Состояние дыхательной и голосовой функции
а) тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) _____________________________________________________________________
б) речевое дыхание - по результатам произнесения фразы
из 3-4 слов (для детей 5 лет)________________________________________________________
из 4-6 слов (для детей 6-7 лет) _____________________________________________________
в) характеристика голоса:
громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) __________________________________
наличие или отсутствие носового оттенка ____________________________________________
модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) _____________________________
Особенности динамической стороны речи
темп (нормальный, ускоренный, замедленный) _______________________________________
ритм (нормальный, дисритмия) ____________________________________________________
паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) ____________________________
интонация (способность употребления основных видов интонации – повествовательной, вопросительной, побудительной) __________________________________________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
1. Изолированные слова:
с 4 до 5 лет:
дом мостик снег каша крыша хлеб кошка капуста помидоры
с 5 лет:
помидоры милиционер сквозняк аквариум сковорода
лекарство температура простокваша свисток подснежник
скворечник
2.Предложения (с 5 лет): Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрестке.
Вывод: _________________________________________________________________________
Состояние фонематического восприятия
(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет:
па – ба на – га
ба – на та – на
ва – та га – да
та – да ка – га
мя – ма ба – ма
с 6 лет:
ба – ба – па са – ша – са
та – да – та жа – за – жа
га – ка – га ча – ша – ча
ба – бя – ба за – са – за
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.
Показать картинки:
мишка – мышка бочка – почка
уточка – удочка трава – дрова
3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска – мишка цветик – Светик
крыса – крыша вечер – ветер
речка – редька косы – козы
челка – щелка
Состояние фонематического анализа и синтеза
С 4 лет:
1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.
С 5 лет:
2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.
С 6 лет:
3. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой первый звук в слове?»): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
4. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
5. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.
6. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.
Вывод:
возможности слухо-произносительной дифференциации звуков ________________________
________________________________________________________________________________
способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза ________________________________________________________________________________
уровень развития фонематических представлений ____________________________________
Исследование понимания речи
Исследование лексики
И грамматического строя экспрессивной речи
Активный словарь.
1.1. Конкретные существительные:
назвать предметные картинки по лексическим темам в соответствии с Программой детского сада ___________________________________________________________________________
1.2. Обобщающие понятия:
назвать одним словом группу предметов ____________________________________________
1.3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов:
с 5 лет:
части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др. ________
части предметов мебели: стул – ножки, сиденье, спинка _______________
части автомобиля: машина – дверца, руль, колеса, кабина ______________
части одежды: рубашка – рукав, воротник, пуговицы _________________
с 6 лет:
части тела: плечо, локоть, пальцы, ноготь, колено ____________________
части предметов одежды: воротник, манжета, петля __________________
части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор _______________________
части окна: рама, подоконник, стекло _______________________________
1.4. Название профессий __________________________________________
1.5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.
С 5 лет:
Что ты делаешь днем? ____________________________________________
Кто как передвигается? ___________________________________________
Кто как кричит? _________________________________________________
________________________________________________________________
С 6 лет:
Кто какие звуки издает? __________________________________________
Кто что делает (с использованием названий профессий)?
врач – лечит учитель _____________________________
строитель ________________повар _______________________________
художник ________________ музыкант ____________________________
балерина ________________ маляр _______________________________
1.6. Прилагательные.
Называние цветов:
с 4 лет: красный, синий, зеленый, белый, черный ______________________
с 5 лет: коричневый, розовый, голубой, оранжевый ____________________
Называние формы:
с 5 лет:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный _________
1.7. Подбор антонимов (с 6 лет):
большой ______________________ открывать ______________________
широкий ______________________ опускать _______________________
длинный ______________________ добро __________________________
грязный ______________________ далеко ________________________
молодой ______________________ радость ________________________
Вывод:
объем словаря ___________________________________________________
соответствие объема словаря возрасту _______________________________
замены слов по различным признакам _______________________________
_________________________________________________________________
Состояние словоизменения.
