Глава 7. Идеализации, или Почему всегда пропадает то, что мы больше всего любим?
Есть такая умная мысль: если чего‑нибудь желаешь очень сильно, то это не сбывается.
Есть противоположная умная мысль: если чего‑нибудь желаешь очень сильно, то это обязательно сбудется.
Ну здесь все понятно. Подводя итог этим двум высказываниям, можно сделать вывод: если чего‑нибудь желаешь очень сильно, то это не сбудется, пока ты этого очень сильно желаешь, зато сбудется, когда ты об этом забудешь. Должен произойти всего лишь ЗАПУСК НА ПОДСОЗНАНИЕ и удаление сознательного компонента из процесса формирования события.
Но есть вопрос посложнее: почему одним людям мечтать полезно, а другим – вредно? Почему некоторые призывают: «Мечтайте! Тогда у вас все получится!» – зато другие предостерегают: «Не вздумайте! То, что ты пережил в мечтах, никогда не переживется повторно в реальной жизни!» Здесь ответ заложен в самом процессе протекания мечты. В одном случае этот процесс сопровождается накоплением энергии и
формированием фантома будущего события, а в другом, напротив, растратой энергии, в результате чего растущий фантом остается без питания и погибает. Фантом погибает обычно в случае завершения эмоционального цикла, то есть когда в мечте человек эмоционально проигрывает предвкушение события, само событие и его последствия. В этом случае можно на сто процентов утверждать, что предполагаемое событие не произойдет. Также фантом погибает в результате излишней болтовни и, что особенно важно, эмоционально насыщенного хвастовства. Есть еще один аспект, который существенно влияет на фантом грядущего события, – это ИДЕАЛИЗАЦИЯ.
Каждый мечтает по‑своему, но существуют два вида процесса мечтания, или загадывания желания, результаты которых оказываются диаметрально противоположными .
Первый вид ‑ МЕЧТАНИЕ БЕЗ ИДЕАЛИЗАЦИИ – явление весьма прогрессивное, оно приносит те плоды, на которые и нацелено, и даже больше. Некоторые люди, которые умеют так мечтать, признаются: «В жизни обычно все происходит даже лучше, чем я предполагаю». Объясняется это тем, что человек не возводит свою мечту в идеал и не расстраивается, когда жизненные обстоятельства расходятся с тем, что он придумал. Этот человек нацелен на собственное удовольствие и не огорчается, если вдруг убеждается в ошибочности своей мечты или в ошибочности пути, по которому он к ней идет. Его не пугают препятствия, он достаточно подвижен, чтобы их обойти. Достоинство такого мечтания – это ОТСУТСТВИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ в случае затягивания процесса осуществления мечты или в случае нарушения планов. Девиз такого человека: «Для меня это было бы желательно, но если нет, я не особо расстроюсь, я подожду. Я так или иначе счастлив!» Такой подход к делу оказывается наиболее правильным: человек достигает успеха и относится к нему спокойно, он не испытывает излишней гордости, не унижает других, у кого этого нет, и не трясется над достигнутым результатом, боясь его потерять. Именно поэтому результат получается крепким и стабильным.
Второй вид ‑ МЕЧТАНИЕ С ИДЕАЛИЗАЦИЕЙ – явление разрушительное, мечты не реализуются и выливаются в сплошное страдание. Такие мечты – не что иное, как резервуары для отрицательных эмоций. Человек сравнивает картинку у себя в голове с реальной жизнью и впадает в отчаяние. Здесь происходит такой процесс: прорисовывая у себя в голове то, что он хочет иметь, человек с какого‑то момента начинает ощущать, что он уже это имеет. И это правильно. Но беда в том, что в момент, когда выясняется, что он не только этого не имеет, но и не будет иметь в обозримом будущем, он начинает оплакивать это так, как будто он это потерял. Вместо того чтобы продолжать формировать фантом желаемого события, он принимается проклинать обстоятельства, которые помешали событию быстро и легко осуществиться. Возникает обида на судьбу, возникает мысль: «Я – несчастный!»
