Традиционные представления йогов о сознании
В древних Ведах и Упанишадах изложены размышления над основными вопросами, волновавшими мудрецов: что есть Человек, в чем его сущность, как он постигает Вселенную, поражающую своим многообразием и беспредельностью? Уже тогда были развиты представления о закономерностях процесса познания, о сложности познающего аппарата—разума.
В йоге никогда внутренняя сущность человека, его «Я» не отождествлялась с процессом мышления. и сознания. В Ведах говорится, что мышление, разум, как движение и тело, есть инструмент познающего «Я». Человек должен в совершенстве изучить их и тренировать, чтобы уверенно и надежно пользоваться ими, как орудием познания мира и себя. Классические тексты йоги утверждают, что разум человека состоит из нескольких уровней. Каждый представлен в тонком теле человека энергетическими центрами — Чакрами.
Подсознательное мышление (Чита) — самый первый уровень. Он управляет непроизвольными физиологическими процессами в организме (пищеварение, кровообращение и т. д.) и является хранителем привычек и воспоминаний. Центр, связанный с этим видом сознания, — Муладхара.
Следующие три центра представляют эмоциональную сферу — астральное тело. Свадхистана управляет инстинктивными влечениями и желаниями, низшими эмоциями (ревность, зависть, жадность, гнев); Манипура — импульсами власти (желание господствовать, обладать, покорять, возвышаться); Анахата координирует всю эмоциональную жизнь, в ее ведении высшие эмоции (любовь, самопожертвование).
Сознательное или рассуждающее мышление (Манас) — второй уровень разума. Осуществляет сбор информации с помощью органов чувств, ее предварительный анализ, сопоставление, систематизацию, идентификацию. Работа Манаса может проходить в двух формах: логической и образной. Энергоцентр, Манаса — Вишудха.
Третий уровень сознания — высшее мышление (Будхи), он управляет волей и динамикой ментальной активности. Здесь происходит синтез информации, работа с абстрактными понятиями, принятие решений. Центр этого сознания — Аджна одновременно, о сведения Бхагават-Гиты, является центром тонкого видения, или «третьим глазом». Высшее проявление Будхи — сверхсознательное. Это постигающий ум, который проявляется в состоянии озарения в появлении интуитивных знаний. Центром, связанным с этими процессами, является Сахасрара, расположенная в области макушки головы (по некоторым источникам даже чуть выше).
Работу разума можно сопоставить с предприятием. Атма («Я» человека) — его владелец, который осознает себя хозяином. Будхи — директор, он принимает решения на основе синтеза информации, поступающей от Манаса — начальника производства, руководящего рабочими — Индриями.
Таким образом, в представлении древних мудрецов ум — Манас — лишь один из уровней сознания, хотя и стремящийся занять первое место в процессе познания мира. Нет ни одного движения, ни одного желания, ни одной эмоции, которые бы не были учтены, отмечены, проконтролированы умом. «Человек все покрывает слоем мысли», — говорится в древних текстах. Но постоянное вмешательство логики почти полностью забивает голос подсознательного, мешая спонтанности чувств, затрудняет проявления сверхсознательного, не давая проявиться интуиции.
Метод Раджа-йоги позволяет поставить мыслительный процесс под контроль личности. Приемы этой системы развивают образное, целостное мышление; повышают эффективность интеллектуальной деятельности, дают возможность даже прекратить ее. Безмолвный Манас не препятствует расширению сознания и полному проявлению познающих возможностей Человека. Разум становится все более послушным при движении по ступеням йоги.
Ступени Раджа-йоги
Пратьяхара — это первая ступень Раджа-, или пятая ступень восьмиступенчатой Аштанга-йоги. Основной задачей данного этапа является развитие произвольного, контролируемого сознанием внимания, которое независимо от нашего желания привлекают неожиданные раздражители: громкий стук, резкий запах и т. д. Остросюжетный фильм буквально приковывает к экрану. Чтение же скучной, не нужной книги требует определенных усилий, вынуждает подключать волю, чтобы отвлечься от внешних раздражителей, непрошенных мыслей, устранить все, что мешает концентрации.
