Гигиенические очистительные процедуры
Оценить влияние очистительных процедур йогов пытались многие авторы. И нужно признать, что чаще концентрировалось внимание на физиологическом аспекте воздействия. Между тем йоги утверждают, что механическое очищение — это не единственная и отнюдь не главная цель. «Нияма приводит к спокойному, холодному разуму, ведущему «к миру внутри и вне садхака (ученика)»,— пишет Айенгар. Чем и как объяснить такое специфическое воздействие процедур, состоящих в промывании носовой полости и пищеварительного тракта, в раздражении слизистых оболочек и корня языка? Почему йоги в одной ступени объединили такие, казалось бы, разнородные действия, как вращение мышцами живота (Наули), концентрация взгляда на свече или точке (Тратак), очистительные дыхательные упражнения, гигиенические промывания, закаливающие процедуры и т. п? Изучение первоисточников йоги и личный опыт позволяют автору сделать вывод, что практика первых ступеней воздействует на психоэмоциональную сферу таким образом, что снижает субъективное восприятие человеком ощущений тепла и холода, жажды и голода, эмоционально значимых факторов и др. происходят изменения в реакциях, которые облегчают соблюдение диеты, практику асан.
Ученик возвышается над «искаженными» запросами тела. Возникают условия для искоренения вредных привычек и перехода к здоровым образу жизни и мышлению без чрезмерных волевых усилий. Все меньшая часть мыслительного процесса обуславливается телесными побуждениями, все больше времени занимают духовно возвышенные размышления. Именно на это и нацелена традиционная йога, цель которой—овладение мыслительным процессом и переход в другое состояние сознания. Однако эффект «успокоения ума» не исключает положительных изменений и по другим направлениям. Отмечается общеоздоравливающее воздействие очистительных процедур, их терапевтический эффект. Промыванием желудка и кишечника можно скорректировать функциональное состояние этих органов, добиться улучшения пищеварения и устранения причин токсикоза, влияющего не только на физиологические, но и на психические функции. Так цепочка замыкается.
В конечном счете улучшение здоровья отражается и на процессе мышления, и на настроении — человек меняется, а это как раз то, что требуется. Важно подобрать такое сочетание очистительных процедур и такой объем, чтобы добиться не изменений вообще, а изменений сознания и психики в заданном диапазоне, который необходим деловому человеку. Здесь уместно подчеркнуть материалистический подход в трактовке йогами связи между духовным и физическим. Йоги ставят вопрос о воздействии на психическую сферу методами, лежащими в области физического. И, действительно, никто не сомневается в возможностях фармакологического воздействия на психику. Принял таблетку и успокоился или, наоборот, повысил тонус. Так стоит ли сомневаться в действенности упражнений и процедур? Как таблетки лечат и психические, и соматические отклонения, так и процедуры, упражнения, диета могут быть эффективны в этих случаях.
Однако особенность подхода йогов состоит в том, что диапазон психических состояний, принятый у нас за норму, они считают существенным отклонением от нее. Нормой для них являются те самые исключительные невозмутимость и хладнокровие, которые мы рассматривали как феноменальные. Йоги не делают секрета из того, что подобные качества достигаются не особой психической тренировкой, а простыми гигиеническими процедурами и диетой. Все многообразие гигиенических очистительных процедур йогов можно свести к следующему: Очищение внешнее (кожа, волосы, глаза). Очищение внутреннее (полость рта, носоглотка, пищеварительный тракт). Применяемые методы — это очищение воздухом, водой, тканью, шнуром, движением, концентрацией внимания, комбинацией перечисленных методов.
Гигиена кожи
Первое время при освоении йоги возникает проблема приема ванны. С одной стороны, напряженные тренировки приводят к потоотделению. С другой стороны, йоги не рекомендуют принимать водные процедуры после выполнения асан, так как происходит перераспределение крови и эффект от упражнений снижается. Если асаны вызывают прилив крови к внутренним органам, то холодная вода, наоборот,—к кожным покровам. Горячая ванна также перераспределяет и кровь, и энергию. Она закисляет кровь. Выходит, что водные процедуры после тренировки как бы приостанавливают с таким трудом достигаемый в ходе выполнения асан эффект. Как же решается проблема? Подход здесь должен быть дифференцированным. Если происходит обильное потоотделение, то, конечно, необходимо принять ванну, но не сразу после тренировки,а спутя 30 – 40 минут. После теплой ванны или душа рекомендуют обливаться прохладной водой. В дальнейшем, когда потоотделение прекратится, нужда в ванне после тренировки пропадает Йога учит, что не должно быть ни дня без контакта кожи с водой. Конкретный выбор процедуры зависит исключительно от личных вкусов и реальной потребности.