Я хотела бы привести два примера такого рода мечтаний и их последствий. Первый пример: человек едет на рыбалку. Он взял с собой большой мешок для рыбы, он уже представил себе, как ее скользкие, блестящие хвостики будут метаться в воздухе и биться об его ладонь, когда он начнет быстро вытаскивать рыбу из реки одну за другой. Он предупредил родных: «Ничего не готовьте на обед! Я принесу рыбу!» Идя к реке, он вдруг подумал: «Ну не могу же я вернуться без рыбы! Так не может быть! Здесь замечательный клев! Тем более что жена уже пригласила гостей на уху...» И тут‑то случается непоправимое: рыба не клюет. Человек проклинает сперва рыбу, потом самого себя: «Что я скажу людям? Они ведь думают, что я отличный рыболов!» Потом он начинает проклинать судьбу и убеждаться в собственной невезучести, ибо сосед тут вчера наловил целое ведро. А ведь на самом деле ничего не произошло. Человек просто повел себя так, как будто рыба у него уже была, а он ее потерял по глупости, а ее просто не было, потому что не должно было быть. Вот так возникает страдание из ничего. Другой пример, очень распространенный: девушка полюбила парня и собралась за него замуж. Она вообразила пышную свадьбу, уже присмотрела себе платье, наметила день венчания и церковь, сообщила друзьям, что скоро выйдет замуж, выбрала маршрут для свадебного путешествия, ходила и радовалась своему счастью. Все воспринимали ее как невесту, эта новость облетела всех знакомых. Начались телефонные звонки, поздравления... А парень, как оказалось, жениться‑то вовсе и не собирался. Он когда‑то пролепетал что‑то невнятное, что может быть, когда‑нибудь в далеком будущем... Девушка убеждает себя: «Он теперь не может не жениться на мне, ведь я уже всем сообщила! В какое положение он меня поставит, да и самого себя тоже?» Но даже это не спасает. Разыгрывается трагедия для человека. А ведь причины‑то для трагедии не было: просто он не собирался на ней жениться и даже ничего ей не обещал. И он не подлец и не негодяй, это девушка сама себе создала иллюзию и свыклась с ней, как будто это уже реальность, а потом переживала свою утрату так, словно ее жестоко обманули. Однако утраты не было, потому что не было жениха.
Такие вещи могут случаться не только в случае мечты, но и в случае логичных предположений: собрался ехать на машине, а она сломалась – кто бы мог подумать? Ведь логично было бы предположить, что она не сломается! Или собрался посмотреть фильм – электричество отключили. На самом деле машина должна была сломаться, и электричество должны были отключить, просто мы из своего опыта сделали предположение, что этого не случится, которое оказалось ошибочным. Поэтому в данном случае тоже не следует обижаться на жизнь. Надежды возлагать можно, но не стоит расстраиваться, если они не сбываются, – значит, на это были свои причины. К сожалению, теряя близкого человека, мы оплакиваем не его смерть, мы оплакиваем свою утраченную мечту о дальнейшей жизни вместе с ним, а ведь он должен был умереть, это входило в его программу, просто мы об этом не знали и строили планы на будущее рядом с ним.
Чтобы не стать жертвой иллюзий, полагайтесь в жизни на три основных чувства: «я вижу», «я слышу», «я ощущаю». Только они – истина, которую мы можем знать. А все наши выводы из того, что мы видим, слышим или ощущаем, могут оказаться неверными. Поэтому девушка не может знать, что парень ей сделал предложение. Она может знать только, что она слышала, как он ей сделал предложение, а что за этим кроется, она знать не может, может только предполагать. Скорее всего за этим кроется действительно желание жениться, если же нет, то девушка станет жертвой иллюзии, навеянной ее статистическими знаниями.
Для исполнения своего желания прорисовывать его картинку можно, даже нужно (это построение первичной матрицы), вести себя так, как будто у вас уже это есть, но вот что важно: НЕ НАДО СВЯЗЫВАТЬ СВОЕ ЖЕЛАНИЕ С КОНКРЕТНОЙ ВЕЩЬЮ ИЛИ С КОНКРЕТНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. Ибо у них есть своя программа. Поэтому, если в магазине у вас из‑под носа забрали пальто вашей мечты или если у вас увели возлюбленного, помните, что вас тем самым только приблизили к исполнению вашего желания, потому что это не то пальто и не тот возлюбленный. Просто не подошел «ключ к замку» – вот и все, потому что если бы они были те, они бы от вас никуда не делись. Вы можете это и не понять и быть уверенными, что это были идеальное пальто и идеальный возлюбленный, но ваше подсознание‑то лучше знало, в чем дело. Вот оно вас и задержало на определенном этапе: скажем, пришлось вам выйти из дома на десять минут позже или опоздать на автобус – и это обстоятельство сыграло роковую роль. Если такое случилось, главное, не отказывайтесь от своей цели! Ваше подсознание не даст вам ошибиться, поэтому надо продолжать желать пальто или любви все с той же силой, воспринимая разочарования как «углы поворота» на дороге, ведущей к вашей цели. И главное: НИКАКИХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ!
