Кормление тяжелобольных пациентов

Уход за тяжелобольными пациентами требует от медицинской сестры огромного терпения, умения и милосердия. Такие пациенты очень ранимые, часто бывают капризными в своих желаниях, нетерпеливыми. Все эти изменения зависят не от самого пациента, а связаны с влиянием болезни на психику пациента, его поведение. Необходимо расценивать это как симптомы тяжелого заболевания. Для больного человека еда и питье приобретают особо важное значение, часто определяющее либо выздоровление, либо прогрессирование болезни. Неполноценное питание в несколько раз повышает риск развития пролежней, замедляет выздоровление, способствует прогрессированию основного заболевания.

Перед тем, как приступить к кормлению, необходимо сделать все лечебные процедуры, осуществить физиологические отправления пациента. После этого необходимо проветрить палату и помочь пациенту вымыть руки. В этом медсестре может помочь санитарка. Лучше всего, если позволяет состояние, придать пациенту полусидячее положение или приподнять изголовье. Если это сделать нельзя, то необходимо повернуть голову пациента набок. Большим подспорьем в кормлении тяжелобольного пациента является функциональная кровать, снабженная специальным надкроватным столиком. Если же таковой нет, то вместо столика можно использовать тумбочку. Грудь пациента накрыть салфеткой, а при необходимости. подложить клеенку. Пища должна быть полужидкой и теплой.

Причины по которым пациент не может самостоятельно есть и пить. 1. Больной из-за своего состояния не может есть и пить. 2. У больного снижено или отсутствует желание есть и пить.

В зависимости от причины и определяется тактика медсестры в кормлении больного:

1) Общее тяжелое состояние, когда больной лежит и не может протянуть руку к тумбочке. Такого больного надо поить из поильника или трубочки, вставленной в стакан. При этом предварительно дать воды в чайной ложке и попросить его проглотить, чтобы убедиться, что у больного не нарушено глотание. Необходимо, чтобы пища была гомогенной (то есть одинаковой по консистенции). Нельзя поить больных, лежащих с запрокинутой головой, так как при этом надгортанник открывает вход в трахею, и больной может задохнуться. Необходимо, насколько можно, пригнуть голову к груди или немного приподнять больного. Особо ослабленным больным необходимо давать время для отдыха между глотками. Поить таких больных нужно понемногу, но часто.

Если больной не может самостоятельно взять чашку или ложку в руку, например, при выраженной деформации суставов кисти, желательно приспособить для него чашку и ложку (ложка с изогнутой ручкой).

При кормлении пациента необходимо помнить, что помогать ему надо тогда, когда, он самостоятельно не справляется.

2) У больного нет желания есть и пить.

Отсутствие аппетита часто возникает в случае, когда у больного депрессия, связанная с тяжестью основного заболевания, с прикованностью к постели. В этом случае желателен более активный двигательный режим (в соответствии с состоянием), общение с родственниками, другими больными, какое-нибудь дело и так далее.

Часто пропадает аппетит при плохом уходе за полостью рта, когда во рту у больного развиваются гнилостные процессы. При пережевывании пищи при этом больной не может ощутить ни вкуса, ни самого присутствия еды во рту. Поэтому после каждого приема пищи больному необходимо проводить туалет полости рта.

Часто отсутствие аппетита связано с неприглядным внешним видом предлагаемой пищи, плохо вымытой посудой и так далее. Больные часто отказываются от еды и особенно питья, так как понимают, что если есть и пить вдоволь, то придется чаще пользоваться судном. Постарайтесь объяснить больному, что есть и пить вдоволь ему необходимо, и что медсестра или санитарка всегда придут ему на помощь в нужный момент, стоит их только позвать. После кормления необходимо убрать остатки пищи и посуду. Необходимо также помочь пациенту прополоскать рот или, если он не в состоянии этого сделать сам, провести орошение полости рта теплой кипяченой водой.

Планирование необходимой помощи пациенту при возникновении проблем, связанных с кормлением

1. Провести первичную оценку реакции пациента при кормлении (в т. ч. искусственном).

2. Оказать психологическую поддержку пациенту, разъясняя, убеждая и беседуя с ним таким образом, чтобы пациент смог сохранить свое достоинство.

