Глава 6. Программы невозможности

Вы знаете, какие самые вредные мысли дает нам стихия и почему я очередной раз призываю от нее закрыться? Вот примеры этих мыслей:

«На основании фактов моей жизни (в сравнении с другими) я не могу назвать себя счастливым».

«Вероятность исполнения моего желания согласно общей статистике составляет 0,4%».

«У меня никогда не будет достаточно денег, чтобы осуществить свою мечту».

«Все же не могут быть благополучными!»

«Если никому не везет, то почему должно повезти мне?»

«Чем я лучше других?»

«Образованные люди не могут найти работу, куда уж мне!»

«Все равно счастья на всех не хватит! Кем‑то придется пожертвовать. Почему не мной?»

«Среднестатистический человек такого уровня, как я, ничего хорошего в жизни не увидит!»

Вот вам типичные примеры Программ Невозможности.

Зачем они нужны? Я всегда задаю вопрос: зачем они нужны, какая от них польза? Представьте себе, что вы в своем компьютере устанавливаете какую‑нибудь полезную программу, например, программу редактирования текстов, и вдруг процесс установки прекращается и на экране возникает надпись: «Редактирование текстов невозможно!» А происходит это потому, что некоторое время назад вы установили ПРОГРАММУ НЕВОЗМОЖНОСТИ РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕКСТОВ, которая блокирует инсталляцию любой редакторской программы. Разнообразные Программы Невозможности занимают большое место на жестком диске, и их задача – не допустить появления на том же диске Программ Возможностей. Абсурд? Конечно! Ни один владелец персонального компьютера не поставит себе никаких Программ Невозможности. Но почему же мы это делаем у себя в голове? Ведь как часто, когда мы строим какой‑нибудь проект, у нас мозг выдает сообщение: «Невозможно!» Когда мы беремся за кисть, мы знаем, что стать хорошим художником невозможно, когда мы садимся за пианино, то сразу вспоминаем, что стать более или менее приличным музыкантом невозможно, в пятьдесят лет выйти замуж, естественно, невозможно, найти высокооплачиваемую работу – тем более. И вообще, как в старой поговорке: в двадцать лет ума нет – и не будет; в тридцать лет жены нет – и не будет; в сорок лет денег нет – и не будет. Так для чего мы загрузили клетки своего мозга подобного рода информацией? Уж лучше бы оставили там пустое место!

Я знаю, кто наш злейший враг – это некий Среднестатистический Человек, которого, может, и нет в природе, но который подавляет нас своим авторитетом. Мы себя не только с ним сравниваем, но и равняемся на него: в тридцать лет смиряемся со своим холостым положением, бросая все попытки устроить личную жизнь, в сорок – с бедностью. Создается такое впечатление, что это статистика нами управляет, а не мы ею! И кстати, люди, которые не знают статистики, часто очень удачно исполняют свои желания, потому что верят в себя, а не в Среднестатистического Человека. Женщина в сорок лет может родить прекрасного ребенка, если она не слишком начитанна и не знает, какова вероятность рождения ребенка с болезнью Дауна и с другими патологиями. Если же она будет всю беременность об этом думать, возможно, ребенка с болезнью Дауна она и не родит, но отклонений в его здоровье своим депрессивным настроением она сделает много. В этом вопросе везет простым, неграмотным женщинам – они радуются жизни и не терзают себя излишними страхами. А на самом деле все решается очень просто, надо только прислушаться к своему организму: больные женщины обычно сами не хотят рожать детей. Если же вы в сорок лет хотите родить, то скорее всего у вас все будет хорошо, только желание должно быть исключительно органическим, а не социальным (для положения в обществе) и не под воздействием кого‑то еще (мужа, мамы). По статистике большинство женщин в этом возрасте не хотят заводить детей: это уже не вписывается в их жизненную программу, у них другие планы. И если вы хотите ребенка, значит, ваше здоровье вам это позволяет и ваша жизненная программа это предполагает. Так же дело обстоит с устройством личной жизни. Если вы чувствуете в свои пятьдесят, что вам надо жениться или выйти замуж, тогда действуйте, не обращая внимания на статистику, потому что по статистике большинство людей в этом возрасте просто не хочет этим заниматься, хотя, может быть, и не против, если кто‑то другой проявит инициативу.

Всегда надо помнить, что статистика всего лишь изучает нас, а не диктует нам свои правила! Это мы ее создаем, а не она нас!

Вспомните наш разговор о дисперсии.

Дисперсия (от лат. (dispersio – рассеивание) в математической статистике и теории вероятностей – мера рассеивания (отклонения от среднего).