В вопросах исполнения желания первостепенную роль играет СОВМЕСТИМОСТЬ ПРОГРАММ ‑ вашей и желаемого вами объекта. Именно не совместимость объектов (пальто хорошо сидит, и возлюбленный – блондин высокого роста), а совместимость программ, то есть соединение путей, естественная предрасположенность к совместному существованию. Сознанием мы можем оценить только совместимость предметов, а программную совместимость или несовместимость может видеть только наше подсознание, поэтому доверяйте ему!
Тему идеализации хорошо развил А. Свияш в своей книге «Как быть, когда все не так, как хочется» [3] – собственно, оттуда я и взяла этот термин. По определению А. Свияша, «Идеализация возникает тогда, когда у вас в голове существует некоторая модель того, как должен вести себя муж (или жена), ребенок, знакомый, начальник, представитель власти и т. д. Вы знаете, как он должен себя вести. А он ведет себя немного (или совсем) не так. То есть он не соответствует тому идеалу, который существует в вашем уме. Поэтому вы становитесь агрессивным и пытаетесь заставить его поступать так, как вы считаете нужным. Либо вы впадаете в грусть или отчаяние оттого, что он ведет себя неправильно. В обоих случаях вы не принимаете этого человека (а через него и весь мир) таким, как он есть, поскольку он не соответствует тому идеалу, который существует в вашем уме».
В книге А. Свияша приведено подробное описание всевозможных видов идеализации, например, идеализации здоровья, красоты, денег и т. д. Но я не буду пересказывать его книгу, просто рекомендую почитать – это было бы очень полезно! Я же составила свою классификацию идеализации.
1. ИДЕАЛИЗАЦИЯ СВОИХ ЗНАНИЙ
1) о мире;
2) о правильном образе жизни;
3) о себе;
4) о других.
2. ИДЕАЛИЗАЦИЯ СВОИХ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ
1) к людям;
2) к вещам;
3) к образу жизни.
По моему определению, идеализация знаний – узкий, однобокий взгляд на ту или иную вещь, явление или человека, а также на правильный образ жизни, на общественную мораль и на традиции.
Идеализация своих знаний о мире. Примеры:
1. Абсолютная вера в научные или религиозные догмы, а также в любые другие догмы, чужие или свои собственные.
2. Знание любой «высшей истины». Например: «Я открыл для себя высшую истину – как правильно воспитывать детей!»
3. Устойчивые убеждения. Например: «В медицинский институт можно поступить только по знакомству или за большие деньги», «Парень может быть либо умным, либо с мускулатурой», «Тот, кто не любит читать, не может быть образованным человеком», «Жизнь без любви не имеет смысла» и т. п.
Носителей 1, 2‑й идеализации раздражают люди, которые не следуют данным догмам или не верят в данную «высшую истину». Носители 1, 2‑й пытаются всех переубедить, дают всем советы и испытывают неприязнь к тем, кто к их советам не прислушивается. Носители 3‑й идеализации очень раздражаются, когда встречают в жизни опровержение своим убеждениям. Например, их может раздражать врач‑профессор, который не любит читать художественную литературу, или интеллигентный парень с накачанными мускулами. Они сначала не верят, что такое возможно, а когда убеждаются в том, что эти люди действительно существуют, то раздражаются на них за одно их существование, потому что оно свидетельствует об их некомпетентности в данном вопросе.
Идеализация своих знаний о правильном образе жизни.
Примеры:
1. «Чтобы быть здоровым, надо заниматься физкультурой и есть по утрам овсянку».
2. «Надо учить английский».
3. «На день рождения положено дарить подарки».
4. «Красить волосы в красный цвет нельзя».
5. «Нельзя побывать в Париже и не посетить Лувр».
Носителей этих идеализации раздражают те, кто их опровергает словами или действиями.
Идеализация своих знаний о себе. Примеры:
1. «Я порядочный человек».
2. «Я вкусно готовлю».
3. «Я никогда не буду работать на грязной работе».
4. «Я образованный».
5. «Я не из тех, кто разводится».
