Введение в психологию телесности.
Лекция № 1.
Лекция 2.
Теоретические положения и экспериментальные подходы к исследованию телесности.
Тело и телесность
Разведение понятий тело и телесность имеет принципиальное значение. Тело означает, прежде всего, физический объект, не несущий субъектности, духовности. Телесность же есть одухотворенное тело, и она является результатом процесса онтогенетического личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющую человеческого существа.
Понятие тела и телесности отмечает мера жизненности. Таким образом
телесность (плоть, живое тело, динамическое тело) рассматривается как особый феномен и специфическое поле психологических исследований, занимающее пространство между душой и телом в его физическом понимании.
Основным проявлением телесности, как и духовности, является движение. Человеческая телесность есть одухотворенное тело, проявляющееся как в динамике, так и статике, имеющее внутреннюю и внешнюю составляющую.
В телесных движениях и формах, форма определяется как застывшее, прерванное или накопленное движение . В телесных движениях и формах выражается и типичная для всех и индивидуально-неповторимое. Поскольку внешне наблюдаемое движение всегда есть результат проявления движения внутреннего, то отсутствие внутриличностной целостности всегда так или иначе проявляется в движениях, отсюда неисчерпаемый потенциал движения как элемент диагностического и коррекционно – развивающего средства (телесно – ориентированная теория).
Тело как механизм, организм и субъективная реальность
Изучение тела проходило несколько этапов, когда ставилась цель, узнать как устроено тело. Сначала анатомия, но анатомия ограничивалась только описанием структуры, она исследована форму, не изучала связь формы с функцией и не стремилась записывать законы развития. Тело рассматривается как сумма отдельных частей, в этом случае, как материальный субстрат и ему отводилось место обитания души, психического. С этой т.зр. тело рассматривается как физический механизм, как анатомическая его организация.
Тело как механизм подчиняется ряду законов.
Тело как организм является предметом физиологии – науки о функции. Благодаря ней мы испытываем голод, вегетативное изменение функций с возрастом, болезнью, при беременности и т.д.
Тело, как реальность субъективная не равно организму, так как, тело может включать неорганизменные компоненты: протезы, клапан сердца, иллюзорные области или части, псевдогаллюцинации.
Лекция 3.
Культурно-исторический подход к психологии телесности.
Учение Выготского о ВПФ.
Понимание социальной обусловленности психики человеком, в том числе и об обусловленности культурой предлагает принципиально иной подход в психологии. Принцип культурно-исторической детерминированности психики был последовательно раскрыт в рамках работ Л.С.Выготского, разработавшего учение о ВПФ, как о сложных, прижизненно формирующихся, системных психических процессах, социальных по своему происхождению, имеющих опосредованное строение и произвольный характер функционирования.
Главное свойство ВПФ – это овладение собственными процессами поведения. Не природа, а общество по Выготскому должно рассматриваться в качестве главного детерминирующего причинно следственного фактора поведения человека. Выготский предполагал существование 2-ух линий существования человека: естественная прямая и опосредованная культурой. В соответствии с этими линиями выделяют низшие и высшие психические функции.
Пример низших психических функций: непроизвольная память, внимание Ребенок не может управлять им. Он обращает внимание на то, что ярко и запоминает только то, что запомнилось Низшие психические функции – зачатки, из которых в процессе воспитания (воздействия культуры и социума) вырастает ВПФ (произвольные внимание и память). Превращение низших в высшие происходит через овладение особыми психическими функциями(знаковой системой), носящими культурный характер. Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основаны на использовании знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции, в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе его исторического развития и какими являются язык, письмо, система исчисления и т.д.
Знаки языка служат своего рода орудиями, операциями, которыми субъект воздействует на другого, формируя собственный внутренний мир, основной единицей которого являются значения и смыслы.
Многие факты свидетельствуют о том, что это овладение не происходит автоматически. Здесь проявляется роль ближайшего взрослого. Взрослый, обусловленный ребенком, сначала сам овладевает его психикой.