Это может быть и душ (теплый, холод контрастный), и ванна, и обтирание. Многие поклонники системы закаливания П. К. Иванова с успехом практикуют упражнения йогов сразу после обливания холодной водой. Вылив на голову две емкости воды (будь то кружка, кастрюля или ведро), они, не обтираясь, выполняют динамичный комплекс упражнений йогов (приветствие солнцу), разогреваются, обсыхают и затем переходят к статическому варианту упражнений — асанам. Этот вариант апробирован достаточно большим числом энтузиастов йоги, а также и автором. Один или два раза в неделю рекомендуются тепловые процедуры типа сауны. Но здесь важен не столько закаливающий: эффект, хотя и его нельзя игнорировать, сколько очистительный.
В древних руководствах по йоге упоминаются согревающие процедуры, обеспечивающие повышенное потоотделение. В частности, говорится о масляной «ванне» — натирании всего тела маслом (например, касторовым) и прогревании на солнце в течение 10 — 15 минут с последующим расслаблением в горячей воде до 15 — 20 минут. Затем масло смывают мылом. Еще один вариант тепловой процедуры — холодное обертывание. Кажущийся парадокс названия на самом деле объясняется очень просто — обертывание тела в смоченную холодной водой простыню (плотное пеленание вместе с руками) с последующим закутыванием в два-три теплых одеяла приводит к сильному разогреванию и потоотделению. Эффект возрастает, если перед этим выпить горячего чая с потогонными травами и медом. Интенсивное прогревание начинается минут через 10 и ослабевает через 30 и позже. По запаху и цвету пропитанной потом простыни можно определить степень зашлакованности.
Людям со слабым сердцем процедура не рекомендуется. При тепловом воздействии усиленно эксплуатируется функция кожи как органа выделения. Через потовые железы удаляются токсины, соли, конечные продукты обмена. Это значительно облегчает работу почек, которые не всегда успешно справляются с тем обилием шлаков, которые из разряда пассивных (депонированных) переходят под действием йоготренировки в разряд активных (циркулирующих в крови и лимфе). К гигиенической процедуре можно отнести солнечные и воздушные ванны, Йоги рекомендуют тренироваться как можно в более обнаженном виде и лучше на природе, под первыми лучами солнца. Во время выполнения упражнений необходим тепловой комфорт.. Если есть ощущение зябкости, то лучше заниматься одетым, а закаливание и воздушные ванны разделить с тренировками по времени.
Гигиена зрения
Йога предлагает широкий выбор упражнений для глаз. Их цель — не только тренинг функционального аппарата зрения, но и воздействие на интеллектуально-эмоциональную сферу. Йоги считают, что неустойчивый (бегающий) взгляд и частые моргания свидетельствуют о слабом энергетическом потенциале. Для сокращения частоты морганий рекомендуется группа упражнений под общим названием Тратака. Суть их заключается в сосредоточении взгляда на заданном объекте (точка на стене, пламя горящей свечи, кончик носа и т. п.). Фиксируя взгляд, следует по возможности удерживаться от морганий, не обращая внимания на слезотечение. В ряде руководств по йоготерапии встречаются рекомендации прямо противоположного характера. Говорится, что моргание дает отдых глазам, обеспечивает их естественную смазку и увлажнение, противодействует утомлению. Поэтому моргать нужно не реже, а, наоборот, чаще.
Свами Шивананда в книге «Уход за глазами» приводит выдержки из трудов многих авторов, настоятельно рекомендующих: не смотреть пристально, уставившись на что-либо долгое время до возникновения чувства напряженности в глазах; моргать часто и без усилий для сохранения хорошего зрения. Казалось бы, налицо противоречие. Но при ближайшем рассмотрении все оказывается просто. Нужно лишь разграничить рекомендации на те, которые касаются гигиены глаз и улучшения функции непосредственно зрения, и те, которые ставят цель развить некоторые сверхкачества, используя глазной тренинг как средство проникновения в сферу тонких проявлений психики и сознаниям Собственно последние относятся к упражнениям типа Тратака, в то врем, как первые входят в систему общеоздоровительных Думается, что заслуживают внимания и те, и других Начнем с оздоровительных мер. Аюрведа называет следующие причины глазных болезней и ослабления зрения: купание в холодной воде в разгоряченном состоянии (после пребывания на солнце или после тяжелой работы); продолжительное и часто повторяющееся напряженное всматривание вдаль, ночные бдения; дневной сон; раздражение глаз пылью, дымом и т. п.; пристрастие к чрезмерно горячей, острой или кислой пище; курение; употребление алкоголя; сдерживание позывов к мочеиспусканию, дефекации, газоотделению; долгий плач; удар по пяткам; большая потеря крови; гневливость; сексуальная невоздержанность; перегрузка зрения работой с мелким шрифтом или мелкими предметами, особенно при неблагоприятном освещении.
