Тема: «ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ»
План:
• определение общения,
• уровни общения,
• функции общения,
• элементы общения,
• каналы общения,
• факторы, способствующие общению,
• стили общения
• терапевтическое и нетерапевтическое общение.
«Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом своим почитаю сказать, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания». М. Я. Мудров
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
Существует ТРИ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ:
- внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо)
- межличностный (между двумя и более людьми)
- общественный (между большими группами)
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ: 1. информационная (предоставление информации)
2. экспрессивная (эмоциональная).
3. регулятивная (воздействие на сознание и поведение).
ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕНИЯ:
Для того, чтобы общение было эффективным оно не должно ограничиваться только передачей информации. Эффективное общение состоит из пяти элементов:
- отправитель – кто передает информацию;
- сообщение – посылаемая информация;
- канал – форма отправки сообщения;
- получатель – кому посылается сообщение;
- подтверждение – способ уведомления отправителя, что сообщение получено.
КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ:
1. СЛОВЕСНЫЙ (ВЕРБАЛЬНЫЙ)
Вербальное общение м.б. эффективным, если:
- хорошо владеть литературным языком, избегая всевозможного словесного мусора, профессионального жаргона, развязности;
- следить за интонацией голоса. Интонация должна соответствовать содержанию.
- говорить медленно, громко, но не кричать, простыми, короткими фразами.
- уметь грамотно излагать свои мысли.
- по возможности задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые предполагается получить
полный ответ. Вопросы на которые можно ответить «Да» или «Нет» называются закрытыми).
Подумайте и дайте ответ, что такое вербальный интеллект?
Вспомним рецепт, выписанный для больного одним из героев стихотворения Юны Мориц:
"Таблетки, микстура и теплое слово,
Горчичники, банки и нежное слово, - Ни капли холодного, острого, злого! Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова - не лечат больного!"
В Вашей практике могут встретиться пациенты, глухонемые от рождения или потерявшие речь в результате заболевания (инсульт, следствие травмы черепа и др.).
Вы можете общаться с ними:
• письменно
Эффективность письменного общения зависит от того, умеет ли человек читать, понимать, видеть написанное сообщение.
Письменное общение может быть эффективным, если:
- писать аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);
- выбирать правильно размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите ручкой с черной или синей пастой, печатными буквами на белой бумаге);
- включать в записку всю необходимую информацию;
- писать грамотно, ошибки подрывают авторитет сестры;
- выбирать простые и понятные слова;
- точно указывать время;
обязательно подписывать сообщение;
- человеку, не умеющему читать, рисовать рисунки.
• посредством карточек с рисунками
• через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос "Да").
Всё это относится к бессловесному (невербальному) общению, владение которым также важно в работе медсестры, как и вербальным.
БЕССЛОВЕСНЫЙ (НЕВЕРБАЛЬНЫЙ)
К этому типу общения относятся:
а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.
Подумайте и дайте ответ, как должна выглядеть и вести себя медицинская сестра и почему?
б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ ("язык тела").
Как строго необходимо контролировать свои жесты, мимику и слова, иллюстрирует пример из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова:
"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:
- Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспокойстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: "Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!" И эту фразу он повторял многократно в дни перед кончиной".
Подумайте и дайте ответ,
какие жесты считаются недопустимыми?
каким должно быть выражение лица медицинской сестры при общении с пациентом?
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.
Обычно выделяют четыре психологических расстояния (зоны комфорта):
- интимное - менее 40 см,
- личное - 40см - 2 м
- социальное - 2 - 4 м,
- открытое - более 4 м.
Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности, часто приходиться «вторгаться» в личную и интимную зоны комфорта пациента. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого участника общения и находить приемлемое и для сестры и для пациента расстояние.
Если больной подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.
г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.
К невербальному типу общения примыкают и так называемые ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:
* пауза
* интонация
* возгласы и восклицания
* тон, звучность, тембр голоса
* дикция
* скорость речи
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:
* тишина
* конфиденциальнсть
* адекватное освещение, отопление и вентиляция
* удобная поза
* уверенная манера общения
Подумайте и перечислите факторы, которые могут мешать процессу общения.
