Взаимодействие цены спроса и предложения

«Эффект Пигу»

Взаимодействие цены спроса и предложения - student2.ru

p – цена предложения,

q –цена спроса, t – точка рыночного равновесия

Причины увеличения спроса:

· увеличение заработной платы,

· желание получить услугу в данный момент вследствие повышения цен в будущем и т.д.

Как реагирует на эти изменения рынок?

1. Рост цен, увеличение доходов тех медицинских учреждений, которые предоставляют услуги.

2. Стремление предпринимателей вложить свои деньги в прибыльное дело. Возникает конкуренция. Преуспевает тот, кто быстрее увеличит объём медицинских услуг, при одновременном снижении затрат и цен.

Ценообразование– это процесс формирования цен, определения их уровня.

Ценообразование решает задачи:

1. расширение рынка сбыта услуг здравоохранения,

2. увеличение массы прибыли,

3. обеспечение баланса спроса и предложения,

4. объёма денег и объёма услуг здравоохранения.

Законы ценообразования 1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. 2. Если под влиянием неценовых факторов произойдёт повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе,- цена возрастает. Если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократиться или при неизменном спросе увеличится предложение - цена снизится.

Важно, чтобы при ценообразовании соблюдались 2 условия:

1) стоимость лечения в разных учреждениях должна быть примерно одинаковой;

2) все пациенты должны иметь право на получение медицинской помощи одинакового объема и надлежащего качества.

Платные услуги в Медицинских организациях делятся на:

медицинские:

· косметологические,

· стоматологические,

· анонимное лечение алкоголизма,

· консультативная помощь,

· искусственное прерывание беременности,

· роды,

· лечебная физкультура, массаж, физио- и водолечение и т.д.

сервисные:

· индивидуальный уход за больным в стационаре или на дому,

· лабораторно-диагностическое исследование на дому,

· прокат некоторых видов медицинских принадлежностей,

· лечение на дому,

· предоставление отдельных палат, телевизоров, телефонов.

Особенности рынка медицинских услуг

1. На рынке медицинских услуг выступают три группы субъектов:

· Производитель, продавец медицинских услуг и товаров (медицинское учреждение, медицинский работник);

· Покупатель (пациент);

· Посредник (страховые медицинские организации)

2. Характерна асимметрия информации у производителя и потребителя в отношении потребительских свойств получаемой услуги.

3. Почти абсолютное доверие к продавцу медицинских услуг.

4. Медицинская услуга, которую можно легко продать, должна быть качественной.

5. Высокая приоритетность медицинских услуг.

6. Отсутствие четкой взаимосвязи между затратами труда медицинских работников и конечным результатом.

7. Приоритетность социальной и медицинской эффективности перед экономической.

В здравоохранении оказываются медицинские услуги, удовлетворяющие потребности в укреплении и сохранении здоровья.

Особенности медицинских услуг

1. Неосязаемость медицинской услуги.

2. Невозможностьощутить до момента её приобретения.

3. Неотделимость от источника услуги. Оказание медицинской услуги требует личных контактов производителя и потребителя.

4. Несохраняемость услуги. Медицинская услуга отличается от других товаров тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.

5. Непостоянство качества медицинской услуги. Зависит от квалификации специалиста, оснащенности ЛПУ.

6. Медицинскую услугу не всегда можно оценить положительно.

Таким образом, Вы ознакомились с основными понятиями маркетинга, механизмом рыночных отношений, какие медицинские услуги предоставляются в медицинских учреждениях, особенностями медицинских услуг, особенностями рынка медицинских услуг. Полученные знания помогут понимать механизм формирования и предоставления платных услуг.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какова структура рынка в здравоохранении?

2. На каких принципах функционирует рынок?

3. Какие особенности рынка медицинских услуг?

4. Какие особенности характерны для медицинских услуг как товара?

5. Какие медицинские услуги считаются сервисными?

Домашнее задание:

§ Подготовиться по материалам лекции № 8 к практическому занятию № 3.

Рекомендуемая литература:

§ Зенина Л.А. Экономика и управление здравоохранением: Учебник. Москва: 2012г.-208

§ Тлепцерищев Р.А., Трушкин АГ., Экономика и управление здравоохранением – Ростов н/Д: Феникс, 2009

§ Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Лисицын Ю.П. - 2-е изд. - 2010. - 512 с. http://vmede.org

ЛЕКЦИЯ № 9

МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

План:

1. Нормативно-правовая основа медицинского страхования.

2. Основные понятия медицинского страхования.

3. Характеристика обязательного и добровольного медицинского страховании.

4. Структура системы обязательного медицинского страхования.

5. Принципы обязательного медицинского страхования.

6. Права пациентов в условиях ОМС.

7. Базовая и территориальная программа ОМС

8. Механизм финансирования лечебно-профилактических учреждений в условиях ОМС

Медицинское страхование - это вид личного страхования, при котором объектом являются ценности связанные со здоровьем человека.

Цель медицинского страхования – дать гарантии гражданам при возникновении страхового риска получить медицинскую помощь за счет накопленных средств и повышения качества медицинской помощи.

Правовая основа медицинского страхования включает основные документы:

· Конституция (основной закон) Российской Федерации;

· Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 21.11.2011;

· “Закон об обязательном медицинском страховании граждан РФ» 21.11.2010 года.

Основные понятия медицинского страхования

В законе об обязательном медицинском страховании даны определения основным понятиям:

1. объект обязательного медицинского страхования - страховой риск, связанный с возникновением страхового случая;

2. страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого возникает необходимость осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи;

3. страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию;

4. страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию - исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации;

5. страховые взносы на обязательное медицинское страхование - обязательные платежи, которые уплачиваются страхователями;

6. застрахованное лицо - физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом;

В РФ установлены две формы медицинского страхования:

1. обязательное медицинское страхование,

2. добровольное медицинское страхование.

Характеристика

Наши рекомендации