Моцарт излечивает эпилептиков
Измеряя биотоки головного мозга эпилептиков в двух из четырех диапазонов частот, на которых работает наш мозг (альфа– и тета-волн), ученые установили, что стоит лишь послушать им музыку Моцарта, как напряжение в мозге пациентов спадает. Это наблюдается и в центральной части мозга, и в его лобной доле.
Исследователи полагают, что целебное действие музыки великого композитора на мозг вызвано тем, что в ней очень много звуков высокой частоты. А эти звуки, во-первых, укрепляют мускулатуру среднего уха. И, во-вторых, звуки с частотой от 3000 до 8000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга. А это улучшает память человека и его пространственное восприятие, стимулирует мышление.
Давид, играющий на арфе перед Саулом. Художник Рембрандт
И действительно, в нашем внутреннем ухе втрое больше клеток, улавливающих звуковые волны высокой частоты, нежели клеток, реагирующих на низкие частоты. Следовательно, чем выше частота звуков, тем больше клеток активизируется и тем больше электрических импульсов поступает в мозг.
Впрочем, целебные свойства музыки не ограничены Моцартом. В середине 60-х годов прошлого века в этом убедились монахи-бенедектинцы одного из монастырей Южной Франции. В их скромной обители неожиданно начало твориться что-то непонятное: странная депрессия охватила ее обитателей. Братья стали быстро уставать; радость покинула их души, уступив приют унынию.
Врач, который изучал этот феномен, выяснил, что некоторое время назад в распорядке дня монахов была сделана одна, казалось бы, незначительная поправка: прежде они часами упражнялись в пении григорианских хоралов, а теперь были избавлены от этой докуки. Правда, аббат, взявшийся вводить новые порядки, не учел одного: упражнение в пении – это больше чем развлечение. Когда человек поет, его дыхание замедляется, а кровяное давление падает. Он исподволь ощущает, как приятно становится на душе. Врач посоветовал аббату возобновить занятия пением – через полгода и впрямь у монахов не стало никаких проблем со здоровьем.
Если обратиться к истории, то можно увидеть, что музыка – одно из древнейших средств, к которым прибегали целители, стремясь врачевать телесные и душевные недуги. Одно из самых ранних свидетельств лечения музыкой – 42 гимна, которые сочинила Энкидуанна, дочь аккадского царя Саргона, жившего в XXIV веке до н. э. По преданию, вдохновение снизошло на нее ночью. Звуками гимнов она пыталась успокоить боль. С тех пор жители Шумера и Аккада лечили этими заклинаниями больных.
В Библии говорится о том, как юный Давид искусной игрой на арфе спасал от уныния царя Саула. Великий врач древности Гиппократ рекомендовал лечить музыкой бессонницу и эпилепсию. Пифагор и Аристотель, а вслед за ними философы и врачи раннего Средневековья также считали музыку терапевтическим средством.
Испанский король Филипп V (1700–1746) лечился от уныния, слушая удивительно высокий голос итальянского кастрата Фаринелли (он же Карло Броски). В течение многих лет Фаринелли жил при мадридском дворе и десять лет подряд по вечерам пел монарху четыре песни на сон грядущий. Король по достоинству оценил своего преданного врачевателя, сделав его директором Оперного театра. А его преемник, Фердинанд VI, назначил певца министром.
Теперь подобная терапия стала одним из элементов врачебной практики. Немецкая специалистка Дагмар Густорфф пытается с помощью музыки вернуть к жизни людей, страдающих от приступов эпилепсии или пребывающих в коме. Она сидит возле их больничной койки и поет, причем песня ее звучит в такт дыханию больного. Повинуясь этому ритму, многие больные машинально прикладывают руки к груди или тянут их к руке своего врача. Эти спонтанные движения значат очень многое. По рассказу Густорфф, выздоровев, эти люди рассказывали следующее: «Я чувствовал, что кому-то хочется, чтобы я жил».
Американский музыкальный терапевт Стефани Меррит проводит сеансы интенсивного лечения, используя избранную классическую музыку. Во время этих сеансов пациенты, расслабившись, слушают музыку и описывают образы, краски, чувства, возникающие в глубине их сознания. Это воображаемое путешествие зачастую подсказывает врачу, каким образом можно справиться с проблемами, мучающими пациента.