Дама Пратьяхара — ступенька, на которой йога, прежде чем обратиться к волевому фактору, предлагает уменьшить степень восприятия отвлекающими моментов. От побуждений тела избавляет практике Хатха-йоги. Остроту реакций на внешние раздражители уменьшают благодаря снижению общего уровня тревожности гигиенические упражнения Крийя-йоги Эмоциональную уравновешенность обеспечивают саттвической диетой, исключающей мясо, чеснок кофе, чай и др. Раджастическая пища, хоть и повышает общий тонус центральной нервной системы, снижает способность к концентрации внимания
Мощным средством обуздания чувств является Моуна — обет молчания. Великий индийский мыслитель Махатма Ганди практиковал еженедельно однодневную Моуну. День молчания он посвящал чтению размышлению, письменному изложению мыслей Принцип Моуны в общении заключается в контроль над речью, устранению пустых разговоров и необдуманных слов. Накапливаемая благодаря этому энергия усиливает внимание, облегчает его концентрацию.
Индрия Пратьяхара — это следующая ступеньки овладения вниманием, где речь идет уже не об обуздании, а об отвлечении чувств. При чтении интересное книги или обдумывании значимой проблемы человек может настолько погрузиться во внутренний мир образов или логических рассуждений, что внешний раздражители — телефонный звонок или чей-то голос не сразу оторвут его от занятий. Такая глубокая сосредоточенность, отвлеченность от окружающего может быть развита при освоении Пратьяхары.
Дхарана, или концентрация — так называется следующая ступень Раджа-йоги. От предыдущей ее отличает не глубина сосредоточения внимания, а способность к длительному его удержанию.
Деловой человек, находясь на совещании, может отключиться от хлопающих дверей, шепота коллег за спиной, чириканья воробья за окном. Чтобы быть в курсе происходящего, ему нужно сосредоточиться на ходе заседания и не витать в облаках, не отвлекаться на спонтанно появляющиеся мысли о завтрашней рыбалке или вчерашнем звонке друга. Конечно, посторонние мысли можно отогнать, но несколько секунд будет потеряно. Фактически, человек это время отсутствовал. Исследования показывают, что 20 — 30, а у некоторых едва не 50 % времени приходится именно на такое отсутствие. Если же заниматься йогой, то можно добиться 100%-ного присутствия. Но для этого нужно освоить ступень Дхарана. Тогда ученик волен как угодно распоряжаться своим вниманием. Он может направить его на реальный или воображаемый объект, абстрактную идею, на себя, свое тело и состояние и удерживать внимание необходимое время.
Очередным этапом овладения контролем над мышлением является Дхиана — управление потоком мышления, который называют еще медитацией. Слово «медитация» часто толкуют как размышление или как созерцание. Одни отождествляют ее с седьмой ступенью йоги. Другие расширяют понятие медитации, включая в него ступени от Дхараны до Самадхи. Подобная разноголосица имеет под собой реальную основу. Ведь переход сознания из одного состояния в другое бывает столь стремителен, а сами состояния столь неуловимо тонки, что и не отличить, находишься ли в Дхаране или уже перешел в Дхиану.
Йоги выделяют три основные разновидности медитации, три формы Дхианы: грубоматериальная, световая и тонкоматериальная. Первая — это как раз то, что обычно понимают под медитацией: придуманные, нафантазированные образы, связанные единой сюжетной линией. Вживание в них дает искомый успокаивающий, улучшающий общее состояние эффект.
В одном из важнейших первоисточников йоги «Гхеренда Самхита» приводится пример медитации на дворце, усыпанном драгоценными камнями. Это полностью придуманный образ, который тем не менее приковывает внимание своей необычностью.
В Дхиану можно легко перейти из предыдущей ступени. Грань малоразличима, но она существует. Пока тренирующийся занят контролем за непрерывными мысленными представлениями, сосредоточен на появлении посторонних мыслей, он находится в состоянии Дхарана. Но, почувствовав уверенность в направленном мышлении, отдавшись сюжету и погрузившись в него, он оказывается за той малоразличимой гранью, которая разделяет две ступени.
Дхиана — это погружение в сюжетную канву, жизнь в придуманном мире. И чем реальнее там себя чувствуешь, тем успешнее проходит тренировка. Тогда и проявляются все положительные моменты «отсутствия здесь» и «присутствия там». В соответствии с особенностями восприятия и чертами характера можно подбирать такие картины, которые заметно корректируют состояние психики, устраняют отрицательные доминанты, снимают стрессы. В этом и заключается положительная роль психотренировки.
Истинная медитация должна быть полным погружением в мир образа, в его среду. При работе с Чакрами, когда внимание сосредоточивается на заданном цвете, качествах характера, за которые центр ответственен, может возникнуть ощущение: будто проваливаешься в энергосреду Чакры и видишь там бушующее пламя. Это и есть моменты световой медитации. У кого-то первым открывается нижний центр Муладхара, у кого-то сердечный — Анахата, у некоторых межбровный — Аджна, называемый еще «третьим глазом», глазом Шивы.
