, нанесенных в виде точек на систему координат и соединенных линиями (рис.1).

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Рис. 1. Динамика младенческой смертности в городе Н за 2011-2016 гг. (‰).

Радиальная диаграмма является частным видом линейной диаграммы, построенной на полярных координатах. Радиальная диаграмма используется при необходимости изобразить динамику явления за замкнутый цикл времени (сутки, неделя, месяц, год).

При построении радиальной диаграммы в качестве оси абсцисс используется окружность, разделенная на одинаковое число частей, соответственно отрезкам времени того или иного цикла.

По технике построения радиальные диаграммы отличаются друг от друга в зависимости оттого, что взято в качестве пункта отсчета - центр круга (рис. 2) или окружность.

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Рис. 2. Распределение числа умерших детей до 1 года по месяцам в г. Н. за 2016 г.

Осью ординат при этом служит радиус окружности или его продолжение. Обычно за радиус окружности принято брать среднюю величину явления анализируемого цикла времени. Количество радиусов соответствует интервалам времени изучаемого цикла.

Плоскостные диаграммы строятся по принципу сравнения площадей тех или иных геометрических фигур, соответствующих по своим размерам сравниваемым величинам признаков.Наибольшее применение для плоскостных диаграмм имеет прямоугольник и круг.

Плоскостные диаграммы делятся на следующие ряды: столбиковые, пирамидальные, внутристолбиковые, секторные.

Столбиковые диаграммы представляют собой график, в котором различные величины представлены расположенными в высоту “столбиками” одинаковой ширины и разной высоты (рис. 3).

Столбиковые диаграммы применяются для изображения следующих статистических показателей: абсолютных и средних величин, показателей интенсивных наглядности и соотношения.

Построение столбиковой диаграммы требует только одной масштабной шкалы, которая определяет высоту каждого столбика. Столбики должны быть даны на некотором, одинаковым для всех расстоянии друг от друга.

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Рис.3. Динамика естественного движения населения в городе Н за 2011-2016 гг. (‰).

Ленточная диаграмма отличается от столбиковых тем, что прямоугольники, изображающие числа, располагаются не по вертикали, а по горизонтали. На ленточных диаграммах изображаются те же виды величин, что и на столбиковых.

Внутристолбиковая диаграмма предназначена для изображения структуры явления, т.е. экстенсивных показателей. Берется прямоугольник произвольной ширины и высоты, вся площадь которого принимается равной 100 % (рис. 4).

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Рис. 4. Структура инфекционных заболеваний в районе К. по нозологическим формам за 2016 г.

Секторная диаграмма является наиболее распространенным графическим изображением распределения явления, для характеристики удельных весов отдельных частей целого, для выявления структуры сдвигов, т.е. для изображения экстенсивных показателей. Секторная диаграмма строится следующим образом. Сначала вычеркивается основной круг, площадь которого принимается равной ста процентов. Внутри его вычеркивается маленький круг, в которой вписывается итоговая цифра - 100%. Далее проценты структуры переводятся в градусы из расчета, 1 % равен 3,6°. Затем устанавливается исходная точка, лежащая на “12 часах” по окружности. Начиная от этой точки по часовой стрелке откладываются с помощью транспортира отрезки в градусах, соответствующие элементам структуры.

Полученные точки соединяются прямыми линиями с центром круга, и образовавшиеся сектора будут соответствовать элементам структуры. Начинать откладывать следует от большего элемента структуры к меньшим. Группа “прочие” откладывается в последнюю очередь, независимо от ее величины (рис. 5).

Процентные значения показателей элементов структуры писать в секторах без указания “%”.

При сравнительном изображении явлений в динамике во втором изображении, которое обычно располагается рядом справа, надо придерживаться порядка следования показателей первого изображения.

Условные обозначения элементов структуры даются под рисунком или справа от него.

Секторные диаграммы сохраняют свою выразительность при делении совокупностей на небольшое число частей - не более 4-5. Секторная диаграмма выглядит выразительнее при существенных различиях сравниваемых структур, а при небольших различиях она может быть недостаточно убедительной. В этих случаях преимущество нужно отдавать внутристолбиковым диаграммам.

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Рис. 5. Структура смертности населения города Н за 2016 г., %.

Картограммой называется особая геометрическая карта, на которой при помощи некоторых графических символов (штриховкой, цветом, точками и т.п.) представлены статистические данные в пространственной группировке (рис. 7).

