Мы подопытные «животные» Ноосферы?

В работах лаборатории И.П.Павлова животных ставили в ситуацию неразрешимого конфликта, то есть вызывали у них состояние хронического дистресса. И подопытные животные заболевали экспериментальным неврозом, преждевременно становились дряхлыми и страдали различными соматическими недугами.

Люди тоже очень часто попадают в морально безвыходные ситуации. Например, вот тебе, дорогой мой читатель, пример на чрезвычайно сложный моральный выбор: произошло кораблекрушение и на поверхности остался (ась) ты и мать с женой (мужем). А на спасательном ботике всего одно место. Кого ты будешь спасать в первую очередь?

Как бы ты ни поступил - любой выбор означает твою смерть – быструю, если ты спасешь кого-либо из них, а сам предпочтешь сразу пойти ко дну. Или же медленную - от психосоматоза, если решишь спасти себя. В жизни нам приходится частенько решать примерно такие же дилеммы. Но в подавляющем большинстве случаев они не такие острые, как в приведенном примере. Но от этого они не становятся менее смертоносными!

Как приблизить обезьяну к человеку?

Один из самых эффективных механизмов получения экспериментального невроза у обезьян с симптомами гипертонии и прединфарктным состоянием заключается в том, что “лидера” группы начинают кормить в последнюю очередь, а к его самке подсаживают другого, “подчиненного” самца.

Нарушается его “зоосоциальный статус” и этого оказывается достаточным для катастрофического нервного срыва. Данное животное, конечно же, не может согласиться с внезапным падением своего статуса - ведь его не победил в честном бою «подчиненный». Но сделать в этой ситуации ничего не может.

©Имеются две категории людей: те, кто преимущественно стремится к успеху, рискуя утратить достигнутое, и тех, кто главным образом страшится неудач.

То же самое и с человеком. Практически все люди имеют или биологические, или онтогенетические, или социальные или феноменологические основания для постоянного нахождения в стрессе. Естественно, долго это продолжаться не может! Рано или поздно, но что-нибудь начнет «рваться» в его организме. И чаще всего в «тонких» местах.

Если ты считаешь, что потерял – ты уже потерял!

Действительная (или воображаемая) потеря (или же хотя бы угроза потери) может привести сначала к острому или хроническому стрессовому состоянию, а затем уже к к маскированной депрессии. В свою очередь она приводит к снижению толерантности личности к психическим и физическим нагрузкам и подавлению иммунного ответа организма на повреждающие факторы.

Если человек чувствует, что от него в жизни уже ничего не зависит, что он игрушка в руках неведомых и мощных сил, то у него может развиться ощущение безвыходности и безнадежности. В результате человек попадает в ситуацию постоянного ожидания неприятностей. А от этого у него развивается хроническое стрессовое состояние.

Ленность - это глупость тела, а глупость - это ленность ума.

И.Зейме.

Е.Блейлер считал, что даже самое внешне незначительное событие, если оно будет ЛИЧНОСТНО значимо для конкретного человека, может стать первоначальным исходным пунктом, вызывающим болезненные расстройства. То есть невроз у человека образуется тогда, когда он не имеет того, что ХОЧЕТ иметь. Таким образом, невроз появляется как результат субъективных умозаключений, а не стечения обстоятельств.

Глава шестнадцатая, в которой мы поговорим еще об одном механизме, запускающем процесс психосоматизации – потере смысла жизни.

В современном мире очень мощным фактором, в результате воздействия которого запускается механизм психосоматизации, является потеря смысла жизни.

Нужен ли нам смысл жизни?

Своеобразной альтернативой монадологическому подходу, который провозглашает, что человек является существом, которое интересуется только собой, поскольку для него важно лишь сохранение или соответственно восстановление гомеостаза, является созданная Франклем теория логотерапии и экзистенциального анализа. Основным тезисом его учения о стремлении к смыслу является следующее положение: человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

©Симпатичность - оттиск души на лице.

Франкл выделяет три группы ценностей:

1.Ценности творчества, то есть что мы даем жизни. Основным путем их реализации является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие.

2.Ценности переживания, то есть что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей).

3.Ценности отношения, то есть те позиции, которые мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Но Франкл считает, что при любых обстоятельствах человек властен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл.

Человек любит поговорить о своих болезнях, а между тем это самое неинтересное в его жизни.

А.П.Чехов.

Правильной постановкой вопроса является, согласно Франклю, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. “Ставить вопрос в общем виде - это все равно, что спрашивать у чемпиона мира по шахматам: “Скажите, маэстро, какой ход в шахматах самый лучший?” Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он является единственным и единственно истинным.

Наши рекомендации