Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе

Среди проблем, разделяемых наркозависимыми и психосоматическими пациентами, наблюдается ухуд­ шение в их способности заботиться о себе. Этот

вторая- травма 397

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru дефицит приводит их в ряды тех пациентов, у ко­ торых имеются нехватки в стратегически важных функциях. Этот момент отмечался Кохутом (1971), который считал, что у аддиктов имело место нару­ шенное развитие "базисной способности психики поддерживать собственными силами нарциссичес- кое равновесие личности". Он считал, что "трав­ матическое разочарование", испытываемое на ар­ хаических стадиях развития, вызванное отсутстви­ ем эмпатии у матери, будет приводить в результате к дефекту в развитии способности человека к осу­ ществлению заботы о себе. Он полагал поэтому, что наркотик служил замещением "дефекта в пси­ хологической структуре" (р.46).

Кохут продолжал, говоря, что в переносе анали- занд надеется "заставить своего аналитика выпол­ нять те функции, которые неспособна обеспечивать собственная психика пациента" (р.47). В связи с рассуждениями по поводу этих пациентов, Кохут продолжил обсуждение процесса преобразующей интернализации. Он разбирал "ломку тех аспектов объектного образа, которые были интернализова- ны" (р.49) и деперсонализацию интроецированной функции, для завершения эффективной интерна­ лизации, которая приводит к образованию психи­ ческой структуры.

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Здесь мы имеем базисную теорию ухудшения в функционировании, основанного на дефиците в психической структуре, обусловленного неудачей соответствующим образом интроецировать тот ас­ пект материнского образа, который был носителем этих функций. Значимость таких утверждений как наркозависимых, так и для психосоматических пациентов, заключается в том, что они совпадают с собственной теорией пациентов по поводу их про-

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru 398

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Мысль о том, что они страдают от расстрой­ ства, вызванного дефицитом в психической струк­ туре и что аналитик должен поставлять им любов­ ную заботу, которой они были лишены, часто и отчаянно провозглашается этими пациентами. Если бы только они смогли восполнить эту нехватку, они были бы счастливы. В действительности пациент хочет не только восполнения своей нехватки, но также хочет, чтобы его аналитик вернул назад про­ шлое и "исправил" все то "плохое", что с ним слу­ чилось. И даже тогда он будет продолжать ворчать, что в данный момент дела идут несовершенным образом. Мы видим карикатурное изображение на­ шего смутного мышления в логическом обоснова­ нии различных неаналитических терапевтов, кото­ рые на самом деле пытаются поставить своим па­ циентам ту любовь, которой те были лишены.

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Как психоаналитики мы имеем дело с искажени­ ями в и объектном (мире): реп­ резентации. Поэтому дело обстоит таким образом, что наши пациенты в действительности не страда­ ют от расстройств в связи с дефицитом, они также не лишены своей эмоциональной или ментальной оснастки или своих душевных проявлений. Мы про­ водим наблюдения за наркозависимыми, психосо­ матическими и "нормальными" людьми, которые наводят на мысль, что "нехватка функций, обус­ ловленная неудачей интернализации", не является самой полезной моделью для объяснения их про­ блем:

1. Мы заметили, что хотя эти пациенты обычно

не способны осуществлять функции самоуспо­ коения и общей заботы о себе, они способны выполнять их под воздействием плацебо, вну-

вторая— травма 399

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru шения или любой другой ситуации, в которой они могут снимать с себя ответственность за осуществление этих функций. Кроме того, их провалы в функционировании являются нерав­ номерными и флуктуирующими по размаху и интенсивности, а не тотальными и постоян­ ными, как это имело бы место, если бы у них была подлинная нехватка.

2. Хотя наркоманы страстно стремятся "интрое- цировать объект" и приобрести его функцию, они испытывают огромные затруднения в осу­ ществлении этого, часто сразу же отрицают этот акт и не могут сохранять фантазию о сли­ янии.

3. Пугающие и "вызывающие отвращение" воз­ действия интроецированных объектов наводят на мысль, что проблема амбивалентности к объектной репрезентации и является тем, что мешает им осуществить свои каннибалистичес- ки окрашенные фантазии.

4. Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru При внимательном рассмотрении нами реак­ ций на плацебо, биологическую обратную связь и другие процедуры, мы обнаруживаем, что психосоматические пациенты и другие люди разделяли представления наркомана, хотя и в менее выраженной степени. Эти представле­ ния базировались на инфантильной фантазии, что жизненно важные функции индивида яв­ ляются частью объектной репрезентации и что их перенимание подразумевает интроекцию материнской объектной репрезентации, кото­ рая была

Способность к осуществлению функций заботы

о себе, самосохраняющих, самоуспокаивающих и са- морегуляторных функций подвержена конфликтам

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru 400

и широко распространенным запретам. Ханзян и

Мэк (1983) продолжили исследование взаимоот­ ношения способности заботы о себе в связи с само­ сохраняющим поведением. Они наблюдали, что функции самозащиты и самопомощи могут быть видны в действии (или запрете) у маленьких де­ тей. Кроме того, они подтвердили, что функции заботы о себе зависят от различных когнитивных и аффективных оценок, посредством которых инди­ вид может оценивать себя и окружающую среду и совершать подходящее действие с адекватно функ­ ционирующей оценкой взаимодействия.

Работа Штерна (1985) наводит на мысль, что орган Я ("в смысле руководства своими собствен­ ными действиями и не-руководства другими: обла­ дание волей и порождаемыми Я действиями", Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru и аффективность Я должны рассматриваться в ка­ честве самой основы сердцевины Я, которая являет­ ся ядром организованного восприятия (sense) Я.

Я высказал предположение, что приписывание ребенком функций успокоения и дара жизни мате­ ринской объектной репрезентации становится проч­ но установленным и усиленным в качестве защит­ ной операции. Чем большей является проблема аг­ рессии, возникающая в результате инфантильной травмы, тем большей будет ригидность "отгорожен­ ности" материнской объектной репрезентации и тем большим будет приписываемый ей объем функций. Плацебо является средством обхода этих внутри- психических запретов.

Я пришел к заключению, что у этих пациентов нет нехватки ни в способности к функциям заботы о себе, ни в психических структурах, необходимых для их осуществления. У них имеет место психи­ ческий блок, запрет на осуществление их функций

Часть вторая — травма

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru заботы о себе, самоуспокаивающих и других регули­

руемых Я функций. Они находятся в таком же са­ мом положении по отношению к этим функциям, в каком они находятся по отношению к аффективно заряженным частям своего тела. Мы способны ока­ зывать влияние на их состояние, однако не осмели­ ваемся это делать, если у нас нет под рукой плаце- боподобного средства, которое делает для нас воз­ можным отрицать узурпацию их "запретных" сил.

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Хотя идея об "интернализации материнских фун­ кций" имеет серьезные слабые теоретические сто­ роны (помимо описанных мной трудностей в связи с этой идеей, смотрите также работу Шафера, 1972), все же это одна из самых важных человеческих фантазий, и как таковая она дает важный аналити­ ческий материал. Однако мы должны иметь с ней дело понимания того, что именно данная фан­ тазия вынудила этих пациентов развить их запре­ ты. Можно вспомнить из начала этой главы, что

накозависимые лица склонны Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru свои функции в целом. Я иллюстрировал их трудности в осуществлении контроля над импуль­ сами. Я обсуждал использование команды, вклю­ чая должностное лицо, осуществляющее надзор за условно осужденным, или персонал, чтобы зани­ маться решением этой проблемы. В этом контексте персонал может рассматриваться в качестве "супе- рэго плацебо", позволяющее пациенту осуществлять свои функции, которые также (хотя и непоследо­ вательно) являются отчужденными. Вёрмсер (1978) придает огромное значение склонности таких па­ циентов к экстернализации — он определяет ее как наиболее характерный и важный защитный паттерн, лежащий в основе аддиктивного процесса. В обыч­ ной психоаналитической манере говорить функции

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru 402 Г

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru матери приобретаются ребенком посредством "инт- роекции", фантазии.

Что касается проблем аффективного созревания и способности к самоуспокоению, включая заботу об аффективных частях своего тела, модель Чом- ски (1975) представляется более полезной, чем идея об интроекции или идентификации. Так же, как у каждого человека развертывается врожден­ ная способность к использованию языка, то же самое происходит и с большинством его функций. Благоприятное окружение, обеспечиваемое мате­ рью, позволяет оптимальное созревание собствен­ ных способностей ребенка. Эта проблема связана не столько с приобретением паттернов или со струк­ турами извне, сколько со свободой расширять гра­ ницы собственной самости и минимизировать об­ ласти, отчужденные и интрапсихически передан­ ные "не Я".

