Тормозная система спусковых устройств

Ручной тормоз устроен так, что спуск возможен лишь тогда, когда управляющий им человек удерживает рукоятку тормоза в положении, в котором тормоз не действует. Отпускание ручки сразу приводит к прекращению спуска.

Управление спуском может осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки (плота). Поэтому при спуске нет необходимости команду обеспечения оставлять на палубе.

Тормозная система должна обеспечивать в любой момент остановку спуска и удержание на весу полностью укомплектованной людьми и снабжением шлюпки (плота).

Для автоматического регулирования скорости спуска обычно применяется центробежный тормоз:

Внутри неподвижного барабана находится несколько радиально расположенных тормозных колодок. Устройство с тормозными колодками механически соединено с осью барабана лопаря таким образом, что его вращение приводит к вращению устройства с колодками. При отсутствии вращения колодки удерживаются пружинами и не касаются стенки барабана. При получении вращательного движения за счет центробежной силы тормозные колодки начинают расходиться и упираться в стенку барабана. Чем выше скорость вращения, тем больше сила давления на стенку, тем больше сила трения. Таким образом автоматически устанавливается баланс вращающего момента от тяжести спасательного средства и момента силы торможения.

Если после спуска на воду спасательной шлюпки на борту судна остались люди, то для их перемещения в шлюпку предусмотрен штормтрап.

Доставка на воду

Шлюпки, спускаемые свободным падением

Управление разобщающим устройством шлюпки, спускаемой свободным падением, производится изнутри шлюпки. При этом требуется выполнить, по крайней мере, два независимых друг от друга действия для обеспечения ее спуска.

После освобождения разобщающего механизма шлюпка разгоняетсяпо наклонным направляющим и приводняется на воду и за счет инерции отходит на некоторое расстояние от судна.

Во избежание заливания шлюпки в момент приводнения все отверстия перед спуском должны быть закрыты.

Шлюпки, спускаемые на талях

После посадки людей в шлюпку освобождается ручной тормоз, и шлюпка опускается на воду.

Если обстоятельства позволяют, то разобщение с лопарями следует производить в момент, когда шлюпки находится на подошве волны: пройдя это положение, шлюпка начнет подниматься на гребень, и нагрузка на гаках будет отсутствовать.

Если обстоятельства требуют освобождения шлюпки на весу, то обэтом следует предупредить людей в шлюпке.

Если при спуске шлюпки для ее удержания от раскачивания использовались фалини, и на борту остались люди, то фалини крепятся таким образом, чтобы шлюпка оказалась у борта под штормтрапом. После того, как последний человек переместится с судна на шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае - перерубаются топорами, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна.

Если позволяют обстоятельства, то нужно стремиться сохранить фалини. Они могут понадобиться для буксировки, для объединения с другими спасательными средствами, для вытягивания шлюпки на берег и т.п.

Спасательные плоты

Спасательный плот- это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых условиях моря.

Конструкция плота

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).

Несмотря на то, что к использованию на судах допускаются как жесткие, так и надувные спасательные плоты, основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на: спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые.

Посадка в сбрасываемый спасательный плот производится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру посадки. Однако, процедура доставки плота на воду существенно проще и надежнее в условиях шторма (особенно для небольших судов, у которых качка очень стремительная). Поскольку штатный экипаж на судне составляют физически здоровые люди, прошедшие специальную подготовку по использованию спасательных средств, то на грузовых судах в основном устанавливаются плоты сбрасываемого типа.

Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физическом и психическом состоянии. При этом, операцию посадки в плот и его спуска на воду обеспечивают ответственные члены экипажа. На пассажирских судах типа "ро-ро" (судах с горизонтальным способом погрузки колесной техники) должны устанавливаться либо плоты спускаемого типа, либо сбрасываемые, но обслуживаемые морскими эвакуационными системами.

Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдерживать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 м и выдерживать прыгающих людей на раскрывшийся плот с высоты не менее4.5 м.

Единственным принципиальным отличием в конструкции спускаемых плотов от сбрасываемых является наличие у первых устройства для удержания плота на весу вместе со снабжением и пассажирами.

Тормозная система спусковых устройств - student2.ru

Рис. Надувной спасательный плот спускаемого типа.