Например, взрослый показывает ребенку, что является интересным, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои высшие психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый.
Затем происходит так называемое вращивание и интериоризация – превращение внешнего во внутреннее.
Ранний онтогенез телесных функций:
Человек рожден со сложной телесной организацией, он имеет сложный телесный процесс кровообращения, дыхания и т.д.
Но человеческим существом его назвать нельзя.
Это скорее натуральный организм, он потенциально целое существо, которому предстоит путь социализации , формирование которого выбирается ближайшим окружением и лишь на более поздним этапе развития самим человеком.
Взрослый с опытом, нормами, моральной этикой, орудиями труда является основным фактором развития младенца.
С раннего детства ребёнка приучают и прививают правильное осуществление различных функций. Мать добивается от ребенка контроля функций путем соблюдения режима питания, награждения и наказания, применение ответственности, веры придает ребёнку совокупность сопротивлений, которые конфигурируют культурное тело. Взрослый создаёт режим питания, заставляет ходить.
Культурное тело особый контур “Я”, не совладающий с границей “Я”, очерченный природными преградами культурных функций, таких как ВПФ, не только не равнозначно, но и способный видоизменять его.
Кафка: «Общество вырезает приговор на теле своей жертвы”.
Единственное, что есть при рождении у младенца-тело, которым он овладевает в первую очередь. Основа развития младенца –потребность, как природная предпосылка психического развития телесных функций. От характера потребностей зависит активность ребенка, развитие личностных процессов: общении, манипулирование его телом, нацеленность природных свойством человеком, знания с позиций личностного опыта. Младенец интериризирует позицию матери и таким образом удовлетворяет наступление потребностей, одновременно выполняя двойственную функцию.
Телесная составляющая ребенка может начинать использоваться как язык взаимодействия со взрослым. Мама формирует язык тела ребенка. Язык тела может формироваться адекватно и неадекватно.
Ребенок повторяет, подражает телесным приемам взрослого, усваивает эмоциональные способы реагирования, а также способы регуляции телесных и эмоциональных состояний.
Этапы развития телесных функций
1 этап - начальный - самые ранние периоды жизни младенца, когда у него мало средств для выражения собственного состояния. В этот период основной потребностью ребенка является потребность в пище. Ведущую роль в развитии отводится взрослому. Он осмысливает телесные потребности ребенка с точки зрения своего опыта, расшифровывает их, считывая с лица, тела, изменения в физиологическом состоянии. Также наполняет его телесное состояние определенным содержанием и социальным смыслом («Пора спать») . Также он означает имеющиеся у ребенка телесные ощущения ( «Живот болит»).
Функция коммуникации со взрослыми - следствие означения матерью организменных явлений ребенка, формирует первоначальный язык общения, язык тела, возникающий на этапе тесного симбиотического общения.
Этот язык может сформироваться по разному в зависимости от того, как это делает взрослый. Сформировавшийся язык тела со временем не исчезает из индивидуального опыта ребенка и в определенных условиях взрослой жизни в ситуации психотравмы этот язык, может актуализироваться, и возникает конверсионное расстройство.
2 этап - развитие познания своего тела.
У ребенка появляется активный интерес к своему телу, он становится исследователем: манипулирует предметами, изучает, расширяет степень овладения частями своего тела, а также осваивает все большее пространство вокруг себя. Появляется возможность подражать движениям взрослых (пример: семья обедает, мама пьет горячий чай из блюдца; ребенок начинает пить горячий чай из кружки, обжигается, затем мама ему показывает, как правильно пить чай, и ребенок так начинает делать). Ребенок усваивает то, что имеет возможность освоить. Он может повторять симптомы психовегетативных расстройств, которые отмечаются у взрослых. Если в семье есть люди с бронхиальной астмой – ребенок усвоит эту симптоматику. То же самое будет с задыханием и диабетом.