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Доступность хорошего Я-объекта (selfobject) не только дает возможность соответствующего развер­ тывания грандиозности ребенка, но также позво­ ляет ему испытывать чувство, что для него право­ мерно осуществлять заботу о себе. Другими слова­ ми, инфантильное всемогущество дает возможность фантазии заботы о себе, когда реальная способность к такой заботе находится на нуле. Таким образом, так как аффективные выражения являются един­ ственной доступной формой коммуникации, чивость матери и "чуткое ухо" к разворачивающимся нюансам чувств ребенка становятся решающе важ­ ным аспектом раннего эволюционного окружения. Если грандиозность ребенка включает довольно длительный период его фантазий об "обеспечении себя" функциями любви и успокоения, эти чувства действительно могут становиться относительно сво-

Часть вторая- травма 403

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru бодными от чувств вины. Однако, как мы узнали из наших наблюдений за обычным "истерическим па­ раличом" в сфере тела, автоном­ ной нервной системой, этот процесс никогда не осу­ ществляется без приписывания многих наших жиз­ ненно важных функций и аффективных пережива­ ний материнским объектам.

При испытывании "достаточно хорошего мате­ ринского ухода» (Winnicott, 1965) развивается ре­ шающе важное чувство, что ребенку позволяется осуществлять определенную степень саморегуляции своих аффективных и гедонических состояний, а также осуществлять для себя субъективную роль самоуспокоения, чтобы он мог расслабляться и за­ сыпать. Довольно неуклюжий термин, "субъектив­ ная" роль в функциях успокоения, предназначен для передачи того смысла, что ребенок всегда дол­ жен принимать участие в своем успокоении и забо­ те о себе, даже когда эти функции выполняются его матерью. Принцип психической реальности дик­ тует, что он должен создавать и регистрировать свои собственные отклики, восприятия, интерпретации и воспоминания.

Мы можем себе представить, что серьезная ин­ фантильная травматизация приводит в результате к преждевременной конфронтации с беспомощнос­ тью и зависимостью ребенка. Тогда мать начинает восприниматься как владелец всех внешних поста­ вок, и ребенок теряет из виду свое собственное ак­ тивное участие в своем утешении и успокоении. Преждевременное крушение иллюзии всемогуще­ ства или иллюзии симбиоза сталкивает ребенка лицом к лицу с опасным, всемогущим внешним объектом — которого нельзя контролировать удов­ летворительным образом. Среди многих проблем,

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru 404

возникающих в результате такого крушения, нахо­ дится попытка расширения магического контроля над объектом посредством расщепления, идеализа­ ции и мазохистских модификаций саморепрезента­ ций. В таком затруднительном положении аффек­ тивные функции и функции заботы о себе переда­ ются объектной репрезентации en masse (в целом). Проблемы зависти и амбивалентности препятству­ ют обратному приобретению назад своих собствен­ ных функций посредством инкорпорации.

"Шаль"

(эссе Синтии Озик)

Стелла ощущала пронизывающий, дьяволь­ ский холод. Когда они вместе шли по дорогам, Роза с Магдой, свернувшейся калачиком меж­ ду ее воспаленных грудей, завернутой в шаль. Иногда Стелла несла Магду. Но она всегда за­ видовала Магде. Худая четырнадцатилетняя девушка очень невысокого роста, со своими мелкими грудями, Стелла сама хотела быть за­ вернутой в шаль, спрятанной, спящей, укачи­ ваемой при ходьбе, ребенком, крошечным мла­ денцем, которого носят на руках. Магда брала в рот сосок Розы, но Роза никогда не останав­ ливалась при ходьбе, ходячая колыбель. Мо­ лока не хватало; иногда Магда сосала воздух; тогда она пронзительно кричала. Стелла была голодна как волк. Ее руки и ноги были тонки­ ми, как спички.

