Специальность 09.02.04. «Информационные системы. (по отраслям)»

Специальность 09.02.04. «Информационные системы. (по отраслям)»

Москва, 2017 г.


ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) Комиссии УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УПР _____________ Соловьёва Е.А.. (подпись) (Ф.И.О.)
   
Протокол № 1 От «31 » августа 2017г.   Специальность 09.02.04. «Информационные системы. (по отраслям)»  
   
Председатель предметно (цикловой) комиссии ________ Карпова Л.Н. (подпись) ФИО  

Составитель (автор) Головач А.М. Преподаватель –организатор ОБЖ/БЖ_______

(ГБОУ СПО ТК № 34, Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,)

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

по ОУД.06«Основы безопасности жизнедеятельности»

разработаны для студентов 1 курса по специальности:

Специальность 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Специальность 42.02.01 «Реклама»

Специальность 43.02.11 «Гостиничный сервис»

Специальность 10.02.01. «Организация и технология защиты информации»

Специальность 09.02.04. «Информационные системы. (по отраслям)»

и предназначены для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Данные рекомендации будут способствовать:

· систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

· формированию умений использовать нормативную, справочную документацию;

· развитию познавательных способностей и активности студентов;

· формированию самостоятельного мышления способностей к саморазвитию;

· развитию исследовательских умений в процессе выполнения самостоятельной работы.

Общий объём времени составляет 39 часов, который равномерно распределён по всему учебному материалу. К каждому занятию даны:

· наименование раздела и темы, которые позволяют ориентироваться в изучаемом материале;

· цель самостоятельной работы, которая показывает уровень достижения студентами понимания тем выполненных заданий;

· наименование заданий что должен выполнить студент;

· вид контроля – это результат самостоятельной работы студента, который он предоставляет преподавателю для проверки выполнения заданий;

· список литературы с указанием изучаемых страниц, который позволит найти нужный теоретический материал для выполнения заданий.

Перед выполнением каждого задания студентами преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, разъясняя цель задания его содержание, ориентировочный объём работы основные требования к результатам работы, сроки выполнения критерии оценки, и указывает на типичные ошибки при выполнении задания.

Методические рекомендации

Стиль

1. Соблюдайте единый стиль оформления

2. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

3. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

• Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

2. Для фона и текста используйте контрастные цвета.

3. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные эффекты

1. Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

2. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации

1. Используйте короткие слова и предложения.

2. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

3. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

3. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

1. Для заголовков – не менее 24.

2. Для информации не менее 18.

3. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

4. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

5. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

· рамки; границы, заливку;

· штриховку, стрелки;

· рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

1. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Теперь о таком важном вопросе, как количество картинок на одном слайде. Как бы нам не хотелось, но нормальный человек просто не в состоянии удерживать в памяти много деталей. Поэтому надо принять за правило – чем больше мелких деталей на рисунках, тем меньше этих рисунков должно располагаться в кадре. И вообще, на слайде не стоит располагать больше трех рисунков! И опять же, не забываем про подписи к ним! Это тем более важно, что изображение не одно и, хотелось бы легче в них ориентироваться.

Текст. Текст на слайдах – еще один очень важный элемент презентации. Но постарайтесь не забыть, что это именно показ слайдов, а не текста доклада. Поэтому не стоит злоупотреблять временем слушателей. Если в качестве последних – ваши коллеги, то они, в лучшем случае, промолчат тактично. Но ни в коем случае не стоит подобное испытывать на учащихся! Вы рискуете потерять не только их внимание, но и, как минимум, интерес к данной теме окончательно. Текст на слайде должен быть краток. Слова должны быть не многосложны. И вообще, это скорее должны быть тезисы, а не текст!

Очень важный момент – насколько продолжительной должна быть презентация. По утверждениям психологов активное внимание у человека может длиться до 15 минут. Значит, презентацию нужно планировать минут на 10-12! С учетом того, что один слайд при средней наполненности просматривается от половины до полутора минут, то и количество слайдов, соответственно, может быть от 8 до 15-18.

Просмотрев свою работу полностью, оставьте за собой возможность менять слайды и щелчком мышки. Может пригодится!