А болгарский психолог Георгий Лозанов придумал способ лечения больных с помощью музыкальных отрывков, длящихся всего четыре секунды. В частности, он обратил внимание на то, что лучше всего помогает пациентам струнная музыка, исполняемая в ритме 64 четверти ноты в секунду.
Профессор музыки и терапевт Артур У. Харви изучил, какая музыка улучшает работу нашего мозга, а какая, наоборот, ухудшает. По его мнению (и в этом он не оригинален), наиболее целебными свойствами обладает музыка барокко. Наш сердечный ритм составляет в основном 68–72 удара в минуту, в то время как ритм музыки Баха, Генделя или Вивальди составляет всего 60 четвертей в минуту. При прослушивании музыки барокко наше сердце подстраивается под этот ритм, и мы поневоле расслабляемся.
Но вот громкая и быстрая музыка, напротив, ослабляет наш организм. Это показало наблюдение над двумя группами мышей, блуждающих в лабиринте в поисках пищи. Оказалось, что мышки, которые слушали вальсы Штрауса, стали ориентироваться в лабиринте лучше, чем прежде. А их собратья, приученные к барабанной муштре, не могли даже по прошествии трех недель проторить дорогу к еде. Более того, у них выявились отклонения в развитии нейронов гиппокампа, что, очевидно, и мешало животным чему-либо научиться.
Даже растения, и те по-разному реагируют на ту или иную музыку. Так, на участке, где звучала классическая музыка, тыква росла быстро и вскоре начала виться, а вот на участке, где звучала рок-музыка, результаты были обратными. Бархатцы, выращиваемые под грохот рок-музыки, требовали больше воды, а через шестнадцать дней и вовсе погибли.
Выводы, которые напрашиваются из всего вышеизложенного, очевидны: наш организм отдает предпочтение гармоническим тонам. Причем это правило распространяется и на другие живые организмы. И, возможно, в таком отношении к звукам имеется особый эволюционный смысл. По крайней мере, последние опыты по изучению влияния звуков на структуру ДНК не опровергают такого предположения.
ТАЙНА ГЕНИАЛЬНОСТИ
Любой человек, почти не задумываясь, может назвать нескольких выдающихся личностей, которые, на его взгляд, являются гениями. Это, несомненно, и Пушкин, и Лев Толстой, и Эйнштейн, и Аристотель, и Леонардо да Винчи. Список этот можно было бы продолжить, но особого смысла в этом нет, так как каждая эпоха рождала своих гениев, и их список достаточно велик…
Впрочем, прежде чем говорить о гениальности и гениях, следует хотя бы знать, что по определению гениальность – это высшая степень творческой одаренности, которая проявляется в оригинальной способности понимания и соединения различных элементов, тем самым дающая возможность творить что-либо выходящее из ряда обыкновенного.
В свою очередь, гений – это человек, такими способностями обладающий. Но вот что именно влияет на формирование гениальности? Специалисты, изучающие этот феномен, ответа пока дать не могут.
Долгое время ученые считали, что уникальный дар связан с какими-то анатомическими особенностями мозга, и всеми силами пытались найти их.
Известные анатомы и психиатры измеряли объем мозга великих людей, взвешивали его, подсчитывали количество извилин в обоих полушариях. Однако полученные данные дали противоречивые результаты: среди гениальных личностей были люди как с очень большим, так и с очень маленьким мозгом…
Например, у Ивана Сергеевича Тургенева мозг весил 2012 граммов, то есть почти на 600 граммов больше среднего веса. В то же время у Анатолия Франса мозг был почти на килограмм легче тургеневского. Тем не менее вряд ли кто станет утверждать, что Тургенев был в два раза гениальнее Франса.
Короче, версия о том, что умственные способности человека напрямую связаны с величиной его мозга, была отвергнута как не нашедшая научного подтверждения.
Часть исследователей в основу гениальности положили другой параметр: число борозд и извилин на поверхности коры головного мозга. Но и это направление исследований ожидаемых результатов не дало. Оказалось, что у гениев кора нисколько не рельефнее, чем у обычных людей.