Роза не ощущала голода; она ощущала лег­ кость, не ту, которую ощущаешь при ходьбе, а ту, которую ощущаешь при обмороке или в со­ стоянии транса, как будто ты уже стал летаю­ щим ангелом, проворным и все видящим, од-

вторая— травма 405

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru нако летающим по воздуху, не касаясь земли. Как если бы ты качался на качелях на одних кончиках пальцев. Она взглянула на лицо Магды через небольшой просвет в шали: белка в гнезде, в безопасности, никто не мог доб­ раться до нее, находящейся внутри маленького домика из обмотанной вокруг нее шали. Ее лицо было очень круглым, подобно карманно­ му зеркальцу: однако цвет ее лица не был блед­ ным, как у Розы. Будучи смуглым, это был совершенно иной тип лица. Ее глаза были го­ лубыми, как небо, а гладкие волосы были по­ чти такими же желтыми, как звезда, вышитая на пальто у Розы. Можно было подумать, что она была одним из их младенцев.

Роза, идя плавной походкой, мечтала о том, как она сможет отдать Магду в одной из дере­ вень. Она могла на какой-то момент выйти из строя и сунуть Магду в руки какой-либо из женщин, стоящих на обочинах дороги. Однако если она выйдет из строя, они могут начать стрелять. И даже если бы она выбежала из строя всего на полсекунды и сунула незнако­ мой женщине этот завернутый в шаль сверток, возьмет ли его женщина? Она может быть удив­ лена, либо напугана; она может бросить шаль, и Магда выпадет из нее, ударится головкой и умрет. Маленькой круглой головкой. Такой хороший ребенок, она перестала кричать и со­ сала теперь лишь для того, чтобы ощутить вкус самого сохнущего соска, аккуратно схватывая сосок крошечными деснами. У основания ее десен сверкали крошечные зубки, которые си­ яли, подобно сказочной надгробной плите из белого мрамора. Без каких-либо жалоб Магда

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Г Часть вторая— травма 407

оставила соски Розы, вначале левый, затем правый; они оба были потрескавшимися, без капли молока. Покрытый трещинами по­ тухший, умерший вулкан, слепой глаз, холод­ ная дыра. Поэтому Магда взяла конец шали и стала сосать ее вместо грудей. Она сосала и со­ сала, наполняя нитки влажной сыростью, впи­ тывая приятный запах шали, молоко льняного холста.

Это была магическая шаль, она могла питать младенца в течение трех дней и трех ночей. Магда не умерла, она осталась жива, хотя и стала очень тихой. Особый запах корицы или миндального ореха исходил из ее рта. Она все время держала свои глаза открытыми, забы­ вая, как надо моргать или дремать, и Роза, и иногда Стелла, изучали их голубизну. Идя по дороге, они месили грязь ногами и изучали лицо Магды. "Арийское", — сказала Стелла голосом, ставшим тонким как струна; а Роза отметила про себя, как Стелла глазела на Маг- ду подобно каннибалу. И когда Стелла сказа­ ла "арийское", для Розы это прозвучало, как если бы Стелла в действительности сказала: "Давай сожрем ее".

Однако Магда дожила до того времени, ког­ да она научилась ходить. Она прожила необ­ ходимое для этого время, однако ходила не очень хорошо, частично потому, что ей было всего 15 месяцев от роду, а частично потому, что ее тонкие ножки не могли долго выдержи­ вать тяжесть ее толстого живота. Он был тол­ стым от воздуха, полный и круглый. Роза от­ давала почти всю свою еду Магде, Стелла не отдавала ей ничего; Стелла сама была расту-

щим ребенком, голодным как волк, однако она плохо подрастала. У Стеллы не было менструа­ ций. У Розы тоже. Роза тоже была голодной как волк, однако не совсем; она научилась от Магды, как пить вкус пальца у себя во рту. Они находились в месте, не знающем жалос­ ти, и у Розы вся жалость сошла на нет. Она смотрела на кожу да кости Стеллы, не испы­ тывая жалости. Она была уверена, что Стелла ожидала смерти Магды, чтобы она смогла вон­ зить свои зубы в ее маленькие бедра.

Роза знала, что Магда должна была очень скоро умереть; однако она была спрятана глу­ боко внутри магической шали, ошибочно при­ нимаемой за дрожащие холмы грудей Розы; Роза цеплялась за шаль, как если бы она покрывала лишь ее одну. Никто не отнимал у нее шаль. Магда хранила молчание. Она никогда не кри­ чала. Роза прятала ее в бараках, под шалью, однако знала, что однажды кто-то донесет; или же однажды кто-то, не обязательно Стелла, украдет Магду, чтобы ее съесть. Когда Магда научилась ходить, Роза поняла, что Магде суж­ дено очень скоро умереть. Нечто должно было произойти. Она боялась заснуть; она спала, сжимая тельце Магды бедрами своих ног; она боялась, что под их тяжестью Магда может за­ дохнуться. Вес Розы становился все более и более легким; Роза и Стелла медленно превра­ щались в воздух.

