Занятие 3. Материнское поведение.

Занятие 3. Материнское поведение.

Психология родов и последового периода.

1. Психологическая готовность к родам.

2. Психологическая готовность к материнству.

3. Психологическая подготовка к родам.

4. Недоношенные младенцы.

5. Младенцы, относящиеся к группе риска.

6. Типы материнского поведения и отношения.

7. Послеродовые психические состояния.

Психологическая готовность к родам.

Филиппова Г.Г. предлагает выделять пять уровней психологической готовности к родам:

Нулевой уровень - полное отсутствие психологической готовности к родам. Характеризуется паникой в родах, сильными волнениями и наличием большого количества страхов, длительным труднопереносимым болевым периодом, негативным восприятием родов, получением послеродового стресса и возможными медицинскими осложнениями.

Характерным критерием отсутствия полной собственно психологической готовности к родам является тот факт, что женщина торопит роды, хочет поскорее родить, желает, чтобы все быстрее кончилось, несмотря на свое спокойное и уверенное состояние.

1 и 2 уровни - наличие моральной готовности к родам. Характеризуются уверенным вхождением в роды, спокойствием и отсутствием страхов на протяжении родового процесса.

Первый уровень - частичная моральная готовность. В отличие от второго уровня, вышеописанное состояние присутствует в одни периоды родов и отсутствует в другие.

3 и 4 уровни - собственно психологическая готовность к родам. Характеризуется наряду с наличием полной моральной готовности еще и полным принятием родового процесса, включая и возможные негативные моменты, и нахождением роженицы в состоянии "здесь и теперь", что обеспечивает ей вхождение в родовой энергетический поток и относительно безболезненные роды.

Гештальт младенчества – комплекс характеристик, свойственных детенышам высших животных, которые включает в себя специфические особенности внешнего вида, запаха, звуков, движений и прочих характеристик, которые вызывают у родителей стремление оберегать и заботиться. Компоненты гештальта младенчества можно разделить на 3 категории:

§ Физические свойства.

§ Поведенческие особенности.

§ Инфантильная результативность - физиологическое функционирование ребенка, инфантильный стиль движений/поведение, инфантильный продукт деятельности.

Структура психологической готовности к родам.

В структуре психологической готовности к родам можно выделить пять основных компонентов:

1. Телесный – включает готовность тела как организма к родовой деятельности:

§ наличие – отсутствие нарушений в здоровье;

§ конституциональный тип (например, узкое/широкое расположение тазовых костей);

§ готовность мышц к предстоящей нагрузке.

2. Когнитивный - включает комплекс представлений, стереотипов и знаний:

§ о самом процессе родов,

§ о необходимых действиях роженицы во время родов,

§ о том, каков может быть результат родов, и как поведение женщины в родах на него влияет.

§ всевозможные негативные последствия.

3.Эмоциональный – комплекс отношений, чувств, переживаемых эмоций:

§ возможные страхи и опасения женщины по поводу предстоящих родов;

§ уверенность/неуверенность женщины в благополучном протекании собственных родов.

Например, из-за недостатка знаний женщина может испытывать волнение и др. Женщина может бояться этого и бессознательно стремиться избежать этой участи.

4. Мотивационный – принятие женщиной решения:

§ родить, разрешение себе испытать этот неизвестный опыт,

§ сильные колебания между «хочу – должна – не хочу», выражающиеся в волевом параличе, когда решение не принято, а возможности отменить роды, отказаться от них нет.

5. Семейный – включает в себя восприятие женщиной комплекса взаимоотношений с мужем, его:

§ включенности – отстраненности в процесс беременности,

§ ожидания ребенка, родов.

Психологическая готовность к родам может формироваться как спонтанно, так и целенаправленно с использованием метода психотерапевтических занятий по подготовке к родам для семейных пар в период беременности.

2. Психологическая готовность к материнству.

