I. Сила толерантного взаимодействия

Введение. Особый ребенок

Начиная разговор об особых детях, мы имеем в виду, как сейчас принято, детей, прежде всего, с психическими и психоневрологическими проблемами. К таким детям можно отнести, с одной стороны, большинство детей-инвалидов (проблемы такого рода являются причиной инвалидности почти у 60% из них, явно выражены у 75%, в той или иной мере отмечаются у 98%),). Таким образом, основную часть (около двух третей) детей-инвалидов как в Москве, так и в России составляют дети с расстройствами психики и нервной системы и дети с множественными нарушениями. Общее количество детей-инвалидов в Москве – более 25 тысяч[1], что составляет более 2% детского населения (чуть меньше, чем в целом по стране).

С другой стороны, к этим цифрам нужно прибавить «пограничных» детей, у которых нет инвалидности, но спектр их проблем аналогичен и ведет к регулярным трудностям в обучении и общении со сверстниками. Если еще несколько десятков лет назад число таких детей было относительно невелико, то сейчас пограничный слой неимоверно увеличился: число таких детей в разы превышает количество детей-инвалидов. Все эти дети особенно нуждаются в интенсивной комплексной поддержке. Если вовремя не оказать им квалифицированную помощь, очень велика вероятность их социальной дезадаптации, а в ряде случаев — инвалидизации.

Для нормального развития особого ребенка необходима прежде всего организация полноценного функционирования и взаимодействия основных сторон его бытия: жизни в семье, медицинского обслуживания, образования, реабилитации.

В развитии любого ребенка основную роль играет познавательная деятельность, реализующаяся в образовании. За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за пределами семьи — мир, где он удовлетворяет свои основные социальные потребности. Именно образование является в период детства и взросления основным способом социализации. Естественно, мы рассматриваем образование в широком смысле — от дошкольного воспитания до овладения профессией.

Организация остальных сторон бытия особого ребенка — жизни в семье, медицинского обслуживания, социальной поддержки — в известной степени выполняет поддерживающую роль. Если речь идет о ребенке или молодом человеке с нарушениями или особенностями развития, испытывающим вследствие этого трудности в обучении, его образование должно сопровождаться реабилитацией (абилитацией). При этом реабилитация, разумеется, не должна подменять собою образования, но должна быть поддержкой образования, обеспечивать возможность его получения. Реабилитация в значительной мере является предтечей, необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка в семье и за ее пределами, а также возможность его будущей максимально автономной жизни. Реабилитация играет роль «трамплина» при подготовке особого ребенка к обучению; она же сопровождает его обучение, являясь поддержкой, необходимой для его успешного образования или социализации.

Эффективная реабилитация должна носить непрерывный, а не эпизодический (курсовой) характер. Она должна сопровождать особого ребенка в течение всего периода его развития и взросления, включая профессионализацию и интеграцию в обществе, постепенно трансформируясь: от основного фактора развития в детстве — к минимальной психолого-педагогической поддержке и сопровождению в период профессиональной адаптации и дальнейшей работы. Более того, при переходе такого ребенка (далее — подростка и молодого человека) на очередной этап образования необходимо обеспечить от выпускающей к принимающей стороне передачу опыта, связанного с особенностями психолого-педагогической поддержки как конкретного ребенка, так и категории детей, к которым он принадлежит.

Потребность семей, воспитывающих особого ребенка, в защите основополагающих прав их детей в России очень велика: по самым скромным оценкам, не менее чем у половины таких детей право на реабилитацию не реализовано либо реализовано частично. В чем причины сложившейся ситуации?

На рубеже 1980-х — 1990-х годов Россия присоединилась к зоне действия ряда международных конвенций, гарантирующих права детей-инвалидов на развитие, образование и социальное обеспечение, признала за собой ответственность за их выполнение и декларировала решительный переход к гуманизации общества.

Международные юридические нормы, гарантирующие права таких детей, нашли отражение во внутрироссийском законодательстве. Федеральные законы от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» и от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» впервые в отечественной практике создали юридическую основу и определили конкретные механизмы интеграции детей с нарушенным развитием в обществе. Эти законодательные нормы учитывали реалии нашей жизни (все еще недостаточный уровень развития реабилитационно-образовательной помощи особым детям в государственном секторе) и были призваны, с одной стороны, способствовать росту и развитию необходимой инфраструктуры, а с другой — предоставить родителям возможность находить выход из положения, пока инфраструктура еще не создана.