Магда была тихой, однако ее глаза были крайне наполненными жизнью, подобно голу­ бым тиграм. Она наблюдала. Иногда она смея­ лась — это казалось смехом, но как это могло им быть? Магда никогда не видела никого сме-

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru 408 истал

ющимся. И все же Магда смеялась в свою шаль, когда ветер раздувал ее концы, суровый ветер, который вызывал на глазах Стеллы и Розы сле­ зы. Глаза Магды всегда были ясными и не знав­ шими слез. Она наблюдала подобно тигру. Она сторожила свою шаль. Никто не мог к ней при­ касаться; одной лишь Розе было это позволе­ но. Стелле это не позволялось. Шаль была соб­ ственным ребенком Магды, ее домашним жи­ вотным, ее маленькой сестричкой. Она заку­ тывалась в шаль и сосала один из ее концов, когда хотела спокойствия.

Затем Стелла отобрала шаль, что привело к смерти Магды.

Впоследствии Стелла сказала: "Мне было холодно". И впоследствии ей всегда было хо­ лодно, всегда. Холод вошел в ее сердце: Роза видела, что сердце Стеллы было холодным. Магда пошлепала вперед, семеня своими кро­ хотными ножками, бродя туда-сюда в поисках шали; она немного помедлила у выхода из ба­ рака, где начинало светать. Роза увидела ее и пошла следом. Но Магда была уже на площа­ ди вне бараков, которая была ярко освещена. Это была круглая арена, которая служила для перекличек. Каждое утро Розе приходилось прятать Магду под шалью, стоя напротив сте­ ны барака, а затем выходить наружу и стоять на арене со Стеллой и сотнями других заклю­ ченных, иногда часами, и Магда, будучи бро­ шена, тихо скрывалась под шалью, сося ее ко­ нец. Каждый день Магда хранила молчание, и поэтому она не умерла. Роза поняла, что се­ годня Магде предстояло умереть, и в то же са­ мое время ужасная радость прошла через обе

Часть вторая - травма 409

ладони Розы, ее пальцы были словно в огне, она была изумлена и находилась в лихорадоч­ ном состоянии: Магда, стоя на свету, ревела, покачиваясь на своих тоненьких ножках. Со времени осушения сосков Розы, со времени последнего крика Магды на дороге Магда не произносила ни звука; она была немой. Роза думала, что что-то было не так с голосовыми связками Магды, с ее дыхательным горлом, с полостью ее гортани: Магда была дефективной, лишенной голоса; что-то, по-видимому, было не в порядке с ее разумом; Магда была немой. Даже смех, который она издавала, когда ветер развевал концы шали Магды, был лишь оска­ лом ее зубов. Даже когда вши на голове и на теле довели ее до бешенства, так что она озве­ рела и стала похожа на одну из больших крыс, которые рыскали по баракам в сумерках в по­ исках мертвечины, она скреблась и царапалась, пиналась, била ногами и каталась по полу, при этом не издавая ни звука. Однако сейчас рот Магды издавал длинный тягучий крик.

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru

Это был первый звук, который вылетел из горла Магды со времени осушения сосков Розы.

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru

Опять! Магда в нерешительности стояла под ярким светом арены, перебирая своими малень­ кими ножками. Роза наблюдала. Она увидела, что Магда горевала по поводу утраты своей шали, и поняла, что Магда стояла на пороге смерти. Целый ряд команд набатом отозвался в сосках Розы: "Беги, найди, принеси!" Одна­ ко она была в нерешительности, куда бежать сперва, за Магдой или за шалью. Если она вы-

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru 410 Г

бежит на арену, чтобы схватить Магду, вой не прекратится, потому что у Магды все еще нет шали; однако если она побежит в барак на по­ иски шали, и если она ее найдет, и если она затем пойдет за Магдой, держа в руке шаль и размахивая ею, тогда она сможет вернуть Маг­ ду назад, Магда засунет шаль в рот и снова станет немой.