Недоношенные младенцы

Наиболее очевидным и частым признаком недоношенности является низкий вес младенца при родах. Международная организация здравоохранения дает следующее уточнение понятия «низкий вес»: новорожденный, весящий менее 2,5 кг, испытывает потребность в особом лечении и уходе

Два вида недостаточного веса новорожденных.

Первый из них относится к недоношенным детям.Младенец, родившийся ранее 35-й недели беременности (37-й недели после последней менструации матери) является недоношенным, и большинство недоношенных младенцев обладают при рождении недостаточным весом.

Ко второму виду относятся своевременно родившиеся младенцы с недостаточным весом при рождении. Таких детей называют доношенными новорожденными с недостаточным весом. Одна из причин низкого веса таких детей — плохое питание плода во время беременности.

Недоношенные младенцы рождаются по ряду причин.

§ Наиболее распространенная из них – множественные роды: двойня, тройня и т. д.

§ Болезни или аномалии плода,

§ Курение или употребление различных препаратов матерью во время беременности,

§ Неправильное питание.

§ Болезни матери.

Сразу после рождения недоношенные младенцы сталкиваются с большими трудностями при адаптации к внешнему миру, чем нормальные дети.

Проблемы.

1. Распространенной проблемой является температурный контроль. У недоношенных меньше жировых клеток, чем у доношенных младенцев. Им сложнее поддерживать необходимую температуру тела. Вот почему недоношенные новорожденные с недостаточным весом немедленно после родов помещаются в специальные инкубаторы.

2. Другой серьезной проблемой является питание в течение позднего фетального периода (фетальный период: с 11/12 недели до родов). Создается впечатление, что в течение первых нескольких месяцев жизни такие младенцы не могут догнать здоровых новорожденных в весе и росте.

Многие ученые считают, что последствия недоношенности могут еще долго напоминать о себе после окончания младенческого периода.

Исторически все исследования показывали, что первые 3 года жизни эти младенцы больше страдают от болезней, обладают более низкими баллами по коэффициенту интеллекта, отличаются большим количеством поведенческих нарушений, чем нормальные дети, родившиеся в срок.

Однако в более поздних исследованиях было доказано, что такие трудности появляются менее чем у одной четверти недоношенных младенцев. И все же среди детей, имеющих такие диагнозы, как нарушение способностей к обучению, гиперактивность или нарушение концентрации внимания, исследователи находят большой процент тех, кто родился раньше срока.

Ко всем подобным сообщениям следует относиться с известной долей осторожности. Нельзя делать вывод о том, что недоношенность является причиной этих нарушений. Хотя такие младенцы могут хуже адаптироваться к родовому стрессу, связь между недоношенностью и возникающими позже проблемами может оказаться более сложной.

Поэтому преждевременность появления на свет зачастую является лишь симптомом наличия аномалии, а не ее причиной.

1. Некоторые из проблем, возникающие у недоношенных детей на следующих стадиях развития, могут появляться из-за особенностей обращения с ними в первые недели их жизни. Вследствие необходимости содержания их в инкубаторах они меньше времени проводят в контакте с родителями, чем обычные дети.

2. Очень мало недоношенных младенцев приспособлены к кормлению грудью; немногим из них подходит искусственное вскармливание; некоторые вообще не умеют сосать первые несколько дней жизни. Следовательно, они не имеют социальных переживаний, получаемых нормальными детьми во время кормления и помогающих вырабатывать раннюю привязанность.

3. Кроме того, некоторые родители могут быть не такими внимательными к своим «преждевременным» детям, поскольку они внешне непривлекательны или больны, отличаются характерным пронзительным раздражающим криком.

Проводились особые исследования недоношенных младенцев, родители которых участвовали в уходе за ними в госпитале. Такие родители научились чутко реагировать на незначительные и практически незаметные поведенческие проявления своих малюток, которыми те выражали дискомфорт и наличие неких потребностей. В свою очередь, дети, на каждой стадии своего развития, демонстрировали значительное улучшение своего состояния. Еще в младенческом возрасте они начинали более адекватно выполнять социальные и интеллектуальные задачи (по сравнению с недоношенными младенцами, чьи родители не ухаживали за ними в клинике). К 12-летнему возрасту исследуемые дети демонстрировали повышенную интеллектуальную и социальную осведомленность.