Мозг И. С. Тургенева весил 2012 граммов, то есть почти на 600 граммов больше среднего веса
Совсем иную точку зрения на гениальность высказал генетик Владимир Эфроимсон. Он установил, что многих гениев на протяжении жизни мучила подагра. Ею страдали Ньютон и Дарвин, Галилей и Бэкон, Александр Македонский и Бисмарк, Микеланджело и Рембрандт, Стендаль и Бетховен и многие другие выдающиеся личности.
Впрочем, еще Гиппократ описывал подагру как специфическое заболевание, свойственное полководцам и политикам.
При этом заболевании в суставах и других тканях и органах откладываются соли мочевой кислоты, которая, как установил английский ученый Е. Орован, по своей природе близка к кофеину и теобромину – тонизирующим веществам, содержащимся в кофе и чае. А эти вещества активно стимулируют умственную деятельность человека. Именно избыток мочевой кислоты в крови и оказывает положительное влияние на умственные способности человека.
Вот только некоторые данные, подтверждающие гипотезу. Так, если в организме среднестатистического человека содержится 1 грамм мочевой кислоты, то у гения ее не менее 20–30 граммов. И встречается подагра у обычных людей относительно редко – у 0,3 % населения.
Существует еще одна гипотеза, которая, правда, отводит подагре более глобальную роль: в соответствии с этой гипотезой именно мочевая кислота сыграла основную роль в становлении человека.
Дело в том, что эта кислота сама по себе довольно ядовита, поэтому в организме всех млекопитающих имеется особый фермент уриказа, расщепляющий мочевую кислоту.
А вот у человекообразных обезьян и людей этот фермент отсутствует. Поэтому в крови человека мочевой кислоты в десятки раз больше, чем у животных. И благодаря этой кислоте мозг у людей работает более эффективно, чем у животных. Вероятно, утратили уриказу еще далекие предки человека. По этой причине их мозг, постоянно стимулируемый избытком мочевой кислоты, стал работать более интенсивно, тем самым получив возможность усиленно развиваться…
И все-таки: что же делает людей гениями? Какие механизмы или структуры лежат в основе этого уникального явления человеческой психики?
Современные ученые тоже пытаются ответить на этот вопрос. Но теперь они уже опираются не на анатомические особенности мозга, а на его физиологию, биохимию, генетику…
Несколько лет австралийские нейрофизиологи Джон Митчелл и Аллан Снайдер изучали особенности мозга людей, обладающих феноменальными способностями. Они сканировали их головы томографами, позволяющими увидеть, какие отделы мозга работают в большей степени, а какие в меньшей при обработке информации, поступающей от органов чувств.
Оказалось, что между тем моментом, когда на сетчатку глаза падает изображение, и тем мгновением, когда сознание воспринимает увиденное, проходит всего около четверти секунды. И вот за этот короткий отрезок времени обычный человек рефлекторно осмысливает всю прошедшую через хрусталик информацию. Однако в процессе ее обработки подавляющую часть поступивших сведений блокирует, оставляя лишь «контуры» увиденного, или, иначе говоря, общие о нем впечатления.
А вот гений, в отличие от стандартного человека, воспринимает практически всю поступившую информацию, вплоть до мельчайших деталей.
Таким же образом работает и слух: обычный человек оценивает мелодию целиком, а гений слышит ее отдельные звуки. Выходит, что тайна гениальности кроется в тех особенностях мозга, которые позволяют ему охватить все событие или предмет целиком, при этом уделяя особое внимание деталям. Именно такая своеобразная скрупулезность и позволяет ему делать гениальные выводы…
Как известно, гениальность обычно проявляется уже в раннем возрасте. По этому поводу нейрофизиологи выдвинули гипотезу, согласно которой у большинства гениев с младенчества начинает активно развивается какая-то одна или несколько областей мозга. Этот комплекс нервных структур постоянно увеличивается, пока в конце концов не станет доминировать над остальными и со временем не превратится в строго специализированную область. Когда же этот процесс достигает апогея, человек начинает удивлять окружающих своей зрительной памятью, музыкальными способностями, талантом художника или певца.
У обычных же людей, у которых все зоны мозга развиваются равномерно, и способности находятся в среднестатистической гармонии.
Подтверждением этому выводу является исследование мозга Альберта Эйнштейна. Те области коры, которые отвечают за математические способности, у великого физика были особо увеличены. Более того, они не были отделены от других зон извилиной, как это наблюдается у обычных людей. Поэтому не исключено, что «математические нейроны» Эйнштейна из-за отсутствия границ «переключили» на себя часть клеток из соседних зон, которые, будь самостоятельными, скорее всего, выполняли бы совсем иные функции.
