Психическая подготовленность

В структуре психической подготовленности выделяют две относительно самостоятельных и одновременно взаимосвязанных стороны:

волевая и специальная психическая подготовленность:

· устойчивость к стрессу на тренировках и соревнованиях;

· совершенство восприятий параметров движений, окружающей среды;

· обеспечение эффективной мышечной координации;

· способность перерабатывать информацию при дефиците времени;

· способность предвидеть реальные действия.

Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся

Факторы, влияющие на спортивный результат – это талант спортсмена и спортивная подготовка.

Высокие результаты достигаются интенсификацией учебно-тренировочного процесса. Спортивный успех – это талант – помноженный на труд, труд до самоотречения, до самопожертвования. Действительно, нагрузка ведущих спортсменов мира в подготовительном периоде у бегунов доходит до 500 км в месяц. Спортивная подготовка осуществляется в основном в трёх взаимосвязанных направлениях:

· в воспитании,

· обучении,

· развитии.

Воспитание – педагогический процесс целеустремлённого воздействия на психическую сферу спортсмена в целях привития необходимых качеств, высокой нравственности, трудолюбия, настойчивости, воли, упорства и т.д.

Обучение – процесс, обеспечивающий образование двигательных навыков, приобретение теоретических знаний, овладение техникой и тактикой, развитие ловкости и точности движений, умения проявлять силу, быстроту и выносливость, проводить восстановительные мероприятия, самомассаж, самоконтроль и участие в соревнованиях.

Развитие– процесс направленного воздействия на органы и системы спортсмена с целью укрепления и повышения их функциональных возможностей. Под влиянием тренировки в организме спортсмена происходят морфологические, физиологические и биохимические изменения (увеличивается жизненная ёмкость лёгких, масса сердечной мышцы, улучшается эластичность мышечной ткани и связок, повышаются функциональные возможности анаэробных механизмов и т.д.).

Спортивная тренировка направлена на достижение наивысших результатов в избранном виде спорта.

Достигнуть высот спортивного мастерства можно только в процессе круглогодичной тренировки, осуществляемой на протяжении многих лет.

Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы:

· теоретическая подготовка,

· техническая подготовка,

· тактическая подготовка,

· морально-волевая и психологическая подготовка,

· физическая подготовка.

Теоретическая подготовка – это знания по теории и методике спортивной тренировки, в области гигиены, физиологии, биохимии, биологии и т.д.

Техническая подготовка – это овладение рациональной техникой выполнения физического упражнения с учётом индивидуальных особенностей занимающегося.

Тактическая подготовка – искусство ведения спортивного поединка с соперником, используя основы спортивной тактики, изучая возможности спортивных соперников, развивая тактическое мышление.

Морально-волевая и психологическая подготовка – воспитание воли, мужественного характера, высокой нравственности, психических качеств, психической и психофизической устойчивости.

Физическая подготовка заключается в развитии физических качеств, направленных на повышение функциональной готовности организма, улучшение физического развития.

Методы спортивной тренировки

Метод — способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методические приемы часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и обучающихся в процессе их взаимной деятельности.

Основные методы СТ можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические (упражнения). Как правило, все эти методы и методические приемы применяются в физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья, подготовленностью, квалификацией спортсмена, применяемыми средствами, условиями занятий профессиональной подготовленностью педагога-тренера и др. факторами.

Развитие физических качеств

Физическими качествамипринято называть те функциональные

свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека.

1. Быстрота– способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени.

Формы быстроты (при оценке быстроты различают):

время реакции;

скорость одиночного движения;

частота движений.

Быстрота простой и сложной реакции.

Простая реакция– это ответ определенным движением на заранее

известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета).

Сложная реакция– это реакция выбора, связанная с подбором нужного ответа из ряда возможных.

Развитие быстроты (требования для развития быстроты):

упражнения выполнять на предельных скоростях;

усилия направлять не на технику, а на скорость;

скорость выполнения не должна снижаться из-за утомления;

паузы отдыха до полного восстановления.

