Тема№ 6: «Конфликты. Способы выхода из конфликтной ситуации»
Причины конфликта:
1. Человеческая смертность
2. Неизбежность прижизненного дискомфорта – каждый человек при жизни проходит несколько жизненных кризисов. Трактовка возрастных периодов различна.
3. Непроясненость социального статуса сильно сказывается на межличностном общении. Это и роли, которые играю люди в разных жизненных ситуациях. Мы претерпеваем постоянно какие-то изменения. И независимо от того, питаем ли мы какие-то иллюзии или нет, каждый из нас занимает определенную нишу в обществе. И если этой ниши нет по какой-то причине, мы пытаемся занять чужую нишу, что неизбежно вызывает конфликт.
4. Несовершенство моделей общения – конфликт происходит, когда мы начинаем разговаривать на «разных» языках.Каждому человеку, и взрослому и ребенку, в день требуется min 8 «поглаживаний», 8 знаков внимания. На этом построен весь японский менеджмент. Если мы не получаем этих знаков внимания – мы начинаем их ДОБЫВАТЬ! (отсюда стервозность женщин, не получающих внимания мужчин, бабушки в поликлиниках и т.д.).
5. Генетическая делинквентность – предрасположенность к правонарушению.
Ген преступности имеется у 25 % людей. Он предполагает у человека повышенную активность. Но только в некоторых случаях эта активность со знаком «+», а в некоторых – со знаком «-».
6. Синдром одиночества:
Ø Недовольство собой
Ø Низкая самооценка, высокая тревожность
Ø Коммуникативная неуклюжесть
Ø Недоверие к людям
Ø Внутренняя скованность
Ø Страх быть отвергнутым
Ø Нереалистические ожидания
7. Культурная скудость
Ø Неполноценное образование
Ø Неяркость культурных ценностей
Ø Слабость нравственных тормозов
8. Аффективность поведения
Конфликт развивается по определенным закономерностям, где выделяют 4 стадии:
1 стадия – возникновение (потенциальный конфликт). На этой стадии разрешается от 95 до 100 % всех конфликтов. Но эта стадия не сразу воспринимается и проходит незаметно.
2 стадия –осознание противоречий, объективных и субъективных. Здесь конфликт понимается по-разному – адекватно и неадекватно:
Ø Непонятый – закрываем на проблему глаза
Ø Ложный – его нет на самом деле
3 стадия –самая острая. Здесь происходит конфликтное взаимодействие,которое направление на блокирование достижения целей другой стороной. Здесь обостряется эмоциональный и когнитивный фон. На этой стадии разрешается только 5 % всех конфликтов. Наблюдается цепная реакция, словно снежный ком. На этой стадии каждая сторона имеет свою гипотезу «Почему он вступил в конфликт?»
Ø Деструктивный конфликт – каждая сторона унижает личность другой стороны
Ø Конструктивный конфликт – действия конфликтующих не выходят за рамки делового общения.
4 стадия –разрешение конфликта, частичное (исключили конфликтные действия, а побуждения к конфликту есть) или полное (нет конфликтных действия и не хочется конфликтовать).
Ø Изменение ситуации
Ø Переоценка ценностей
Функции конфликта
«+»
Ø Установление понимания
Ø Информационная функция
Ø Сплочение (при борьбе с «внешним врагом»)
Ø Новые пути развития
Ø Снятие синдрома покорности
Ø Диагностика
«-»
Ø Большие эмоциональные затраты
Ø Болезни
Ø Ухудшение психологического климата
Ø Снижение производительности труда
Ø Победа любым путем
Любой конфликт приводит либо к УХУДШЕНИЮ ОНОШЕНИЙ, либо к их УЛУЧШЕНИЮ.
Все люди в конфликтной ситуации ведут себя по-разному. Это зависит от ряда причин:
Ø Культура поведения – снимает неконструктивные формы поведения.
Ø Психологические качества –характер, воля, темперамент. Эти черты личности меняются каждые 7 лет.
Очень важно уметь ЗАЩИЩАТЬСЯ от конфликтных людей – здесь хороши будут:
· способы саморегуляции, которые вы освоить
· создавать настроение – «Создал же Бог такую прелесть!»
· уметь направлять отрицательную энергию в другое русло
· не отвечать КФГ на КФГ
Конфликтны все, но в разной степени:
Ø Устойчивые в конфликте
Ø Удерживающиеся от конфликта
Ø Конфликтные (6 – 7 %)
УПРАЖНЕНИЕ «Горячий стул» - как один из способов проработки конфликта.
Тема № 6: «Психологические аспекты в работе вожатого.