Любопытных взглядов придерживался известный итальянский психиатр XIX века Чезаре Ломброзо, считавший гениальность одной из форм помешательства. И хотя такой взгляд – крайность, тем не менее рациональное зерно в этой гипотезе все же есть, потому что гениальность – это и впрямь некое отклонение от нормы.
Взять, к примеру, аутизм. Это – психическое заболевание, при котором человек испытывает явные трудности в общении с окружающими; он безразличен к внешнему миру, и в его чувствах отсутствуют яркие жизнерадостные эмоции.
В то же время среди аутистов немало талантливых художников, музыкантов, математиков.
По поводу этого феномена нейрофизиолог Джон Митчелл сказал следующее:
«В одной из частных клиник, где содержат аутов, я познакомился с 6-летней Джеймс, которая, не глядя на часы, может сказать время с точностью до секунды. 5 – летняя Дженни называла размер предмета до миллиметра, только взглянув на него. А 15-летний Кристофер владеет 24 языками. Мой коллега Фрэнсис Happe из Института психиатрии в Лондоне говорит, что способности аутиста – это результат изоляции некоторых областей мозга от тех, которые позволяют связывать разные потоки информации вместе и выдавать общее решение. В результате такие изолированные области развиваются сильнее, что и приводит к возникновению невероятных способностей.
Чаще всего у аутистов плохо работает левое полушарие, которое у человека отвечает за логику и разумное поведение. А вот правое, ответственное за интуицию и эмоции, развивается сверх всякой меры, провоцируя возникновение талантов. Если же аутов удавалось вылечить и левое полушарие брало верх, то все их способности утрачивались. А ведь мозги большинства гениев устроены почти так же, как и аутистов. Поэтому между этими двумя категориями людей есть много общего».
Значит, все же есть доля истины в словах Ломброзо.
ЛЮДИ-СЧЕТЧИКИ
Таблицу умножения знают все, поэтому без особого труда каждый может перемножить два любых однозначных числа: например, 9 на 8, или 6 на 7. Но когда речь заходит о перемножении двухзначных, а тем более трехзначных чисел, тут уже приходится брать в помощники калькулятор. Действительно, в уме перемножить, к примеру, 387 на 963 очень и очень сложно.
Но, оказывается, есть люди, которые без особого труда могут перемножать, возводить в степень, делить числа с десятками знаков. Причем делают они это так быстро, что могут даже конкурировать с компьютером.
Истории известно немало людей с таким удивительным даром.
Взять хотя бы индианку Шакунталу Деви, родившуюся в 1939 году Уже в детском возрасте она удивляла окружающих своими незаурядными способностями к счету И почти всю молодость Деви потратила на выступления в отцовском цирке.
Чем старше она становилась, тем сильнее проявлялись ее способности. Например, в 1977 году она могла извлечь корень 21-й степени из 210-значного числа. Причем проделывала она эту операцию без всяких записей и вспомогательных устройств.
Виллем Клейн, родившийся в 1912 году в Дании, – видимо, самый знаменитый человек-счетчик. По крайней мере, он смог извлечь корень 73-й степени из 500-значного числа. На это у него ушло две минуты и 43 секунды. Этот результат позволил ему стать одним из героев Книги Гиннесса.
Дениэл Мак-Картни, будучи с рождения слепым, тоже прославился своими удивительными способностями мгновенно производить сложные математические вычисления. Например, за десять минут он смог возвести число 89 в шестую степень.
Знаменитый математик Карл Фридрих Гаусс еще в раннем детстве демонстрировал феноменальные способности к счету
При этом он не только моментально умножал и складывал громадные числа, но также имел удивительную память. Так, Дениэл мог рассказать о любом дне своей жизни, начиная с 9-летнего возраста.
Ему называли год, месяц и дату, и он сразу же говорил, какая в этот день стояла погода, что он в этот день ел и что делал.
С юных лет уникальную способность к быстрому счету демонстрировали и некоторые знаменитые в будущем ученые-математики.
