Дети индиго» - дар или проблема.

Часто родители спорят: «Как это, у нашего ребенка мало энергии? Да вы посмотрите на него: на месте усидеть не может! Дома уже, все что можно, сломал, разобрал, разбил, просыпал!». И дальше идут жалобы на поведение ребенка в школе, его неусидчивость, импульсивность, гиперактивность. Действительно, энергия, вроде бы, есть, только она какая-то нездоровая, ненастоящая. Энергетический показатель у таких детей находится в зоне перевозбуждения, что возникает как раз при недостатке энергетических ресурсов, истощении нервной системы. Энергии мозга не хватает на то, чтобы контролировать поведение ребенка, его адекватное реагирование на внешние раздражители.

И здесь речь идет о «модном» сейчас диагнозе СДВГ – синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Детские невропатологи, психиатры буквально каждому второму ребенку, которого приводят к ним с жалобами на плохое поведение, ставят диагноз СДВГ и назначают массу лекарств. Та же, небезызвестная уже многим, «Страттера» обходится порядка 700 рублей в неделю, при этом имеет множество побочных эффектов, о которых изготовители, по крайней мере, честно предупреждают.

Тут хочется сказать несколько слов о диагностике вообще. Диагностику можно, но очень-очень примерно, разделить на два вида: гипер или гипо. Гипердиагностикой чаще «страдают» врачи и специалисты в государственных учреждениях (но не всегда). Ребенку не понравилась тетя-психиатр, он не захотел с ней общаться, замкнулся, а ему сразу диагноз – «аутизм». И даже (это реальный случай) сразу предлагают инвалидность! И, наоборот, и это тоже реальный факт, у ребенка аутизм с ЗПР, а родителям, после проверки ребенка на каком-то сложном приборе, заявляют, что он плохо общается потому, что у него нарушение фонематического слуха. И прописывают ему кучу процедур на таких же сложных приборах, плюс занятия с логопедом. Нарушение фонематического слуха «лечить», конечно, легче и финансово выгодней. Именно такой гиподиагностикой чаще «страдают» негосударственные учреждения. Это деление условно. И в госучреждениях и в частных центрах имеются хорошие специалисты и «специалисты». Плюс в каждом учреждении имеется руководство, которому всегда виднее, кому, что и как лечить.

Нужно добавить, что тому же ребенку в дополнение к вышеизложенному диагнозу добавляется диагноз СДВ, т.е. синдром дефицита внимания (без гиперактивности). Может быть, СДВГ (с «Г» или без) здесь и присутствует. Вообще, этот синдром, как сопутствующее расстройство, часто сопровождает различные, в том числе, и достаточно серьезные, заболевания, тот же аутизм. Но никак не может серьезные диагнозы подменять. И такая «подмена» возникает достаточно часто, иначе здесь не велась бы об этом речь. Может быть врачи, давая клятву Гиппократа, включающую слова «не навреди», считают более этичным не сообщать родителям о серьезности диагноза? И лечить, соответственно, не то, что есть, а что попроще. А кто же, интересно, будет брать на себя ответственность?

Из-за частоты таких случаев закрадывается уже просто нелепая мысль о том, что диагноз СДВГ был придуман исключительно для подобных целей. Очень удобно лечить то, чего нет, методами, которые, то ли работают, то ли нет. И получать на выходе или эффект «плацебо» или разводить руками и говорить: «Вы же знаете, что СДВГ не лечится, а только компенсируется, поэтому приходите через полгода, и мы проведем еще один курс, а потом еще и еще». Дошло даже до того, что ребенку с синдромом Туретта (это серьезные тики во всем теле, если объяснять по-простому) невропатолог в районной поликлинике долго ставил диагноз, сами уже догадываетесь, какой. Причем не в младенческом возрасте, а вплоть до 11 лет, когда лечить истинное заболевание или хотя бы принимать необходимые меры, стало уже практически поздно.