Среди названных причин есть непосредственно влияющие на зрение и те, от которых зависит общее состояние здоровья (но не в том понимании, как мы привыкли его оценивать, а в несколько иных критериях). Гневливость, например, может и не привести к появлению гриппа или ухудшению функции пищеварительного тракта, но обязательно отразится на психике человека, вызовет дополнительное и неоправданное растрачивание энергетического потенциала, повлияет на функциональное состояние различных систем организма, особенно сердечно-сосудистой. Или взять печень, на которую отрицательно влияют запоры, нарушение диеты, курение, избыточный секс и многое другое. О своем неблагополучии она не сразу сигнализирует болью. Нарушение функции проявляются косвенно через различные аллергии, головные боли, облысение и, конечно же, через ухудшение зрения. Чтобы сберечь печень и соответственно силу зрения, йоги рекомендуют, в частности, ограничить половую жизнь до предельного минимума, уменьшить потребление мучного и сладкого, кислого и жирного.
Те, кто проводил разгрузочно-диетическую терапию и занимался общеукрепляющими упражнениями йогов, замечали, что с глаз как бы спадает привычная пелена и окружение предстает ярче, точнее, со множеством ранее незамечаемых деталей. Среди общегигиенических рекомендаций йогов по уходу за глазами и улучшению зрения можно отметить следующие: разнообразные упражнения для глаз; глазные ванны; правильное дозирование зрительных нагрузок; диета; общефизические и дыхательные упражнения. Упражнения для глаз (нетра-вьяйям). Суть их заключается в вырисовывании взглядом разнообразных геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, четырехугольник), вертикальных и горизонтальных прямых, волнистых линий и т. п. Двигать глазными яблоками нужно медленно (до 10 секунд на одну сторону фигуры), плавно, без скачков. Важно доходить до крайних позиций по горизонтали и по вертикали и на несколько секунд фиксировать на них взгляд. Если это четырехугольник, то фиксация производится в каждом углу; если круг,— то в пересечении окружности с вертикальным и горизонтальным диаметрами. Следует стремиться к максимально большой по размерам фигуре.
Комбинируя геометрические формы, вращая глазами против часовой стрелки, можно получить бесконечное число комбинаций. Но суть не в количестве упражнений, а в качестве их исполнения. По мере тренированности продолжительность выполнения каждой фигуры увеличивают до минуты и более, общее время тренировки — до 10 — 15 минут. В перерывах для отдыха глаз используют такие упражнения, как энергетическая подпитка через ладони, покачивание, расслабление глаз. Подпитка через ладони проводится так: ладони быстро потереть друг о друга, положить их, на закрытые глаза, не оказывая давления на них. Можно представить себя идущим по лесу в полной темноте или мысленно создать образ любимого цветка и любоваться им. Через минуту-две упражнение повторить. Покачивание выполняют перед окном. Ноги стоят врозь сантиметров на тридцать. Тело расслаблено, руки свободно свисают. При покачивании пятки поочередно отрывают от пола. Глаза открыты и расфокусированы. Длительность покачивания 2 минуты с открытыми и минута с закрытыми глазами. Расслабление глаз выполняют сидя в удобном положении либо лежа. Нужно закрыть глаза, расслабить брови, веки, язык, губы, слегка улыбнуться и представить себе, как сверху на лицо льется голубой поток тонкой энергии и проникает через зрачки в голову, стекая далее вниз по позвоночнику. Этот поток чистой прохладной энергии голубых звезд стремительно несется из глубин космоса. Он как бы захватывает частицы утомления из глазных яблок и уносит их. Глаза обретают новую силу, наполняются мощью и энергией. Регулярные 5-минутные упражнения не только снимают утомление, но и улучшают зрение. Эффективность зависит от образности представления.