Так, еще в детские годы демонстрировал умение быстро считать в уме знаменитый Карл Фридрих Гаусс (1777–1855). Как-то в трехлетием возрасте он совершенно обескуражил своего отца, найдя в его математических расчетах ошибку. С тех пор родители обратили внимание на способности мальчика и старались их развивать. Уникальность Гаусса предопределила его карьеру как великого математика…
Люди-счетчики всегда интересовали психологов и математиков, которые пытались выяснить, в чем секрет их способностей. Но объяснения, которые эти уникумы давали, пытаясь раскрыть свое умение, были очень странными и непонятными.
Так, известный человек-счетчик Урания Диамонди говорила, что владеть цифрами ей помогает их цвет: 0 – белый, 1 – черный, 2 – желтый, 3 – алый и так далее. Сам же процесс вычисления представлялся ей в виде бесконечных симфоний цвета.
Два других феномена этого рода – Монде и Кальбюрн – ясно видели, как перед их глазами выстраиваются ряды цифр, начертанные чьей-то невидимой рукой. Им требовалось лишь одно: прочесть эту «волшебную» запись.
Брат Урании, Перриклес Диамонди, тоже утверждал, что цифры как бы скапливаются у него в черепной коробке.
А вот Иноди казалось, что вместо него считает чей-то голос. И, в то время пока этот внутренний голос производил вычисления, сам он мог разговаривать, производить более легкие подсчеты или же играть на флейте.
Однажды Иноди обследовали ученые Французской академии наук. В итоге они пришли к заключению, что Иноди использует некоторые классические приемы, которые он открыл самостоятельно.
Одна из комиссий при академии, в которую, в частности, входили известные ученые Араго, Коши, исследовала еще одного человека-счетчика – Анри Монде. По свидетельству Коши, полуграмотный сын дровосека Монде в своих расчетах применял бином Ньютона.
Ученые считают, что дар феноменального счета в том виде, в каком он наблюдается у взрослых счетчиков, является в какой-то степени приобретенным в результате систематических упражнений. Бродя по джунглям чисел, люди-счетчики зачастую находят приемы, которые дают им возможность сокращать вычисления.
УМ С ОТКЛЮЧЕННЫМ МОЗГОМ
О существовании людей, которые демонстрируют исключительные способности в какой-то одной узкой области, но в то же время являются умственно отсталыми в другой, психологам и психиатрам известно давно. Например, к этой категории относятся некоторые из так называемых «людей-счетчиков».
А вообще, начиная с конца XIX века, когда было открыто это явление, и по сегодняшний день ученые зафиксировали около сотни «гениев» с умственными отклонениями.
Все эти люди имеют низкий коэффициент интеллекта, с большим трудом поддерживают самый простой разговор с согражданами, глубоко погружены в себя. Но они действительно могут считаться гениями в математике, музыке, живописи и т. д.
Так, один может назвать время с точностью до секунды, не глядя на часы, а другой – назвать размеры любого предмета с разницей всего в несколько миллиметров. Третий, лишь взглянув на рисунок, может сделать его детальнейшую копию.
Ученые по-разному объясняют подобные особенности мозга этих людей.
Так, Аллан Снайдер и Джон Митчелл считают, что такими способностями обладает практически каждый человек. Разница лишь в том, что те способности, которые демонстрируют умственно отсталые люди, у здорового человека маскируются более высокими формами мышления.
Младенцы способны понять и осмыслить значительно больше, чем могут себе представить взрослые
Если обычный человек все время подсознательно анализирует поступающие в его мозг сведения, то гениальные «идиоты» фиксируют только голые факты, не переходя к обобщениям. И делают у них это низшие, то есть более простые и эволюционно более древние структуры мозга. У обычных людей они тоже действуют, но их «заглушают» более молодые и развитые отделы.
Известно, что временной промежуток, который разделяет момент попадания на сетчатку изображения и сознательного восприятия увиденного мозгом, равняется около четверти секунды. За это незначительное время специализированные участки мозга, работая порознь, фиксируют каждую отдельную сторону объекта или явления: цвет, форму, движение, положение и так далее. Затем эти параметры аккумулируются в единый комплекс, который передается в высшие отделы мозга, где и происходит осмысление увиденного. В результате, обработав поступившую информацию, мозг нормального человека огромную ее часть, представленную мельчайшими деталями, «отбраковывает». В итоге остается лишь общая картина увиденного. Но именно она и позволяет адекватно реагировать на ту или иную ситуацию.