Наиболее часто встречающийся стереотип – функции, связанные с дыханием, пищеварением, снижением веса. Ребенок осваивает телесные проявления которые демонстрирует взрослый, что приводят к тому, что ребенок усваивает эти стереотипы ( например, ребенок повторяет симптоматику психовегетативных расстройств).
3) Этап овладения языком и системой значений, связанных с телесными состояниями. Благодаря языку ребёнок может определять называть свои телесные состояния через призму языковых отношений. Он начинает осознавать собственные телесные состояния: холод или жару, боязнь. Колики, тошноту. В это время появляется навык управления телесными состояниями (например, если ребенку становится жарко, он скидывает одеяло).
Психосоматический дизонтогенез телесных функций.
3 вида:
a) отставание в психосоматическом развитии ребенка
b) регресс
c) искажение психосоматического развития
Отставание в психосоматическом развитии ребенка
По сравнению с нормальными сроками, нормой психосоматического развития, освоение или социализация телесных функций происходит в гораздо более поздние сроки, чем у сверстников – ребенок в более поздние сроки начинает ухаживать за телом, пить, есть. Часто это связано с социальной ситуацией развития, в которую попадает ребенок. Например, когда ребенка в возрасте 3-4 лет оправляют к бабушке. Последней дают много памперсов – ими пользоваться легче, чем связываться с горшком для ребенка, однако это может мешать развитию ребенка ( вернется назад, к жизни в памперсе). Еще пример, у молодых мам ребенок в этом же возрасте еще ходит в памперсе, и никогда не приучался к горшку – нет навыков управления телесными функциями, что часто приводит к травле ребенка в детском саду, в связи с этим он перестает хотеть туда ходить.
Свое неумение ребенок использует для манипулирования взрослыми - ведь легче избегать, чем преодолеть.
Регресс
Является реакцией ребенка на особые, вредные, внезапно изменяющиеся условия развития. В этом случае ребенок теряет уже приобретенные раннее способы, навыки управления телесной функцией, саморегуляцией. Например, ситуация отлучения ребенка от матери (тюрьма, или долгая госпитализация) – ему некомфортно, и он прекращает самостоятельно есть (его приходится кормить другим людям), чтобы маму вернули к нему.
Регресс может выражаться в утрате способности есть, одеваться, самостоятельно засыпать, ухудшается культурное общение. В результате могут развиться страх, тревога, невротическое наслоение и т.д. Как маму возвращают, ребенок начинает самостоятельно и т.д. Появляющийся регресс может стать мощным инструментом оказания давления на взрослого. Ребенок считает, что мама должна быть рядом и предъявляет это в виде телесных жалоб в различных жизненных ситуациях, например, жалоба на боль в голове, чтобы не идти в детский сад. Предъявленные телесные симптомы – способ манипуляции с взрослым, который способствует возникновению стереотипа.
Искажение психосоматического развития
Данный тип связан с образом телесного «Я», его отличие в том, что формируется он в более поздние сроки (пубертантный период), чем первые два вида дизонтогенеза (пубертатный период), когда образуется образ телесного «Я». Если формируется аномальный образ «Я», то происходит определенное расхождение, диссоциация «Я», между отдельными составляющими телесного «Я», например, между самооценкой собственного тела и отношения к своим телесным проявлениям. Например, может происходить игнорирование отдельных частей тела или неприятие их: мальчик с оттопыренными ушами может подвергаться критике в подростковом возрасте и, при просьбе нарисовать себя, не изобразит на лице уши. Могут быть расхождения в классе - клички: жиртрест, кривоножка. Судя также относятся природные предпосылки развития дисморфофобии, пищевого поведения, употребления анаболиков для роста мышечной массы.
Лекция 4.
Внутренняя картина здоровья (ВКЗ). Внутренняя картина болезни (ВКБ).
Вначале появилось понятие ВКБ, а в 80-х годах – ВКЗ. В настоящее время происходит изменение глобальной парадигмы, ориентирующейся на патологию и на саноцентрическую парадигму («санус»- здоровье).