По мнению Нараянанды, подъем Кундалини не обязательно осуществляется по центральному каналу позвоночника — Сушумне, начиная с нижнего центра. Если пламя не возникает последовательно снизу вверх, а воспринимается сразу в сердечном центре, то Кундалини могла туда пройти обходным путем по одному из боковых каналов. Далее подъем проходит уже по правилам.
После сеансов погружения меняется психологический облик человека. Новый опыт как бы открывает иные горизонты. Самоценность прежних мелких интересов исчезает. Возникают другие идеалы. В целом человек становится лучше. Он менее ориентирован вовне, чаще задумывается о своем месте в решении общечеловеческих проблем (особенно при пламени в высших центрах, начиная с четвертого).
Световая медитация сопровождается удлинением дыхательной паузы. Естественная задержка, затаивание дыхания (Кевали Кумбхака) продлевает состояние погружения. В зоне Чакры ощущается почти болезненное давление, которое продолжается столько, сколько удерживается Кумбхака. «Посредством овладения Кевали исчезает стена, скрывающая свет (познание). И мыслительное начало (Манас) способно к упражнениям в концентрации (Дхарана)»,— писал Патанджали в знаменитой «Йога-сутре». Признаком достижения световой медитации является ощущение тепла в позвоночнике или во всем теле.
Затем происходит переход от придуманных картин к спонтанно, независимо от нас возникающим видениям. Это целый класс медитативных состояний. На этой стадии, как пишет Б. Сахаров в книге «Великая тайна», образы окружены слабым мерцающим светом, как на выцветшей фотографии. Возможно видение знакомых объектов, но в совершенно неожиданном ракурсе, например, вид сверху на крышу вашего дома. Могут быть и части различных конструкций, загадочных форм, куски пейзажей, религиозные сюжеты и др. Это первая ступень Даршаны, когда, как считают, появляются образы ясновидения.
Йоги выделяют еще одну ступень Даршаны - обретение поразительной способности видеть, как на рентгеновском снимке, внутреннее содержание объектов концентрации (сумка, сейф и даже человек). Еще более высокая ступень — появление картин ярких, подробных, лучистых, для которых характерно вспыхивание и тление после потухания (остаточное свечение).
Достижение отмеченных ступеней свидетельствует о наступлении этапа тонкоматериальной медитации. Но это уже предмет специальных исследований не из области популярных рекомендаций деловому человеку.
Самадхи — цель и последняя ступень классической йоги. Это слияние индивидуальной Души (Атмана) со Всеобщим Духом (Брахманом). Но в более узком смысле слова под Самадхи понимают особое состояние сознания, характеризующееся способностью постигать сущность (внутреннюю природу) объекта концентрации.
Устанавливается канал общения, не связанный ни со слухом, ни со зрением. Если это человек, то ощущаешь любые движения его души, если предмет, то понимаешь его скрытую природу. Так можно почувствовать и постигнуть любой объект, когда позади ступени от Пратьяхары до Самадхи и пройден путь, называемый Самьямой. С. Шивананда в книге «Концентрация и медитация» пишет, что с овладением Самьямой появляется истинное Знание. По мере того как Самьяма будет все устойчивее, знание, получаемое в Самадхи, становится все более обширным.
В Самадхи возникает ощущение созвучия, слияния со Вселенной. По описанию йогов, открываются необычные, незнакомые реальности. Видения, образы, ощущения трудно передать словами. Из первого опыта Самадхи выходят потрясенными, переполненными необычной Радостью, Любовью, Светом, который охватывает душу и тело. Не имея возможности охарактеризовать подобное состояние, буддисты, например, назвали его Великое Ничто.
После Самадхи появляется ощущение, что в природе нет звука, цвета, твердого и мягкого. Все это вибрирующая энергия. А наши органы чувств способны охватить только узкую полосу материального мира, оставляя многое за ее пределами.
Пройдя через Самадхи и обретя опыт новых возможностей познания, йог приходит к выводу об ограниченности нашей привычной картины мира. Она представляется ему теперь лишь как один из возможных ракурсов видения, как скромная часть всей гаммы возможной интерпретации мира. Отсюда и мнение о Всемирной иллюзии — Майя, в которой пребывает человечество.
Выход в Самадхи означает достижение высочайшей концентрации внимания. Человек становится иным. Его сознание расширяется, эволюционирует. Как животное свободно использует возможности подсознания, как человек пользуется сознанием, так и йог, поднявшись на ступень Самадхи, свободно черпает из источника сверхсознательного.
Техника Раджа-йоги