Да, синдром дефицита внимания существует, но как проявление все той же ММД (минимальной мозговой дисфункции), скорее как симптом (как насморк при простуде). Но столько научных трудов посвящено СДВГ, создаются Фонды, проводятся конференции и форумы, выдаются гранты. Осталось еще устроить День СДВГ, скажем, 1 апреля (ведь есть же День распространения информации об аутизме, кажется, 2 апреля).

Хорошо, заболевание СДВГ существует, дети с СДВГ существуют, просто надо поосторожнее, что ли, ставить диагнозы, и повнимательнее, чтобы не пропустить то заболевание, которое СДВГ сопровождает. И не подменять один диагноз другим, более «удобным».

Описывать здесь клиническую картину СДВГ, пожалуй, нет необходимости. Основные проявления и так многим известны: гиперактивность, импульсивность, невнимательность и т.д. И это – серьезная проблема, как для самого ребенка и его родителей, так и для окружающих. Ведь дети, которые не могут контролировать свое поведение, будут, по определению, плохо учиться в школе, даже, несмотря на хороший интеллект. Плохое поведение «перечеркнет» все накопленные знания, так как ребенок не сможет их правильно предъявить, а учитель не сможет или не захочет (из-за негативного предубеждения) их увидеть и услышать. Кроме того, дети, не имеющие «тормозов», излишне, не по-хорошему любопытны и бесстрашны. Именно поэтому с ними чаще случаются различные неприятности и даже несчастные случаи. Не зря дети, подростки с СДВГ относятся к группе риска по употреблению алкоголя, наркотиков, участию в различных асоциальных группировках и т.д. И очень хорошо, если родители вовремя обращаются к специалистам, главное, чтобы сами специалисты дефицитом внимания не страдали.

В утешение родителям гиперактивных детей придуман красивый термин «Дети индиго». Получается: пусть эти дети импульсивные, невнимательные, неусидчивые, но зато они обладают массой способностей и даже сверхспособностей. Но кому нужны эти «чудесные» способности, если ребенок не может их применить правильно в своей жизни? Если он не сможет адаптироваться в обществе, и будет им отвергаем? И тут у родителей, кажется, всего два пути. Или ребенок будет принимать таблетки, которые затормозят не только его нездоровую активность, но и все остальные, нужные процессы мозга и нервной системы. Или же родители закроют глаза на поведение ребенка, будут восхищаться его сверхспособностями и отдадут его в какую-нибудь «школу будущего», которые сейчас плодятся, как на заказ. Ни тот, ни другой путь неверны. Любое отклонение в развитии мозга – это проблема, которую надо решать. Сверхспособности всегда развиваются в ущерб каким-то другим функциям, возможностям в работе мозга. И если у «ребенка индиго» страдает поведение, то рано или поздно это приведет к негативным последствиям. Поэтому, помимо предлагаемого специалистами лечения, ребенка надо еще и правильно воспитывать. В разделе «Три кита воспитания» даются общие и наиболее полезные рекомендации по воспитанию детей. Просто их надо обязательно придерживаться с любым ребенком, не делая поблажек ни «гениям», ни, тем более, детям с серьезными отклонениями в развитии и поведении. А если уж вы хотите воспитать супер-ребенка (но без ущерба для него и окружающих людей), то почитайте советы в разделе «Золотая рыбка».

А превозносить до небес «детей индиго», говорить, что за ними наше будущее – это, как минимум, неэтично. Создавать из них отдельную касту, значит, считать, что все остальные дети – люди второго сорта. Каждый ребенок является полноправным членом общества, и у каждого, если очень захотеть и постараться, можно развить те или иные способности. Ведь возможности мозга безграничны. Зачем же тогда не так давно был выдан грант на выявление среди детей с СДВГ одаренных, или, как сейчас еще говорят специалисты, «детей с двойной исключительностью»? Ведь были проекты, предлагающие проведение бесплатных семинаров и лекций для педагогов и родителей, выпуск информационных буклетов, даже проведение коррекционных занятий для детей. Наверно, интереснее выявить детей со сверхспособностями, а обо всех прочих детях пусть позаботятся специалисты по «восстановлению фонематического слуха».