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Рис.7. Общие коэффициенты рождаемости (число родившихся на 1000 населения) по муниципальным образованиям Республики Башкортостан в 2009 году

Картодиаграмма представляет собой сочетание схематической географической карты с диаграммой. Это сочетание заключается в том, что фигуры, используемые в диаграмме, разбросаны по карте в соответствии с той территорией, которые они представляют. Диаграммные фигуры картограммы статистически характеризируют данную территорию по одному или нескольким признакам.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ

В повседневной практической деятельности врач, как правило, получает любую информацию в абсолютных числах.

Абсолютные величины несут важную информацию о размере того или иного явления и могут быть использованы в анализе, в том числе в сравнительном. Однако они часто не отвечают на все поставленные вопросы. Так, например, врачу интересны сведения о здоровье обслуживаемого населения (показатели заболеваемости и др.), а у него есть информация только о числе зарегистрированных заболеваний (абсолютные числа), которые «заболеваемость» не характеризуют.

Для более углубленного анализа общественного здоровья и деятельности учреждений здравоохранения, а также деятельности медицинского работника используются обобщающие показатели, называемые относительными величинами. Они применяются для изучения совокупности, которая характеризуется, главным образом, альтернативным распределением качественных признаков.

Относительные величины, получаемые из соотношения двух сравниваемых чисел, для удобства сопоставления обычно умножаются на какое-либо круглое число (100, 1000, 10000, 100000 и т.д.), которое называется основанием. В результате полученные коэффициенты приобретают форму "процентов" (%), "промилли" (‰), "продецимилли" ( Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru ), "просантимилли" ( Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru ) и т.д. Чем реже встречается изучаемое явление, тем больше числовое основание следует избрать с тем, чтобы не было коэффициентов меньше единицы, которыми неудобно пользоваться.

Различают следующие виды относительных величин, чаще всего применяемых в медицинской статистике:

1. интенсивные показатели;

2. экстенсивные показатели;

3. показатели соотношения;

4. показатели наглядности.

Интенсивные показатели характеризуют частоту (интенсивность, уровень, распространенность) явления в среде, в которой оно происходит и с которой непосредственно органически связано.

В демографической и санитарной медицинской статистике в качестве среды часто рассматривается население и при расчете к нему относят то или иное явление, например, число заболеваний за год, число рождений за год, число смертей за год и т.д. При вычислении показателя младенческой смертности средой является количество новорожденных и к нему относят число умерших детей в возрасте до 1 года.

Коэффициенты интенсивности рассчитываются на основание - 100, 1000, 10000, 100000 и т.д. в зависимости от распространенности явления.

Техника вычисления интенсивных коэффициентов выглядит следующим образом:

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Например, в городе "Н" в 2016г. жителей в возрасте 70-79 лет было 9845 человек; из этого числа в течение года умерло 784 человека. Коэффициент смертности рассчитывается:

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Экстенсивные показатели характеризуют структуру. распределение явления на его составные части, его внутреннюю структуру или отношение части к целому (долю, удельный вес).

При вычислении экстенсивных коэффициентов мы имеем дело только с одной статистической совокупностью и ее составом.

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Например, в 2016г. число умерших от болезней системы кровообращения составило 715 случаев, в том числе, 452 случая - от ишемической болезни сердца (ИБС). Если принять все случаи смерти за 100, то доля ИБС среди всех умерших составит:

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Необходимо помнить, что экстенсивными показателями следует пользоваться для характеристики состава совокупности (явление, среда) в данном месте в данное время.

Показатели соотношения характеризуют численное соотношение двух, не связанных между собой совокупностей, сопоставляемых только логически, по их содержанию. К ним относятся показатели обеспеченности населения врачами, медсестрами, больничными койками, рассчитанные на 10 000 населения.

По методике вычисления коэффициенты соотношения сходны с интенсивными коэффициентами, хотя различны с ними по существу.

Показатель соотношения: Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Например, в районе с численностью населения 50000 человек работает 120 врачей и 300 медицинских сестер. Расчет показателя обеспеченности врачами на 10000 населения:

Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru Ii этап статистического исследования - сбор материала - student2.ru

Показатель наглядности характеризует динамику изучаемого явления и означает, на сколько процентов или во сколько раз увеличилось или уменьшилось явление.

Например,

Таблица 1

Динамика показателя рождаемости в городе Н. за 2012-2016гг.

Показатели Годы
Рождаемость (‰) 14,0 13,7 14,6 14,6 14,8
Показатель наглядности (%) 100,0 97,9 104,3 104,3 105,7

Вывод. В динамике отмечается рост уровня рождаемости в городе Н. на 5,7%, с 14,0 ‰ в 2012г. до 14,8 ‰ в 2016г., показатель наглядности в 2016г. составил 105,7%.

Подпись автора методической разработки

«30.06.2017г.»

Наши рекомендации