В российском законодательстве существует разделение на «инвалидов» и «неинвалидов», в то время как помощи «пограничным» детей почти не предусмотрено. В городе Москвепомощь ребенку с особенностями развития, не имеющему статуса «ребенок-инвалид», но «имеющему временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающемуся в мерах социальной поддержки»[2], предоставляется в соответствии с Законом города Москвы от 26 октября 2005 года № 55 «О дополнительных мерах о социальной поддержке инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве». При устройстве такого ребенка в реабилитационную организацию или получении технического средства реабилитации в соответствии с упомянутым Законом города Москвы действуют те же рекомендации, что и в аналогичных ситуациях при исполнении индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.

В последние годы началась реализации комплексной целевой программы города Москвы «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» на 2007 - 2009 годы. 2009 год был объявлен в Москве Годом равных возможностей, в связи с чем законодательную базу по защите прав детей-инвалидов пополнило постановление Правительства Москвы от 17.02.2009 г. № 115-1111 «О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года». Благодаря непрестанно совершенствующейся законодательной основе и современным методам, используемым в реабилитационно-образовательных учреждениях, Москва стала одним из самых передовых городов России в сфере помощи детям с ограниченными возможностями, а механизмы функционирования реабилитационной помощи могут стать образцом для работы в этой сфере регионального и федерального законодательств.

Однако традиционная практика пока еще зачастую не соответствует закону. Это вызвано прежде всего устойчивостью в российском обществе устаревших стереотипов, когда «неполноценные», «бесперспективные» дети (и взрослые) воспринимаются как балласт, обременяющий государственный бюджет. Немалую роль играет в этом и недостаточное знание родителями и некоторыми специалистами, работающими в этой сфере, как принятых в стране законов, так и возможностей реабилитации и интеграции таких детей. Отсутствие отработанных механизмов, которые реализуют вновь созданные прогрессивные законодательные конструкции, препятствует «автоматическому» воплощению правовых новаций в жизнь.

Как же реально востребовать право?Для того чтобы право могло быть востребовано, необходимо получить достаточно ясное о нем представление.Знание своих прав дает родителям спокойствие и уверенность и пробуждает чувство собственного достоинства.

Большинство родителей особых детей, а также некоторые врачи, педагоги, работники социальной и реабилитационно-образовательной сферы имеют весьма смутное представление как относительно принятых в стране законов, так и относительно возможностей реабилитации и интеграции таких детей. Настоящая брошюра призвана сориентировать все стороны, участвующие в процессе реабилитации особого ребенка, в конкретных действиях, отвечающих современному законодательству и необходимых для успешного развития и интеграции в обществе, вооружить родителей и государственных служащих информацией о порядке действий, а также формами документов, необходимых для организации эффективной реабилитации таких детей. Рекомендации опираются на разработки юристов, с помощью которых читателям будет намного легче сориентироваться в существующем объеме законов и постановлений, призванных повысить качество жизни детей с ограниченными возможностями. Суммируя практический опыт, брошюра содержит анализ типичных проблем, встречающихся на этом пути, и предлагает конкретные способы их решения.

2. Как достичь эффективного сотрудничества
(несколько общих правил)

Смысл и роль ИПР

Замечательный механизм реализации права особого ребенка на реабилитационную помощь уже заложен в российском законодательстве. Это индивидуальная программа реабилитации (ИПР) — «реабилитационный паспорт», куда записываются, в соответствии с собранными рекомендациями, все реабилитационные мероприятия, необходимые инвалиду (в нашем случае — ребенку-инвалиду) для интеграции в обществе. В частности, что особенно важно для ребенка-инвалида, этот документ вполне соответствует современным представлениям о реабилитационной поддержке образования. В действующей форме ИПР есть место для внесения всех необходимых ребенку-инвалиду видов реабилитации: медицинской, профессиональной, социальной, психолого-педагогической.

Механизм ИПР, как он задуман законодателем, позволяет консолидировать усилия разных ведомств с целью организации реабилитационной поддержки всех сторон жизни конкретного ребенка-инвалида: жизни в семье, здоровья, воспитания и образования, профессионализации и в конечном счете — интеграции в обществе. Сосредоточивая различные финансовые потоки на помощи конкретному ребенку, ИПР представляет собой модель эффективной адресной помощи. От того, насколько правильно составлена ИПР, зависит в дальнейшем возможность успешной реабилитации. И пока еще не везде сотрудники МСЭ привыкли к новой парадигме реабилитации — попытаемся понять, как родители могут им помочь вместе реализовать на благо ребенку потенции, заложенные в механизме ИПР.