1. Гибкость– способность выполнять движения с большой амплитудой.

Различают гибкость:

· динамическую (проявляемую в движениях);

· статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела);

· активную (проявляемую благодаря собственным усилиям);

· пассивную (проявляемую за счет внешних сил).

Условия проявления гибкости (гибкость зависит от многих условий):

· эластичности мышц, связок;

· эмоционального состояния (во время соревнований гибкость увеличивается);

· разминки, массажа;

· внешней температуры (низкая уменьшает гибкость);

· времени суток (наивысшие показатели с 12 до 17 часов);

· возраста;

· уровня развития силы (физически более сильные люди менее гибки);

· пола (у девушек гибкость на 20-30% выше, чем у юношей).

Корректность оценки уровня развития гибкости зависит от учета особенностей телосложения человека

Развитие гибкости

Для развития гибкости применяют упражнения на растягивание с

постепенно возрастающей амплитудой движений. Движения могут быть

простыми, маховыми, пружинистыми, с внешней помощью, с отягощениями.

Правила развития гибкости:

вводить обязательную разминку;

упражнения выполнять по максимальной амплитуде;

амплитуду движений увеличивать постепенно;

между упражнениями на гибкость выполнять упражнения на расслабление;

при упражнениях махового характера максимально расслаблять мышцы;

· многократно повторять упражнения;

выполнять упражнения на растягивание различных мышц(показатели гибкости не

взаимосвязаны – можно показывать

Хорошуюгибкость в одном суставе и плохую – в другом);

регулярно оценивать уровень развития гибкости.

2. Ловкость– способность быстро, точно, целесообразно, экономно

решать двигательные задачи. Ловкость выражается:

в умениях быстро овладевать новыми движениями,

точно дифференцировать движения и управлять ими,

импровизировать в соответствии с меняющейся обстановкой.

Развитие ловкости

осваивать новые, координационно сложные двигательные задания;

быстро перестраивать действия в соответствии с меняющейся обстановкой (например, в

играх);

повышать точность воспроизведения действий по параметрам времени, пространства и

усилия;

уметь расслабить мышцы в необходимый момент;

повышать способность поддерживать равновесие тела.

Оценка ловкости

Наиболее информативным тестом для оценки ловкости являетсябыстрое и точное выполнение комбинации, состоящей из разнообразныхупражнений.

3. Выносливость– способность человека длительно выполнять работубез снижения ее интенсивности. Проблема выносливости тесно связана с утомлением, поэтому выносливость определяют и как способность противостоять утомлению.

Виды выносливости

Общая выносливость– способность выполнять работу относительно средней интенсивности в течение продолжительного времени засчет аэробных (с участием кислорода) источников энергообеспечения.При развитии общей выносливости в наибольшей мере повышаютсяфункциональные возможности вегетативной, сердечно-сосудистой,дыхательной и других систем.

Специальная выносливость– это способность эффективно выполнять работу в определенной (трудовой, спортивной) деятельности,несмотря на возникающее утомление.

Механизмы обеспечения выносливости.

Уровень выносливости зависит от состояния сердца, легких, печении мышц. От мощности работы сердца и легких зависит количество поставляемого кислорода.Печень содержит гликоген, от распада которого зависит величинавыделяемой энергии. В мышцах основной источник энергии – аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).

Восстановление АТФ идет двумя путями:

аэробным (с участием кислорода);

анаэробным (без участия кислорода).

Правила развития выносливости

Спортсмен продолжает выполнять упражнение на фоне сильногоутомления.

Сила.

Виды силы

абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующая в данном движении;

относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся накг массы тела человека;

статическая сила (без изменения длины мышцы) преобладает при удержании поз;

динамическая сила проявляется при изменении длины мышц.

Динамический режим делится на преодолевающий и уступающий.

