II. Проблемная семья как социальная система. Профилактика жестокого обращения в семье.

КУРГАН

Профилактика жестокого обращения. Содержание и организация деятельности социального педагога культурно-образовательного центра по работе с проблемной семьей: Методические рекомендации для социальных педагогов культурно-образовательных центров / Сост. О.В. Мищенко, О.Г. Новых;

ГОУ «ЦПМСС». - Курган, 2011.- 82 с.

Составители:

Мищенко О.В., методист, социальный педагог ГОУ «ЦПМСС»

Новых О.Г., методист, социальный педагог ГОУ «ЦПМСС»

В пособии даны методические рекомендации по основным вопросам деятельности социального педагога с проблемной семьей в условиях культурно-образовательного центра, профилактике жестокого обращения с детьми. Особое внимание уделено нормативно-правовым документам, защищающим права ребенка.

Материалы могут быть использованы в работе социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе, инспекторов по охране и защите прав детей.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение.........................................................................................................................................4

I. Нормативно-правовая основа деятельности социального педагога КОЦ (извлечения из документов)

Конвенция о правах ребенка(извлечения)…………………………………………………......6

Семейный кодекс Российской Федерации(извлечения)…………………………………………..8
Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (извлечения)……13

Федеральный закон Российской Федерации №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (извлечения)………………….15

II. Проблемная семья как социальная система. Профилактика жестокого обращения в семье.

Психологическая характеристика семьи как малой группы. Функции семьи.......................28

Понятие и типы неблагополучных семей..................................................................................33

Жестокое обращение с ребенком в семье. Признаки. Причины. Последствия.....................43

III. Содержание индивидуально-профилактической деятельности социального педагога КОЦ с проблемной семьей

Модель организации работы по профилактике жестокого обращения в условиях культурно-образовательных центров Курганской области………………………………….66

Список литературы...................................................................................................................81

Введение.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. В развитие этих положений ст.19 Конвенции ООН о правах ребенка требует принимать все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, оскорбления, отсутствия заботы или эксплуатации со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Около 30% женщин, переживших в детстве сексуальное насилие и не получивших поддержки и профессиональной помощи, вступают в беспорядочные половые связи или занимаются проституцией. У мальчиков, подвергшихся жестокому обращению, в подростковом возрасте возникают такие формы девиантного поведения, как жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство.

Концепция государственной семейной политики в Курганской области на период до 2015 года направлена на формирование системы общественных и личных ценностей, ориентированных на семью с детьми, возрождение и укрепление престижа семьи, семейных традиций, родительского авторитета и профилактику семейного неблагополучия.

В Курганской области в сельской местности проживает более 50 % всего населения. С целью сохранения села и развития человеческого потенциала в нем в Курганской области с 2001 года начался процесс создания и развития культурно-образовательных центров. Важнейшее значение культурно-образовательные центры имеют и в профилактике жестокого обращения с детьми.

Культурно-образовательный центр - это одна из форм общественной самоорганизации детского и взрослого населения, создаваемая при участии органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений социальной сферы и других организаций с целью вовлечения членов сообщества в активную жизнедеятельность и решения задач местного самоуправления, а также создания благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения.

Деятельность социальных педагогов культурно-образовательных центров (КОЦ) ориентирована на выявление проблем семьи на ранних стадиях неблагополучия, что способствует более эффективной организации профилактической работы и достижению благоприятного результата. Данная работа требует высокого уровня квалификации социальных педагогов, знаний в области педагогики, психологии, возрастной физиологии, инновационных технологий в работе с семьей, социумом.

Одним из приоритетных направлений работы культурно-образовательных центров является профилактика семейного неблагополучия и работа с проблемной семьей. В рамках деятельности КОЦ организовано выявление и социально-педагогическое сопровождение семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и семей в социально-опасном положении. На 01.01.2011 года в культурно-образовательных центрах Курганской области, имеющих областной статус: в социально опасном положении семей – 104,детей в них – 206,из них охвачено работой по межведомственным планам – 100 %. Семей с детьми в трудной жизненной ситуации – 1756,детей в них – 3050,из них охвачено деятельностью КОЦ - 90%.