Работа с объектами природы может рассматриваться как еще одно упражнение для глаз. Йоги считают, что эмоционально-положительный, благоговейный взгляд на растительность, природный пейзаж, космические объекты (луна, солнце, звезды) как бы открывает канал обмена энергией. Через взгляд происходит наполнение и очистка энергетических каналов Нади. Этот эффект особенно проявляется при работе с солнцем. Здесь улучшение зрения происходит не только за счет тренинга глаз, но и за счет общего оздоровления организма. Вначале допускается работа только с восходящим или заходящим солнцем когда оно находится над линией горизонта. По мере тренированности пользуются более ярким светом. Суть упражнения — поочередное облучение открытых и закрытых глаз прямыми солнечными лучами. В руководствах по йоге определяют продолжительность упражнений от нескольких секунд до нескольких минут. Думается, что подход должен быть индивидуальным, с учетом самочувствия и яркости солнечного света. Прямое, облучение следует периодически прерывать паузами отдыха, используя метод подпитки через ладони. Тренируясь с закрытыми глазами, голову медленно поворачивают из стороны в сторону. Взгляд за прикрытыми веками повторяет траекторию поворотов головы. После 10 — 15 минут занятий следует отдохнуть в тени с прикрытыми глазами или с ладонями на глазах. Продолжительность отдыха 5 — 10 минут. Йоги считают, что регулярная работа с солнцем улучшает зрение. В литературе описаны такие случаи, а также избавление от астигматизма, мигрени, болей в глазах и т. п.
Промывание глаз — еще одна сильнодействующая процедура из серии упражнений по гигиене зрения. Йоги промывают глаза, окуная лицо в тазик с водой, вращают глазами, моргают в воде. В дальнейшем воздействие можно усилить, плеская в глаза водой из-под крана. Советуют делать это на пустой желудок и не только утром, во время умывания, но и несколько раз днем. Автор знает людей, которые практикуя глазные ванны в комплексе с другими процедурами, остановили процесс ухудшения зрения, а некоторые и улучшили его. Оздоровительные упражнения для глаз дополняются общегигиеническими рекомендациями: освещение не должно давать бликов; желательно, чтобы рабочая поверхность стола была не горизонтальной, а под небольшим углом; сидеть, выпрямив спину; чаще давать отдых глазам (смотреть на зелень, менять фокусировку с ближних предметов на дальние, и наоборот). Занимающийся йогой постепенно достигает особогo состояния внутренней сосредоточенности, некоей отстраненности от внешней суеты. Переориентация интересов с внешнего мира на внутренний исключает и многие лишние нагрузки на глаза (например, ритуальный вечерний просмотр телепередач).
Вместе с тем делового человека подстерегает другая опасность. Возросший уровень сознания открывает перед ним недоступные ранее горизонты самовыражения в творчестве, активной деятельности. Порой возникает соблазн бросить все вновь обретенные возможности в топку локомотива, несущегося к успеху. Не раз энтузиасты йоги срывались на этом. Обретя второе дыхание, они набирали обязательства перед окружением и загоняли себя в угол. Чрезмерная работа подрывала их здоровье, ухудшалось и зрение. Но такой поворот отнюдь не обязателен. Он, скорее, исключение из правил. Если правильно дозировать Хатха- и Крийя-йогу, то опасность перегрузок, наоборот, снижается. Человек обретает спокойную уверенность и невозмутимость. Переходу в такое состояние содействуют психоэнергетические упражнения. Есть такие и для глаз. Тратака, дословно «сосредоточение». Взгляд устремляют на выбранный объект и удерживают до того момента, пока не выступят слезы. Затем с закрытыми глазами пытаются воссоздать объект на внутреннем (ментальном) экране. Упражнение неоднократно повторяют. Действующим началом здесь является не столько сам процесс вглядывания, всматривания в объект, сколько определенный мыслительный настрой. Необходимо сосредоточить все внимание на объекте, не допуская появления посторонних мыслей и образов, впитывать взглядом все его элементы, оттенки, цвет, форму, структуру и т. д., чтобы затем на ментальном экране воспроизвести не только общие черты, но и подмеченные детали. По мере тренированности переходят от простых ко все более сложным объектам созерцания. Об этом пойдет речь в разделе «Раджа-йога». На данном же этапе важно освоить первоначальные элементы, кирпичики сосредоточения, из которых потом можно складывать блоки и конструкции медитативных построений.