Дисперсия в человеческом обществе очень велика, поэтому образ среднестатистического человека никому не должен воздействовать на психику. И потом, что такое среднестатистический человек? Возьмем, например, статистику продолжительности жизни. Из чего она складывается? В нее входят люди всех вариантов, начиная от тех, кто умер в младенчестве, и кончая долгожителями. Туда входят и люди с тяжелыми врожденными заболеваниями, которые живут мало, и инвалиды, и те, кто злоупотребляет алкоголем, курением, наркотиками, также те, кто занимается проституцией, кто работает в неблагоприятных условиях, кто находится на войне, люди низких социальных слоев, где практикуются убийства на бытовой почве, водители‑лихачи, психически больные люди, которые не хотят жить... Если вы не относитесь к какой‑либо из этих категорий, то забудьте о среднестатистической продолжительности жизни. У вас она будет значительно выше! Даже учитывая все вышеперечисленные категории людей, средняя продолжительность жизни является достаточно высокой. Поэтому даже если вы относитесь к какой‑либо из них, не пугайтесь! Опять же помните, что вы – не среднестатистический больной или водитель, что у вас своя индивидуальная программа жизни!

Когда я смотрю передачи «Моя семья» или «Я сама», меня поражает желание публики притянуть любого выступающего к среднестатистическому образу и ее негодование, если он сопротивляется. Помнится, одна девушка заявила:

«Я не хочу работать!»

Каково же было возмущение народа! Начались высказывания:

«Если все перестанут работать, что же тогда будет?»

Но при чем здесь все? Все никогда не перестанут работать, для многих, напротив, работа – высшее счастье, это только она не хочет работать! Как надоела эта вездесущая ссылка на всех! Я уверена, что те, кто не хочет работать, могут не работать. В условиях безработицы этот лозунг будет очень даже прогрессивным. Работа – не единственный источник денег. Надо только четко сформулировать свое желание, и не в отрицательной форме: «Я не хочу работать!» – а в положительной: «Всю мою жизнь с утра до вечера я хочу лежать на диване и смотреть телевизор!» Ваше желание исполнится, возможно, ваше подсознание организует вам инвалидность и богатого спонсора. Однако лучше сформулировать свое желание так: «Я хочу, чтобы мне платили деньги за то, что я люблю делать!»

Желание формулируйте обязательно очень четко, обговаривая все нюансы. Если вы, считая невозможным требовать слишком многого, будете скромничать и думать: «Ну пусть в чем‑то другом мне не повезет!» – так и случится. Помню, заканчивая трудный институт, в состоянии сильного переутомления, я шутила: «Я хочу найти такую работу, чтобы вообще больше никогда не думать. Например, работу могильщика!» Чуть позже я стала искать работу, где бы побольше платили. Мне было все равно, что это за работа, мне хотелось иметь много денег, чтобы летом отдыхать за границей. И в результате я попала на работу в банк, на низкую должность, где была большая зарплата, но где думать не надо было вообще. Это был период самого большого отупения в моей жизни, и я очень страдала из‑за этого. Поэтому не допускайте как такой ошибки, так и обратной: не говорите: «Мне все равно, сколько будут платить, лишь бы работа мне нравилась!» Думайте смелее: «Я хочу заниматься любимым делом и чтобы мне за него платили очень много!»

То же самое касается любовных отношений. Например, девушки часто ходят по замкнутому кругу. Сначала дают себе установку: «Хочу пережить великую любовь!» – и влюбляются в того, кто не отвечает им взаимностью. Намучившись с ним, они решают для себя: «Нет! Надо встретить человека, который меня любит! Пусть теперь он за мной гоняется!» – и встречают такого человека, совершенно несимпатичного, но очень настойчивого, от которого потом сами не знают, куда деваться. И после опять: «Нет! Лучше любить самой!» А проблема решается очень просто: надо одновременно пожелать и то, и другое.

Запомните два правила:

Я НЕ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК.

Я НЕ ОТБРОС СТАТИСТИКИ.

Последнее правило относится к тем, кто почему‑то пытается себя причислить к проценту потенциально безработных или к числу одиноких женщин или к любому другому проценту невезучих людей. Пусть они существуют себе, эти проценты, не следует обращать на них внимание! Живите по своей программе! Ведь, по сути, множество людей сознательно или подсознательно хочет быть одинокими или безработными – эти проценты для них!

Берясь за какое‑нибудь дело, никогда сразу не говорите: «Невозможно!» Также никогда не придумывайте список потенциально невозможных для вас дел. Никто не застрахован от того, что у него прорежется какой‑нибудь талант, только если он сам не даст себе установку, что он обычный, бездарный человек. Никогда не внушайте себе, что вы в принципе не умеете петь, готовить, плавать, водить машину, прыгать с парашютом... Другое дело, что вы не хотите это делать, но если когда‑нибудь у вас появится такое желание, то ничто вам не воспрепятствует.

Наши рекомендации