Обучение родителей навыкам бесконфликтного поведения с детьми осуществляется через организацию в рамках КОЦ психолого-педагогического просвещения, через организацию лекций, бесед, консультаций, а также семейных клубов. Дети и родители из проблемных семей активно вовлекаются во все мероприятия КОЦ, кружки, спортивные секции и клубы по интересам.

Первая глава данного методического пособия посвящена нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность социального педагога и культурно-образовательного центра в целом, где представлены извлечения из основных законодательных документов федерального и регионального уровней.

Во второй главе проблемная семья рассматривается как социальная система, указаны особенности таких семей, этапы работы с ней, признаки, причины и последствия жестокого обращения с ребенком в семье.

Третья глава посвящена организации индивидуальной профилактической работы с ребенком и его семьей в рамках культурно-образовательного центра при активном взаимодействии учреждений системы профилактики.

Данное пособие поможет социальным педагогам получить знания по выявлению, учету, организации индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении в условиях культурно-образовательного центра и получить знания по распознаванию признаков жестокого обращения с ребенком.

Глава 21. Приемная семья

Статья 151. Образование приемной семьи

1. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), не достигший совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.

2. Положение о приемной семье утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 155. Содержание ребенка (детей), переданного в приемную семью

1. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов Российской Федерации.

2. Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний- лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

безнадзорный- несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 111-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

(абзац введен Федеральным законом от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

Статья 9. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона

1. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также несовершеннолетние, их родители или иные законные представители вправе обратиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

2. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации,

физического или психического насилия,

оскорбления, грубого обращения,

сексуальной и иной эксплуатации,

выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

1) орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

2) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3) орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

4) орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

5) орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)

6) орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

(в ред. Федерального закона от 22.04.2005 N 39-ФЗ)

7) орган управления образованием - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

8) орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.

3. Информация, указанная в пункте 2 настоящей статьи, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающем ее конфиденциальность.

4. Должностные лица, родители несовершеннолетних или иные их законные представители и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ

Глава II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ

И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Группы. Функции семьи.

Проблемы семьи и брачно-семейных отношений всегда приковывали к себе внимание представителей разных наук и научных воззрений. Интерес психологии состоит главным образом в анализе чувств, настроений, привычек, проявляющихся в брачно-семейных отношениях, а также" социальных и природных источников этих психологических явлений.

Взгляд на брак и семью в современном мире претерпел кардинальные изменения. Центр значения семьи постепенно перемещается с экономических факторов на личностно-психологические, нравственно-эмоциональные факторы, хотя этот вопрос остается дискуссионным.

Так что же такое семья?

Толковый" словарь дает следующее определение семьи: «Семья- этоячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзеи родственных связях,т. е. на многосторонних отношенияхмежду мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами идругими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Как следует из определения, семья - сложное социально-психологическое явление. Можно выделить четыре наиболее распространенные ее характеристики:

семья— ячейка общества, малая социальная группа с присущими ей групповыми (семейными) ценностями, традициями, настроениями и перспективами;

семья- важнейшая форма организации личного быта, это сфера удовлетворения индивидуальных потребностей и социализации личности;

семья- супружеский союз, диада с присущими ей притязаниями и ожиданиями каждого из партнеров, в свою очередь являющихся носителями психологической поддержки на всех этапах ее жизнедеятельности;

семья- многостороннее отношение с родственниками, своеобразным микросоциумом, важнейшими психологическими механизмами которого являются взаимопонимание, взаимодоверие и взаимопомощь.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников и близких им людей. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать складывающиеся в ней взаимоотношенияпо типу:

Муж-жена.

Жена - дети.