Некоторые из нежелательных последствий недоношенности могут компенсироваться и условиями среды, окружающей ребенка в первый год жизни.

В пилотажном исследовании для младенцев, рожденных раньше срока в силу неправильного питания в течение фетального периода, они, помимо необходимого медицинского обслуживания и качественного питания, каждый день имели хороший уход, чувствовали проявление заботы о себе. Большинство детей, участвовавших в эксперименте, по всем показателям сравнялись с нормальными детьми к 18 месяцам. Младенцы из контрольной группы получали такую же медицинскую помощь и то же самое питание, но уход за ними производился в домашних условиях. Их нормализация происходила медленнее, а отставания в развитии проявлялись еще в 2-летнем возрасте.

Реакции родителей

Для эффективной работы с родителями специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Что испытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. Важно – при планировании программы раннего вмешательства – внимание реакциям родителей.

Этапы развития реакций

Этапы Реакция родителей Помощь
1. Отрицание Типичная реакция, когда узнают о диагнозе от врача   Не верят в существование болезни; Надежда на ошибку Обращение к другим специалистам 1.Не задерживаться в кризисной ситуации 2.Смириться и удовлетворять нужды ребенка
3. Гнев на раннем этапе осознания Возникает ощущение беспомощности, разочарования в себе и ребенке. Гнев бывает оправдан если специалисты были не очень откровенны Неестественно, если долго продолжается или направлен на ребенка 1.Смягчить гнев 2.Привлечь родителей к помощи ребенку 3.Познакомить с другими семьями
3. Чувство вины Часто перерастает во всепоглощающее страдание, переживания по поводу проступков, ошибок, которые привели к заболеванию ребенка (по мнению родителей)  
4. Эмоциональная адаптация заключительный этап Возвращение к реальности. Родители «умом и сердцем» принимают болезнь своего ребенка. Родители выработали позитивные установки по отношению к себе и ребенку. Формируются навыки, которые помогут им обеспечить будущее ребенка  
Помощь матери пройти вместе все переживания психологической травмы (а не загонять в себя). Если это не произойдет – то подавленные эмоциональные реакции на подсознательном уровне будут спонтанно проявляться в семейных отношениях и воспитании ребенка.

Рекомендации

1. Любовь к ребенку.

2. Уважение – отсутствие ранит сильно

3. Не запугивать

4. Понять причину беспокойства

5. Предупреждение дискомфортного состояния (страха, возбуждение, протеста)

6. Показать специалистам (психиатру – если ребенок неуравновешен, беспокоен, агрессивен)

ПОСЛЕРОДОВАЯ ДЕПРЕССИЯ

1. Послеродовая депрессия: сколько длится и как часто встречается

2. Формы послеродовой депрессии

3. Причины послеродовой депрессии

4. Патогенез послеродовой депрессии

5. Симптомы послеродовой депрессии

6. Диагностика послеродовой депрессии

7. Послеродовая депрессия: лечение

8. Последствия послеродовой депрессии

9. Способы профилактики послеродовой депрессии

Послеродовая депрессия

–психические расстройства у женщин, связанные с родами.

Исследования показывают, что около 80% женщин испытывают те или иные изменения настроения в дородовый или послеродовый период, но только у 10 - 20% из них степень выраженности достигает болезненных. Проявления психозов встречаются у 0,1 - 0,2 % рожениц.

Занятие 3. Материнское поведение. - student2.ru

У многих женщин после рождения ребенка резко ухудшается настроение. Чаще всего такая подавленность оказывается краткосрочной и не является серьезным поводом для беспокойства. Но если негативные изменения психоэмоционального фона длятся дольше нескольких дней, у врачей есть основания подозревать послеродовую депрессию.