А вот у «гениальных идиотов» такого редактирования поступающей извне информации не происходит, и они воспринимают окружающий мир в мельчайших деталях.
Один из любимых трюков «людей-счетчиков» – расчет дня недели по дате, или наоборот.
Например, на вопрос о дне недели, который будет соответствовать 1 сентября 2039 года, чудо-счетчик тотчас ответит, что это будет четверг. Как утверждает Снайдер, каждый человек тоже способен произвести такие моментальные вычисления, просто высшие отделы мозга, осознавая бесполезность расчета, подавляют его, и ответ остается в нашем подсознании. То же самое можно сказать и о способности моментально определять высоту и продолжительность любой ноты, и о способности, взглянув на страницу и закрыв глаза, по памяти прочитать ее вслух.
Но если это так, и наш мозг незаметно проделывает все эти трюки, то нельзя ли снять цензуру сознания и продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности? Нейробиолог Нильс Бирбаумер из Германии уверен, что можно, и в качестве примера он приводит одного совершенно нормального студента, развившего в себе такие же способности к моментальному счету, как и у многих людей-счетчиков.
Изучение его энцефалограммы показало, что во время выполнения в уме сложных расчетов его мозг был крайне активен, а перед тем, как студент вслух произносил результат, активность мозга резко падала. У обычных людей во время умственного счета такого спада активности не происходит.
Однако с гипотезой Митчелла и Снайдера не все нейрофизиологи соглашаются. Многие из них считают, что у «гениев-идиотов» односторонне развита какая-то одна способность мозга за счет остальных. Причем область мозга, которая отвечает за эту способность, может быть даже увеличена.
У большинства людей такое одностороннее развитие того или иного отдела мозга сдерживается тем, что с раннего детства весь мозг работает в режиме обобщения, а не фиксации отдельных деталей. По сути, необычный талант «гениального идиота» обусловлен тем, что специфичные зоны мозга не имеют нервных связей с теми зонами, где происходит осмысление воспринятой информации, а работают самостоятельно. В результате на них влияют сигналы из других зон, поэтому со временем они превращаются в строго специализированные отделы. Вот тогда и появляются люди с феноменальной памятью…
А вот английский психолог Майкл Хоув придерживается совсем иного взгляда на проблему. В частности, он считает, что способности «гениев-идиотов» и обычных людей, талантливых в какой-то области, имеют одну и ту же причину: они появились в результате усиленного упражнения. Просто некоторые умственно отсталые люди концентрируют свое внимания и усилия на такой задаче, которая не придет в голову нормальному человеку, и упражняются в этой области, пока не достигнут совершенства.
Однако некоторые факты в рамки этой гипотезы не укладываются. Например, умственно отсталая девочка, вошедшая в историю психологии под именем Нади Н., с трехлетнего возраста великолепно рисовала лошадей в разных позах и ракурсах. Причем рисовать она стала с того самого момента, когда научилась держать в пальчиках карандаш. А ведь при этом не было ни обучения, ни систематических упражнений.
Согласно же еще одной гипотезе, в раннем детстве мы все – «гении-идиоты» или вундеркинды. Например, установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления, позволяющие им разобраться, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И спустя короткое время ребенок уже «знает», где проходят границы в произнесенной фразе. Но ведь и чудо-счетчик просто «знает», чему равен, например, квадратный корень из пяти– или семизначного числа.
Точно так же дети намного быстрее взрослых обучаются точно определять высоту звуков. И у них намного чаще встречается абсолютная зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное с фотографической точностью.
Скорее всего, с годами эти способности теряются, так как взрослеющий мозг изменяет способы переработки информации. Это предположение подтвердило сканирование мозга, показавшее, что у новорожденных детей и младенцев те части мозга, которые «молчат» у взрослых, активны.
Причину же нарушений в деятельности мозга американский психиатр Даролд Трефферт видит в мужском половом гормоне тестостероне, который еще до родов может тормозить развитие левого полушария, где расположен центр речи.
В пользу этой версии говорит тот факт, что среди «идиотов-гениев» и страдающих аутизмом (замкнутостью в себе) примерно в шесть раз больше мужчин, чем женщин. Некоторые клинические случаи тоже вроде бы подтверждают гипотезу Трефферта. Так, было установлено, что после того, как у некоторых взрослых людей болезнью была разрушена часть коры левого полушария, вдруг открылись необычные способности к рисованию. То есть отмирание нейронов словно сняло тормоза с врожденной способности к художественному творчеству, которая до этого была подавлена другими областями мозга.