Носителей 1, 2, 4‑й идеализации раздражают те, кто сомневается в наличии у них этих качеств. Также они боятся попасть в ситуацию, где эти качества не проявятся в полной мере. Тому, кто идеализирует свое образование, очень страшно где‑либо показаться невежественным, он ужасно нервничает в среде интеллигентных людей, а тот, кто «вкусно готовит», готов ночами сидеть и стругать капусту, только бы про него не сказали, что стол у него не слишком богат. Эти люди – рабы своих высказываний. Или чужих высказываний. Неважно, сам ли человек назвался отличным кулинаром или его назвали, но факт остается фактом: он зависит от этого имиджа и не может никого разочаровать. Другой же человек, который не идеализирует свои кулинарные способности, свободен готовить хорошо, когда у него есть время, или не готовить вообще, когда он не хочет. Носители 3, 5‑й идеализации, сами того не ведая, строят свою жизнь так, чтобы рано или поздно оказаться на грязной работе или развестись. Это обычный вариант программирования с частицей «не».
Как ни странно, девушки, идеализирующие свою красоту, попадают в общество девушек еще более красивых или пользующихся большим успехом у мужчин, и это их сильно огорчает. То же самое можно сказать о людях, идеализирующих свой талант и другие достоинства. Такой человек рискует оказаться в неловкой ситуации, когда он в компании будет хвастаться своим пением, в то время как за столом будет скромно сидеть оперный певец. По этому поводу хочется вспомнить мудрое высказывание из одного детского мультфильма про львенка. Оно рассчитано на самых маленьких детей, но его в полной мере можно отнести и к некоторым «особо одаренным» взрослым: «Никогда не говори, что ты самый сильный, – найдется кто‑то, кто сильнее тебя! Никогда не говори, что ты самый умный – найдется кто‑то, кто умнее тебя! Никогда не говори, что ты самый красивый – найдется кто‑то, кто красивее тебя!»
Идеализация своих знаний о других. Примеры:
1. «Зина не сможет выйти замуж, она слишком несимпатичная!»
2. «Елизавета Патрикеевна – отличный педагог!»
3. «Михаил Потапович совершенно не умеет лгать!»
4. «Все очень меркантильные!»
Когда Зина выходит замуж, для такого человека случается целая трагедия, ибо Зина опровергла его предсказание, а значит, нанесла ощутимый удар по его интеллекту. То же самое случается, когда не подтверждаются и другие «знания»: человек до конца пытается доказать свою правоту, когда же у него ничего не получается, он чувствует себя униженным и разбитым, хотя на самом деле лично его педагогические качества Елизаветы Патрикеевны или отсутствие меркантильности у некоторых знакомых никаким образом не касаются.
Идеализация привязанностей – невозможность полноценной жизни без определенных вещей, людей, дел, ритуалов или традиций.
Человек может быть излишне привязан, например, к компьютеру, к автомобилю, к любимому шампуню, а также к маме, к ребенку, к супругу, к своему хобби, к своей привычке пить кофе по утрам, к любимой музыке, к ежегодному празднованию дня рождения и т. п. Как только эти идеализации зашкаливают за определенный «градус», то объекты любви начинают вести себя не совсем уважительно по отношению к своему почитателю, а то и вовсе скверно. Компьютер и автомобиль ломаются, шампунь исчезает с прилавков, мама заводит любовника, ребенок становится злым и агрессивным, супруг проявляет равнодушие, любимая работа не получается, кофе рассыпается, магнитофон перестает работать, на день рождения никто не приходит.
Почему так происходит? Самый лучший ответ на этот вопрос дал, конечно, А. Свияш [3]: «Если вы не представляете себе жизнь без этой ценности... то вы наверняка цените ее слишком высоко.
Термин «слишком» означает то, что вы цените этот объект или способность чересчур высоко – выше, чем позволено человеку. Значит, рано или поздно эта ценность должна быть разрушена или отобрана у вас, чтобы вы не забывали, что все дает и все забирает у нас только бог. А заберет он у вас эту ценность потому, что вы недовольны чем‑то в этом мире. А ведь этот мир создал бог. Значит, вы им недовольны».
Я предпочитаю рассматривать все явления с позиции диалектического материализма, и, честно говоря, вопрос: «Почему всегда пропадает то, что мы больше всего любим?» ‑‑ вызвал у меня затруднения. Я по опыту убедилась, что это так, но не знаю, почему. Конечно, с точки зрения эзотерики и пользуясь понятием «бог», ответ найти проще: «Все, что непонятно, – это дело рук божьих!» – так еще первобытные люди все объясняли. Однако, честно признаться, для практического применения эзотерические знания куда более годны, чем материалистические. Тем не менее в научном подходе ко всем вопросам есть больше перспектив для познания, там нет ограничений и не принято делать простых выводов, мол, богу так угодно. Одно ясно: в сведениях о боге есть огромная практическая ценность, с помощью бога можно найти простые ответы на вопросы, на которые материализм даст только сверхсложные ответы, если вообще даст. Видимо, бог – это объяснение того же мироздания, только с другой стороны: материализм движется как бы с юга, а идеализм – с севера, и когда‑нибудь они состыкуются в единое целое.