Содержание ИПР: чего следует добиваться

В настоящее время по всей России действует единый формат карты ИПР, созданный на высоком профессиональном уровне. Возникает естественный вопрос: почему в таких благоприятных «стартовых» условиях правильное заполнение ИПР не происходит «автоматически»? Проблема состоит в том, что составление программы комплексной реабилитации особого ребенка требует большой работы целой команды бюро МСЭ, квалифицированных кадров в сфере реабилитации, среди которых должны быть как врачи, так и специалисты по реабилитации, социальной работе, психологи[10]. Все они в течение небольшого промежутка времени должны прийти к консенсусу о методах реабилитации, необходимых конкретному ребенку. Поэтому сотрудники бюро МСЭ, как правило, видящие ребенка первый или второй раз в жизни (при установлении инвалидности или очередном переосвидетельствовании), обычно руководствуются заключениями и рекомендациями специалистов о том, какие реабилитационные меры нужны ребенку и кого следует назначить их исполнителем. Это естественное и правильное решение в такой ситуации, поэтому мы с вами и запасались к моменту встречи в бюро МСЭ рекомендациями от различных специалистов (для облегчения работы Комиссии целесообразно составить их в формате мероприятий, перечисленных в карте ИПР, как мы уже упоминали в разделе «Шаг 1: оформление инвалидности»). Если ребенок проходит реабилитацию в негосударственной организации или у частных специалистов, то именно их и естественно записать исполнителями конкретных предложенных ими мероприятий.

Основные нормы права, регулирующие вопросы составления и реализации ИПР, содержатся в статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно указанной статье закона «индивидуальная программа реабилитации инвалида — разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности». ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Таким образом, ИПР должна содержать все необходимые инвалиду реабилитационные услуги и технические средства реабилитации — как включенные в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р (Приложение 9), так и не включенные в него. Необходимо четко понимать, что Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, — это перечень тех услуг и технических средств реабилитации, предоставление которых гарантируется государством за счет средств федерального бюджета (статья 10 Закона).

Встречающийся иногда отказ бюро МСЭ включать в ИПР рекомендуемые специалистами реабилитационные услуги и технические средства реабилитации на основании отсутствия их в Федеральном перечне незаконени его можно обжаловать.

Вписать в ИПР можно все, что необходимо ребенку. Свою просьбу к бюро МСЭ желательно подкреплять рекомендациями специалистов. Для того, чтобы вписать все необходимое в ИПР, следует:

1) иметь документальное (заключения специалистов) подтверждение того, что данные услуги или средства нужны ребенку;

2) в письменной форме просить бюро МСЭ включить данные услуги в ИПР;

3) обладать настойчивостью и внутренней готовностью обжаловать возможные незаконные решения и демонстрировать эту готовность.

Если реабилитационное мероприятие или техническое средство реабилитации не включено в Федеральный перечень, то региональные отделения Фонда социального страхования РФ откажут в предоставлении рассматриваемого технического средства реабилитации или компенсации его стоимости по указанному выше основанию. Cледуя букве Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», государство гарантирует предоставление за счет бюджета только тех услуг и средств реабилитации, которые предусмотрены в Федеральном перечне. Однако в ИПР, тем не менее, должны включаться все необходимые инвалиду реабилитационные мероприятия и технические средства реабилитации, независимо от наличия таковых в указанном Федеральном перечне (Приложение 10).

Поэтому задача родителей сводится к тому, чтобы проследить соответствие в карте ИПР состава мероприятий и их исполнителей — тем рекомендациям, которые даны ребенку специалистами.

Как исполнить ИПР?

Итак, все тревоги позади, и мы держим в руках карту ИПР, куда записаны все реабилитационные мероприятия, необходимые ребенку. Попробуем окинуть взглядом перечень реабилитационных мероприятий и представить, как реально организовать их выполнение, останавливаясь в тех местах, где у родителей наиболее часто возникают вопросы.

Во Введении мы отметили определяющую роль психолого-педагогической реабилитации для развития особого ребенка. С нее и начнем.

А) Обращение в органы социальной защиты населения за предоставлением ТСР

Для получения ТСР обращаемся в органы социальной защиты населения по месту жительства с заявлением о предоставлении включенных в ИПР технических средств реабилитации.

