Каковы цели и задачи логопедии?
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:
1. Изучение онтогенеза и дизонтогенеза речевой деятельности
2. Определение распространенности речевых нарушений
3. Анализ этиологи, механизмов, структуры и симптоматики речевых и языковых расстройств
4. Унификация категориального аппарата
5. Систематизация речевых нарушений
6. Разработка принципов и методов дифференциальной диагностики, средств устранения и предупреждения речевых нарушений
7. Разработка и внедрение в коррекционный процесс современных технологий и компьютерной техники
8. Развитие системы логопедических служб в России и в отдельных регионах
9. Обеспечение системности и последовательности в комплексном коррекционном воздействии
10. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии
11. Выявление динамики развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, поведение.
3)Связи логопедии с общей анатомией и физиологией, нейрофизиологией, оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. 24) Междисциплинарные связи логопедии: внутрисистемные и межсистемные.
Логопедия тесно связана со многими науками.
Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемнымсвязям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности, о динамической локализации высших психических функций.
Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, педиатрией. Знания в этих областях дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием.
Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, причинами отдельных видов речевых расстройств, например, некоторых форм заикания, мутизма, могут быть психические травмы. В таких ситуациях только совместная работа врача-психоневролога и логопеда будет способствовать его выздоровлению. Врач-психоневролог дает заключение о состоянии интеллекта ребенка, устанавливает клинический речевой диагноз, проводит соответствующее лечение.
Связь с невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, патологией органов слуха, речи и зрения необходима для дифференциальной диагностики нарушений речи. Так, диагностика нарушений речи при снижении слуха и сенсорной алалии требует тщательного обследования состояния слуховой функции; диагностика нарушений речи при олигофрении и алалии невозможна без определения состояния интеллекта, особенностей психического и сенсомоторного развития. Данные медицинских наук помогают логопеду правильно подойти к пониманию этиологии, механизмов речевых нарушений, позволяют более правильно решать вопросы диагностики и дифференцированного коррекционного воздействия при устранении различных форм речевых нарушений. От точного диагноза зависит и правильное определение детей в различные типы специальных учреждений.
1.Нейропсихилогия-изучает мозговые механизмы высших психических функций
2.Психодиагностика-раздел прикладной психологии. Изучает качественное и количественное состояние психических функций при помощи психологических методов
3..Психология-изучает психологию, сознание и поведение человека
4.Педиатрия-изучает развитие детей, уход за ними, а также лечение
5.ЛОР-изучает заболевание уха, горла, носа
6.Физиология-изучает функционирование живых организма и их частей
7.Анатомия-наука о строение живых организмов
8.Клиника олигофрении-изучает особенности проявления интеллектуальной недостаточности и их причины, динамику в процессе социальной адаптации