Важный переход к персонифицированной медицине – акцентирование с патологии на здоровье к диагностике и лечению болезней, выбор подходящих ему методов лечения.
1983 год – Санкт-петербужцы Смирнов и Резник предложили «ВКЗ»- они считали, что одновременно с понятием ВКБ у человека есть противоположная модель, модель эталона здоровья человека – ВКЗ. По Ананьеву данное понятие определяется с одной стороны как совокупность интеллектуальных представлений о здоровье человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой стороны как особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценностей и активном возникающем стремлении к его совершенствованию.
В Петербургской школе принят термин «отношение к болезни», а не ВКБ . Никифоров и Березовская предпочитают термину «ВКЗ» термин «отношение к здоровью», считая их в то же время симптомами.
Отношение к здоровью он рассматривает как один из элементов самосохранению поведения, включающий в себя 3 компонента:
1. Эмоциональный компонент, который отражает переживания и чувства человека, связанного с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обуславливающего снижение психического и физического самочувствия человека.
2. Когнитивный компонент характеризуется знанием основных факторов, оказывающих как негативное, повреждающее, так и позитивное, укрепляющее влияние на здоровье человека
3. Мотивационное поведение – представлено вместо здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенностей мотивации в областях здорового образа жизни, а также характеризуется особенностями поведения в сфере здоровья, степени приверженности человека ЗОЖ, особенностей поведения в случаях снижения здоровья, представления о здоровье у здорового человека.
Отношение человека к своему здоровью парадоксально: с одной стороны человек может иметь потребность в хорошем здоровье, а с другой – очень редко прилагать усилия к его сохранению.
Причины:
1. Потребность в здоровье актуальна лишь в случае его потери. Человек не замечает здоровье, воспринимает его как данность и не видит в нем предмета, заслуживающего особого внимания. Специальные меры по сохранению не предпринимаются.
2. Действие защитных механизмов, которые оправдывают нездоровое поведение(не ходит к врачу, так как здоров).
3. Пассивное отношение к здоровью или установка на него (если суждено заболеть, то он заболеет – это судьба).
4. Влияние пошлого опыта – отношение к здоровью определяется убеждениями человека о здоровье, которые формируются в процессе индивидуального развития.
5. Государственная политика в области здоровья.
ВКБ как сложный психосоматический феномен.
Первая попытка выделения субъектом компонента психологического заболевания была предпринята Гольштейнером в 1898 году, который предложил назвать этот компонент аутоплапстической картиной болезни. В последней он выделил сенситивную часть и надстроил над ней интеллектуальную часть. Под сенситивной частью понимается совокупность ощущений, связанных с патологическими процессами, а интеллектуальная часть – это размышления человека о своей болезни. Предполагается, что сенситивная часть подчиняется, прежде всего, физиологическим закономерностям, а интеллектуальная часть опосредована сенситивной частью и является преимущественно психологической. Связь между выделяемыми частями (сенситивной и интеллектуальной) мыслится как построение интеллектуальной части на основе сенситивной.
В 1937 году Р.Лурия (брат) ввел понятие ВКБ.
2 модели ВКБ:
I. Модель ВКБ Николаевой.
II. Модель ВКБ Тхостова и Ариной.
Также рассматривается модель ВКБ Говарда Левинталя.
Лурия понимал под ВКБ определенное пространство – все то. что испытывает и переживает больной, всю массу его ощущений, не только болезненных, но и обусловленных самочувствием, самонаблюдением, его представлением о своей болезни, ее причинах, все, что связано с его приходами к врачу, всеми компонентами окружающего мира, состоящими из всех сложных сочетаний восприятия и ощущений, эмоционального аффекта, компонентов психических переживаний.
Признаки ВКБ психологических явлений.
1) ВКБ является реакцией личности на болезнь и продуктом творческой самостоятельной активности больного; каждый имеет свою картину болезни.
2) Уникальность ВКБ. У каждого больного есть свое представление о болезни.