3. Помочь пациенту справиться со своими чувствами, дать возможность высказать свои чувства, эмоции по поводу кормления.

4. Убедиться в наличии информационного согласия на кормление пациента.

5. Организовать кормление, подготовив все необходимое.

6. Оказывать помощь во время приема пищи.

7. Стремиться поддерживать комфортные и безопасные условия при кормлении.

8. Организовать обучение пациента и его родственников, если это необходимо, предоставить информацию о правилах питания, кормления.

9. Оценивать реакции пациента на кормление.

10. Установить наблюдение за пациентом после кормления.

Помощь во время приема пищи

1. Спросить пациента, в какой последовательности он предпочитает принимать пищу.

2. Проверить температуру горячих напитков, капнув несколько капель себе на тыльную сторону ладони.

3. Помочь пациенту принимать напитки, лучше – через трубочку.

4. Помочь принять жидкость, когда во рту нет твердой пищи.

X. Санитарно-гигиеническая уборка пищеблока и буфетных в отделениях стационара

1. Строго соблюдают режим мытья столовой, кухонной и стеклянной посуды.

2. Уборочный инвентарь после мытья полов дезинфицируют в том же ведре, которое использовали для уборки (в 0,5–1-процентном осветленном растворе хлорной извести – 60 мин, далее прополаскивают в воде и сушат).

3. Ежедневно моют стены, осветительную арматуру, очищают стекла от пыли. Для дезинфекции помещений (полов, стен, дверей и др.) применяют 1-процентный осветленный раствор хлорной извести или хлорамина. Весь уборочный инвентарь должен быть промаркирован и храниться в специально отведенном месте.

Буфетчицы должны иметь санитарные книжки.

В каждом ЛУ должен быть четко организован контроль за пищевыми продуктами, которые приносят больным. Личные продукты питания (передачу из дома) больные сохраняют в тумбочке (сухие продукты) и в специально выделенном холодильнике (продукты, которые быстро портятся). О правилах хранения передач больной должен быть проинформирован при поступлении в отделение. В отделениях дежурные медицинские сестры должны проверять соответствие пищевых продуктов, которые передали больному, его диете, их количество, доброкачественность.

Тумбочка: - необходимо ежедневно проверять состояние тумбочек пациентов, особенно тяжелобольных (должны быть только предметы личной гигиены, валидол или нитроглицерин, сухое печенье в упаковке и др.); Цель: соблюдение санитарно-противоэпидемического режима, профилактика ВБИ, пищевых отравлений. - обрабатывать 1% р-ром дез.средства все поверхности, тумбочки во время влажной уборки палат (не менее 2 раз в день); - после выписки пациента из отделения, полностью обработать тумбочку 1% р-ром дез.средства двукратно, затем – проточной водой специальной ветошью.

ВНИМАНИЕ! Скоропортящиеся продукты должны храниться только в холодильнике, а не в тумбочке! Вещи и продукты, хранящиеся в тумбочке, должны находиться на разных полках.

Холодильник: необходимо ежедневно проверять загрузку холодильника продуктами (для каждого продукта – своя полка!); - продукты пациентов должны храниться в прозрачных пакетах с пометкой: Ф.И.О. пациента, номер палаты, даты помещения продуктов в холодильник; - проверять срок годности, указанный на упаковке продуктов; - не реже одного раза в неделю обрабатывать внутреннюю поверхность холодильника 3% раствором гидрокарбоната натрия! При размораживании – 3% раствором гидрокарбоната натрия, затем – раствором столового уксуса (для предупреждения ирсинеоза). В холодильнике необходимо держать открытый флакон со столовым уксусом – для устранения неприятного запаха; -ежедневно проверять показания градусника; - рядом с холодильником или на посту необходимо иметь список реализации продуктов.

Палатная медсестра обязана:

1. Осуществлять ежедневный контроль за санитарным состоянием тумбочек, холодильников и их содержимым.

2. Осуществлять ежедневный контроль за дезинфекцией тумбочек, которая должна проводиться ежедневно утром и вечером 1% р-ром дез.средства.

3. Производить размораживание холодильника 1 раз в неделю (по графику) с последующей дезинфекцией 1% р-ром дез.средства.

4.

Наши рекомендации