Итак, чтобы стать гением, необходимо всего-навсего отключить определенную область собственного мозга!
ЛЮДИ БЕЗ МОЗГОВ
Наверное, практически никто не сомневается, что самый главный орган в человеческом организме – это мозг. Не случайно критерием смерти считается прекращение деятельности головного мозга. Между тем существует немало документально засвидетельствованных случаев, когда некоторые индивидуумы преспокойно обходились без этого жизненно важного органа.
Например, в медицинском вестнике Нью-Йорка за 1888 год описан уникальный случай, произошедший с матросом речного буксира. На палубе баржи, которую тянул этот буксир, в два яруса громоздились большие ящики. И в тот момент, когда буксир подходил к мосту с низкой аркой, находившийся на носу баржи матрос решил посмотреть, не ослабло ли крепление верхнего яруса. Он взобрался на нижний ярус и поднял голову над ящиками. Поскольку он стоял спиной к мосту, то не увидел надвигавшейся опасности. В это время нижний, острый край балки мостового пролета срезал у матроса часть черепа примерно на 5–6 сантиметров выше правого глаза. Естественно, никто не мог и предположить, что несчастный выживет. Но когда через пару часов матроса доставили в больницу, он все еще был жив! Более того, едва врачи стали обрабатывать рану, тот вдруг открыл глаза и спросил, что с ним случилось. А когда врачи забинтовали уменьшившуюся на четверть голову, пострадавший неожиданно слез с операционного стола и потребовал свою робу, заявив, что хочет домой. Через два месяца матрос вернулся на судно! Изредка он жаловался на головокружение, в остальном же был вполне здоровым человеком. Лишь спустя 26 лет после несчастного случая у него частично парализовало левую руку и ногу.
Но это еще что! Доктор Робинсон из Парижской академии наук рассказал такую историю. Пожилой 60-летний человек был ранен в теменную область острым концом багета. При этом вытекло немного крови. Целый месяц рана вообще о себе никак не давала знать. Но затем у пострадавшего начало ухудшаться зрение. Спустя некоторое время больной неожиданно умер с признаками эпилепсии. В протоколе вскрытия есть запись, в которой утверждается, что у скончавшегося не было головного мозга – сохранилась только тоненькая оболочка мозгового вещества, «содержащая продукты гнилостного разложения». Значит, почти месяц этот человек жил без головного мозга.
Эти поразительные истории произошли давно, поэтому могут вызвать некоторые сомнения в их достоверности. Но в этой серии имеются случаи из недалекого прошлого. Так, в 1935 году в госпитале Святого Винсента в Нью-Йорке родился ребенок, у которого вообще не было мозга. Невероятно, но в течение 27 дней ребенок жил, ел и плакал… Его поведение было совершенно нормальным. Если бы не вскрытие, никто бы и не догадался, что у малыша отсутствовал мозг.
В 1940 году в клинику доктора Ортиза положили 14-летнего мальчика. Его мучили ужасные головные боли. Через две недели мальчик умер, до самого конца находясь в сознании и здравом уме. Когда врачи произвели вскрытие, то оказалось, что почти всю мозговую ткань поглотила злокачественная опухоль.
А в 1957 году доктора Ян Брюэль и Джордж Олби успешно провели операцию, в ходе которой пациенту в возрасте 39 лет пришлось удалить все правое полушарие. Пациент не только быстро выздоровел, но и не утратил прежних умственных способностей, которые были выше среднего.
А вот и совсем свежий случай. 14 октября 1996 года 29-летний Оскар Гарсиа Чирино самостоятельно пришел в городскую больницу. Увидев его, врачи пришли в ужас. И не случайно. Из головы парня торчал гарпун от ружья для подводной охоты. Причем голова несчастного была прошита насквозь. Оскар работал инспектором-ловцом на одном из водохранилищ близ Гаваны. В тот день он вместе с приятелем занимался подводной охотой. Приятель по какой-то причине перепутал Оскара с крупной рыбой и выстрелил в голову. Несмотря на то что все это случилось в 80 метрах от берега, Оскар выбрался на сушу самостоятельно. В больнице врачи провели сложнейшую операцию по извлечению инородного тела из головы потерпевшего. Для этого они сначала с обеих сторон перекусили стрелу клещами, а затем вытащили кусок металла непосредственно из черепной коробки. Оскар остался жив, причем его психическое состояние практически не изменилось.