Про собственно анимацию говорить не стоит, если это учебная презентация. Да и для делового этакого выпрыгивания текста или картинок будет выглядеть не солидно. Ну а вообще, не старайтесь делать на одном слайде более 2-3 видов анимации. Это просто утомляет.

При подготовке мультимедийных презентации возможно использование ресурсов сети Интернет, современных мультимедийных энциклопедий и электронных учебников. Удобным является тот факт, что мультимедийную презентацию можно будет дополнять новыми материалами, для её совершенствования, тем более что современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации.

Использовать учебные презентации на уроках можно при:

1. изучении нового материала,

2. закреплении новой темы,

3. проверки знаний.

Следует отметить тот факт, что систематическое использование учебных презентаций на занятиях приводит к целому ряду последствий:

1. происходит повышение уровня использования наглядности на уроке,

2. увеличивается производительность урока,

3. устанавливается прочная межпредметная связь с информатикой,

4. преподаватель, создающий и использующий мультимедийные учебные презентации, вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

ПЕРЕЧЕНЬ

самостоятельных работ по дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для студентов 1-го курса СПО

Специальность 09.02.04. «Информационные системы. (по отраслям)»

Наименование тем Кол-во час
Тема 1. Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья.  
Урок №2     1.1 Здоровье и ЗОЖ. Общие понятия о здоровье. ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. 1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья.Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.  
СР№1.Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья
Урок №5   1.4 Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.  
СР№2.Составить анкету режима жизнедеятельности в течении вашего рабочего дня и дня отдыха. СР№3.Отметить положительные и отрицательные моменты в своем характере.
Урок №8     1.7. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».  
СР№4.Мое представление о брачных отношениях.и влияние распространён- ных инфекций на репродуктивное здоровье родителей»
Тема 2. Государственная система обеспечения безопасности населения  
Урок №9   2.1. Общие понятия и классификация ЧС природного и техногенного характера. 2.2. Характеристика ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС согласно плану ОУ (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).  
СР№5 Презентация. Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Урок №10 2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от ЧС.  
СР№6.Презентация. РСЧС и ГО. Современные средства поражения и их поражающие факторы.
Урок №11     2.4. ГО - составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи ГО. Структура и органы управления ГО. Мониторинг и прогнозирование ЧС. 2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях ЧС.  
СР№7 Изготовление ватно-марлевой повязки.
Урок №15   2.9. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.  
СР№8. Презентация. «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника
Урок №16     2.10. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС. Полиция РФ — система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой МП «03». Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения РФ от ЧС мирного времени. Правила поведения в экстремальных ситуациях. Психология поведения в чрезвычайных ситуациях. Уголовная ответственность несовершеннолетних.  
СР№9 Презентация «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Тема 3. Основы обороны государства и воинская обязанность  
  Создание советских ВС, их структура и предназначение.Основные предпосылки проведения военной реформы ВС России на современном этапе. Функции и основные задачи современных ВС России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности.  
СР№10 Презентация,создать таблицу всех военных реформ со времени царствования Ивана Грозного до наших дней.  
Урок №21. 3.3. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.  
  СР№11. История создания, предназначение, структура войск: Сухопутные войска, ВВС, ВМФ, Ракетные войска, Космические войска, ВДВ.
Урок №23.   3.6. Прохождение военной службы по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. 3.7. Альтернативная гражданская служба. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохожденияальтернативной гражданской службы.  
СР№12Описать историю стрелкового оружия в России. История создания автомата Калашникова и его боевой путь.
Урок №27. 3.10. Как стать офицером Российской армии. Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для ВС РФ.  
СР№13.Офицер России.Подобрать материал о лучших качествах офицеров в ВОВ и в наши дни
Тема 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.  
Урок №37   4.10. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний.  
    СР№14. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья.
    ИТОГО:

Отдыха.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ

1. «Основы безопасность жизнедеятельности»: Для учащихся 10 классов А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, — 367 с.: ил. — ISBN Смирнов А.Т., Б.И. Мишин, ВА. Васнев изд-во «Просвещение» -5-е издание - М. 2017г
2 «Основы безопасность жизнедеятельности»: Для учащихся 11 классов А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: 336 с.: ил. — ISBN изд-во «Просвещение» -5-е издание - М..2017г

• Айзман Р. И., Омельченко И. В. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для бакалавров. — М., 2013.