Органы социальной защиты населения рассматривают заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением органов социальной защиты населения:

– высылают (выдают) инвалиду направление на получение либо изготовление ТСР (изделия) (далее — направление) в отобранные органами социальной защиты населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). Далее будем именовать их «организациями, в которые выдано направление»;

– в случае необходимости проезда инвалида к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее — специальный талон) и (или) именное направление для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом в транспортные организации, отобранные органами социальной защиты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

Рассмотрим проблемы, с которыми сталкиваются иногда родители при получении ТСР для ребенка, а также способы их решения.

Органы социальной защиты населения не отвечают на наше заявление о предоставлении ТСР в положенный срок (в течение месяца)

В этом случае вариантом наших дальнейших действий могут быть: заявление о выплате компенсации стоимости технического средства реабилитации, которое не предоставляется, но должно быть предоставлено в соответствии с ИПР (Приложение 24) или приобретение технического средства реабилитации самостоятельно с последующей компенсацией его стоимости (см. раздел «Д) Приобретаем ТСР самостоятельно с последующей компенсацией его стоимости»). Письменный отказ на заявление о выплате компенсации стоимости ТСР, которое не предоставляется, но должно быть предоставлено в соответствии с ИПР, обжалуется в судебном порядке.

Б) Ремонт и замена ТСР

Ремонт ТСР (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного родителем в органы социальной защиты и здравоохранения, и заключения медико-технической экспертизы на основании Порядка осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы[15] (Приложение 26).

Если родители ребенка-инвалида произвели ремонт ТСР за счет собственных средств, им выплачивается компенсация. Решение о выплате компенсации принимается Уполномоченным органом на основании поданного родителями заявления о возмещении расходов по ремонту технического средства (изделия), заключения медико-технической экспертизы, а также документов, подтверждающих эти расходы.

Замена ТСР осуществляется по решению Уполномоченного органа на основании поданного родителями заявления:

– по истечении установленного срока пользования[16] при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством (изделием), выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду;

–при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.

Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (см. «А) Обращение в органы социальной защиты населения за предоставлением ТСР»).

Д) Приобретаем ТСР самостоятельно с последующей компенсацией его стоимости

Техническое средство реабилитации, устраивающее инвалида по определенным техническим характеристикам, можно приобрести самостоятельно (статья 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»).

По факту покупки обращаемся в органы социальной защиты и здравоохранения по месту жительства с заявлением о компенсации стоимости самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации (Приложение 27). Обязательно прилагаем к заявлению документы, подтверждающие приобретение технического средства реабилитации (товарный чек, технический паспорт или иной документ на средство реабилитации, подтверждающий назначение товара, накладная с отметкой о приеме товара при покупке через интернет-магазин).

Заключение

Осознание родителями своих прав и обязанностей по обеспечению непрерывного процесса образования и реабилитации детей с особенностями развития прежде всего поможет нашим детям. Этот процесс должен проходить в рамках действующего законодательства в атмосфере толерантности и сотрудничества с представителями различных государственных и негосударственных структур. Наше общество и наши законы меняются, меняется и отношение к особым детям. Сотрудничество компетентных специалистов различных государственных структур и представителей родительских ассоциаций и неправительственных организаций способствует созданию качественных законодательных решений. Мы надеемся, что данная брошюра принесет пользу как родителям особых детей, так и специалистам образовательно-реабилитационной сферы, а наши дети с ее помощью получат больше шансов на достойную жизнь. Мы стремимся так поддержать родителей, чтобы они не только научились отстаивать права своих пока еще маленьких детей, но смогли воспользоваться полученным опытом правовой защиты и для организации их подростковой и взрослой жизни, чтобы изменить их положение в России и приобрести уверенность в их завтрашнем дне.

Приложения

Приложение 1

«Плюсы» и «минусы» оформления ребенку инвалидности

I. Если ребенок имеет статус «ребенок-инвалид», государство наделяет его следующими правами:

Дополнительная материальная поддержка со стороны государства:

– социальная пенсия ребенку-инвалиду

Социальная пенсия ребенку-инвалиду составляет (статья 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ) 3 900 рублей в месяц (по состоянию на август 2009 года);

– ежемесячная денежная выплата ребенку-инвалиду

Ежемесячная денежная выплата ребенку-инвалиду составляет (статья 28.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ») 1 544 рублей(по состоянию на август 2009 года);

– компенсационная выплата трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином

Ежемесячная компенсационная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, составляет (Указ Президента РФ «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами») 1 200 рублей (по состоянию на август 2009 года).

Натуральная помощь государства в виде:

– бесплатного предоставления реабилитационных услуг и технических средств реабилитации, включенных в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида;

– набора социальных услуг

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ребенку-инвалиду предоставляется бесплатно следующий набор социальных услуг:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами[17], изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2006 № 195-ФЗ)

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица».