Тратаку со свечой выполняют сидя в удобном положении. Если удается длительно и без напряжения находиться в позе «лотоса» или «полулотоса»,то это наилучший вариант. Если же ни одна из медитативных поз не освоена в полной мере, можно расположиться на стуле или в кресле. Зажженная свеча должна находиться на уровне глаз, не ниже и не выше это обязательное условие. Расстояние от глаз — вытянутая рука. Пламя ровное, спокойное, хорошо видимое. Лучше тренироваться в достаточно затемненной комнате, без сквозняков. Техника упражнения проста. Сначала всматриваются в пламя свечи, затем с закрытыми глазами пытаются восстановить цвет пламени. Было бы ошибкой стремиться сразу воссоздать всю сумму зрительных впечатлений: окружающий полумрак, подставку и саму свечу, стекающий и застывающий парафин, черный фитиль с язычком пламени. Достаточно ограничиться только пламенем — именно оно должно быть объектом концентрации. Возможно, вначале не получится расслоение пламени на отдельные зоны, но в дальнейшем от внимания не ускользнет, что в центре оно имеет желтый цвет, переходящий через гамму оттенков в голубой. Новичкам проще сосредоточиваться на желтом ядре пламени и потом воссоздавать образ этого цвета. Не нужно пытаться визуально представить контуры огонька или его оттенки. Это получится не сразу. Со временем пятно будет устойчиво сохраняться, не сползая вверх или вниз и не утрачивая быстро своей интенсивности. Оно перестанет дробиться на ряд мелких и давать отсветы по всему фону экрана. Тогда можно углубить практику и сосредоточиваться на каждом оттенке пламени, пытаясь заполнить им все зрительное поле перед закрытыми глазами.
Упражнение считается освоенным, если достигнута способность не мигая смотреть на пламя 10 — 15 минут, а при концентрации на зрительном образе появляется ощущение слияния, соединения с пламенем, как бы утопания в нем. Сосредоточивать взгляд на носу йоги предлагают по-разному: на кончике либо на переносице. Существуют рекомендации, где указывают на корень носа. Возникает вопрос: так ли важна точка концентрации? Первоисточники йоги полного ответа не дают. Современные интерпретаторы утверждают, что нижняя и средняя точки сосредоточения хороши для начальных стадий Тратаки, когда важно приобретение навыков удержания глаз в сведенном положении, тренировка мышечного аппарата. Что же касается взгляда в межбровье, то его действие выходит за рамки такого тренинга. Закатывание глаз урежает дыхание и снижает активность спонтанной мыслительной деятельности; мозг переходит на ритм, характерный для специфического полудремотного состояния, появляющегося при углубленной медитации или обычном засыпании. Сведение глаз, видимо, является одним из приемов медитативной техники. Но почему же Тратака отнесена к очистительным упражнениям, то есть к Крийя, а не к Раджа-йоге? Здесь уместно вспомнить, что в первоисточниках упоминается о воздействии сведенного в межбровье взгляда на энергетические каналы Нади и на шестую Чакру Аджна. Автор заметил, что Тратака активно влияет и на четвертую Чакру. При закатывании глаз четко ощущается сердечный центр Анахата, появляется щемящее ощущение в груди. Получается, что, тренируя Тратаку, ученик как бы подбирает ключики к воздействию на свою энергоструктуру: осваивает инструментарий саморегуляции; приобретает навыки, которые ему понадобятся на высших ступенях Йоги.