3) ВКБ является едва ли не единственным, новым психологическим образованием, формирующимся у взрослых, в отношении которого можно проследить его динамику становления.
4) ВКБ имеет сложную структуру, иерархическую организацию и механизмы функционирования.
5) ВКБ является динамическим образование, то есть она меняет свое содержание в зависимости от разных факторов – качества, продолжительности, последствий болезни, возраста, этнической принадлежности, культуры, знаний о болезни.
6) ВКБ после ее формирования становится важнейшим условием развития личности, как нормального и патологического. Она может выступать как в качестве патогенного, так и в качестве оздоравливающего фактора . Может определять результат лечения и его эффективность.
7) На начальном этапе становления ВКБ, отражает до болезненные особенности личности больного и позволяет уточнить их.
8) ВКБ является мишенью для психологии телесности и как вторичный психологический феномен может быть методом психологического воздействия.
Модель ВКБ по Николаевой (1987 год).
4-х уровневая модель ВКБ.
1-ый уровень – чувственный (сенситивный): ощущений. Он отражает свойства тех ощущений, что возникают у человека, в связи с болезнью. Выбор дескриптов концентрации ощущений (Тхостов и Арина ) – человек выбирает те ощущения, которые испытывает. Ощущения характеризуются тем, что они кратковременные, неустойчивые и могут менять локализацию.
2-ой уровень – эмоциональный. Связан с разными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия.
3-ий уровень – интеллектуальный или когнитивный - это представление о причинах и последствиях болезни.
4-ый уровень – мотивационный. Связан с определенным отношением больного к своему заболеванию, изменением поведения и образа жизни в условиях болезни. Сюда входит личностный смысл болезни для человека.
Реакции, связанные с этими уровнями могут идти в разном порядке (например, эмоции (2-ой) могут возникнуть раньше ощущений (1- ый)), просто относится к разным уровням.
Семантическая модель ВКБ
Тхостова А.Ш. и Ариной Г.А.
Модель разработана в 1990 году.
Новизна модели: вторы предлагают рассматривать процесс формирования ВКБ как особую форму познания, называя соматоперцепция, обладающую собственным содержанием и специфичностью, подчиняющуюся общим психологическим закономерностям формирования, развития и функционирования.
Авторы предлагают рассматривать ВКБ как сложное, многоуровневое образование, включающееся в себя чувственную ткань, первичное и вторичное означение и личностный смысл болезни. Авторы делают акцент на психосоматическом акценте, интроцепции в структуре ВКБ.
Динамика формирования ВКБ.
В данной модели авторы считают, что формирование ВКБ является динамическим процессом, который начинается с формирования чувственной ткани, проходящей через первичное и вторичное значение и заканчивающейся формированием личностного смысла болезни.
1 этап формирования ВКБ – чувственный. На этом этапе происходит формирование чувственной ткани, которая по мнению Леонтьева является строительным материалом образа . чувственная ткань создает чувство реальности и объективное поле собственной активности.
Возникает субъективная картина болезни, как правило, начинающаяся с соматических телесных ощущений, составляющих чувственную ткань ВКБ.
Чувственный этап становления ВКБ включает в себя явления дискомфорта, боли, ощущение недостаточности, недифференцированности ощущения телесного дискомфорта и единичные болевые ощущения.
Эти телесные проявления очень кратковременны, неопределенные, текучие, часто меняют локализацию и самочувствие человека – сложно определить локализацию этих ощущений.
2 этап формирования ВКБ – первичного означения. На данном этапе чувственная ткань опосредуется категоризацией, системой значений, универсалий, в результате чего формируется интрацептивный образ..
В результате этого ощущение из неопределенных становится конкретным, получившим свою локализацию, степень интенсивности, соотнесенным с культурными, перцептивными и языковыми эталонами, которые могут быть вербализованы. Осознанные, отрефлексированные, интрацептивные ощущения не могут быть представлены иначе, чем в системе категорий сознания. Первичное означение чаще всего осуществляется другим человеком по отношению к больному – обычно врачом.
