Активация и каталептический отклик
Так же как эмоциональность или активация оказы вает сперва позитивное влияние на осуществление действия, однако после достижения пика происхо дит снижение в эффективности осуществления дей ствия в связи с дальнейшим возрастанием энергии, точно так же имеется различие между когнитив ным возбуждением и физической активацией. Дар вин сделал это наблюдение одним из трех своих кардинальных принципов выражения: «прин ципа антитезиса» (р.28). Он объяснял: «Боль, если она сильная, вскоре порождает крайнюю депрессию или прострацию, однако вначале она является сти мулятором и побуждает к действию, как когда мы бьем лошадь хлыстом... Страх опять является наи более угнетающим из всех эмоций и вскоре порож дает абсолютно беспомощную прострацию...» Сходным образом, континуум препятствий к воз буждению при аффективных расстройствах озада чивал исследователей со времен Абрахама который высказал следующее утверждение: «В то время как меланхолик показывает состояние обще го торможения, у маниакального пациента частич но или полностью упразднены даже нормальные торможения инстинктов» (р. 150).
Данная проблема озадачивала многих исследо вателей в этой области, включая Даффи (1957), которая пыталась с ней справиться посредством раз деления «возбудимости» от «витальности». Она считала, что эти две характеристики «более вероят но связаны негативно, чем позитивно» и что «воз буждение, несомненно, приводит к усталости и к
248
последующему уменьшению витальности» (р.267). Я (1978а) высказал предположение, что в действи тельности имеются два отдельных паттерна эмоци онального отклика на опасность. Активирующий пат терн отклика является аффективным откликом и сиг налом об опасности, которой можно Он мобилизует физиологический отклик, подготавлива ющий к борьбе или бегству. Аффективный отклик на опасность, которой невозможно являет ся паттерном капитуляции, который Стерн назвал реакцией».
Переход от тревожного отклика к кататоноидно- му является субъективной оценкой надвигающейся опасности, которой нельзя избежать или которую нельзя уменьшить. С восприятием фатальной бес помощности перед лицом деструктивной опаснос ти индивид капитулирует перед ней. Этот паттерн прочно установился во всем животном царстве, и литература о нем (слишком многочисленная, чтобы дать ее обзор здесь) была собрана Селигмэном (1975). Что касается психологических и психоана литических аспектов паттерна капитуляции, боль шая работа была проделана Стерном Мир- лу (1959) понимал «каталепсию» как «пассивную реакцию на приближающуюся опасность» (р.385). Фрейд имел ясное понимание воздействия беспомощности — которая, по его мнению, была способна вызвать травматическое состояние 166). Далее, Фрейд понимал, что при наличии эмоцио нальной предрасположенности торможение откли ков может иметь место при наличии незначитель ной опасности.
Далее в этой книге я детально описываю процесс взрослого катастрофического состояния травмы, которое может прогрессировать к психогенной смер
ти. В данном месте я хочу подчеркнуть, что про грессивный физический паралич может приводить к каталептическому состоянию. Этот аспект реак ции, наиболее хорошо известный в животном цар стве (Seligman, 1975), как теперь известно, овладе вает значительным числом жертв катастроф (Tyhurst, 1951; Allerton, 1964). Люди одинаковым образом «застывают» при авариях самолетов и дру гих несчастных случаях. Самолетостроительная индустрия обеспокоена и провела исследования того, что они называют «бихевиоральным бездей ствием» (Johnson, 1970 1971, 1972). «Журнал по лета», издаваемый Ассоциацией обслуживающего полеты персонала, периодически публикует статьи о «замороженных» панических состояниях (смот рите редакционную статью, 1974, 1975; and
Johnson, 1976).
Наблюдается также прогрессивная блокировка способности к приспособлению, к выработке защит ного действия или же фактически к действию по собственному усмотрению — основанная на бло кировке памяти когнитивного аппарата, необходи мых для решения проблемы и принятия решения. Каплан тщательно описал все прогрессив ные утраты психического функционирования, про исходящие в ситуациях неконтролируемого стрес са. Он перечислил в качестве компонентов утраты способности к решению проблемы и точной оценки себя и окружающей среды: ухудшение способности к волевому движению, восприятию, обработке ин формации, суждению, припоминанию, призыву, ас социации, сканированию, символизации, абстрак ции и интеграции.