Однако эти и подобные им истории не отвечают, тем не менее на вопрос: как такое вообще возможно? Хотя на сей счет и имеются определенные гипотезы. Так, по одной из них выходит, что одни участки мозга в экстремальных условиях могут заменять другие. То есть мозг обладает определенными компенсаторными функциями.
ПЛАСТИЧНОСТЬ МОЗГА
В последнее время нейрофизиологи, психологи, анатомы все чаще и чаще говорят и пишут о пластичности мозга. Так что же это за феномен, который привлек такое пристальное внимание исследователей?
Прежде всего, под термином «пластичность мозга» специалисты подразумевают его способность изменяться после определенного периода обучения или повреждения. При этом различают пластичность на макроскопическом и микроскопическом уровнях.
В свою очередь, пластичность на макроскопическом уровне связана с изменениями нейронных связей в мозге, которые обеспечивают связь между полушариями, а также различными областями в пределах каждого полушария.
Что же касается пластичности на микроуровне то уже само название говорит о том, что в данном случае происходят молекулярные изменения в самих нейронах и в синапсах.
В связи с тем, что в отличие от микроуровня, пластичность мозга на макроуровне изучена относительно полно, именно о ней и пойдет наш дальнейший разговор.
Вообще же нейробиологи считают, что пластичности мозга на макроскопическом уровне может проявляться в трех вариантах.
В первом случае травмируется сам мозг: например, в результате инсульта моторной коры мышцы туловища и конечностей лишаются контроля со стороны мозга и оказываются парализованными.
Второй вариант противоположен первому. В этом случае мозг цел, но поврежден орган или отдел нервной системы на периферии: ухо или глаз, спинной мозг или нога. А так как в этом случае в соответствующие отделы мозга перестает поступать информация, они становятся «бездеятельными», то есть функционально не задействованными.
Но в обеих этих ситуациях мозг, реорганизуясь, пытается, в первом случае, восполнить функцию поврежденных областей с помощью неповрежденных, а при втором варианте – вовлечь области, оказавшиеся без работы, в обслуживание других зон мозга.
Что касается третьего случая, то он отличается от первых двух тем, что связан с психическими расстройствами, вызванными различными факторами.
Благодаря развитию томографии и энцефалографии особо значимые результаты в исследовании пластичности мозга были получены в последние десятилетия. Например, с помощью сканирования ученые установили, что в ряде случаев человек может выполнять все характерные для нормального человека биологические и социальные функции даже при отсутствии весьма значительной части мозга.
И таких случаев медикам известно немало. Свидетелями одного из них стали французские врачи…
Однажды в одну из парижских клиник обратился 44-летний мужчина с жалобами на плохое функционирование левой ноги. Пациент этот ничем особенным не выделялся: он вел обычный образ жизни, работал на государственной службе, имел семью и двоих детей.
Но когда медики сделали мужчине компьютерную и магнитно-резонансную томографию, то поняли, что перед ними настоящий уникум: оказалось, что почти вся полость его черепной коробки заполнена внутримозговой жидкостью; от мозга же осталась лишь узкая полоска. Тем не менее его IQ составлял 75 пунктов. И хотя этот показатель и ниже среднестатистических 100 пунктов, однако, мужчина умственно отсталым не считался…
На восстановительные способности мозга влияет несколько факторов.
Во-первых, возраст пациента. Так, у детей, в отличие от взрослых, после удаления одного из полушарий другое принимает на себя часть функций удаленного, в том числе и языковые. У взрослых же в этой ситуации наблюдаются серьезные нарушения речи.
И хотя при различных патологиях мозга не всех детей одинаково быстро и полно нормализуется функционирование соответствующих органов, тем не менее около трети годовалых детей с неполным параличом рук и ног к 7 годам избавляются от нарушений двигательной активности.
В целом, до 90 % детей, у которых неврологические нарушения были обнаружены еще в грудном возрасте, впоследствии развиваются нормально.
На восстановительные функции мозга