В результате у человека меняется самочувствие, названное, означенное другим человеком продолжает жить в нем в качестве телесной жалобы. Активное означение, кем бы оно не было совершено, другим человеком или самим больным приводит к порождению перцептивного образа. Специфика ВКБ как психологически нового образования а том, что после первичного означения, означается не только сама чувственная ткань, но и то, что вне нее и то, что за ней – означенное принадлежит, отнесено к чувственной ткани, к болезни.
Вслед за первичным наступает вторичное означение.
3 этап формирования ВКБ -вторичное означение - это соотнесение собственного самочувствия, с существующими в данном обществе стереотипными представлениями о системе значений, в которых выражается опыт данного общества о здоровье и болезни. При этом происходит создание собственной картины болезни или принятие той картины болезни, которую предлагает врач. Ощущения становятся симптомами, означающими болезнь и означающими его существование. Очевидная закономерность в формировании симптоматики болезни, от преобладающих в данной культуре медицинских воззрений – культурно- исторический метаморфоз.
Вторичное означение может выступать не только в форме болезни, но и как судьба, сглаз, приворот, при этом одни и те же ощущения могут считаться болезненными, а могут – нормальными.
Авторы отмечают обратный феномен – ВКБ может развиваться от вторичного означения к первичному и чувственной ткани.
Человека отправили на профилактический осмотр ->установили рак ->
человек начинает прислушиваться к ощущениям.
4 этап формирования ВКБ– личностный смысл болезни .
В данном случае происходит соотнесение смысла болезни с собственной системой ценностей. Личностное означение болезни может быть очень разным.
Липовски. Личностный смысл болезни. Болезнь как:
1. преграда
2. наказание
3. вызов
4. слабость
От выбора пункта зависят способы совладания.
В этой модели выделены 3 смысла болезни:
1. Негативный, преградный смысл – тот случай, когда болезнь является условием, препятствующим достижению мотива. Болезнь несет человеческое страдание и ограничивает его жизнедеятельность.
2. Позитивный смысл болезни – болезнь является условием достижения мотива ( вторичная выгода).
3. Конфликтный смысл – тогда, когда болезнь способствует достижению одних мотивов, но препятствует достижению других мотивов. Пример: человек хочет получит группу инвалидности по болезни (льготы) и одновременно работать – не удается. Конфликтный смысл может в простом случае ограничит активность в целях сохранения здоровья, что противоположно необходимой реализации других мотивов, связанных с достижением.
Модель саморегуляции болезни и здоровья. Г. Левинталя
(Основана на здравом смысле).
Понятие ВКБ ввел Лурия. За рубежом нет понятия ВКБ - там используют термины «восприятие болезни» или «представление о болезни» (illness perceptions).
Представление о болезни - основное понятие в теории - отражает убеждения и ожидание человека о болезни или о её отдельном симптоме (например, представление о боли).
Представление о болезни определяет оценку личностью ситуации болезни и поведения, связанного со здоровьем. Авторы модели выделяют несколько параметров, которые уточняют конкретно сами представления, по которым можно оценить представление о болезни.
Параметры:
1 - Идентификация болезни или симптома по его проявлению. Связывание, ярлык, состояние, которое человек считает угрожающим его здоровью.
2 - Продолжительность болезни во времени. Болезнь можно оценить как краткосрочную или продолжающуюся всю жизнь.
3 - Воспринимаемые последствия болезни. Они могут отличаться от истинных представлений.
4 - Причины болезни- представления пациента о тех причинах, которые вызывают болезнь, например наследственность, стресс, инфекцию и т.д
5 - Воспринимаемая контролируемость болезни и лечения (а насколько я могу влиять на болезнь)
6 - Понимание болезни- насколько болезнь понятна человеку не как отдельный симптом, а как единое целое.
7 - Озабоченность болезнью – насколько она его беспокоит.
Для измерения параметров используют опросники восприятия болезни – полный и краткий.