В повседневной жизни Тратака не только укрепляет мышечный аппарат глаз и вырабатывает навыки волевого переключения ритмов работы мозга, но и придает особые качества взгляду: он становится острым, устойчивым, повелительно уверенным. Указание, сопровождаемое таким взглядом, действует гипнотически, пробивая барьеры внутреннего, на подсознательном уровне возникающего сопротивления. Деловым людям йоги советуют развивать и фронтальный взгляд. Это особый взгляд в переносицу собеседника, обеспечивающий, с одной стороны, мощные защитные барьеры на пути возможной психологической атаки (на корню пресекается возможность такой попытки), а с другой — дающий прямой выход на психику собеседника. Развитый фронтальный взгляд позволяет быть на деле лидером, успешно проводить свою линию. Тренинг фронтального взгляда заключается в расширении периферийного зрения, когда расфокусировка не снижает резкости очертаний окружающих предметов. Достигается качественно иное энергоинформационное взаимодействие с окружением, когда значительная доля связей передается под контроль подсознания. Метод тренинга — работа со своим изображением в зеркале. На переносицу нанести цветное пятнышко (вначале темное, затем оно должно быть светлее), зафиксировать на нем взгляд и смотреть, не отвлекаясь. Выполняя упражнения ежедневно, можно через неделю несколько расфокусировать взгляд, сохраняя в поле зрения точку на переносице. Лучше сосредоточиваться равномерно во все стороны, пытаясь, одновременно увидеть правую и левую брови, часть лба и переносицу. Когда будет достигнуто совершенно четкое восприятие не только средней точки, но и всей периферии круга, можно увеличить поле обозрения. В конце концов будут одновременно четко восприниматься не только лоб, нос, глаза, точка на переносице, но все лицо со всеми его деталями. Дальнейшая тренировка приведет к расширению поля периферийного зрения и совершенно четкому восприятию одновременно глаз, лица, корпуса и окружающего интерьера. Это успех. В восточных единоборствах развитию фронтального взгляда также уделяют серьезное внимание. Овладение им является одним из показателей мастерства.
Знаменитый средневековый японский мастер фехтования на самурайских мечах Миямото Мусаси, обобщая опыт древних мастеров, говорил, что воин должен всегда видеть дальние вещи, как если бы они были рядом, а близкие — как бы в отдалении. В любом единоборстве рекомендуется смотреть насколько возможно вдаль, чтобы воспринимать соперника в целом, не отвлекаясь на детали. Такой взгляд может вывести неподготовленного человека из равновесия. В истории единоборств отмечены случаи, когда один из противников признавал себя побежденным еще до боя, только по результатам схватки взглядов. Метод тренировки фронтального взгляда в восточных единоборствах несколько иной. В него включают элемент динамики. Спокойный взгляд устремлен вдаль, на периферии поля зрения появляются движущиеся объекты (движение собственными пальцами или кистями, манипуляции одного или двух помощников, технические средства и т. п.). Следует выработать способность улавливать на периферии взгляда малейшие движения и сразу оценивать их характер. Увеличивать необходимо не только ширину, но высоту и глубину контролируемого пространства. Тренироваться можно лежа на спине, используя в качестве фронтальных объектов листья деревьев над головой и далекие облака, а в качестве периферийных — изображения различных геометрических фигур или цифр либо окрашенные в различные цвета квадратики и т. п.
Эффективность упражнений возрастает при наличии обратной связи, когда оценку предмета подтверждает помощник. Таким образом, по своей сути тренинг взгляда совпадает и в йоге, и в восточных единоборствах. Цели здесь едины и направлены на развитие возрастающей силы взгляда. В связи с этим встает проблема применения этой силы. Истинный йог не станет использовать свое возросшее влияние в ущерб окружающим. Он интуитивно ощущает ограниченные нравственно-этическими нормами пределы применения своих Сидх (сверхкачеств). Первоисточники обращают внимание и на тайну, которая должна окружать достигнутые успехи. Йога учит, что ставшие достоянием гласности Сидхи перестают работать, и ощутимые выгоды от обладания ими заметно уменьшаются. Дыхательные и физические упражнения для улучшения зрения не занимают в системе Крийя-йоги ведущего положения. Среди асан называют стойку на голове. Однако при серьезных отклонениях в органах зрения она может быть опасна. Приводят несколько Крий, Бандх и Мудр. О воздействии на зрение этих упражнений сказано при их описании в соответствующем разделе Хатха-йоги.
Глава 3. Йога питания
Йоги считают, что, подбирая пищевой рацион, можно целенаправленно воздействовать не только на физиологические функции организма, но и на психическую сферу, в том числе и на мышление.
Главное в отношении йогов к пище — это соответствие диеты поставленным в данный момент целям. Подобный диалектический подход находит все большее признание. Так, академик А. М. Уголев, автор теории адекватного питания, считает, что «одни виды пищи улучшают общее самочувствие, другие повышают работоспособность, третьи позволяют скорее приспособиться к климатическим или необычным условиям, изменять эволюционно сформированные или другие реакции».
На каждом этапе йога выдвигает свои цели. Отсюда различное отношение к пище Крийя-, Хатха- и Раджа-йоги. Для первой характерно очищение. Оно достигается гигиеническими процедурами, изменением диеты. Пища на этой ступени должна устранить дефицит витаминов и микроэлементов, способствовать выведению накопившихся шлаков, нормализации пищеварения.
