Глазодвигательные и артикуляционные упражнения.

«Хомяк».Хомяк идет по лесу. Вот такой он - сытый, а такой – голодный(шагать с закрытыми ртами. Надувать обе щеки и разводить руки в стороны, затем втягивать щеки и прижимать руки к животу). Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать то одну, то другую щеку; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека. На втором этапе щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны. На третьем - присоединяется однонаправленное, а затем разнонаправленное движение глаз). Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так (рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом)!

Эффект. Развитие артикуляции.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики.

«Волшебная мельница». Исходное положение – стоя. Представить, что руки - это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание - на ощущениях в разминаемых суставах:

1) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая вперед, левая назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;

2) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему вращать руки в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);

3) вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

Сложные растяжки.

«Ворон». Исходное положение – стоя. Поставить ноги чуть шире бедер и развернуть носки наружу. Сесть на корточки, упереться локтями в бедра и развести их еще шире. Представить себя вороной и сказать «кар-р».

Эффект. Раскрывает тазобедренные суставы, помогает успокоить нервы и улучшает сон, развивает гибкость ног.

Фото 29. «Ворон».

«Березка».Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. Согнуть ноги в коленях и поднять их так, чтобы колени были на уровне живота, поднять таз. Поддерживая его руками, и затем вытянуть ноги вверх. Поднять туловище еще больше, подбородок упирается в грудную кость. Спину, таз и ноги установить на одной вертикальной прямой. Ладони поддерживают туловище, упираясь как можно ближе к лопаткам. Локти широко не расставлять. Вес тела должен приходиться на затылок, шею и плечи. Дыхание свободное. В позе находиться до дискомфорта. Из позы выходить в обратном порядке, сразу после выхода расслабиться и отдохнуть минимум 30 с. Выполнять три раза.

Эффект. Эта поза, способствующая восстановлению практически всех систем организма, прекрасно его омолаживает. Особое влияние оказывает на щитовидную и зобную железы, миндалины, половые железы, мозг, сердце, легкие. Успокаивается нервная система, и исчезают головные боли. Длительной практикой излечиваются хронические головные боли, хронические простудные заболевания, гипертония и гипотония. Улучшаются слух и зрение. Усиливается перистальтика.

Фото 30. «Березка».

Функциональные упражнения.

«Тачка».Один из партнеров принимает положение упор лежа; другой берет егоза ноги и приподнимает их. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая ноги первого и учитывая скорость его движения.

Эффект. Развитие ловкости и коммуникативных навыков.

Фото 31. «Тачка».

«Крик в лесу». Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигналу инструктора начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.

Эффект. Элиминация (снижение) агрессии и импульсивности.

Скороговорка.

«Кукушка». «Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон».

Эффект. Выработка правильной речи. Тренировка произношения звука «к».

Дыхательные упражнения.

«Воздушный шарик-10». Исходное положение - сидя на пятках, спина прямая, руки расставлены в стороны, правая рука согнута в локте, а левая рука прямая, при этом обе руки смотрят влево. На вдохе руки описывают полукруг через верх и на задержке дыхания останавливаются в позе - обе руки смотрят вправо: правая рука прямая, а левая согнута в локте. На выдохе: руки описывают полукруг через низ и останавливаются в первоначальной позе и т.д. Упражнение выполняется 5-8 раз. Отсчет: вдох, выдох – счет до 10, задержка – счет до 5.

Релаксация.

«Под стук колес». Исходное положение – лежа на полу на спине. Инструктор: «Давайте ляжем на полку в поезде и будем отдыхать. Ложитесь поудобнее, расслабьте ваши ручки и ножки. Расслабляется правая половина тела. Расслабляется левая половина тела. Расслабляется верхняя часть тела, расслабляется нижняя часть тела. Расслабляется все тело, а мы едем в поезде.

Лежим и отдыхаем

Мы все под стук колес.

Расслаблено все тело:

От пальцев до волос.

