Станет ли ребенок чище, если его валять в грязи?
Если же ребенка все время ругают, сравнивают с соседским мальчиком, который радует родителей, то у него может сформироваться образ себя как совершенно никчемного человека, не способного ни на что хорошее. Его не спасут даже отличные оценки, которые он будет получать в школе.
Подсознательная программа, сформированная родителями, всегда будет восприниматься как более правильная, как единственно объективная реальность. А успехи - как временные достижения, которые, конечно же, им обязательно будут бездарно растранжирены.
Если ребенка заставить сделать какое-либо действие, которое физически для него невыполнимо на том этапе жизни (я называю это "проблемой большого ведра" - когда ребенок пытается поднять слишком тяжелое для него ведро с водой), то его, кроме сиюминутного разочарования, ждут более серьезные неприятности.
Если он в детстве будет постоянно терпеть подобные неудачи, то в дальнейшей жизни может стать очень неуверенным в себе человеком с мощным комплексом неполноценности. Он на своем горьком опыте убеждается, что к чему - либо стремиться - совершенно бесполезно. И внутри него появляется программа: «Я неудачник! У меня никогда ничего хорошего не получалось! И вряд ли получится!». А программа, как мы уже поняли – штука самореализующаяся.
Как можно испортить ребенка?
Практический опыт свидетельствует, что самый эффективный способ испортить ребенка, сделать его пугливым и напряженным - это как можно чаще подавлять его волю. А лучший способ разрушить его личность - бить его часто и больно, так, чтобы он плакал.
В результате человека может всю жизнь преследовать страх: “Я делаю что-либо и у меня не получается. Значит сейчас меня изобьют!” Самое плохое то, что эту его неосознаваемую установку чувствуют другие люди. И начинают относиться к нему так, как он “просит”. То есть “избивать” его!
В детстве родители для ребенка чисто в физическом плане были великанами. Относительно них он был практически бессилен и ничего не умел. И если родители вели себя с ним соответствующим образом («Я великан, а ты – никчемный пигмей!»), то в голове у такого человека может на всю жизнь остаться подавляющий его психику образ взрослого человека, по сравнению с которым он мелок и ничтожен. И к ЛЮБОМУ взрослому человеку он будет относиться как к великану.
В нашем мире опасность угрожает тем, кто ее боится.
Б.Шоу.
Это программу, если она сформировалась таки внутри человека, он будет вынужден постоянно и с большими усилиями преодолевать. Что может привести к истощению психики и к психосоматозу.
Человек давно вырос большим и внешне очень сильным. Но эта программа будет делать его нерешительным и слабым, обеспечивая ему поражение даже в случае борьбы с заведомо более слабым противником.
Мавр должен уйти?
Если для ребенка программа - стать большим и сильным - достаточно важна для развития, то сохранение ее в рабочем состоянии у взрослого человека хрупкого телосложения может стать основой для развития невротического состояния. Человек будет все время стараться стать больше и сильнее, то есть, как ему кажется, лучше, чем он есть на самом деле. А так как это невозможно, то нереализованная программа будет вызывать эмоцию неудовлетворенности собой.
Если ребенка, ради того, чтобы он был послушным, пугать милиционерами, которые его заберут от родителей, то у него, когда вырастет, вполне может остаться подозрительное отношение ко всем тем, кто носит форму.
Таким образом, если родители не искушены в науке воспитания детей или же находятся под влиянием ложных представлений о том, как это делается, (т.е. у них неадекватные программы воспитания детей), то в ребенка будет вложено масса вредных представлений, на которые он будет потом ориентироваться в своей жизни как на верные.
Страх - дело наживное!
Недавно я лечил одну женщину, которая воспитывалась сильно - пьющими родителями. В детстве она очень боялась темноты. И само по себе в этом нет ничего болезненного. Почти каждый ребенок боится оставаться в темноте один, так как инстинкт говорит, что это опасно.
Но родители этой девочки вместо того, чтобы успокоить ее и показать, что ей нечего бояться, что она защищена, наоборот, ставили ее перед темным окном и смеялись над охватывающим ее страхом. Немудрено, что у нее сейчас диагностируется тревожно - мнительный характер. Многие из нас всю жизнь страдают от железных шипов подобного "воспитания". У каждого из нас есть "задний двор", где чертополох перемешан с цветами. И никто не пережил идеального детства.
Как резюме к этой части своей книги, где я говорю о том, что «Если ребенка…, то он…», хочется сказать, что такое воспитание имеет некоторое рациональное зерно. Когда родители стращают своих детей чем-либо, они внедряют в них экзистенциальный страх. Родители не понимают – зачем это делают, но на самом деле они при этом как бы говорят: пусть ребенок будет больным, невротичным и социальным дезадаптантом. Но живым, а не мертвым!
Я привел примеры программирования, которые воздействуют на поведение человека в ряде случаев всю жизнь. Если человек и освобождается от них, то с большим трудом и моральными метаниями. Но многие программы продолжают отравлять жизнь человека почти до самой смерти.
Любовь как животворящая сила!
Очевидно, что каждый из нас обладает гибким интеллектом в таком огромном объеме, который в нашем теперешнем состоянии даже трудно представить. Однако большинству из нас внушалось совершенно иное представление о себе: «Ну что ж, кому то дано, а кому то и нет», «Где ты был, когда раздавали мозги?», «Ну ни чего, хорошие посудомойки тоже нужны!»
Одна печаль вытесняет другую. Сидя на булавке забываешь зубную боль.
А.Беннет.
И никто еще не смог измерить ту деформацию психики, что произошла в результате такого “воспитания”. Правда, это беда не только нашей страны.
«Марсианскому разуму» земляне могут представиться подобными первобытным племенам, которые были обнаружены исследователями в отдаленных районах земного шара. На момент обнаружения все люди в этих племенах были больны малярией. Будучи больными всю жизнь, эти туземцы не моли даже представить, что такое чувствовать себя хорошо. Мы даже представить себе не можем – на что способен наш мозг, если его правильно «воспитывать».
Взрослый, который по всем человеческим критериям подходит под определение гения, на самом деле является таковым благодаря стечению благоприятных для него обстоятельств, которые позволили ему сохранить большую часть гибкого интеллекта в рабочем состоянии.