Итак, о том, почему у нас отбирают самое любимое. Попытаюсь все‑таки ответить на этот вопрос с позиций материализма.
Каждое явление, достигая своей «критической массы», начинает наращивать в себе отрицание самого себя. Так, в самый холодный день зимы образуются первые зачатки лета, а в самом жарком дне лета появляется зародыш зимы – конечно, все это еще долго находится в скрытой форме. Наш мир вообще так устроен – он не терпит крайностей: крупные положительные и отрицательные заряды существовать не могут – они нейтрализуются, горячий чай охлаждается, мороженое тает – все стремится принять температуру окружающей среды. Самое устойчивое – все среднее: молекулы средней величины, атомы со средними размерами ядер. Все, что отклоняется от среднего, сейчас же становится точкой приложения силы, пытающейся его к среднему возвратить. Вспомните маятник: чем дальше его отклонять от положения равновесия, тем сильнее он стремится к нему вернуться. Одним словом, мы живем по закону «серости» и закону колебаний возле этой «серости». «Серость» всегда самая живучая. Колебания бывают разными: большими или малыми, но чем сильнее мы впадаем в крайность, тем сильнее нас тянет не просто к нулю, а в «минус»‑крайность, ибо крайность – это не что иное, как амплитуда колебаний. Идеализируя нечто, мы сами в себе зарождаем его отрицание, и чем дальше прогрессирует идеализация, тем сильнее становится скрытое отрицание, и, наконец, когда отклонение достигает предельной точки, потенциальная энергия отрицания перерастает в кинетическую и идеал разносится в клочья. Тут дело даже не в человеке, а в самой природе: человек не может всю жизнь быть счастлив в состоянии безумной любви – периоды огромного счастья будут сменяться периодами тяжелых страданий. Вся наша жизнь – это движение маятника, у кого сильное, у кого слабое; состояние нашей души –это тоже маятник, да и общество живет по принципу маятника: в состоянии авторитарного режима все хотят демократии, в состоянии демократии – наоборот. Поэтому идеализируя нечто, человек сначала просто живет, но потом его сознательно или подсознательно начинает интересовать обратная ситуация, его внимание приковывается к «минус»‑крайности, его начинают волновать люди, воплощающие в себе эту «минус»‑крайность (раздражать, вызывать жалость, ненависть, страх). Кто идеализирует свое здоровье, вольно или невольно фиксирует свое внимание на больных, а иногда даже думает: «Вот если бы он вел такой же правильный образ жизни, как я, он бы никогда не заболел!» Богатый испытывает презрение к тем, кто недостаточно богат, иногда жалеет их, превознося себя и думая: «Я бы не смог жить так, как они! Я не такой дурак, чтобы оказаться на их месте!» Кто идеализирует красоту, сердится на тех, кто недостаточно красив, однако счастлив в личной жизни. Борцы за нравственность уделяют излишнее внимание разврату, и каждый безнравственный человек, встретившийся им на пути, надолго становится предметом их мыслей. Во всех этих случаях люди строят себе отрицательные программы, нацеленные на то, чтобы разрушить свой идеал.
Как применить эти сведения для исполнения своих желаний? Из жизненного опыта я знаю, что если человек в чем‑то абсолютно уверен и испытывает по этому поводу эйфорию, то обязательно обстоятельства сложатся плохо, и он сильно расстроится. Чтобы этого не случилось, надо организовать себе амортизацию: прорисовывать себе картинку желаемого события с положительными эмоциями, но не иметь отрицательных эмоций даже в скрытой форме. То есть надо дать себе установку: «Если все будет хорошо, я очень обрадуюсь, но если все будет плохо, я останусь к этому безразличен». Например, нельзя думать: «Я обязательно получу пятерку!» Нужно думать: «Мне будет безразлично, если я не получу пятерку (программирование с частицей «не» здесь как раз очень уместно), но я сделаю все возможное, чтобы получить пятерку».
