Глава 1. Инструкция по применению
Нейройога – условие гармоничного развития ребенка
Самое главное для полноценного и гармоничного развития ребенка – здоровый образ жизни (режим дня, правильное питание, физическая культура), а также последовательное и своевременное освоение необходимых знаний и жизненного опыта с учетом особенностей развития мозга ребенка. Если мозг ребенка правильно подготовлен к усвоению знаний, то ему легко дадутся и таблица умножения, и грамматика.
До настоящего времени не существовало единой системы развития, которая подходила бы каждому ребенку: и достаточно здоровому, и имеющему серьезные трудности. И при этом в наибольшей степени способствовала бы развитию мозга, психики ребенка, укреплению нервной системы и тонуса организма. Этому запросу в полной мере соответствует метод «Нейройога», созданный автором этой книги в результате многолетней практической работы в Центре управления стрессом (Санкт-Петербург).
Нейройога – комплексный метод, включающий в себя самые наилучшие методики, способствующие как выявлению и оценке имеющихся резервов мозга, так и их наиболее благоприятному развитию, а значит, и гармоничного развитию организма в целом. Нейройога включает в себя как непосредственно нейропсихокоррекционные упражнения, так и упражнения йоги – самого древнего и наиболее основательно разработанного метода развития человека.
Детская йога может помочь вашему ребенку развить гибкость, хорошую осанку и координацию движений, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние, а также быть более сосредоточенным в повседневной жизни (в школе, дома), стать гармонично развитой, творческой личностью. Йога обеспечивает достижение эмоционального равновесия через физическое развитие, дает ощущение самоконтроля и душевного комфорта. Тело становится сильным и гибким, а разум – спокойным и сосредоточенным.
А нейропсихологическая коррекция способствует развитию мозга ребенка, улучшению процессов нервной деятельности, повышению умственных способностей. Нейрокоррекционные упражнения необходимы для развития внимания, моторики, восприятия, памяти и других высших психических функций.
Нельзя забывать, что нейропсихология как наука была создана для помощи людям с травмами головного мозга, перенесшими инсульт и т.д. в целях помощи в восстановлении речи, движения и других высших психических функций (память, внимание, мышление). Именно поэтому использование нейрокоррекционных методов дает такие быстрые и значимые результаты.
Соединение вместе лучших нейрокоррекционных методик и упражнений йоги дает возможность проводить такую серьезную гимнастику не только тела, но и мозга, что ребенок просто «обязан» достичь наилучших результатов в своем развитии, в освоении знаний, а также и во всех других сферах жизни.
Занятия по методу «Нейройога» необходимы:
Во-первых, детям с серьезными трудностями в развитии, так как улучшают работу мозга ребенка, что способствует изменениям в лучшую сторону (сторону нормы) психического и неврологического статуса ребенка.
Во-вторых, детям с обычными способностями, так как, улучшая работу мозга ребенка, способствуют развитию интеллектуальных, психических возможностей в сторону выше стандартных возрастных нормативов по многим параметрам. За счет активизации работы мозга улучшаются память, внимание, восприятие, речь, моторика, мышление, творческие способности.
В-третьих, детям одаренным, так как помогают оценить, поддержать и развить способности ребенка.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоров, жизнерадостен, уверен в себе, умен и полон жизненных сил и энергии, то вам обязательно нужно развивать двигательную активность ребенка, и, желательно, начинать это делать с самого раннего возраста. Упражнения, приведенные в данной книге, подходят для занятий с детьми от 3-х лет. Отдельно готовятся Комплексы для малышей с родителями и отдельно для взрослых, которые иногда даже больше, чем их дети, нуждаются в активизации телесной и мозговой активности.
Нельзя не отметить связь между физическим развитием ребенка и развитием его интеллекта, что давно подтверждено исследованиями ученых в различных странах мира. Поэтому Нейройога так полезна детям с ЗПР (задержкой психического развития), ЗРР (задержкой речевого развития), а также детям и с более серьезными проблемами (умственная отсталость, ДЦП, аутизм). Нельзя не отметить очень хороший эффект Нейройоги в работе с детьми-аутистами, когда с помощью разных «квакалок», «прыгалок» и «кричалок» удается вытащить (пусть сначала ненадолго) такого ребенка из его мира цифр, стихов, технических терминов или из какой-то еще «чудесной страны».