На этапе Хатха-йоги, когда основным инструментом саморегуляции становятся физические и дыхательные упражнения, перед диетой стоит иная задача—развитие подвижности суставов, эластичности мышц и сухожилий, урежение ритма дыхания. Пища начинает играть роль психорегулятора.
Цель Раджа-йоги — овладеть искусством управления мышлением и перейти к другому состоянию сознания. Соответствующим образом меняется и роль пищи. Она рассматривается как источник тонких вибраций (разновидностей Праны), которые либо помогают, либо мешают формированию заданной структуры энергетического каркаса человека. Ценность пищи определяется соотношением элементов, утончающих и огрубляющих биоэнергетику ученика.
Диета Крийя-йоги
Она обеспечивает выведение из организма шлаков, под которыми йоги понимают отходы обмена, то, что остается после усвоения пищи, причем не только в пищеварительном тракте, но и в костях, на стенках сосудов, в мышцах, всюду — вплоть до клеточного уровня. С точки зрения йогов, такая диета является сбалансированной. В противном случае она будет шлакообразующей.
Агентом, переносящим шлаки, является кровь. Именно она имеет доступ во все уголки организма. Чтобы не разносить и складировать, а выводить шлаки, кровь должна быть агрессивной по отношению к ним. Таким качеством обладает так называемая щелочная кровь, которая возможна лишь в случае ощелачивающей диеты.
Профессор Ю. С. Николаев считает, что «главным условием жизнедеятельности является соблюдение кислотно-щелочного равновесия внутренней среды организма»
Таблица 1 Соотношение кислотных и щелочных валентностей в продуктах питания, % (по Николаеву Ю. С.) | ||
Пищевые продукты | Соотношение минеральных веществ | |
кислотного характера | щелочного характера | |
Мясо постное | 70,8 | 29,2 |
Сало свиное | 58,9 | 41,1 |
Рыба | 68,8 | 31,2 |
Куриное яйцо | 72,7 | 27,3 |
Молоко коровье | 46,6 | 53,4 |
Творог | 70,1 | 29,9 |
Сыр | 54,4 | 45,6 |
Масло | 56,1 | 43,9 |
Белый хлеб | 72,0 | 28,0 |
Макароны | 69,7 | 30,3 |
Белая мука грубого помола | 58,3 | 41,7 |
Черный хлеб из цельного зерна | 53,9 | 46,1 |
Рис | 72,6 | 27,4 |
Стручковые | 61,8 | 38,2 |
Орехи | 52,2 | 47,8 |
Какао | 51,8 | 48,2 |
Картофель | 36,6 | 63,4 |
Морковь | 28,9 | 71,4 |
Свекла | 45,6 | 54,4 |
Шпинат | 40,9 | 59,1 |
Лук | 35,5 | 64,5 |
Огурцы | 25,0 | 75,0 |
Помидоры | 38,0 | 62,0 |
Бобы зеленые | 42,3 | 57,7 |
Клубника | 37,4 | 62,7 |
Яблоки | 27,3 | 72,7 |
Крыжовник | 25,5 | 74,5 |
Сливы | 23,1 | 76,9 |
Лимоны | 20,5 | 79,5 |
Он пишет, что «пищевые продукты влияют на это равновесие различно: все корнеплоды, овощи и фрукты (за небольшим исключением) характеризуются избытком щелочи; мясо, яйца, творог, хлеб повышают кислотность. Здоровый организм регулирует колебания в ту или другую сторону, но при многих заболеваниях эта регуляция нарушается».
Добавление в рацион семени тмина и кориандра, а также многих пряно- ароматических и дикорастущих растений усиливает ощелачивающее действие диеты. Добавление сахара, наоборот, оказывает закисляющий эффект.
Ознакомившись с приведенным списком продуктов, приходишь к однозначному выводу: наша диета нерациональна. В ней слишком мало пряной зелени, свежих овощей, фруктов и слишком много крахмалистых и мучных продуктов, жиров, рафинированного сахара. На первых этапах йоготренировки, когда стоит задача общего оздоровления и очищения систем организма, йоги рекомендуют ощелачивающую кровь диету. Так, Свами Шивананда настоятельно советует увеличить долю свежих овощей, фруктов и блюд из цельного зерна. Эту диету он называет алкалиновой (ощелачивающей), связывая большинство заболеваний с чрезмерным закислением организма и истощением его щелочных резервов.