Роза вошла в темноту барака. Разыскать шаль оказалось нетрудно. Стелла спала, укрывшись ею. Роза вырвала из-под нее шаль и вылете­ ла — она могла летать, она была одним лишь воздухом — на арену. Солнечная жара шепта­ ла об иной жизни, о летних бабочках. Свет был мирным, мягким. По ту сторону стальной изгороди зеленая лужайка пестрела одуванчи­ ками и незабудками; за ними, еще далее, цве­ ли невинные тигровые лилии, длинные, под­ нявшие свои оранжевые шляпы. В бараках они говорили о "цветах", о "дожде": об экскремен­ тах, издающих неприятных запах, которые во­ допадом темно-бордового цвета стекали с вер­ хних нар. Этот запах, смешанный с едким гус­ тым дымом, разъедал кожу Розы. Она мгнове­ ние постояла на краю арены. Иногда казалось, что электрический ток, который проходил че­ рез изгородь, издавал жужжание; даже Стелла говорила, что это всего лишь игра воображе­ ния, однако Роза слышала реальные звуки, издаваемые проволокой; шероховатые печаль­ ные голоса. Чем дальше она была от изгороди, тем более ясно слышала звук голосов. Эти сте­ нающие голоса звучали столь убедительно, столь страстно, что было невозможно поверить в то, что они всего лишь фантомы. Голоса ве­

лели ей держать шаль высоко поднятой: голо­ са велели ей трясти шалью, хлопать ею, разма­ хивать ею как флагом. Роза подняла шаль, тряс­ ла, хлопала, размахивала ею. Далеко, очень далеко, Магда, свешиваясь вниз через свой на­ полненный воздухом живот, почти касалась земли своими руками. Она была поднята вверх и перекинута через чье-то плечо. Однако пле­ чо, через которое была перекинута Магда, не шло по направлению к Магде и шали, оно шло прочь, и пятно от Магды все больше и больше растворялось в дымчатой дали. Поверх плеча ярко блестела каска. Свет освещал верхушку каски, делая ее похожей на сверкающий кубок. Ниже каски черное тело цвета домино и пара черных ботинок неудержимо шли в направле­ нии электрической изгороди. Электрические голоса начали суматошно трещать. "Маамаа, мааамааа", — затрещали они совместно. Как далеко была теперь Магда от Розы. Через всю площадь, через дюжину бараков, на противо­ положной стороне лагеря! Она казалась не больше мотылька.

Внезапно Магда поплыла по воздуху. Вся Магда летела через пространство. Она казалась бабочкой, прикоснувшейся к серебряной изго­ роди. И в этот момент, когда кудрявая круглая головка Магды, и ее крошечные ножки, и круг­ лый живот, и изогнутые ручки стукнулись об изгородь, стальные голоса, казалось, сошли с ума в своей трескотне, побуждая Розу бежать и бежать к тому месту, где Магда с разгона ударилась об электрическую изгородь; но, ко­ нечно, Роза не стала их слушать. Она лишь стояла, потому что если бы она побежала, они

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru 412

начали бы стрелять, и если бы она попыталась подобрать останки тела Магды, они стали бы стрелять, и если бы наружу прорвался нараста­ ющий в ней волчий вой, они стали бы стре­ лять; поэтому она взяла шаль Магды и напол­ нила ею свой рот, и все совала и совала ее в свой рот, пока не подавила в себе волчий вой, впитывая в себя запах корицы и миндального ореха, исходящий от слюны Магды; и Роза пила шаль Магды, пока та не стала сухой.

11. Травма и стимульный барьер

Нам, психоаналитикам, наиболее комфортно иметь дело с тем материалом, который мы получаем в ходе нашей клинической практики: с фантазиями, кон­ фликтами, сопротивлениями и защитами, изложен­ ными знакомым языком классических формулиро­ вок. Однако наше самодовольство терпит урон, ког­ да мы сталкиваемся с пациентами, проблемы кото­ рых не укладываются в рамки этих концепций. Я столкнулся с подобными трудностями при работе с очень большой группой людей, уцелевших в нацис­ тском Холокосте. Неоднократно в своих ранних публикациях я впадал в отчаяние, будучи не в со­ стоянии понять феномены посттравматических ос­ татков и процесс травматизации в терминах клас­ сических концепций.

