Приемы, позволяющие сделать огоньки разнообразными
«Блуждающая свеча».Каждый участник занимает любое удобное для него место в помещении. Вожатый берет свечку, подходит к какому-нибудь ребенку и говорит ему хорошие, теплые слова. Передает свечку этому ребенку и занимает его место. Второй участник передает свечку третьему и так до тех пор, пока все ребята не поменяются местами друг с другом.
«Дерево».В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего «огонька» на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или два дня были самыми-самыми.
«Дом».Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, каким был прошедший день.
«Лифт времени».Нужно вспомнить и рассказать о трех важных, запоминающихся событиях в жизни: первый подарок на день рождения, поход в первый класс, выступление перед всем классом. Почему тебе запомнились именно они?
«Ниточки».Перед началом «огонька» детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек могут быть разной длины 10-30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ниточку на палец, высказывая свое мнение. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
«Паутинка».Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто сидит не рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых соткан целый узор.
«Письмо домой».У детей есть возможность написать письмо домой, в котором можно рассказать о том, как живется в отряде, что дают на полдник, о своих новых друзьях, о вожатых и т.п. Если кто-нибудь захочет, то может прочитать свое письмо вслух.
«Режим молчания».Ребята вместе с вожатым гуляют по вечернему лесу в полном молчании. При этом надо стараться не общаться с другими ребятами ни жестами, ни взглядом. Нужно погрузится в мир окружающей природы. Вечером после прогулки можно поделиться своими ощущениями.
«Свеча – спасибо».Все садятся в круг, передают друг другу свечу, оценивают день и каждый может поблагодарить любого человека из круга: «Я хотела бы сказать спасибо… за то, что…».
Тема № 9 « Игровая деятельность вожатого: Воспитательный потенциал игры.
Классификация игр»
Слова «игра» и «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны: «играть в футбол», «играть в прятки», «играть с огнем», «играть с малышом». Словарь русского языка это слово определяет как: «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для выполнения досуга, развлечения».
Педагогическая энциклопедия: «Игра - один из видов деятельности детей… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания». Деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание – все это игра.
Воспитательный потенциал игры:
создание эмоциональной основы жизнедеятельности детского коллектива, установление взаимных контактов, общение, закрепление норм поведения;
осуществление своеобразной психотерапевтической коррекции личности, ее самоутверждение и дальнейшее самосовершенствование;
снятие физической усталости с мышц, переключение с одного вида деятельности на другой;
организации разумного досуга;
развитие творческой самостоятельности и инициативы, закрепление умения быстро ориентироваться в окружающей действительности, в изменяющихся ситуациях.
Игра – это прежде всего вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на создание общественного опыта, в которой складываются и самосовершенствуются самоуправление своим поведением.
Функции игры:
развлекательная (развлечение, удовольствие, воодушевление, интерес);
коммуникативная (освоение навыков взаимодействия);
игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
диагностическая (выявление индивидуально- личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры);
коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
социализации (включение в систему общественных и межличностных отношений, усвоение норм человеческого общения).
Структура игры.
Игра как деятельность включает в себя:
- целеполагание;
- реализацию цели;
- анализ результатов, в котором личность полностью реализует себя как субъект.
Игра как процессвключает в себя:
- роли, взятые на себя игроками;
- игровые действия как средства реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов (замещение реальных вещей игровыми, условными);
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание)- область игровой действительности.
Игра как метод обучения, используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, раздела учебного материала;
- в качестве занятия или его части;
- как технологии внеклассной (воспитательной) работы.
Основные компоненты игры.
Игра включает в себя: игровое состояние (мотив), игровые позиции, игровые ситуации, неопределенность развития и результата, игровые роли и действия, результат игры.
Классификация игр.
По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные.
По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные , драматизации.
По предметной деятельности: музыкальные, литературные, театральные, трудовые, народные, спортивные, экономические, военно- прикладные, туристические, управленческие и т.д.
По игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные ТСО, технические, со средствами передвижения.