Дети с СДВГ, т.е. дети с такими нарушениями в работе мозга, которые мешают им контролировать свою деятельность – достаточно тяжкий крест для родителей. Одна мама как-то честно призналась: «Как стукну его башкой об стенку. А потом сижу и плачу». Вот после таких признаний и родилось как-то стихотворение о гиперактивном и невнимательном бельчонке Вили Лилли. Начало достаточно мрачное, а конец – оптимистичный. И это стихотворение вовсе не о том, что детям с СДВГ не найдется никакого места во взрослой жизни, кроме как, разве что, в цирке. Нет, это не так. Так, есть достаточно известный детский психолог, который даже к своим 40 с лишним годам так и остался гиперактивным, непосредственным непоседой. Но ведь он нашел себя в работе с детьми, которые его просто обожают. И всем хорошо, никто от его особенностей не страдает. Имеется и детский психиатр с такой же особенностью, которая, скорее, помогает ему общаться с детьми и лучше их понимать. А в качестве эпиграфа к стихотворению можно было бы написать: «Неважно, какой ты, но если ты найдешь свой путь – то будешь жить счастливо».

ВИЛЛИ ЛИЛЛИ

Жил-был бельчонок Вилли

В лесу с семьей своей.

Фамилия их – Лилли

И много в ней детей.

Бельчата ловко скачут

По веткам и стволам.

Лишь хвостики мелькают.

И не поймать их вам!

Но детство беззаботное

Не долго у бельчат:

Помочь скорее маме

Бельчата все хотят.

Зима не за горами.

И чтоб в мороз прожить

Должно семейство Лилли

Свой корм собрать, сложить.

В укромные кладовки

Несут, кто что найдет:

Грибы, орехи, шишки –

Все в пищу подойдет.

Весь день по лесу скачут,

И лапки их болят!

И сил не остается

На игры у бельчат!

Лишь самый младший – Вилли

Играет целый день!

Грибов найти не может,

А шишки чистить лень.

Чтоб папа не ругался,

Однажды наш «герой»

Отнял грибы у брата

И их принес домой.

И горько плачет мама,

Что сын такой растет:

Драчун и непоседа,

Ни шишки не найдет!

Но мама Вилли любит:

Поесть ему дает,

А вечером целует

И песенку поет.

Но вот зима настала.

Все снегом замело.

Пришлось семейству Лилли

Жить очень тяжело.

Ведь так запасов мало

Собрали этим летом.

И Вилли, бедный Вилли

Виновен очень в этом!

Вот вся семья собралась,

И было решено

Отправить Вилли в город,

Без мамы, одного.

«Тебя кормить не можем,

Сам в этом виноват:

Из-за тебя не хватит

Еды на всех бельчат!

Иди скорее в город,

Ну а про нас забудь,

Быть может, там найдешь ты

Поесть хоть что-нибудь!»

Заплакал бедный Вилли

И в город побежал.

Но там найти покушать

Не смог, как ни искал!

Ведь не умел наш Вилли

Внимательно искать!

Умел он только прыгать

И по ветвям скакать!

Но Вилли подобрали

Ребята во дворе:

Пришелся он по сердцу

Веселой детворе!

И так наш Вилли вырос

В заботе и тепле…

Теперь он служит в цирке

На радость ребятне!

И вот однажды в гости

Семью он пригласил,

За все, чем их обидел,

Прощенья попросил!

И радуются белки,

Что вырос их сынок,

И свое место в жизни

Найти удачно смог!

Что все его таланты,

Что не нужны в лесу,

Так пригодились в цирке

И радость всем несут!

Глава 4. О воспитании

Наши рекомендации