Обнаружив, что я был не в состоянии объяснить все те феномены, которые я наблюдал у уцелевших жертв Холокоста, в особенности у узников концен­ трационного лагеря, я стал описывать свои наблю­ дения, надеясь, что они в конечном счете сложатся в материал, посредством которого процесс травма-

вторая— травма 413

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru тизации и выздоровления сможет быть понят с большей глубиной и точностью. Я наконец смог сформулировать концепцию массивной травматиза­ ции, которая соответствовала тому, что я узнал от своих пациентов. В этих формулировках я попы­ тался понять общую основу их переживаний и объяснить появление определенных симптомов, которые ранее не поддавались объяснению. Такие посттравматические картины включали алексити- мию, внутренние запреты в отношении способнос­ ти заботы о себе, ангедонию, продолжение состоя­ ния крайней гипербдительности, депрессию и ма­ зохистские паттерны, а также характерные личнос­ тные паттерны.

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Позднее я смог расширить исследование движу­ щих сил и последствий травматизации до включе­ ния в него соображений по поводу процесса выздо­ ровления. Все эти годы я также продолжал рабо­ тать над идеями, содержащимися в данной главе, пытаясь понять ресурсы по предотвращению трав­ мы в контексте того, что я узнал. Я читал версии этой главы в Мичиганском психоаналитическом об­ ществе (в 1969) и в Американской психоаналити­ ческой ассоциации (в 1970). В предшествующие годы мне пришлось изменить большую часть эле­ ментов и формулировок. Два наблюдения выдер­ жали испытание временем. Главное из них было сформулировано Фрейдом в 1926, что именно субъективное переживание беспомощности (р. 166), другими словами, персональное объяснение ситуа­ ции — определяло травматический характер дан­ ситуации. Второе наблюдение вытекает из пер­ вого: если природа психической травмы состоит в том, что она определяется психической реальнос­

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru тью субъекта, тогда необходимо понять все

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru 414 Г

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru ции, в формирование субъективного переживания индивида. Потребность исследовать перцептивные, когнитивные и аффективные про­ цессы, которые могут быть вовлечены в предотвра­ щение травмы, еще более подкрепляется обнаруже­ нием того, что многие хронические последействия травмы вовлекают в себя те же самые функции. Кроме того, так как классические формулировки по поводу травмы, основанные на экономической точке зрения, приводили к неприемлемым заклю­ чениям, казалось, что как количественные концеп­ ции травмы, так и пассивная модель стимульного барьера, должны быть заменены операционным под­ ходом к функциям и защитам, которые могут со­ действовать предотвращению травмы. Вероятно, сам термин Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru барьер имеет в настоящее вре­ мя лишь историческую ценность, но его статичес­ кое звучание должно предупреждать нас о нали­ чии сложного и действующего множества функций и структур, которое нуждается в исследовании со всех возможных тактически важных позиций и многими дисциплинами. По этой причине мы дол­ жны расширять нашу проницательность, наши кон­ цепции и даже наш язык за пределы привычных параметров, даже если это будет вызывать у нас определенное чувство дискомфорта.

Теперь мы переходим к пересмотру концепции "стимульного барьера", основанному на пересмот­ ре природы психической травмы. Первоначально стимульный барьер имел отношение к порогам вос­ приятия и разрядки, имеющим особенно важное значение в младенчестве. Однако спустя некоторое время стало ясно, что данное определение неадек­ ватно для описания функции предотвращения трав­ мы. Рапапорт (1951а) отмечал: "По-видимому, мы

Часть вторая — травма 415

можем себе представить две разновидности таких порогов; врожденные барьеры Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Фрейда такого типа) и защитные контркатексисы (к этому типу относится вытеснение)" Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Бен­ джамин (1965) полезно назвал пороги инфантиль­ ной реакции "пассивными" стимульными барьера­ ми как отличными от "активных" стимульных барь­ еров. Нас интересует здесь как раз последний — "активный" стимульный барьер. Вес клинических данных говорит в пользу точки зрения Анны Фрейд (1967), что "вся защитная организация эго наделе­ на характерными чертами защитного щита и приво­ дится в действие при потенциальном травматичес­ ком нападении. Любое событие, по поводу которо­ го защитные меры индивида не являются достаточ­ но компетентными, становится потенциально трав­ матическим" (р.236). Гедимэн (1971) пересмотре­ ла концепцию стимульного барьера на манер, пер­ воначально предложенный Кайзером (1967), сведя воедино взгляды, выражаемые многими специали­ стами, которые полагали, что стимульный барьер лучше всего представлять себе "в качестве слож­ ной эго-функции, измеряемой вдоль шкалы адап- тивности-мальадаптивности" (р.254). Я (Krystal and Raskin, 1970) также подчеркивал, что клинически релевантно представлять стимульный барьер в тер­ минах тотальности ресурсов индивида по предотв­ ращению травмы. Фюрст (1978) пересмотрел эти концепции и пришел к заключению, что эго долж­ но реагировать на психическую травму, "используя все доступные ему ресурсы", и, "когда это оказы­ вается неадекватным, неизбежны патологические образования" (р.349).

