Этапы воспитательного мероприятия, их характеристика.

1. Подготовительный этап. На этом этапе подбирается необходимая литература, составляется сценарий, решаются организационные вопросы места и времени проведения воспитательного мероприятия, определяются участники, распределяются роли, продумываются вопросы оформления аудитории, информационно-коммуникационного обеспечения, проводятся репетиции.

Данный этап самый трудоемкий. Требует не только грамотно составленного текста сценария, но и тщательной подготовки участников. На вопрос: «Сколько требуется репетиций для успешного проведения мероприятия?» – однозначного ответа нет. Всё зависит от объёма информации, которую необходимо передать в процессе ВМ. Поэтому, в зависимости от количества участников, от масштабности мероприятия, «прогонов» или репетиций, должно быть не менее трех.

2. Основной этап. Проведение или ход самого мероприятия, реализация сценарного замысла, по ролевое выступление участников. На этом этапе все присутствующие на мероприятии становятся участниками: и зрители, и выступающие. Те студенты, которые были задействованы на подготовительном этапе, озвучивают свои роли, выступают в порядке, определенным сценарием. Зрители не должны оставаться пассивными участниками, по ходу мероприятия, а проявлять активность, «болеть» за выступающих, или свою команду. Функция управления общением на данном этапе возложена на организатора и куратора группы.

3. Заключительный этап. Результативность воспитательного мероприятия зависит от организации его завершения. Подвести итоги, установить, так называемую «обратную связь», поощрить участников, похвалить всех присутствующих за участие, привести аудиторию или зал в надлежащее или исходное состояние – задачи данного этапа.

Методические приемы поощрения, которые наиболее часто используются в процессе проведения мероприятий: похвала, объявление благодарности, вручение подарков или призов и др.

Аналитический этап. Для педагога важно не только организовать и провести ВМ, но и провести анализ выполненной работы. В анализе, как правило, дается оценка воспитательного воздействия педагога на воспитанников, значимость и ценность представленной информации для студенческой аудитории, а так же оценка основных характеристик и поведения воспитанников по ходу ВМ. Ниже приведена примерная схема анализа ВМ.

Пример сценария воспитательного мероприятия:

Название: «Мы за здоровый образ жизни» ‒ профилактика вредных привычек и пропаганда ЗОЖ.

Данная разработка поможет в подготовке к мероприятию социальным педагогам, воспитателям образовательных учреждений.

Цель: формирование представления о здоровом образе жизни.

Задачи:

• научить ценить и сохранять собственное здоровье;

• развивать кругозор и познавательную активность.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия

Социальныйпедагог:- Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это прекрасное слово, желая друг другу здоровья. Вот и я обращаюсь к вам – здравствуйте, дорогие воспитанницы, коллеги и гости. Сегодня мы проведем с вами мероприятие, которое называется «Мы за здоровый образ жизни». Вы готовы начать разговор? [Слайд- 1, 2].

Девочки мне хочется Вас спросить: «Вы любите жизнь? (девочки отвечают). Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Поразмышляйте об этом, пожалуйста, каждый и запишите продолжение фразы: «Счастливая жизнь – это…» .

Воспитанницы записывают те понятия, которые, по их мнению, характеризуют счастливую жизнь (работают 2-3 мин).

Социальный педагог. Если определить, от чего зависит жизнь и здоровье людей на Земле, то самым главным будет мир, отсутствие войны. Это самое главное, самое важное. Потом последуют: здоровье, достаточное питание, материальное благополучие, семья, дети, медицинское обслуживание…

Предлагается обсудить записи о счастливой жизни и расставить их по степени значимости с воспитанницами..

Социальный педагог. Мы хотим, чтобы вы были развитыми в физическом и духовном отношении, были целеустремленными и жизнерадостными людьми. Обращаю ваше внимание на то, что здоровый образ жизни становится все более популярным среди молодежи. Сегодня речь пойдет о здоровье и здоровом образе жизни. [Слайд 3].

Социальный педагог:Что же такое здоровье? На этот кажущийся поначалу простой вопрос люди пытаются ответить с глубокой древности [Слайд 4].