При первом – уменьшается длина мышцы, при втором, наоборот, мышцаудлиняется, растягивается.

Сила может измеряется с помощью динамометра.

Сила развивается посредством упражнений с отягощениями: собственного тела (подтягивание и др.) и с применением снарядов (штанга, гири).

Правила развития силы

Для развития силы основным является метод максимальныхусилий, но его использование возможно только после многомесячнойтренировки с применением методов повторных и динамических усилий.Эти методы готовят костно-мышечную систему к максимальнымнагрузкам.

Методы развития силы:

отягощение 90% от рекордного;

1-3 повторенияв 1 подходе;

5-6 подходов за занятие;

отдых между сериями 4-8 мин (до восстановления).

Спортивная форма

Объективной основой спортивной тренировки являются закономерности развития спортивной формы. Под спортивной формой подразумевают состояние оптимальной (наилучшей) готовности спортсмена к достижению спортивного результата которое приобретается в процессе соответствующей подготовки в каждом большом (годичном) цикле тренировки. Понятие оптимальной готовности условно. По мере роста мастерства спортивная форма становится иной как по количественным, так и по качественным показателям.

С физиологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется наиболее высокими функциональными возможностями отдельных органов и систем, совершенной координацией, снижением энергетических затрат, ускорением врабатываемости и восстановления работоспособности после утомления, высокой автоматизацией двигательных навыков.

С психологической точки зрения состояние спортивной формы характеризуется активизацией эмоционально-волевых усилий. При этом психические процессы протекают быстрее, расширяется объем внимания, уверенность в своих силах, проявляется воля к победе. В состоянии спортивной формы спортсмены тренируются с удовольствием.

Наиболее общим критерием развития состояния спортивной формы является спортивный результат, показанный в соревнованиях. Часто в отдельных видах спорта состояние спортивной формы оценивается на основе данных педагогического тестирования уровня физической, технической подготовленности, диагностики функционального и психического состояния спортсмена с помощью врачебно-медицинских и психологических методов исследования и др.

Контроль за эффективностью учебно-тренировочных занятий

Педагогический контроль за ходом подготовки спортсменов осуществляется в следующих направлениях:

1. Фиксация фактического выполнения индивидуального плана по объёму, интенсивности, координационной сложности упражнений и т.д.

2. Ежедневное определение состояния спортсмена (работоспособность, восстановление, настроение) на основе данных самоконтроля, наблюдений тренера.

3. Определение уровня отдельных компонентов подготовленности.

Для этого используются контрольные упражнения в процессе учебно-тренировочных занятий.

· научный контроль за состоянием, за изменениями функций его органов и систем, определение максимального потребления кислорода, устойчивости вестибулярного аппарата, состава крови. Научный контроль под силу только на тренировочных сборах.

· врачебный контроль осуществляется перед началом годичной тренировки и в её процессе проводится текущий. Данные врачебного контроля позволяют судить о состоянии здоровья, работоспособности и функциональных изменениях.

· анализ динамики показателей и регулирование нагрузки.

Этот раздел управления тренировочным процессом осуществляет тренер, для этого устанавливается уровень показателей в норме. Для анализа динамики показателей необходимо измерять частоту пульса, кистевую динамометрию (состояние возбудимости Ц.Н,С. и её работоспособности ), контроль за весом тела, различать желание тренироваться по степеням и по направленности.

Невозможно достигнуть высоких спортивных результатов, не соблюдая строго гигиенического режима. После тренировки необходим душ, раз в неделю после тренировки с небольшой нагрузкой следует парная баня, желательно и сухой пар. Важное значение имеет регулярный массаж, обязателен ежедневный самомассаж. В процессе тренировки полезно принимать кратковременные солнечные ванны, очень важно уметь отдыхать. С тренировкой тесно связан вопрос питания, полный комплекс витаминов и нормальный водно-солевой обмен. Курение и алкогольные напитки не совместимы со спортом.

Наши рекомендации