Стучат колеса, а мы лежим и слушаем стук колес. Отдыхаем. Все наше тело расслабленное и тяжелое. Постепенно возвращаемся в нашу комнату (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

Заключение

Вот и закончилась эта небольшая, но очень полезная книга. Пожалуй, удалось поговорить, пусть и понемногу, но обо всем самом важном, что касается правильного воспитания и развития детей. Очень хочется надеяться, что и родители, и специалисты обязательно применят на практике советы, данные в этой книге, иа также будут использовать упражнения Нейройоги для занятий с детьми.

Здоровье ребенка – это тема, которая, так или иначе, волнует каждого человека на земле. И любое мнение о воспитании и правильном развитии детей имеет право быть услышанным. Как знать, может быть когда-нибудь Нейройога станет уроком в школе, наряду с обычными уроками физкультуры. Почему бы и нет? Вреда никакого, а польза явная.

Мнение автора по различным вопросам, связанным с воспитанием детей, возможно, не совсем совпадает с мнением многих специалистов, особенно тех, кто вплотную этим воспитанием, а так же развитием, коррекцией и т.п. занимается. Но ведь мысли эти не взяты с потолка, а явились результатом многолетней практической работы, наблюдений за детьми и бесед с родителями. Просто очень захотелось поговорить, наконец, о наболевшем. И, поэтому, ряд пожеланий тем, кто прочитал эту книгу и не остался равнодушным.

Родители! Будьте своим детям надежными друзьями, наставниками и примером во всем, всегда держите данное слово и обязательно находите повод похвалить своих детей. Не живите жизнью своих детей, но живите рядом с ними. Радуйтесь возможности любить это маленькое чудо и помогать ему расти. Выбирайте правильный путь воспитания и никуда с него не сворачивайте.

Воспитатели! Постарайтесь использовать самые необходимые и правильные методики по развитию детей. Не загружайте малышей ненужными знаниями, а развивайте познавательное мышление. Вовремя замечайте отклонения в развитии ребенка и тактично сообщайте родителям об этом. Сами только, пожалуйста, диагнозы не ставьте. Если ребенок не может еще самостоятельно завязать шнурки, то это не значит, что его место в коррекционной группе.

Педагоги! Старайтесь, насколько это возможно, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Дети не виноваты в своей медлительности или, наоборот, гиперактивности, в том, что они, к сожалению, не идеальны и не похожи друг на друга, как горошины в стручке (да и те ведь разные!). Если вы выбрали такой ответственный и такой благодарный труд, то будьте его достойны.

Специалисты! Назначайте, пожалуйста, действительно оправданные диагностические и коррекционные процедуры, которые смогли бы принести реальную пользу вашему маленькому клиенту-пациенту. Пробуйте новые пути, но никогда не забывайте девиз: «Не навреди!». И пусть ваши усилия действительно приносят пользу.

Хочется верить, что книга никого не оставит равнодушным, а вопросы, поднятые в ней, станут предметом обсуждения. Автор готов и к достаточно негативным откликам, особенно от тех, кто «узнает» себя в собирательных образах родителей или специалистов, описанных в этой книге. Лучше бы, конечно, реально посмотреть правде в глаза и признать свои ошибки в воспитании и развитии детей. Иногда случалось в нашем Центре управления стрессом, что мы «теряли» родителей, говоря им в глаза обо всех минусах, увиденных нами в их отношениях с детьми. Но ведь надо уметь посмотреть правде в глаза. И если вы действительно хотите добра своему ребенку, то учитесь это добро делать! Это не так уж сложно, поверьте!

В любом случае, не хотелось бы на этом прощаться. Пусть будет «До свидания!». И, возможно, следующая книга будет составлена из ответов на ваши вопросы, которые обязательно должны возникнуть, если вы действительно хотите научиться правильно воспитывать и развивать своих детей!

Автор ждет ваших откликов и вопросов: [email protected]

Наши рекомендации