Здоровьеэто состояние полного физического, психического и социального благополучия», это нормальное состояние организма, когда все наши органы работают дружно, ритмично, согласованно между собой и окружающей средой.

Сейчас мы с вами порассуждаем, что же такое здоровье с позиции трех аспектов. Эта информация поможет вам выполнить следующее задание. У вас есть листочки со словами – ассоциациями. Нужно будет прикрепить их, это будет показывать, какое здоровье, по вашему мнению, обозначает это слово (на доске изображен паровоз с тремя вагонами: 1 вагон – социальное здоровье, 2 вагон – психическое здоровье, 3 вагон – физическое здоровье) [Слайд 5].

Физическое здоровье связано с работой нашего организма. Прежде всего, у человека должно быть здоровое тело, правильное, красивое телосложение, достаточный вес, рост относительный своего возраста. Человек должен иметь хорошую физическую подготовку, а это крепкую мышечную силу в руках и ногах, хорошо переносить физические нагрузки, при этом не чувствовать сильной усталости. Безусловно, здоровый человек редко болеет простудными и другими заболеваниями, т. е. имеет хорошую защитную функцию против вирусов, микробов.

Социальное здоровье человека – это не что иное, как его социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру. То есть здесь мы можем рассматривать те качества личности, которые будут обеспечивать гармонию между потребностями данного человека и общества в целом. Очень важно, чтобы человек стремился к самореализации и постоянному личностному развитию. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и детях. Таким образом, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

Под психическим здоровьем мы понимаем наши чувства, т.е. настроение (хорошее, веселое либо грустное, плохое), чувство радости, дружбы, любви, взаимопонимания, взаимоуважения.. Но есть такие эмоциональные чувства, как страх, угнетение, унижение, обида, боль. И в зависимости от того, какие у них преобладают чувства, таким будет наше эмоциональное здоровье.

Социальный педагог. Сейчас мы с Вами проведем тест «Твое здоровье».

Подведение итогов тестирования.

Игра «Верю - не верю»(если согласны поднимаете руку, если нет – руку не поднимаете):

1.Согласны ли вы, что зарядка ‒ это источник бодрости и здоровья? (да)

2.Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

3.Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

4.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (нет)

5.Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

6.Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно чистить их два раза в день. (да)

7.Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду? (нет)

Информационный лекторий.[Слайды 6,7].

Компоненты здорового образа жизни.

Социальный педагог: Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта, доброжелательность..

Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.

Социальный педагог: Но есть факторы, которые также негативно влияют на здоровье человека. Какие? [Слайды 8,9].

1.Табакокурение часто относят к вредным привычкам, а ведь это одна из опасных болезней, называемая химической зависимостью. Особенно пагубно влияет курение на организм женщины. Если женщина курит, ребенок у такой женщины чаще болеет и отстает в развитии.

2.Алкоголизм.Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Алкоголь особенно активно влияет на организм, постепенно разрушая его.

3.Наркомания. Последствия употребления наркотических веществ разрушительны: они вызывают болезни сердца, печени и почек, служат деградации личности, что часто связано с социальным падением и нередко переходящей в слабоумие. Сейчас мы с Вами определили те факторы, которые негативно влияют на здоровье человека.

Избегайте вредных привычек!Ведь именно в подростковом возрасте окончательно формируется организм, который должен служить Вам всю жизнь.

Социальный педагог:Ну и в заключении подведем итоги заочного анкетирование. Задание было выбрать из представленных ниже ценностей важные для человека:

• профессиональная карьера- 18%;

• крепкое здоровье – 31%;

• хорошая дружная семья – 24%;

• яркая насыщенная жизнь-12%;

• материально благополучие -8%;

• близкие друзья -7%.

Социальный педагог:Девочки, что нового узнали на нашем занятии? Надеюсь, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут в вашей жизни.

Желаю ВАМ:•Никогда не болеть;•Правильно питаться;•Быть бодрыми;•Вершить добрые дела.

Мы за здоровый образ жизни! Спасибо всем за участие в мероприятии.

Наши рекомендации