Каталепсия, реакции и гипноз Неподвижность многих животных при столкнове нии с внезапной угрозой была обширно задокумен
тирована и тщательно рассмотрена Рэтнером (1967) и Селигмэном (1975), который заметил: «Этот ка- татонический отклик назывался животным гипно зом, тонической неподвижностью, притворной смер тью, каталепсией и месмеризмом» Но дей ствительно ли это гипнотический феномен? Что такое гипноз? Если мы наблюдаем одинаковую ре акцию при гипнозе и во взрослом катастрофичес ком состоянии травмы, что мы можем узнать об обо их этих состояниях при их сравнении и противопо ставлении?
Мирлу (1959), который изучал каталептические реакции у людей и знал, что они иногда приводят к психогенной смерти, также рассматривал животную реакцию как гипнотическую и потенциально леталь ную. Он утверждал:
Рефлекс «имитации CMepTH»(death reflex),
или эмоциональный ступор, особо проявляет ся у более низших животных; он известен в биологии как «животный Каждый слышал о голубе, загипнотизированном змеей; некоторые птицы даже становятся парализован ными ярким светом фотографических линз. Древний эксперимент) — по гипнотизированию и вы зыванию паралича у цыпленка — также хоро шо известен. Домашняя птица приводится в состояние каталепсии, когда ее внезапно пере ворачивают на спину. Иногда даже случается, что животное в таком состоянии каталепсии
первая- 251
не способно пробудиться к нормальной актив ности и умирает от истощения (р.386).
Каталепсия описывается в немецком языке как Totstell-reflex или «смертный-позовый рефлекс». Однако ошибочно думать об этом отклике как о рефлексе, похожем на автоматический отклик, как при дергании колена. Мы имеем дело со сложным паттерном капитуляции, необходимым и преобла дающим во всем животном царстве и осуществляю щим свои собственные способы милосердной, без болезненной смерти. Когда дикие собаки из доли ны Серенгети в Танзании охотятся за зеброй (жерт вой, в девять раз большей, чем они), передний пес хватает зебру за мясистую верхнюю губу, после чего
«жертва прекращает свое сопротивление и стоит тихо, в то время как остальная часть своры расправ ляется с ней» (Malcolm, р.64).
Это универсальное переживание капитуляции, столь легко воспроизводимое у животных, наблю далось в аналогичных проявлениях у людей в экст ремальных ситуациях. Бесстрастные сообщения Милечнина (1962) о трансе, развивающемся у стра дающих от голода советских заключенных, иллюс трируют элемент реакции «примитивной депрессии» во всей ее трагической остроте. Когда некоторым из страдающих от голода заключенным давали пищу, те из них, кому она не доставалась, впадали в транс, иногда развивая обморочный отклик с ригиднос тью или вялостью. Милечнин назвал эту реакцию
«павловским синдромом», потому что Павлов ра нее сообщал, что голодающие собаки (во время го лода 1919-1920) «всегда, когда сразу же не получа ли пищу после условного сигнала, немедленно впа-
252 Т
дали в гипнотическое состояние» (р. 162). Ховарт также сообщал о последствиях голодания, приводящего к каталептическим состояниям у лю дей. Но голодание не представляется здесь опреде ляющим элементом. Скорее им является сама без надежность ситуации, как она наблюдалась среди жертв нацистских преследований (Frankenthal, 1969).
Каталептическая — нормальный отклик у молодняка всех известных видов, но она исчезает, если материнский уход нарушен (Moor and 1960, 1962, 1963). Сообщалось о нали чии точно такого же паттерна у человеческого мла денца, но обычно он исчезает после двух месяцев: опасных ситуациях может иметь место вне запное изменение в поведении мла денца... младенец лежит неподвижно с не сходя щимися, широко раскрытыми глазами и дыханием, как во сне» (Papousek and Papousek, 1975, В данном инфантильном отклике уже имеются эле менты подчинения тотальной беспомощности, од нако сохраняется способность к тому, чтобы быть спасенным внешним объектом. Это состояние со держит когнитивные и аффективные элементы ка- татаноидного состояния, гипнотические феномены и депрессивные тормозящие отклики (Schmale, 1964; Dorpat, 1977).