Муж-дети.

Дети - родители.

Дети-дети.

Эти структурные характеристики семьи, имея относительную, независимость, представляют ее социально психологическое единство. Следовательно, могут быть разные варианты семьи, но полноценной семьей является такая, которая имеет в наличии все типы взаимоотношений.

Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей,характерных только для нее:

наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;

частичное различие в интересах и установках членов семьи;

наличие диады (супружеской пары), взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;

включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;

семья не связана совместной деятельностью в том смысле, как совместная деятельность производственных коллективов и групп.

В настоящее время известно около пятидесяти различных основании классификаций семьи. На сегодняшний день исследователи осуществляют классификацию семей по следующим признакам:

По количеству детей: бездетная (инфертильная), малодетная, многодетная семья.

По составу: неполная, отдельная, простая (нуклеарная), сложная, большая, материнская, семья повторного брака.

По структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов или другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них, с матерью(отцом), с детьми и т.д.

По структуре лидерства в семье: эгалитарные (демократические) и традиционные (авторитарные) семьи.

По семейному быту, семейному укладу: семья «отдушина», семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба, и семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.

По однородности социального состава (нация, уровень образования, профессия): социально - гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи.

По семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары.

По качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная семья.

По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в трудно доступных районах).

В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей. Говоря о браке, нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и степень готовности к его заключению - это далеко не одинаковые понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая подготовленность личности к браку означает восприятие целого комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним относятся:

готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и ответственности за их поведение;

понимание прав и достоинств других членов семейного союза, признание принципов равенства в человеческих отношения;

стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласование взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою очередь предполагает высокую нравственную культуру;

умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого человека и понимание его психических состояний.

Эти требования реализуются в разных семьях в разной степени. Этот очевидный факт позволяет ввести понятие «способностьк браку», предполагающие несколько слагаемых:

- Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, активно делать добро.

- Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т.е. «входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить духовное единство с другим человеком.

- Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения.

- Высокая этическая и психологическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Все эти способности являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

Рассматривая эти способности, можно сформулировать некоторые стереотипы отношенийсупругов, ведущих к стабилизации семьи:

реально смотреть на противоречия, возникающие на добрачной стадии;

не строить иллюзий и надежд на случай;

не избегать трудностей и не впадать в отчаяние;

познавать психологию партнера;

знать цену мелочам;

быть терпимым, уметь упреждать желания и потребности партнера;

контролировать свое поведение и речь;

иметь чувство меры;

осознавать причины и последствия неверности;

стремиться к единым подходам в воспитании детей.

Отмечая высокую значимость подготовленности каждой личности к браку, следует отметить, что прочность, судьба брака зависит от многих факторов. Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во внутрисемейных отношениях, можно представить в виде теоретической модели стабилизации семьи. Согласно ей факторы устойчивости семьи подразделяются на две группы: внешние - внутренние, объективные — субъективные.

Стадия формирования семьи

Партнерские функции:

осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;

создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;

развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;

налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;

распределение времени между домом и работой;

выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;

беседы между супругами о браке и будущем семьи

Постаревшая семья

Функции пожилых родителей:осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии;

воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей;

подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;

подготовление к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы;

Функции детей пожилых родителей: наряду сфункциями по развитию собственной семейной жизни проявлять

заботу о престарелых родителях;

помогать им, если это необходимо, материально и духовно;

подготовиться к окончательному уходу родителей;

подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).

История проблемы

Историю child abuse можно разделить на четыре периода (Oates, 1985). В первый период, продолжавшийся до 1946 года, существование насилия над детьми профессионально не выделялось как проблема, несмотря на то, что медицинские характеристики child abuse были впервые описаны в 1860 году французким врачом Ambrose Tardieu. За этим долгим периодом последовал период первых научных исследований, когда врачи разных специальностей, радиологи, педиатры, психиатры, описывали (1946-1962 г.г.) ряд неизвестных синдромов сломанных костей, кровотечений, синяков.(Caffey,1946; Astley,1953; Silverman,1953). Пристальное исследование этой проблемы связано с работами Henry Kempe и его группы. В1962 году был описан "синдром избитого ребенка" и вышли классические работы по этой теме. Основное внимание уделялось диагностике и происхождению этой проблемы.