Важную роль в общении играет "эффект ореола" - первый образ восприятия, доминирующий впоследствии достаточно долгое время.
Как Вы думаете, что конкретно должна учесть медсестра для того, чтобы первое впечатление от знакомства было у пациента благоприятным?
В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ. Различают 5 стилей общения:
1) давления (авторитарный);
2) уступки;
3) компромисса;
4) сотрудничества;
5) избегания.
Подумайте и самостоятельно охарактеризуй каждый из стилей общения. Какой стиль наиболее близок Вам лично и какой, Вы считаете наиболее приемлемым для сестринской работы? Почему?
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:
а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении).
б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:
1) терапевтическое, эффективное
2) нетерапевтическое, неэффективное
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
Пример терапевтического общения:
"Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько плачет. Как снять боль у малыша?
Мать ребенка берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало. Что же произошло? Ведь не поцелуй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувствительных нервов!" (Шамов).
Уместно снова вспомнить слова М.Я. Мудрова, еще в 1820 году писавшего: "Есть и душевные лекарства, которые врачуют тело".
ЗАПОМНИТЕ! ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.
ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
1) Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и близкими пределах.
2) Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Страх - это эквивалент боли.
3) Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.
Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
Пример нетерапевтического общения: медсестра говорит пациентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: "От головной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда".
Самостоятельно сформулируйте определение нетерапевтического общения.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
1) ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.
Александр Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, пишет:
«Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с Вами - часть лечения.
Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внимании. Больные люди - особенно. Для многих несчастных Ваше внимание - единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!
Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте и одобряйте его.
Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уверенно и ласково: "Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим". Как можно чаще спрашивайте больного:
- Может быть, Вам что-нибудь нужно?»
2) ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ.
Медсестры используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение -единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке или соучастии, сопереживании, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.
Недаром добрые руки медсестры стали как бы символом профессии.
"Это же очень по-человечески - просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так просто чувство близости возникает. Страшно человеку - так сядь, выслушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И, по-моему, это очень важно, потому что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том дело, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться некому. А так им сразу легче становится" (Патриция Беннер).
3) КОНТАКТ ГЛАЗ.
Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его - тогда еще молодого врача - пригласили проконсультировать знаменитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: "Я обращался ко многим медицинским светилам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сейчас я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я поверил".
Нам нравятся люди с открытым и дружелюбным взглядом, искренней улыбкой, доброжелательным и дружественным выражением лица, с преимущественно низким голосом.
4) СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА.
Вербальная социальная поддержка: положительное высказывание в адрес пациента, похвала, благодарность и т.п.
Невербальная: прикосновение, объятие, кивок головы, улыбка и т.п.
Помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет на его здоровье.
НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
• ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ИЛИ НЕВНИМАТЕЛЬНОЕ ВЫСЛУШИВАНИЕ.
• БЕЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ.
Нередко можно слышать, как о пациенте говорят: "диабетик", "язвенник", "ревматик". Эти неологизмы затеняют, отодвигают на задний план индивидуальность пациента, вызывая у него негативную реакцию. Во избежание упрека в невежливости, а то и в грубости, иногда используют, обращаясь к больному, уменьшительные эпитеты: "голубушка", "бабуля" и т.д. Медицинские работники словно отгораживаются ими от больного, возводят между собой и пациентом незримую, но непреодолимую преграду.
• НЕОПРАВДАННОЕ ДОВЕРИЕ
Медсестра поручает престарелому пациенту самому в определенные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забывает об этом и лечение становится неэффективным.
• СТОЙКОЕ ИЛИ ИСПУГАННОЕ МОЛЧАНИЕ.
• ФАЛЬШИВОЕ УСПОКАИВАНИЕ.
• МОРАЛИЗИРОВАНИЕ.
Медсестра внушает пациенту: "Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь".
• КРИТИКА, НАСМЕШКА, УГРОЗА.
Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: "И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким - то гемоглобином, интересно мне знать!"
Подумайте и ответьте на вопрос: «Отчего зависит мастерство общения медицинской сестры?»
ЗАДАНИЕ НА ДОМ:
· письменно ответить на поставленные в лекции вопросы
· записать в конспект лекции «Десять «ДА» терапевтического общения (учебник стр. 35-36)