В данной модели используется подмодель
принцип обратной связи |
Согласно данной модели пациент выступает в роли "наивного ученого, исследователя", который активно ищет сведения, информацию, чтобы опираясь на нее понять и сделать выводы о своем состоянии.
3 основных источника знаний:
1) предшествующий опыт социальной коммуникации и принятые в обществе представления о болезни
2) социальное окружение (близкие люди и медицинские работники)
3) опыт личности - считается наиболее мощным источником информации.
Лекция 5.
Соматоформные расстройства
(Исследование телесности в медицине)
Здесь пойдет речь о функциональных расстройствах, при которых отсутствуют органические изменения.
Соматоформные расстройства (F45)- телесные симптомы, не имеющие органической причины. Общим для этой группы расстройств считается появление на фоне психосоциального стресса соматических жалоб в отсутствие морфологического изменения соответствующих тканей. В тканях если и есть изменения, то незначительные.
Отличие от психосоматики: морфологические изменения в тех или иных органах присутствуют при психосоматических заболеваниях, а при соматоформных расстройствах – изменений в тканях нет.
Происхождение данных расстройств:
Эти расстройства имею многофакторное происхождение.
1.Во-первых имеет значение наследственная предрасположенность, поскольку человек наделен врожденным репертуаром аффективного реагирования на негативный стресс.
2.Во-вторых того имеет значение семейный фактор: родители могут реагировать преимущественно на негативный стресс соматического происхождения, считая психологические производные эмоции не заслуживающими внимания или не умея правильно распознать их.
Пример семья находится в ситуации длительного развода и вынужденного совместного проживания из-за отсутствия возможности жить отдельно ->у ребенка появляются соматические жалобы(боли в животе, понос, запор, болевые симптомы), на которые родители реагируют и пытаются обращаться к педиатрам, а причины они не считают важным, поэтому ребенок остается в. психотравмирующей ситуации, и ничего не улучшается.
Жалобы, «соматический язык» выступает на первый план коммуникации, способствуя формированию алекситимии, как особому типу конституции личности . Такие семьи называются "психосоматические", поскольку живут в ситуации хронического дистресса. Этим семьям в целом свойственна бедность психологического языка и склонность отрицать наличие психологических проблем. Кроме того родители могут не поощрять или запрещать выражение ряда психологически обусловленных эмоций, считая это неприемлемым.Они ни оказывают помощи, ни дают информации
Пример: ребенок плачет из-за развода. Реакция родителей на это: « Это не твое дело, а ты просто капризничаешь».
Так ребенок получает сигнал, что внимание, любовь и поддержку родителя можно получить лишь демонстрируя поведение "больного" ребенка, Роль "больного ребенка" оказывается привлекательной в том числе благодаря освобождению от повседневных обязанностей без возложения вины на ребенка за это ( например, освобождая его от уборки, так как у него боли). Болезнь ребенка в этих случаях может приносить вторичную выгоду и родителям.
3.В-третьих - культурально-этнический фактор. В разных культурах степень дифференциации эмоций разная. Чем меньше возможностей у ребенка дифференцировать свои эмоции, как негативные, так позитивные, тем скорее эти дети начинают соматизироваться.
Этому может способствовать жесткое, негибкое воспитание в строгих рамках любого религиозного фундаментализма, где осуждается выражение эмоций.
Классификация соматоформных расстройств.
Различаются моносимптоматические и полисимптоматические соматоформные расстройства.
При моносимптоматических жалобы ограничены по количеству, по числу, относятся к одной и той же системе и достаточно устойчивы по времени.
Полисимптоматические- разнообразные и изменяющиеся с течением времени жалобы. Когда в центр этих жалоб выдвигается предполагаемая функция, то одной, то другой системы организма, т.е. у ребенка при воздействии стресса могут появляться приступы рвоты, которые достаточно быстро могут сменяться приступами удушья, а потом боли в животе. Они могут быть разные по длительности, интенсивности, но это только жалобы-врачи анатомического субстрата не обнаруживают.