С середины 1970-х гг. большинство исследователей пришли к выводу, что только медицинского подхода недостаточно для диагностики этой проблемы, и необходимо привлечение специалистов в области поведения. Ведущей идеей стала идея комплексного подхода, создание соответствующих институтов, которые включают в себя агенства по защите детей, правовую систему, суды и полицию. В этот же в большинстве стран Западной Европы и в Америке вышел ряд новых законодательных актов по защите детей.

Основные виды насилия (CAN)

Физическое насилие - нанесение ребёнку какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребёнка, нарушают его развитие или лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощёчин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажжёнными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Физическое насилие включает также вовлечение ребёнка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребёнка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнём. Необходимо сознавать, что все эти действия -действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Эмоциональное или психологическое насилие включает в себя постоянное отвержение или превращение ребенка в "козла отпущения" людьми, которые заботятся о нем. Для детей реальностью является мир, описываемый, изображаемый их родителями. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, допускают, что они являются плохими, глупыми или никчемными и могут иметь низкую самооценку и чувство несостоятельности. Эмоциональное насилие трудно доказать. Психологический терроризм (напр. запирание ребенка в темной комнате, угрозы) также относится к эмоциональному насилию.

Физическое пренебрежение. Неспособность обеспечить адекватно потребностям ребенка пищу, кров, одежду, гигиену. Эта форма дурного обращения наиболее близко связана с бедностью, но не всегда вызывается ею. Речь идет о детях, чьими потребностями пренебрегают родители или опекуны, а не просто о неимущих семьях, в которых дети при бедной одежде и недостатке гигиены любимы и чувствуют себя в безопасности дома. Пренебрежение медицинской помощью: несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. также может относиться к САN. Иногда данное пренебрежение является опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями и требуют немедленного вмешательства судебных органов.

Сексуальное насилие -это вовлечение зависимых, незрелых в детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают (понимают), на которую они не могут дать информированное согласие, или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли (Kempe 1978). Это широкое определение, и оно включает внутрисемейные и внесемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (например, обнажение, ласкание, детскую порнографию, оральные, анальные и генитальные сексуальные контакты). Инцестом называют всякую сексуальную активность между людьми, которые являются близкими родственниками (включая отчимов и опекунов).

Физического насилия

Дети младшего возраста, которые очень рано подверглись серьезному насилию, могут демонстрировать устойчивые признаки отставания в развитии и анормальные стили поведения:

• Ребенок может вести себя отстраненно, замыкаться в себе, не проявлять любопытства, быть чрезмерно уступчивым, «витать в облаках»; у него могут возникать проблемы с налаживанием отношений с другими людьми.

• Ребенок может ныть, хныкать, плакать, не ожидая, что кто-нибудь его утешит. Он также может воздерживаться от обращения к взрослым за помощью.

• У некоторых детей, которые подвергались серьезному насилию, было зарегистрировано состояние «холодной наблюдательности». Они не проявляют никаких чувств и эмоций, в то же время внимательно наблюдая за тем, что происходит вокруг них.

• Ребенок может ощущать неловкость или проявлять страх перед физическим контактом.

• Дети, подвергшиеся серьезному насилию, могут вести себя так, как будто они больны аутизмом. Многие из них не в состоянии нормально взаимодействовать с другими людьми и реагировать на окружающие их предметы. Многие дети младшего возраста, подвергшиеся серьезному насилию, проявляют значительное отставание во всех сферах развития.