2.1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
с 4 лет:
стол – столы книга ____________________________
жук _______________________ табуретка ________________________
рот ________________________ ухо _______________________________
пень _______________________ окно _____________________________
стул _______________________ колесо ____________________________
рука _______________________ дерево ____________________________
кукла ______________________ перо _____________________________
лист _______________________
2.2. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
У меня есть ручка (карандаш) Я пишу (рисую) ___________________
У меня нет __________________ Папа пишет _______________________
2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:
с 5 лет:
Много чего?
дом – домов стул _____________________________
ключ ________________________ чашка ___________________________
стакан _______________________ платье ___________________________
стол _________________________ блюдце _________________________
книга ________________________ дерево __________________________
карандаш _____________________ лист ____________________________
2.4. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около) ____________________________________________________________________
2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.
Назвать цвет предметов:
шар – красный, кофта – красная, небо – красное ___________________________________
2.6. Согласование существительных с числительными два и пять:
гриб – два гриба – пять грибов кукла _________________________
дом ___________________________ жук __________________________
с 6 лет:
карандаш – два карандаша, пять карандашей
ключ __________________________ озеро _________________________
лев ___________________________ дверь _________________________
Вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Состояние словообразования.
3.1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
с 5 лет: ключ – ключик миска _________________
мяч __________________________ лист __________________________
кукла __________________________ ухо ___________________________
дом ___________________________ ложка _________________________
береза _________________________ шкаф _________________________
стол ___________________________
с 6 лет: гриб ___________________________ воробей ________________
лиса ___________________________ одеяло ________________________
окно ___________________________
3.2. Образование названий детенышей животных:
с 4 лет: у кошки _________________ у гуся _________________________
у утки _________________________ у лисы ________________________
с 5 лет: у зайца __________________ у медведя ______________________
у белки ________________________ у волка _______________________
с 6 лет: у коровы _________________ у лошади ______________________
у собаки ________________________
3.3. Образование прилагательных от существительных (с 6 лет):
а) относительных (из чего сделано):
дерево – деревянный
бумага __________________________ солома _______________________
мех _____________________________ пух __________________________
кирпич __________________________ резина _______________________
металл __________________________ снег _________________________
брусника ________________________ черника _____________________
шерсть __________________________
б) притяжательных (чей? чья? чье?)
книга дедушки – дедушкина
газета папы ______________________ сумка мамы __________________
хвост зайца ______________________ лапа медведя _________________
уши лисы _______________________ зубы волка ___________________
3.4. Образование приставочных глаголов (с 6 лет):
назвать действия:
летает – улетает, пролетает, подлетает;
ходит __________________________________________________________
3.5. Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет):
рисовал – нарисовал
читал ____________________________ делал _______________________
Вывод: ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Состояние связной речи
1.Составление рассказа по сюжетной картине (с 6 лет)
(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 17 «Кот» или другой материал по выбору логопеда)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Составление рассказа по серии сюжетных картин (с 5 лет)
(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VIII Ж № 1-3 «Нашли ежа» или другой материал по выбору логопеда) ______________________________
________________________________________________________________________________
3.Пересказ (с 4-5 лет)
(см. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 1989. Серия VI № 18-20 «Шалун» или другой материал по выбору логопеда)
________________________________________________________________________________
4.Рассказ-описание (с 6 лет)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ___________________________ Логопед ____________________________________
Консультации врачей-специалистов:
ЛОР ________________________________________________________________________
Окулист _____________________________________________________________________
Невропатолог ________________________________________________________________
Психоневролог _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Результаты исправления речи
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решением МППК от _____________________________________________________________
________________________________________________________________________________
выпускается с _____________________________________________________________ речью
в ______________________________________________________________________________
(вид школы, дошкольного учреждения)
Ответственный за выпуск _________________________________________________________
Члены МППК ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________