Послеродовой психоз

В первые дни после родов у некоторых женщин может возникнуть редкое расстройство психики – послеродовой психоз. Заболевание это тяжелое, но поддающееся лечению. Важно вовремя распознать признаки начинающегося расстройства. Тем более, что оно может оказаться большой неожиданностью для родных, проявившись внезапно. Хотя и постепенно развивающийся психоз сложно распознать сразу.

Послеродовой психоз — редкое расстройство психики, возникающее обычно в первые 2-4 недели после родов. При своевременной диагностике и быстром начале терапии женщина может выйти из этого быстро развивающегося состояния уже через несколько недель, а при запоздалом диагнозе выздоровление может затянуться на месяцы. Зачастую женщина, страдающая от послеродового психоза, не осознаёт своего болезненного состояния.

Занятие 3. Материнское поведение. - student2.ru

Причины заболевания

О причинах появления заболевания мало что известно. Врачи склоняются к тому, что резкая гормональная перестройка женского организма в послеродовой период может спровоцировать развитие психоза, осложнения при родах, эмоциональный стресс от рождения ребенка. Толчком может послужить и постоянное недосыпание, сильная усталость матери.

Больше рискуют заболеть женщины, чьи родственницы болели послеродовым психозом, а также женщины, имеющие в истории болезни биполярную депрессию или шизофрению. Если у женщины после первых родов уже был диагностирован послеродовой психоз, велика вероятность его повторения и после второй беременности.

Спровоцировать развитие психоза может употребление до беременности наркотических веществ.

Всем, у кого риск заболеть велик, обязательно надо проконсультироваться у психиатра, чтобы максимально уменьшить вероятность появления заболевания.

К счастью, послеродовой психоз встречается намного реже, чем послеродовая депрессия — он развивается приблизительно у 0.1% рожениц.

Занятие 3. Материнское поведение. - student2.ru

Лечение

При первом подозрении на заболевание обязательно проконсультируйтесь с психиатром. Он осмотрит больную, назначит ей необходимое лечение. Чаще всего заболевшую женщину кладут в больницу. Если в клинике есть условия, то ребеночек находится рядом с мамой. В основном таких палат в больнице нет, поэтому малыш находится дома с кем-то из родных. Если ребенок находится с мамой, то кормить младенца грудью во время лечения запрещено, ведь его мама получает сильные антипсихотические лекарства, различные стабилизаторы настроения (нормотимики). Обычно состояние больной через пару недель улучшается настолько, что ее могут выписать на долечивание домой. Полный курс лечения может продолжаться от шести месяцев до года.

От родных и близких потребуется много сил и терпения:

§ Необходимо обеспечить для заболевшей матери комфортные условия, способствующие выздоровлению: покой, возможность больше отдыхать;

§ Большую часть домашних дел придется взять на себя мужу и другим членам семьи;

§ О ребеночке во время курса лечения должен заботиться кто-то из родных, самой маме этого пока делать нельзя;

§ Временно ограничьте встречи у себя дома с друзьями — для гостей пока не время.

§ Старайтесь морально поддерживать женщину, разговаривать с ней спокойно, доброжелательно, не упрекая в происшедшем. Ведь в том, что произошло, вины самой женщины нет;

§ По возможности не оставляйте ее одну;

§ Контролируйте прием лекарственных препаратов, дозы приема и сроки;

§ Обеспечьте полноценный 8-ми часовой сон.

Последствия

Если не начать лечение вовремя, последствия грозного заболевания могут быть плачевными. Находясь в состоянии психоза, женщина не контролирует свои действия, находится в плену навязчивых идей. Известны случаи, когда только что родившая мамочка, не получая своевременного лечения и находясь в маниакально – депрессивном состоянии, совершала попытки самоубийства. И не все из них, к сожалению, удалось предотвратить.