В этой главе я исследую индивидуальные ресур­ сы по предотвращению психической травмы и эф-



ал

вторая— травма 417

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru фективному обращению с психическими содержа­ ниями, которые могут становиться травматически­ ми. Однако перед этим я должен распрощаться с экономической теорией травмы и связанным с ней пассивным представлением о стимульном барьере, ибо они представляют собой преграду для осуще­ ствления этой задачи. Этот шаг совершается глав­ ным образом потому, что нам требуется сосредото­ чить внимание скорее на смысле и аффективном аспекте психического события, чем на его интен­ сивности.

Экономический взгляд на травму и пассивная модель стимульного барьера

Хотя Гедимэн (1971) подчеркивала важное значе­ ние защит против травмы, она все же говорила о вызывании травмы интенсивностью стимулов. Я Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru отмечал, что вызов целостности Я проис­ текает от смысла события и от возникающих в ре­ зультате аффективных откликов. В конечном сче­ те, мы должны осознать, что большое число серьез­ ных ошибок проистекает от продолжения исполь­ зования нами ньютоновской физики Фрейда к пси­ хическим функциям. Эти применения приводят в результате к вводящим в заблуждение конструкци­ ям аффектов и травмы. Я попытаюсь показать, как модели, связанные с обработкой информации, в сочетании с современным знанием процессов вни­ мания, восприятия, регистрации, познания, крат­ косрочной и долгосрочной памяти и других психи­ ческий функций, дают нам несравненно более бога­ тый и более полезный взгляд на те вызовы, с кото­ рыми нам приходится сталкиваться лицом к лицу.

Во-первых, мы должны отличать взрослый (ката­ строфический) тип травматизации (Krystal, 1978а), как мы это делали ранее. В предыдущих главах мы обнаружили, что взрослая катастрофическая трав­ ма инициируется не интенсивностью аффекта, а исключительно тогда, когда субъект понимает, что он сталкивается с неотвратимой опасностью и ка­ питулирует перед ней.

Согласно этой концепции, психическая травма возникает в результате определенного восприятия, оценки и аффективной реакции на данную опас­ ность внутреннего или внешнего происхождения. Это означает, что потенциал психической травмы связан с природой саморепрезентации, со способом оценки опасности и со всем перцептивным, когни­ тивным и аффективным аппаратом, посредством чего можно оказать воздействие на такую оценку. Хотя представляется ясным, что каждый аспект и любая характерная черта человека могут быть за­ действованы для того, чтобы выдерживать послед­ ствия такого вызова, я хочу выдвинуть на первый план функции, наиболее непосредственно связан­ ные с предотвращением травмы. Главной среди них мне представляется процесс восприятия.

Аспекты стимульного барьера

Между травмирующим событием и травматическим психическим состоянием лежит большое число пси­ хических процессов. Обычно считается, что комп­ лекс восприятия состоит из восприятия, осознания восприятия и конечной реакции на него. Однако у данной ситуации больше разветвлений, чем выше­ перечисленные.

Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru 418

Имеются данные о предсознательном выбороч­ ном исследовании восприятия с тем результатом, что лишь некоторые отобранные восприятия стано­ вятся "расширенными" и достигают сознания. Та­ кая активность выборочного исследования, которая включает в себя предсознательное сканирование и подавление большей части стимулов, представляет собой первую линию защиты против травмы; она является аналогом или прототипом первичного вытеснения. Экспериментальные данные обильно говорят в поддержку точки зрения Фрейда Травматическое происхождение запретов в осуществлении заботы о себе - student2.ru о том, что "каждый психический акт начинается как бессознательный и может либо оставаться таковым,

Наши рекомендации