Преимущества и льготы работающим родителям детей-инвалидов:

1. В соответствии со статьей 93 Трудового кодекса РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. Работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей, имеющего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

2. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни возможны только с письменного согласия работника, имеющего ребенка-инвалида (ст. 259 Трудового кодекса РФ). При этом работник должен быть в письменной форме ознакомлен со своим правом отказаться от данного вида работы.

3. Статья 263 Трудового кодекса РФ предусматривает, что коллективным договором работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Если коллективный договор в организации уже заключен, но в нем отсутствует право на дополнительный отпуск родителям детей-инвалидов, то представитель работников может инициировать внесение дополнений в действующий коллективный договор. Обратите внимание, что в коллективном договоре может устанавливаться отпуск продолжительностью до 14 дней (то есть коллективный договор может предусматривать и отпуск меньшей продолжительности).

4. В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, установленном федеральными законами. Эта статья вводит обязанность для работодателя предоставлять выходные оплачиваемые дни. При этом выходные предоставляются любому работающему родителю, даже если второй родитель не работает[18].

5. Одинокая мать (иное лицо), воспитывающая ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, не может быть уволена по сокращению штатов или численности работников (статья 179 Трудового кодекса РФ).

Преимущества при пенсионном обеспечении:

– досрочное назначение пенсии

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), в том числе, следующим гражданам: одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет (ч. 1. п. 1).

– учет периодов ухода за ребенком–инвалидом в пенсионный страховой стаж

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»). Согласно статье 11 указанного закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются, в том числе, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за ребенком-инвалидом. Рассматриваемые периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 указанного выше закона.

Льготы в жилищных правоотношениях:

– скидка не менее 50% с оплаты содержания, ремонта жилья, с оплаты коммунальных и иных платежей

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите населения в РФ» «…семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению».

– право на дополнительную жилплощадь

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите населения в РФ» «инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»:

Приложение 2

Приложение 3

Заключение о выполнении ИПР ребенка-инвалида

Оценка результатов медицинской реабилитации:

достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная); восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др.

________________________________________________________________________

Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации:

восстановлены (компенсированы) функции общения, контроля за своим поведением; достигнута психологическая коррекция мотиваций к обучению, к труду (снята рентная установка); реализована (реализуется) возможность получения полного общего образования, профессионального образования; получена профессия (специальность); достигнуты профессионально-производственная адаптация, закрепление инвалида на рабочем месте (нужное подчеркнуть) и др.

________________________________________________________________________

Оценка результатов социальной реабилитации:

достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная); восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично); восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др.

________________________________________________________________________

Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности:

достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют (нужное подчеркнуть) и др.

________________________________________________________________________

Особые отметки о реализации ИПР ребенка-инвалида:

(вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий, в том числе заключение о достижении возможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни детей-инвалидов по достижении ими 18 лет, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания).

Дата вынесения заключения «___»_______________20___г.

Руководитель федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы      
  (подпись)   (расшифровка подписи)

М.П.

Приложение 4

Приложение 5

Образец заявления в бюро МСЭ с просьбой учесть при составлении индивидуальной программы реабилитации дополнительные рекомендации

Руководителю название бюро МСЭ

почтовый адрес отделения

Ф.И.О. законного представителя ребенка,

проживающей по адресу:

почтовый адрес законного представителя ребенка

ЗАЯВЛЕНИЕ

Принимая во внимание нормы пункта 7 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 года № 379н, о возможности приглашения специалистов учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодателей, педагогов и других специалистов с правом совещательного голоса, прошу при составлении индивидуальной программы реабилитации моему сыну/дочери Ф.И.О. ребенка, дата рождения, учесть рекомендации специалистов название организации или Ф.И.О. специальность, данные о наличии лицензии на образовательную или медицинскую деятельность.

Прошу внести указанные рекомендации в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида, а также указать в качестве их исполнителя название организации, где моему ребенку будут предоставлены соответствующие реабилитационные услуги, поскольку в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализацию ИПР осуществляют организации, предприятия, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

«____» ______________ 2009 г. С уважением, _______________

Приложение: рекомендации специалистов.

Приложение 6

Приложение 7

Приложение к Правилам признания лица инвалидом

(в редакции Постановления Правительства Российской Федерации

От 7 апреля 2008 г. N 247)

Перечень заболе

Наши рекомендации