1) скоба; 2) подъемное устройство (стропы подвески); 3) приспособление для сбора дождевой воды; 4) внутренний леер; 5) строп подвески; 6) крепление стропа подъемного приспособления; 7) верхняя камера плавучести; 8) нижняя камера плавучести; 9) наружный леер; 10) водяные карманы; 11) серединная палуба; 12) днищевая палуба; 13) трап; 14) баллон с СО2; 15) балка арки; 16) наружный самозажигающийся огонь; 17) внутренний самозажигающийся огонь; 18) балка арки; 19) внутренний слой тента; 20) внешний слой тента; 21) световозвращающие полосы; 22) устройство для наблюдения за окружающей обстановкой; 23) двойное дно; 24) устройство днища; 25) водосток; 26) двойное закрытие на молнии; 27) контейнер с аварийным снабжением.

Основными элементами конструкции спасательного плота являются:

· камера плавучести – обеспечивает плавучесть плота

· днище- водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды

· тент- водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

Камера плавучести

Камера плавучести спасательного плота может быть как жесткой, так и надувной.

У жестких плотов плавучесть обеспечивается легким плавучим материалом, распложенным по периметру.

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Надувные камеры плавучести заполняются нетоксичным газом. Обычно для этой цели используется углекислый газ, находящийся в баллоне на днище плота.

Хотя углекислый газ и не относится к токсичным, но его концентрация в 10 % и более приводит к удушью. Поэтому следует особое внимание уделять обращению с колющими предметами. Углекислый газ тяжелее воздуха, и незаметное повреждение камеры плавучести или других надуваемых газом элементов может привести к образованию опасной концентрации углекислого газа в подтентовом пространстве при закрытых входах.

Надувание плота занимает не более 1 минуты при температуре

+18-20°С и не более 3 минут при температуре -30°С.

Во избежание повреждений от избыточного давления отсеки обычно защищаются предохранительными клапанами.

Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Днище

Жесткие спасательные плоты обычно имеют жесткую водонепроницаемую палубу.

Задача термоизоляции от холодной воды в надувных плотах обычно решается устройством одного или более отсеков днища, которые могут надуваться как автоматически при надувании плота, так и вручную.

Тент

Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым, а внутренний - должен быть нейтральным, не вызывающим дискомфорта у находящихся на плоту людей.

Для установки тента в надувных плотах делаются опоры, надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Чаще используются опоры арочного типа, но бывают плоты и с центральной

вертикальной опорой (в плотах небольшой вместимости).

Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:

· по меньшей мере, одно смотровое окно;

· устройство для сбора дождевой воды;

· устройство для установки радиолокационного отражателя;

· полосы из белого световозвращающего материала.

Оборудование плота

Пусковой линь (фалинь)

Пусковой линь имеет двойное назначение:

1. Используется для открытия клапана на баллоне с газом (отсюда его название "пусковой линь);

2. Используется для удержания плота на воде у борта судна (отсюда его название "фалинь").

Длина фалиня составляет не менее 10 м плюс расстояние от места установки до воды при наименьшей осадке, но не менее 15 м в любом случае.

Разрывная прочность фалиня зависит от вместимости плота: чем больше вместимость, тем больше его масса и больше парусность, а следовательно, больше должна быть прочность фалиня для удержания плота у борта судна:

Вместимость спасательного плота, чел. Прочность фалиня, кН
до 9 не менее 7,5
9-25 не менее 10
более 25 не менее 15

Сигнальный огонь

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Аварийное освещение

Внутри плота устанавливается электролампочка, включающаяся автоматически при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Доступ на плот

На плотах вместимостью более 8 человек должно делаться не менее двух диаметрально противоположных друг другу входов.

Каждый вход должен быть четко обозначен и оборудован закрытием, которое может легко открываться и закрываться изнутри и снаружи. Закрытия должны обеспечивать достаточную вентиляцию при исключении проникновения воды, ветра и холода.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка (у жестких плотов - жесткая, у надувных - надувная). Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, нижняя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 м.

Если плот предназначен для спуска при помощи плотбалки, то у входа со стороны посадочной палубы посадочной площадки не должно быть.

Балластная система

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 с после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.

Карманы выполняют две функции:

· С одной стороны, они обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится наводе без людей;

· С другой стороны, раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.

Общая вместимость карманов в литрах должна быть не менее чем 20N (но не менее 220 л), где N - число допустимых к размещению людей.

Наши рекомендации