Доступ на жесткие спасательные плоты
По меньшей мере, у одного входа должна быть жесткая наклонная посадочная площадка, позволяющая находящимся в воде людям забраться на спасательный плот. На спускаемом с помощью плотбалки спасательном плоту, имеющем более одного входа, посадочная площадка должна быть оборудована у входа, противоположного стороне, которой подтягивают плот к борту и где имеются устройства для посадки с судна на плот.
Входа, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочный трап, нижняя ступенька которого должна находиться, по меньшей мере, на 0,4м ниже ватерлинии спасательного плота порожнем.
Внутри спасательного плота должны быть устройства, позволяющие людям забраться на спасательный плот с посадочного трапа.
Остойчивость жестких спасательных плотов
За исключением случаев, когда спасательный плот может безопасно эксплуатироваться независимо от того, какой стороной вверх он плавает, его прочность и остойчивость должны быть такими, чтобы он мог либо самовосстанавливаться, либо легко переворачиваться в прямое положение одним человеком, как на волнении, так и на тихой воде.
Остойчивость спасательного плота, когда он нагружен его полным комплектом людей и снабжения, должна быть такой, чтобы его можно было буксировать со скоростью до 3 узлов на тихой воде.
Маркировка жестких спасательных плотов
Спасательный плот должен иметь маркировку, указывающую:
1) название судна и порт приписки, которому он принадлежит;
2) наименование изготовителя или торговую марку;
3) серийный номер;
4) наименование одобряющего органа;
5) число людей, допустимое к размещению, нанесенное над каждым входом шрифтом высотой не менее 100 мм и цветом, контрастирующим с цветом спасательного плота;
6) слово «SOLAS»;
7) тип заложенного комплекта аварийного снабжения;
8) длину фалиня;
9) максимально допустимую высоту установки над ватерлинией (высоту, с которой производилось испытание сбрасыванием);
10) инструкцию по спуску.
Жесткий спасательный плот, предназначенный для использования с одобренным спусковым устройством, когда он подвешен на подъемном гаке или стропе, должен выдерживать нагрузку, в четыре раза превышающую массу его полного комплекта людей и снабжения.
Надувной спасательный плот
Суда, в зависимости от их размеров, назначения и наличия спасательных шлюпок, снабжаются спасательными плотами, вмещающими от 25 до 250 % всех находящихся на судне людей.
Вместимость надувных спасательных плотов составляет от 6 до 45 человек. Плот рассчитан на использование на плаву в любых морских условиях в течение не менее 30 суток. Конструкция спасательного плота позволяет буксировать его со скоростью до 3 уз.
Надувной спасательный плот изготавливается из водонепроницаемого синтетического материала, прорезиненного с двух сторон. Плавучесть плота обеспечивается наличием главных камер плавучести, разделенных не менее чем на два отдельных отсека. Камеры плавучести должны быть расположены так, чтобы при повреждении одного любого отсека неповрежденные отсеки могли поддерживать на плаву всех людей, размещенных на плоту, сохраняя положительный надводный борт по всему периметру плота. Обычно это требование обеспечивается расположением главных камер плавучести одна над другой.
Для наполнения камер плавучести используется углекислый газ, который находится под давлением до сжиженного состояния в стальном цилиндрическом баллоне, закрепленном у края днища плота. При выходе из баллона углекислый газ расширяется и резко охлаждается. Во избежание образования в каналах и шлангах ледяных пробок в углекислый газ добавлено небольшое количество азота.
Объем газа в баллоне рассчитан на наполнение камер при самой низкой температуре окружающей среды, поэтому при нормальной температуре в камерах возникает избыточное давление; для выпуска излишков газа предусмотрены предохранительные клапаны. Каждая камера имеет клапан для подкачки с помощью ручного меха.
Плот имеет надувные дуги - стойки, поддерживающие тент, или центральный пиллерс. Они надуваются одновременно с камерами плавучести от системы газонаполнения.
Тент с наружной стороны имеет ярко-оранжевый цвет. Вокруг тента спасательного плота наносятся полоски световозвращающего материала. Они также наносятся в форме креста на днище надувного плота. В верхней части тента имеется устройство типа "ласточкин хвост", предназначенное для сбора дождевой воды. Тент должен иметь не менее одного окна для наблюдения за обстановкой. На верху тента установлена лампочка с ручным выключателем, свет которой виден темной ночью в ясную погоду на расстоянии не менее двух миль в течение 12 ч. Огонь может быть проблесковым, в этом случае он должен вспыхивать с частотой не менее 50 проблесков в 1 мин в течение первых 2 ч работы.
В зависимости от числа людей, предназначенных к размещению, плот имеет один или два входа; по крайней мере, у одного входа оборудована полужесткая посадочная площадка. Вход, не оборудованный площадкой, имеет посадочный трап, нижняя ступенька которого находится не менее чем на 0,4 м ниже ватерлинии плота порожнем. Входы закрываются шторками.
Внутри образуемого тентом закрытия, в его верхней части, имеется лампочка с ручным выключателем. Она автоматически загорается после надувания плота и способна непрерывно работать в течение 12 ч.
По наружному и внутреннему периметру плота закреплен леер.
Днище плота прикреплено к нижней камере плавучести. Оно состоит из двух слоев водонепроницаемой ткани, разделенных воздушной прокладкой. В холодную погоду днище поддувается ручным мехом и защищает людей в плоту от холода морской воды. В условиях жаркого климата днище не поддувают; это способствует поступлению прохлады от забортной воды и уменьшает опасность перегревания организма.
С наружной стороны днище плота имеет окраску темного цвета, чтобы оно не привлекало внимание хищных рыб.
К днищу плота прикреплены балластные карманы. Когда плот оказывается в воде, карманы наполняются водой. При наклоне плота карман, поднявшийся выше, тянет вниз, увеличивая остойчивость плота. Кроме того, карманы препятствуют дрейфу плота.
Возле одного из входов в плот закреплен коренной конец фалиня (пускового линя). Его противоположный, коренной конец выведен из контейнера, в который упакован плот, и должен быть закреплен на судне. Фалинь должен иметь длину, равную 10 м плюс расстояние от места его установки до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, но не менее 15 м.
Плот снабжен буксирным линем, который используется не только для буксировки, но и для соединения вместе двух или более плотов.