Сходство между гипнотическими трансовыми со стояниями и каталептическими откликами на край нюю опасность часто затемняется страшным дист рессом, связанным с последней ситуацией. Кроме того, наблюдается очень большой контраст между двумя этими состояниями, потому что загипнотизи рованный субъект подчиняется своему гипнотизеру в состоянии порабощения любовью. Но ни боль, ни
первая — 253
порабощение не являются подлинно надежным ин дикатором каталептического отклика. Ибо в состо янии капитуляции и реакции вся боль затихает и возникает успокаивающая нечув ствительность. Что касается взаимоотношения жер твы со своим агрессором, в нем также присутству ют скрытые элементы архаической любви и обожа ния, которые в действительности выходят на по верхность у выжившего человека и ответственны за определенные трудности (Krystal, 1981b).
Эриксон и Росси писали о том, что Шарко уже в 1881 году было известно, что каталептичес кие состояния могут вызываться ошеломляющими, пугающими событиями или же воздействиями гип нотизера, но что безотносительно к таким об стоятельствам субъект может быть описан как «за колдованный» Данное описание все еще имеет силу при подчинении и автоматическом по слушании. Как уже упоминалось, многие сообще ния о каталептических состояниях и психогенной смерти несут в себе оттенок гипнотического эле мента. Отметим, например, такое сообщение:
южно-африканский врач, был сви детелем того, как на его глазах были прокляты шес теро мужчин среднего возраста из племени Банту. Каждому из них было сказано: «Ты умрешь на за кате солнца". Каждый из них умер. Аутопсия не смогла обнаружить причину смерти» (Seligman, 1975, р.250; смотрите также Mathis, 1964, Hyland, 1978). Данный паттерн выглядит следующим обра зом: «Послание, содержащее обвинительный при говор, приходит в форме проклятия или предсказа ния. Жертва верит этому посланию и считает, что бессильна ему сопротивляться. Она реагирует пас сивностью, депрессией и капитуляцией. Смерть на-
254 Г
ступает в течение нескольких часов или дней» (Seligman, 1975, р. 177). Сходным образом, могут быть определены каталептические состояния край не выраженных разновидностей гипнотических фе номенов, такие как трансы. Обратим внимание на описание Мирлу (1959): «Многие подвиги вынос ливости индейских факиров обусловлены их само вызываемым состоянием архаической каталепсии. Они вызывают эту аутогипнотическую каталепсию, вперив взгляд в свой пупок. В таком регрессивном состоянии тело способно выносить голод в течение ряда недель» (р.387).
Мое подчеркивание общности психической
ности при катастрофической психической травме и гипнозе основано на том, что при подавляющих лич ность жизненных ситуациях, в особенности при выз ванных людьми или природных катастрофах, субъек тивной реакцией является реакция подчинения, в то
говорят наблюдения «животного гипноза» как уни версального паттерна капитуляции. Он показыва ет, что возбуждающий (и тормозящий) аспект эмо ций, или, как его называет Кнэпп отклик
«активации-деактивации» представляет матрицу как для гипнотических, так и для экстре мальных откликов. Среди паттернов экстремально го отклика находится паттерн окончательной капи туляции, который может становиться «самодеструк тивной реакцией».
Что касается гедонического аспекта аффектов, он может изменяться отдельно и независимо от тони ческого аспекта, и это объясняет, почему мы можем испытывать каталептические отклики в приятном состоянии, как в гипнозе, или в состояниях нечув ствительности, как при катастрофической психичес кой травме и кататоническом ступоре (смотрите рисунок 1).
время как данная ситуация (или судьба, провиде ние, Бог, которые все представляют собой переносы первичных объектных отношений) переживается как приказ. Диктует ли его реальность — или же дан ный приказ исходит от гипнотизера, мага, шамана или врача — если вердикт ужасен, индивид подчи няется ему, впадая в кататоническую реакцию. Точ но то же самое происходит, когда приказание дикту ется угнетателем, завоевателем или любым челове ческим грабителем или животным хищником. Д-ра Менгеле из Аушвица его жертвы иногда называли
«ангелом смерти». Многие другие мистические и поэтические фигуры, такие как ErlenKoenig или «де душка-время», являются поэтическими репрезента