ТЕМА 2.2. Типы спасательных средств на морских судах.
Спасательное устройствосудна - это комплекс средств, устройств и механизмов, предназначенных для обеспечения процедуры спасания людей на воде.
Предлагаемая классификация делит спасательные средства наиндивидуальные, коллективные и вспомогательные.
Индивидуальные спасательные средства - это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спасательные жилеты игидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использованы любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные костюмы и теплозащитные средства).
Коллективные спасательные средства -- это средства, которые могут использоваться группой людей.
К вспомогательным средствам отнесены устройства, приспособления и механизмы, обеспечивающие доставку на воду и поднятие с воды на борт судна спасательных средств и людей при проведении спасательной операции.
Термины, используемые в пособии для обозначения спасательных средств, соответствуют терминам Кодекса ЛСА;
№ п/п | Кодекс ЛСА | МК СОЛАС-74 | Правила РМРС |
1. | гидрокостюм | гидрокостюм | гидротермокостюм |
2. | защитный костюм | штормовой костюм | защитный костюм |
Рис. 1. Классификационная схема судовых спасательных средств
Тема 2.2.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
(требования Кодекса ЛСА)
Спасательные круги
Рис. Спасательный круг.
Конструкция.
Спасательные круги не могут быт надувными или изготовленными из тростника, пробковой стружки или любого крошеного материала.
Круг не должен лишиться плавучести при повреждении оболочки.
Обычно круги изготавливаются из вспененного полистирола, пеноприта или другого синтетического вспененного материала, не впитывающего воду.
Спасательный круг должен:
· Иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее
400 мм.
· Иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга
и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах,
образуя четыре одинаковых петли.
· Иметь нашитые полосы из световозвращающего материала.
· Иметь массу не менее 2,5 кг.
Круг должен иметь достаточную массу, чтобы его можно было бросить на некоторое расстояние, в том числе, против ветра.
Круги, устанавливаемые с устройством быстрого разобщения с судном и комплектуемые самозажигающимися огнями и дымовыми шашками (устанавливаемые обычно на крыльях мостика), должны иметь массу, достаточную для приведения в действие такого устройства, но не менее 4 кг в любом случае.
Спасательный круг должен поддерживать на плаву в течение 24 часовгруз массой 14,5 кг.
Такой запас плавучести позволяет удерживать рот над водой на высоте не менее 12 см, что уменьшает вероятность захлебнуться.
Комплектация:
• Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательныелини длиной, равной двойному расстоянию от места установки доводы, но не менее 30 м.
Рис. Самозажигающиеся огни для спасательных кругов
Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не более 70 проблесков в минуту.
50 % спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.
Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками (с продолжительностью действия не менее 15 мин.) и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей.
Рис. Устройство с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой
Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма. Обычно, самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе.
Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:
Если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболеерациональным является подача круга со спасательным линем, что непозволит течению относить человека от судна во время проведенияспасательной операции.
Если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг слинем бессмысленно - круг уйдет вместе с судном. В этом случаедолжен быть подан круг со средствами подачи сигнала: днем с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью — с самозажигающимся огнем.
Судно на полном ходу, даже если оно начнет немедленное маневрирование, может уйти на достаточно большое расстояние, чтобы потерять человека из виду. В данном случае круг выполняет две функции: первая - как средство удержания человека на плаву, вторая (может быть, даже более важная) - обозначение места падения.
На судне также могут устанавливаться спасательные круги без дополнительного оборудования, если выполняются вышеперечисленные условия комплектации.
Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.
Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом.
На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.
Спасательные жилеты
Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен спасательный жилет.
Конструкция.
Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с "жесткими" элементами, обеспечивающими плавучесть.
Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:
· должен обеспечить всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его переворот лицом вверх не более чем за 5 сек.;
· поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над уровнем воды.
· при прыжке в воду с высоты 4,5 м жилет не должен причинять повреждений.
Рис. Спасательный жилет надувного типа
Надувные спасательные жилеты
Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер, обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения любой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.
Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона. Кроме того, она предусматривает возможность подкачки жилета ртом.
Система автоматического надувания, как правило, основана на применении поплавкового устройства для вскрытия баллона с газом. При попадании в воду рычаг с поплавком на конце перемещается и вскрывает баллон. При ручном перемещении данного рычага также происходит вскрытие баллона с газом и надувание жилета.
Использование
Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).
Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести.
Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высоты более 4,5 м не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится прыгать с большей высоты, то следует намотать конец лямок для крепления на руку, а жилет взять в руку. В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки.
Комплектация
Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сигнальным огнем и свистком.
Рис. 6. Сигнальный огонь для спасательного жилета
Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного использования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой.
Учитывая то, что батарейка имеет ограниченный ресурс, пробка может быть выдернута только вручную, что следует делать только с наступлением темноты и при условии, что поблизости находятся поисково-спасательные средства.