Глава 8. Влияния и веяния
Прохождение по жизненному пути напоминает слалом, где флажки символизируют неприятности. Один человек доходит до финиша, не задев ни один флажок, другой идет по той же самой трассе, сшибая все флажки на своем пути. Однако наше несчастье состоит в том, что в жизни мы не видим «флажки» обыкновенным зрением, мы их ощущаем только подсознанием, а у всех контакт с подсознанием налажен по‑разному. Так как же «проехать» по жизненному пути, ни на что не налетев?
Первые два явления, которые существуют в нас самих и которые портят нам жизнь, – это Программы Невозможности и Идеализации. Это предвестники «флажков». Если уметь хорошо лавировать между гордыней и унынием, то все будет замечательно. Это значит, что, встретив на своем пути человека, боль‑ного гриппом, если вы скажете: «Ну, все! Я обязательно заражусь!» или «Я никогда не заражусь, у меня хороший иммунитет!» – ждите неприятностей. Лавирование между гордыней и унынием – это: «Я постараюсь остаться здоровым».
По моему наблюдению, жизнь человека – явление дискретное. Это значит, что на протяжении времени она состоит из отдельных отрезков, никак друг с другом не пересекающихся. Именно поэтому ее и невозможно предсказать разумными методами. Объясняется это тем, что есть параметр, который мы никогда не сможем просчитать, – это зигзагообразные изменения в нашей программе, а значит, зигзагообразные изменения нашей психики и встречающихся нам на пути наборов событий. Самое наглядное, на чем это можно продемонстрировать, – это возникновение и исчезновение интереса к чему‑либо. Это случается очень резко и не поддается прогнозу. Начиная какое‑то дело, мы можем просчитать, когда мы его завершим, но не можем узнать заранее, когда у нас иссякнет к нему интерес. Да нам просто страшно предположить, что нечто, чем мы увлечены сейчас больше всего на свете, через месяц вдруг потеряет для нас всякий смысл. Также мы никогда не догадаемся, кто или что из окружающих нас предметов, явлений и людей, к которым мы сейчас равнодушны, привлечет нас спустя некоторое время.
Наши повороты на жизненном пути закладываются посредством веяний и влияний. Веяние – голос подсознания, мы его ощущаем через исчезновение интереса к чему‑то одному и возникновение интереса к чему‑то другому, а также через общую тенденцию развития событий, намекающую нам на то, что надо делать. Это и приметы, в которые мы верим, и просто наличие всевозможных препятствий на одном пути, по которому мы пытаемся двигаться, и всевозможные удачи на другом, о котором мы часто даже и не помышляем. Ноосфера (разумная оболочка земли) в сочетании с гидросферой, атмосферой, литосферой, биосферой и даже космосом составляют единый океан, живущий по общим законам, имеющий общие шторма и штили. Каждый человек вписывается в этот океан и ощущает на себе его движение. Можно даже определить веяния как воздействия на человека этого единого океана.
Влияния – это социальные воздействия на человека (вернее, воздействия узкого социального круга, в котором он находится), которые препятствуют или способствуют его движению согласно веяниям; это советы знакомых, ожидания, возлагаемые на человека, стереотипы, воздействие его личной истории, событий прошлого и прогнозируемого будущего. Влияние – это голос разума.
На рис. 26 вы видите линию жизненного пути во времени. Она состоит из периодов линейного развития, подчиняющихся логическим законам, когда прогнозы на будущее можно рассчитать математически точно, и периодов перехода, очень коротких по времени (именно поэтому отклонения в координате «время» я не учитывала), но очень значительных в жизни каждого человека, перебрасывающих его из одного линейного жизненного состояния в другое. Для упрощения периоды линейного развития я называю линейками, а периоды перехода – перпендикулярами. Примеры линеек: учеба в школе, в институте, работа в одном и том же учреждении, благополучная семейная жизнь, одинаковое или планомерно нарастающее благосостояние. Примеры перпендикуляров: начало учебы в школе, окончание школы, института, смена работы, свадьба, развод, рождение, смерть, резкое изменение доходов или расходов.
Перпендикуляры бывают запланированными и самопроизвольными, но в любом случае они все запрограммированы, и при соответствующем умении о приближении перпендикуляра можно знать заранее. Невозможно ни родить, ни умереть, если этого на данном этапе нет в программе, равно как и невозможно избежать развода или свадьбы, если это в программе есть. Ситуация конца линейки, как и любая революционная ситуация, имеет ряд отличительных особенностей, и их невозможно не заметить. Помните, как в школе мы учили признаки революционной ситуации, один из которых: «низы не хотят, а верхи не могут жить по старому»? То же самое происходит в нашем организме. Мы чувствуем подсознательный бунт и не имеем силы воли с ним справиться. Например, мы ощущаем резкое падение интереса к работе, к своему партнеру или к месту, где мы живем. Мы себя убеждаем, что это неправильно, но подсознание требует революции, и мы ничего не можем с этим поделать. Это и есть борьба веяния и влияния, где веяние должно взять верх. Перпендикуляры периодически случаются в жизни, и бороться с ними бесполезно. Единственное, что мы можем сделать, это, некоторое время помучившись, оттянуть его наступление п.. тогда нам придется выбирать из двух вариантов суд: .1 и .1
Первый вариант (рис. 27).