• Аксенова М., Кузнецов С., Евлахович и др. Огнестрельное оружие. — М., 2012.

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для сред. проф. образования. — М., 2015 Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник для сред. проф. образования. — М., 2016.

Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

• Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности.

• Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

• Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное учебное издание для обучающихся по профессиям в учреждениях сред. проф. образования. — М., 2014.

• Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронное приложение к учебнику для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

• Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е. Л. Безопасность жизнедеятельности: электронный учебно-методический комплекс для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

• Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. образования. — М., 2014.

• Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся старших классов средних.

• образовательных учреждений и студентов сред. спец. учеб. заведений, а также преподавателей

• этого курса. — М., 2014.

• Микрюков В.Ю. Азбука патриота. Друзья и враги России. — М., 2013.

Основные источники:

1. «Основы безопасность жизнедеятельности»: Для учащихся 10 классов А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, — 367 с.: ил. — ISBN Смирнов А.Т., Б.И. Мишин, ВА. Васнев изд-во «Просвещение» -5-е издание - М. 2017г
2 «Основы безопасность жизнедеятельности»: Для учащихся 11 классов А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: 336 с.: ил. — ISBN изд-во «Просвещение» -5-е издание - М..2017г

Дополнительные источники:

1. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

2. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О противодействии терроризму», « О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», « О гражданской обороне».Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. -М.

3. Научно–практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности» (периодическая литература)

4. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил РФ.

5. Военная доктрина Российской Федерации. Вестник военной информации. -2010.-№5.

6. Арустамов Э.А. и др. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. сред. проф. уч. зав. 5-е изд. -М.,2011.

7. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов, 2-е изд./ Под ред. Михайлова Л.А. – СПб. Питер, 2010.

8. Глаголев О.Б. Основы безопасности жизнедеятельности за 24 часа. Ростов н/Д: Феникс, 2012.

9. Учебно-методические материалы для преподавателей-организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности – А.В. Шагаев - уч. метод. пособие, Саранск, 2015 г.

10. Муравьев А.Г. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8-11 кл.: метод. пособие,-М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная литература

1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Смирнова А.Т. Фролов М.П. Литвинов Е.Н. «Издательство – Астрель» 2015.

2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Смирнова А.Т. Фролов М.П. ЛитвиновЕ.Н. «Издательство – Астрель» 2015.

3. Основы безопасности жизнедеятельности учебники 10 класс для общеобразовательных учреждений В.В.Марков, В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородского М: Дрофа 2004 -320 и 288 стр.

4. Основы безопасности жизнедеятельности учебники 11 класс для общеобразовательных учреждений В.В.Марков, В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородского М: Дрофа 2004 -320 и 288 стр.

5. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. – М., 2005.

6. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2015.

7. Символы России и Вооруженных Сил М.Г.Иванов М: « Армпресс» 2016. 85 с.

Специальность 09.02.04. «Информационные системы. (по отраслям)»

Москва, 2017 г.


ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) Комиссии УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УПР _____________ Соловьёва Е.А.. (подпись) (Ф.И.О.)
   
Протокол № 1 От «31 » августа 2017г.   Специальность 09.02.04. «Информационные системы. (по отраслям)»  
   
Председатель предметно (цикловой) комиссии ________ Карпова Л.Н. (подпись) ФИО  

Составитель (автор) Головач А.М. Преподаватель –организатор ОБЖ/БЖ_______

(ГБОУ СПО ТК № 34, Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,)

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

по ОУД.06«Основы безопасности жизнедеятельности»

разработаны для студентов 1 курса по специальности:

Специальность 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Специальность 42.02.01 «Реклама»

Специальность 43.02.11 «Гостиничный сервис»

Специальность 10.02.01. «Организация и технология защиты информации»

Наши рекомендации