• Ребенок демонстрировать полную зависимость от взрослых, вызывающую жалость и сострадание, в то же время будучи неспособным к формированию нормальной привязанности к любому взрослому человеку.

• Ребенок может казаться страдающим от депрессии или никак не проявлять свои эмоции. Он может не плакать от боли или обиды (или вообще никак не реагировать на боль или обиду) и не показывать удовольствие от приятных ощущений. В некоторых случаях дети, подвергшиеся насилию, не улыбаются и не играют.

Дети дошкольного возраста, подвергшиеся насилию,

могут проявлять следующие признаки:

- Ребенок может быть робким или пугливым. Во многих случаях такие дети вжимают голову в плечи, съеживаются, вздрагивают, уходят из помещения, пытаются «убраться с дороги» или иным образом выказывают свой страх перед родителями.

- Ребенок может проявлять чрезмерное стремление угодить, настойчиво добиваться похвалы или ласки, демонстрировать определенную «неразборчивость», пытаясь завязать дружеские отношения со всеми взрослыми, в том числе с незнакомцами.

- Ребенок может проявлять ранние признаки ролевой инверсии. Он может изо всех сил стараться удовлетворить малейшие прихоти своих родителей. Он может также «льнуть» к родителю, которые подвергает его насилию, активно выражая свою любовь к нему словами.

- У ребенка могут проявляться физические признаки стресса и тревожного состояния, включая

- физическое недомогание и регрессивное поведение.

- Ребенок может вести себя агрессивно по отношению к другим детям, закатывать истерики или быть чрезмерно «обидчивым».

Физическое насилие

· Преднамеренное нанесение ребенку физических травм и телесных повреждений

· Применение регулярных физических наказаний

В целом термин «насилие» относится к ситуациям, когда воспитатель преднамеренно (то есть не случайно) наносит ребенку травму или причиняет ему вред. О том, что ребенок стал жертвой насилия, обычно свидетельствует наличие характерных физических травм.

Если однозначно установить причину возникновения этих травм невозможно, то для выявления случаев насилия социальные работники должны опираться также на поведенческие и эмоциональные признаки, наблюдаемые у ребенка или его воспитателей.

Гематомы

Гематомы и синяки часто являются наиболее очевидным признаком насилия над детьми. Сами по себе синяки обычно не являются основанием для обращения за срочной медицинской помощью, однако здравый смысл подсказывает, что любая травма, приведшая к возникновению множественных гематом, может оказаться достаточной, чтобы вызвать другие серьезные повреждения, особенно когда речь идет о некоторых наиболее уязвимых частях тела. Если гематомы обнаружены в области живота, всегда есть вероятность разрыва внутренних органов. Гематомы могут также располагаться над местами переломов. Выявление гематом в районе головы, шеи, торса и гениталий должно стать основанием для поиска симптомов других, более серьезных проблем.

Ожоги

Примерно в 10 процентах случаев физического насилия имеют место ожоги. Ниже представлено описание преднамеренно причиненных ожогов и их возможных причин.

􀀛 Чаще всего встречаются сигаретные ожоги. Они имеют округлую форму, примерно одинаковый размер и углубление посередине. Такие ожоги могут выглядеть как обычные волдыри или более глубокие эрозии, в зависимости от того, как долго сигарета соприкасалась с кожей. Иногда горящую сигарету прикладывают к руке ребенка, чтобы тот перестал сосать большой палец. Ожоги от спичек и ароматических палочек похожи на сигаретные, но имеют меньший диаметр.

􀀛 О преднамеренности нанесения травм в ряде случаев свидетельствует форма ожогов. Сухие контактные ожоги возникают в результате того, что ту или иную часть тела ребенка прижимают к нагревательному прибору, например, к утюгу, батарее или решетке радиатора, или держат руку ребенка над горячей горелкой или электрической плитой. Такие ожоги имеют характерную, легко узнаваемую форму. Если ребенок случайно прикасается к нагревательному прибору, он б

Наши рекомендации