Черный крестик в кружочке означает большие I и приятности. Если в вашей душе нарастает революционная ситуация, или ситуация конца линейки, то лучше отходить на предлагаемый вам перпендикуляр (туда, куда стремится душа), иначе на перпендикуляр вас судьба швырнет насильно, например, через увольнение, болезнь, катастрофу, смерть кого‑то из близких или полное разорение. Поэтому, как говори лось в фильме: «Не бойтесь бросить все на карту и жизнь переменить свою!» – пока вашу жизнь, не переменил кто‑то еще, причинив вам зло. Если ваш нынешний образ жизни исчерпал себя, значит, ваша программа в этой области закончена и пора переходить на новый уровень.
И второй вариант (рис. 28).
Если у вас все же очень сильная воля и вы, поддаваясь влиянию разума, твердо держитесь на своей линейке, даже когда она уже закончена, то вам суждено будет пройти через ряд таких неприятностей, о которых вспомнить будет страшно. Наступит не что иное, как черная полоса жизни». Однако она рано или поздно пройдет, и вы продолжите движение по выбранной вами линейке. Таким образом, тот, кто верен своим убеждениям и собирается всю жизнь прожить линейно, периодически проходит через этапы величайших трудностей. Таковы, например, люди, посвятившие себя разработке одной узкой научной темы, или непреклонные сторонники определенных религиозных традиций.
Эта тема перекликается с темой «Идеализации» и «Инфекции». Кто пускается в крайность, тот быстро исчерпывает свою программу в этой области, и у него быстрее, чем у других, созревает перпендикуляр, ибо мы все от природы существа разносторонние и гармоничные. Не вступая на этот перпендикуляр, проповедуя однобокость, человек идет против человеческой природы.
К сожалению, наше сознание так устроено, что оно все воспринимает линейно. Фокус нашего внимания, направленного в будущее, умеет рисовать только прямую линию. В этом наше и счастье и несчастье. Несчастье потому, что многим людям кажется, что чем сильнее они сконцентрируются на каком‑то деле, тем больших успехов они в нем добьются. Те линии, которые показаны штрихами на рис. 26 (над основными линиями), это не что иное, как планы человека, его представление о своей дальнейшей жизни, которое на практике оказывается ошибочным. Многие из нас с ужасом воспринимают подступающие перпендикуляры, считая, что это слабости, лень, что надо‑с этим как‑то бороться, ибо нельзя отступать от начатого дела. Счастье же наше, связанное с нашим линейным восприятием жизни, состоит в том, что каждую встретившуюся любовь и каждый новый интерес к какому‑то делу мы считаем вечным, а потому вкладываем в него (в нее) всю душу. Если бы мы знали свое будущее, в частности, дату, когда кончится любовь к тому, в кого мы только что влюбились, а также день, когда наше любимое дело нам до смерти надоест, мы бы еще задумались: стоит ли начинать эту любовь или это дело? Может быть, потому природа нам и не позволила все знать наперед. Любовь и дело – это прежде всего процессы, а не результаты, и если они появились, надо считать их вечными и вкладывать в них всю душу – в том‑то вся и соль! Именно из таких насыщенных душевной энергией фрагментов и должна состоять жизнь, а это может случиться, только когда мы не знаем своего будущего. Есть такое мнение, что не следует начинать дело или роман, если они заведомо обречены на провал. Мне же кажется, что здесь надо руководствоваться правилом Я ДОЛЖЕН БЫТЬ СЧАСТЛИВ СЕГОДНЯ! Если сегодня это дело или этот роман вам доставляют удовольствие, то не стоит от них отказываться ради какого‑то сомнительного будущего блага. Любовь иногда бывает как обед. Представьте себе, что вы голодны и что вы видите перед собой вкусный обед, от которого у вас текут слюнки. Разве вы будете рассуждать: «Не стоит начинать есть этот обед, потому что он все равно когда‑нибудь закончится!» Вы прекрасно знаете, что когда он закончится, вы уже будете сыты, и вам вовсе не захочется продолжать обедать. С любовью, к сожалению, вы этого не знаете, а ведь это так. Вы расстанетесь тогда, когда вы уже насытитесь и вступите на новый перпендикуляр. Голодный сытого не разумеет, поэтому в начале процесса невозможно предположить его конец. В любом случае пережитая любовь, как и съеденный обед, останется у вас внутри. В свое время вы чувствовали ее вкус, удовлетворение от нее. Сейчас вы чувствуете сытость. Возможно, это был необходимый этап перед встречей нового человека, возможно, без этого опыта у вас в будущем ничего бы не получилось – ведь не зря же неудачный роман был предначертан у вас в программе! И никогда нельзя говорить, что вы любили зря, равно как и зря обедали.