Моя знакомая, перенесшая послеродовой психоз, вспоминает о том времени, как о страшном сне. Роды у нее были преждевременные, тяжелые, очевидно, это и поспособствовало развитию заболевания. Она рассказывает, что вдруг стала раздражительной, кричала на всех, все стали вдруг врагами. Даже подралась со свекровью. Писала какие – то невнятные, непонятные записочки. Все окружающее стало чужим, жизнь казалась конченной. Ей казалось, что жизненные силы оставили ее. Совершенно пропали вкусовые ощущения. Из-за этого в больнице она отказывалась есть. Кормили ее насильно с ложечки. Как очутилась в больнице – совсем не помнит. Лечение затянулось на полгода. Прошло уже три года, и они с мужем хотят второго ребенка. Вот только знакомая боится повторения заболевания. Поэтому они с мужем обратились к психиатру, который лечил ее. Сейчас женщина выполняет все рекомендации врача и надеется, что страшная болезнь не повторится.

Занятие 3. Материнское поведение. - student2.ru

1. Занятие 3. Материнское поведение. - student2.ru Алина

Здравствуйте! К сожалению, у меня есть опыт в заболевании послеродовым психозом. Спасибо моему любимому, что все это вытерпел, и обеспечивал мне нужный для меня покой.

2. Занятие 3. Материнское поведение. - student2.ru Елена

Доброго времени суток. Спасибо, за написанную статью, я все внимательно прочитала, и судя по всем признакам, после родов я болела именно этой болезнью. Но я никуда не обращалась, и все это как то само и исчезло. Главное, чтобы дома все спокойно было, без лишнего шума и кучи гостей.

Занятие 3. Материнское поведение. - student2.ru

3. Занятие 3. Материнское поведение. - student2.ru Оля

Да, такое в бразильских сериалах иногда показывают. Жуткое состояние. В данном случае, мне кажется, больше всего следует опасаться за здоровье и жизнь ребенка. Вот он точно ни в чем не виноват — ни в наследственности матери, ни в приеме ею наркотиков до родов. Главное, чтоб была возможность отдать женщину на лечение хорошему врачу. Ведь такая специализация врачей на их же психику нередко откладывает нехороший отпечаток. Ведь только хуже будет, если вместо нормальной помощи женщина будет получать только тонны вреднейших препаратов, превращающих ее в растение. Тем более, зная обстановку и спектр общения в подобных учреждениях, смело можно заявить, что все это пойдет только во вред. Поэтому если нужен результат, стоит напрячься и найти достойного специалиста и, желательно, частную клинику, которая больше будет напоминать пансионат, а не типичный дурдом.

4. Занятие 3. Материнское поведение. - student2.ru Татьяна

C послеродовым психозом сталкиваться не приходилось, а депрессия была, и очень сильная. Осложняет все тот факт, что женщине некогда заниматься собой, все силы и внимание направлены на маленького человечка. Но нужно понимать, что ребенку в первую очередь нужна здоровая и счастливая мама, поэтому необходимо найти время и силы, чтобы пройти лечение.

5. Занятие 3. Материнское поведение. - student2.ru Роза

О послеродовой депрессии я слышала, и даже испытала на себе после рождения первого ребенка. Но никогда не думала, что более тяжелая форма, а именно послеродовой психоз, настолько страшное заболевание, которое отражается как на самой женщине, так и на всех окружающих. Хорошо, если близкие понимают, помогают, но это к сожалению бывает не всегда, и случаи с трагичным исходом по прежнему продолжают происходить.

6. Занятие 3. Материнское поведение. - student2.ru Ирина

У меня не было всех вышеперечисленных симптомов, ну, если только рассеянность, но я точно знаю, что послеродовой психоз я пережила и мои домашние пережили его вместе со мной. Я была очень вспыльчива. Главное, взять себя в руки, постараться побольше отдыхать, даже если это сложно и рядом нет родственников. Просто надо плюнуть на все остальные дела, пусть хоть потоп, главное — Ваше спокойствие и безмятежность. Я стала выходить на улицу и стараться гулять подольше с ребенком, так и ему спокойнее и мама может отдохнуть. Ну, и валерьянку еще никто не отменял.

Занятие 3. Материнское поведение.

Наши рекомендации