Ощелачивающий эффект достигается путем:
· отказа от продуктов животного происхождения (мясо, рыба, яйца) и удовлетворения потребности в белках за счет молочных и растительных продуктов;
· замена рафинированного сахара (сахарозы) ненасыщенными сахаросодержащими продуктами (фрукты, сухофрукты, мед);
· полного исключения из диеты продуктов из муки тонкого помола, замены хлебобулочных и кондитерских изделий хлебом из муки грубого помола, а макаронных изделий — кашами из перловой, гречневой, полтавской круп и из пророщенных злаков.
Современные диетологи в принципе не возражают против этих рекомендаций йогов. Сомнение вызывает лишь полный отказ от мяса и резкое ограничение животных белков, что, по их мнению, может вызвать дефицит питания по двум параметрам — незаменимые аминокислоты (не синтезируемые организмом из других аминокислот, содержащихся, например, в злаковых или бобовых) и витамины группы В.
Переход на вегетарианство
Известный мыслитель Индии Махатма Ганди писал, что «в 999 случаях из тысячи можно излечиться с помощью правильной диеты». Он очень заинтересованно относился к вопросу питания, специально исследовал его, особенно проблему белкового голодания. И пришел к выводу, что смеси бобовых и злаковых в сочетании с периодическим употреблением молочных продуктов дают достаточный строительный материал для нормальной жизнедеятельности.
Определенный интерес представляет позиция Всемирной организации здравоохранения. В одном из изданных ею руководств по потребностям человека в пищевых веществах (Женева, 1976) говорится, что «хорошо сбалансированные смеси растительных белков могут поддерживать человека в нормальном состоянии в течение длительного периода». И далее о количестве необходимого белка: «...безопасные уровни потребления белков в пересчете на молочный или яичный белок составляют для взрослых мужчин и женщин соответственно 0,57 и 0,52 г на 1 кг массы тела в день. Это равняется 37 г в день для стандартного мужчины массой в 65 кг и 29 г в день для стандартной женщины массой в 55 кг».
Выходит, что даже, не отказываясь от животных белков, а соблюдая правило 1:1 в соотношении белков животного и растительного происхождения, среднему мужчине потребуется в день всего около 20 г животного белка, содержащегося в 100 — 150 г нежирного творога. А это намного меньше сложившихся представлений о пищевых потребностях. Получается, что по сравнению с действующими в нашей стране белковыми нормами (кстати, почти самыми высокими в мире) позиция ВОЗ существенно ближе к воззрениям йогов.
На этапе Крийя-йоги происходит медленный, поэтапный отказ от привычных мясных продуктов. Кто ел мясо трижды в день, сокращает до двух, а потом и до одного раза. Те, чей рацион включал одно мясное блюдо в день, допускают один-два рыбных дня в неделю. И так постепенно переходят на два рыбно-мясных дня в неделю.
Еще одно возражение диетологов против полного вегетарианства — это недостаток витамина В12. Он содержится преимущественно в продуктах животного происхождения. Его дефицит приводит к малокровию. Однако народы многих восточных стран, веками живущие почти на полной вегетарианской диете, не страдают признаками этой болезни. Оказывается, их традиционные соусы к рису, которые готовятся методом сбраживания многих растительных ингредиентов, включая морские водоросли, являются своего рода концентратами витамина В12.
Доводом в пользу вегетарианства может служить изменение условий пищеварения. Кишечная микрофлора, от которой зависит не только расщепление составляющих пищи, но и синтез аминокислот и витаминов, во многом различна у мясоеда, лактовегетарианца (приверженца молочно- растительной диеты) и чистого вегетарианца. При обилии в пище мяса, белого хлеба и сахара меняется среда обитания кишечной микрофлоры, а соответственно и состав бактерий. Исчезают виды, которые в условиях сыроедения своей жизнедеятельностью восполняли дефицит некоторых веществ в, продуктах вегетарианского стола. И возникает порочный круг: потребление мяса увеличивает потребность в нем. Отказ от него при одновременном соблюдении строгих диетических правил, наоборот, уменьшает реальную потребность в содержащихся в мясе веществах. Однако йоги утверждают, что одного лишь отказа от мяса мало. Булки, пирожные, сахар и макароны, может, более вредны. Обладая антивитаминной активностью, они лишают ор<