Тем не менее если вы остаетесь сторонником линейного образа жизни и хотите иметь в жизни только одну, первую и последнюю, любовь или, например, только одно любимое дело, то вам следует жить согласно схеме, изображенной на рис. 29.
Вам придется ловко огибать «черные полосы», а затем умело восстанавливаться на своей линии. Для этого надо хорошо чувствовать, когда линейка подходит к концу, и сворачивать на перпендикуляр раньше, чем он захватит вас. Если предупредить возникновение перпендикуляра и вовремя отойти в сторону со своей линии, то ситуацию можно будет контролировать и можно будет на эту линию вернуться, когда опасность минует. В случае любви это значит, что при первом предчувствии отчуждения нужно временно отдалиться: уехать в поездку или посвятить себя какому‑нибудь серьезному делу и поменьше бывать дома. Для тех, кто думает, что этим можно только усугубить положение, хочу пояснить: как в механике, так и в отношениях, сдвиг бывает упругим (когда все возвращается на свои места) и пластическим (когда изменение остается или даже прогрессирует).
Так вот, временно убегать надо на стадии упругого сдвига, потому что на стадии пластического будет уже поздно. Если речь идет о каком‑то занятии, к которому необходимо пронести интерес через всю жизнь, то периодически тоже стоит занятия менять, но не в тот момент, когда основное занятие уже надоело, а в тот, когда только начинается тенденция неудач. Полосу неудач нужно обогнуть и вернуться снова в полосу удач. Это можно сделать так, как показано на рис. 29. Если сравнить рис. 28 и 29, то, вопреки логике, жизненный путь, указанный на рис. 29, быстрее приведет к успеху в деле вашей жизни, чем путь, изображенный на рис. 28.
Когда человеку в жизни предстоит делать какой‑то выбор, ему необходимо четко определить, где он сейчас находится: в начале линейки, в середине или в конце. От этого должно зависеть его решение. Опасно цепляться за старое, когда линейка уже закончена, но также опасно сворачивать с выбранного пути, когда линейка только начинается. Поэтому желательно относиться очень осторожно к чужим советам. Это не значит, что их не надо слушать, это значит, что надо их всегда сопоставлять со своим веянием. Именно поэтому я и назвала главу «Влияния и веяния» – люди все время пытаются сравнивать себя с другими, соотносить свою линию жизни с чужой и делать повороты там, где делает другой, вследствие чего они сбиваются с истинного пути и попадают в полосу неудач. Хорошо, если у другого возник перпендикуляр точно в том же месте, что и у вас, а если нет?
Допустим, инженер Иванов вдруг начал терять интерес к своей работе и почувствовал приближение перпендикуляра. Он стал искать новую работу, и ему сейчас же подвернулась хорошая работа, интересная и выше оплачиваемая. Он на радостях пригласил перейти туда вместе с собой своего сотрудника Петрова, поскольку там было лишнее свободное место. Петров любил свою работу, но, беря пример с Иванова, а также послушав советы жены и друзей, уволился. И вдруг у него все начало в жизни рушиться. На новой работе он допустил ошибку, в результате чего вынужден был выплачивать материальный ущерб. Начались не доходы, а расходы. Работа была неинтересной, он мучился, у него обострились болезни. Жена Петрова причитала: «Что же такое происходит? Почему Иванову всегда везет, а моему мужу – нет?» А тут еще, к огорчению, выяснилось, что на предыдущей работе Петрова собирались повысить по службе. Это явление очень часто встречается в жизни. А объяснение здесь простое. Просто у Иванова наступил перпендикуляр, а Петров находился где‑то в начале или в середине линейки. Иванов пошел по своему пути, а Петров по чужому, поэтому Иванову <