Автоматическое освобождение.
Для автоматического освобожденияплота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат- устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 м.
По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.
Рис. Гидростат режущего типа: а) в сборке; б) схема установки
Рис. Устройство режущего гидростата.
В исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленном на подпружиненной мембране.
Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 м внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезывается веревочная петля, удерживающая найтовы.
Плот остается связанным с судном только через слабое звено.
Гидростат разобщающего типа.
Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент.
Корпус данного гидростата (рис. 30) также разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода припогружении.
Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается изнутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.
Рис. Установка гидростата разобщающего типа- 1.
Как и в предыдущем примере, жесткость пружины, удерживающей мембрану (а следовательно, и запирающее устройство), рассчитана на то, чтобы под давлением воды на глубине до 4 м произошло освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приводит к освобождению плота от найтовов.
Плот остается связанным с судном только через слабое звено
Рис. Установка гидростата разобщающего типа - 2.
Как уже говорилось, при погружении на глубину до 4 м происходит срабатывание гидростата, и плот освобождается от найтовов. Имея положительную плавучесть контейнер всплывает. Если судно продолжает тонуть, то пусковой линь вытягивается из контейнера. Когда весь пусковой линь будет вытянут, дальнейшее его натяжение откроет пусковой клапан на баллоне с газом.
Слабое звено
Прочность пускового линя, соединяющего тонущее судно с плотом, хотя и не достаточна для того, чтобы утянуть плот под воду (плавучесть плота в несколько раз превышает разрывную прочность линя), но может привести к повреждению плота в районе крепления линя к плоту.
Для избежания возникновения опасных напряжений в элементах плота, соединение пускового линя с судном делается через "слабое звено".Разрывная прочность слабого звена должна составлять 2,2 + 0,4 кН, что достаточно для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана.
В рассмотренных выше схемах крепления плота предусмотрено, что при ручной отдаче найтовов плот остается связанным с судном пусковым линем напрямую, исключаяиз связки слабое звено:
•у разобщающего гидростата связь с рамой проходит через корпус гидростата;
• у режущего гидростата связь с рамой проходит через веревочную петлю,имеющую прочность не ниже прочности пускового линя.
Поскольку положения Кодекса ЛСА не требуют именно такого устройства, то могут встретиться конструкции, где слабое звено будет являться частью коренного конца самого пускового линя.
Такое устройство имеет место при использовании гидростатов с педалью для освобождения найтовов при ручном сбрасывании плота. В этих конструкциях и ручное, и автоматическое освобождение найтовом приводят к одному и тому же результату - отсоединению головки гидростата, к которой крепятся найтовы. Таким образом получается, что в любом случае освобожденный от найтовов плот связан с судном через слабое звено.
Прочность слабого звена слишком мала, чтобы в условиях ветра и волнения удерживать плот у борта!
Перед ручным сбрасыванием плота, у которого слабое звено является частью пускового линя, первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов - выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и привязать его выше слабого звена (изолировать слабое звено).
Если не перевязать пусковой линь на участке нормальной прочности,то плот будет оторван и унесен.
Поскольку прочность слабого звена значительно меньше прочности основного линя, то этот участок будет зрительно легко отличим: это может быть более тонкая вставка или надрез на самом лине.
Доставка на воду и посадка
Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в виде рисунков (или рисунков с пояснениями) наносится на контейнер плота и рядом с местом установки. Там же наносится схема элементов крепления
Процедура доставки на водусбрасываемого плота и посадка в него предусматривает следующие действия:
1. освободить найтовы;
2. вытолкнуть плот за борт;
Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае мало вероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам.
3. вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
4. раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить фалинь;
Если плот раскрылся днищем вверх. На днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и уперевшись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот.
Обычно, на днище с наружной стороны наносится схема действий для переворачивания плота в нормальное положение.
5) переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:
· можно прыгать на плот с высоты до 4,5 м, если есть уверенность, что в нем нет людей;
· можно спуститься по штормтрапу;
· можно спуститься по швартовному концу или пожарному рукаву;
· можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забираться в плот;
6) помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота);
Процедура доставки на водуспускаемого плота и посадка в него предусматривает следующие действия:
1. зацепить скобу подъемного устройства плота за гак лопаря плотбалки;
1. закрепить концы оттяжек и линя для удержания контейнера;
Оттяжки представляют собой лини, предназначенные для фиксации выведенного за борт надутого плота на уровне посадочной палубы во время посадки людей.
Линь для удержания контейнера — это линь, при раскрытии плота удерживающий части контейнера от падения в воду. Это делается потому, что в воде у борта могут оказаться люди или другие спасательные средства.
В походном состоянии эти лини не крепятся к судну, т.к. автоматическое раскрытие плота при затоплении судна возможно, если он связан с судном только пусковым линем.
3. освободить найтовы;
4. разнеся в стороны и удерживаяоттяжки руками (для предотвращения закручивания контейнера вокруг вертикальной оси), поднять контейнер на высоту, когда стоп-марка на лопаре поднимется до шкива плотбалки;
Стоп-марка устанавливается с таким расчетом, что при раскрытии плота его вход оказывается на уровне посадочной палубы.
5. вывести плотбалку с контейнером за борт;
6. вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;
7. раскрывшийся плот прижать к борту и закрепить оттяжки;
8. осуществить посадку людей;
9. отвязать или отрезать оттяжки;
10. опустить плот на воду;
11. разобщить гак с подъемным устройством плота;
12. помочь другим спасающимся забраться в плот.
После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:
• отрезать пусковой линь;
Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления фалиня.
• выбрать плавучий якорь;
К плавучему якорю могут вести два линя - дректов и нирал (может не быть). Выбирать якорь следует при помощинирала, при этом купол якоря легко сворачивается и не создает сопротивления выборке.
Если не удается зрительно различить дректов и нирал, то они различаются по натяжению. Когда якорь находится в воде, при наличии ветрового дрейфа дректов оказывается под нагрузкой, а нирал свободно плавает.
• подтянуть водяные карманы.
Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.
Для отхода от судна нужно использовать весла из аварийного снабжения, а также можно использовать плавучий якорь, забрасывая его вперед и подтягиваясь на нем. Для того чтобы якорь можно было забрасывать, к центру купола нужно прикрепить какой либо тяжелый предмет (например, ботинок).