Как для полисимптоматических, так и для моносимптоматических, важным диагностическим признаком является ложная субъективная интерпретация состояния как серьезной или даже смертельной болезни.
Пример, у ребенка удушье? и он поддерживает мнение, что может внезапно умереть.
Моносимптоматические называются по симптому.
К ним относятся прежде всего хронические соматоформные болевые расстройства, которые выражаются в устойчивых жалобах на тот или иной болевой симптом, т.е. моносимптоматические- это прежде всего болевые расстройства, не имеющие морфологических изменений.
Полисимптоматические делятся на несколько групп:
1) соматизированное расстройства, для которого характерно наличие жалоб множественного и относительно изменчивого характера, сопряженных с нарушениями семейного и социального функционирования, предъявляемыми драматически и напористо.
2) недифференцированное соматоформное расстройство. При данном виде расстройстве жалоб также много,как и в "1". Они также вариативны, но отличие в том, что отсутствует эмоциональных, драматический, напористый фон;
3) автономная или самостоятельная вегетативная дисфункция, при которой жалобы предъявляются как обусловленные расстройством функции органа, находящегося под значительным влиянием вегетативной НС, например, у ребенка могут быть колебания АД (ВСД).
Пример про колебания давления у ребенка.
ЛЕКЦИЯ 6.
ЛЕКЦИЯ 7
Семиотический подход
· Семиотика- наука о знаках и знаковых системах.
· Фердинанд де Соссюр – наука, изучающая жизнь знаков в рамках жизни общества. Треугольник Соссюра : знак=означающее (акустический образ)=означаемое (понятие).
· Реально существует только означающее, знак прочитывается только, если вы понимаете контекст.
· Чарльз Пирс: знаки иконы (образ), знаки-индексы (указания), знаки-символы (конвенция).
· Связь означаемого и означающего – это не причинно-следственная связь.
Вторичная семиологическая система
· Ролан Барт – двойная система знаков, мифологизация – знак в первой системе становится всего лишь означаемым во второй (собственно мифологической)
· А.Ш. Тхостов рассматривает согласно этой схеме первичное и вторичное означение интрацептивных ощущений (через болезнь, признаки возраста, магические воздействия и т.д.)
· Миф существует вне оппозиции истинное-ложное (не несео объективной оценки).
1. Означающее 2. Означаемое (чувственная ткань) (телесн. конструкт) 3. Знак (означенное телесное ощущение ) || ОЗНАЧАЕМОЕ(болезнь) | ОЗНАЧАЮЩЕЕЕ ЗНАК ( симптом) |
Язык тела миф боле- зни |
Классические и современные мифы болезни
· Мифы о болезни и здоровье являются одними из самых древних, от исторической эпохи зависит то, как выглядят те или иные верования (конфета-обертка)
· Идеи «вечной жизни» - проявление архаического мифа «о вечном возвращении» (М.Элиаде), идея «обнуления» мира после обряда инициации. Воплощение: «эликсир бессмертия» 1932 г. институт экспериментальной медицины (ВИЭМ), работы И.В. Мечникова , в наши дни – «отключение» механизма апоптоза клетки и поиску «тела бессмертия» ( В.П. Скулачев)
· Из идеи «вечной жизни» вытекает идея «вечной молодости» – создание «элексира молодости». Эта идея в науке преобразовалась в попытки замедлить старение организма путем стимулирования его работы, пластической хирургии, пересадки органов и поиска универсального строительного материала для человеческого тела.
· Вариант идеи «вечной жизни» - идея «воскрешения» после временной смерти. Создание ритуальных гробниц и мумий, в наше время заменились на криозаморозку головного мозга или всего тела после смерти, с целью последующего оживления через годы.
· Идея «всемогущества», управления законами мироздания в «очеловеченном» варианте выразилась в идеи «сверхчеловека». «Сверхлюдям», «посвященным» приписываются сверхспособности, которые недоступны обывателям, и тайные, сакра