Парадокс четвертый. Отношение к ошибке

Но на этом этапе становится очевидной новая трудность в нашем исследовании человека и терапевтическом сотрудничестве с ним.

Обычно все мы исследуем вещи, по отношению к нам внешние. И здесь - объективны, трезвы - беспристрастны. Мы свободны безболезненно рассматривать предмет как угодно...

Совсем не то: когда нам приходится исследовать самих себя.

И сейчас речь не о том, что мы всегда изучаем объект, которого уже нет. Наблюдаем факт нашей внутренней жизни, который только что был, и о котором осталось только воспоминание. Ведь нельзя вернуть, остановить мгновение!

И пока не о том даже, что нашему пациенту и нам вместе с ним приходится становиться свидетелем себя в особо трудных состояниях - в тоске, в тревоге, в боли...

Я хочу вспомнить очередную банальность: наше исследование самих себя - пристрастно!

Наше исследование самих себя - пристрастно!

Человеческое исследование себя пристрастно, этим оно движется, но этим же и весьма затруднено!

Выражая необходимое для человека стремление самоутвердиться - остаться тем, что мы есть, быть самими собой, пристрастность помогает нам интуитивно отбирать нужное и отказываться от вредного.

Но, побуждаемая тем же стремлением, пристрастность может вынуждать нас утверждать и отстаивать и то, однажды сделанное, произнесенное, просто привычное, чего мы сами не выбирали, и что нам не только не нужно для сохранения себя, но и разрушительно!

Нередко, обманувшись, совершив по тем или иным причинам ошибку однажды, человек, в силу этой своей пристрастности в отношении себя, утверждает свою ошибку всю жизнь, и мнит, что так утверждает себя! Но тогда, чем дальше, тем труднее обнаружение фактического положения вещей - признание ошибки, и отказ от нее. Порой настолько эмоционально травматично, что кажется почти невозможным!

Обнаруживать и признаваться в ошибке трудно всем! Но в особенно трудном положении в таком случае оказывается демонстрант! Да и мы, когда с ним сотрудничаем. Ведь, как маленький ребенок не отличает похвалы себе от похвалы своему рисунку, так и демонстрант не отличает порицания результатов его дел от осуждения, неприятия его самого, и любое сообщение о допущенной им ошибке воспринимает, как обвинение, как упрек себе, как умаление его достоинств - он будто бы «плохой»!

«Муж говорит жене:

- Милая, ты неправа.

- Ах, я неправа?! Значит, я вру?! Значит, я брешу?! Значит - я собака?! Значит я - сука?! Мама! Он меня проституткой обозвал!».

Чтобы безвыходное положение сделать разрешимым, надо найти, как и чем мы его создаем, найти ошибку в стратегиях повеления. Изучая поведение другого, мы это и делаем - чужую беду руками разведу! Труднее, когда дело касается нас самих!

Но, что будет, если ошибку найдет демонстрант?! Для него это значит, что он «не заслужил» у других ничего!

Получается,казалось бы, абсурд!

Если я человек здоровый (открыт опыту, живу в неизвестном мире), то в ответ на сообщение, что в лодке есть прокол, я, огорчившись, больше все-таки обрадуюсь - тому, что могу починить лодку и не утонуть.

Но, если я демонстрант, для меня то же самое сообщение, во-первых, не спасительное предупреждение, но обвинение в том, что я плохой и «не заслужил»! Мне тогда легче оглохнуть, ослепнуть, прикинуться для самого себя непонимающим, чем обнаружить, что я допустил и проглядел в своей лодке изъян.... Я раз за разом все успешнее тренирую мой мозг, мою психику в том, чтобы не видеть ошибки, не понимать, не замечать!

Как часто мы удивлялись, что человек с высочайшим интеллектом не видит совершенно очевидных вещей. Не замечает, что он не адекватен ни самому себе, ни обстоятельствам. Не замечает, как лишает себя будущего!

Это одна из проблем в психотерапевтическом сотрудничестве.

Нашему пациенту надо обнаружить свою ошибочную стратегию, приводящую к болезни и поддерживающую ее, надо обезопасить себя.

Мы это понимаем, и хотим его информировать, показать человеку, что его выбор неверен. Хотим указать ему на его ошибку! А этого сделать нельзя!?..

- Ты умница! А делаешь глупость!..

- Ты замечательный! А действуешь себе во вред!..

- Чтобы быть добрым, надо быть, как минимум, живым! А что ты сделал для себя полезного сегодня?! А вчера? А позавчера? А за последний год?!..

- Александр Македонский тоже был великим полководцем! Но стулья ломать зачем?!..

Я только что вспоминал маленького ребенка, который принес вам свои «каляки-баляки» - свой первый рисунок! Если вы не восхититесь, он поверит, что вы его не любите, и очень огорчится! Он еще не умеет отличить себя от того, что сделал. А здесь - такой же взрослый!

Как сообщить нашему пациенту об ошибке, так, чтобы он не принял известие как обвинение в том, что он «виноват», то есть «нехороший» и «не заслужил»?!

Нередко, совершив ошибку однажды, человек утверждает ее всю жизнь, а мнит, что утверждает

себя!

Демонстрант не отличает

порицание результатов его дел от осуждения его самого!

Сообщение о допущенной им ошибке демонстрант воспринимает как обвинение!

Демонстрант тренирует свой мозг, свою психику в том,

чтобы не видеть, не понимать, не замечать ошибки!

Два разных сообщения

Берясь за супервизию демонстранта, нам надо всегда уметь ясно чувствовать себя самих в этом его запертом от критической информации положении заслуживающего.

Надо непременно очень чутко различать два разных сообщения:

- сообщение: «ты виноват!», которое в мире демонстранта значит - «плохой» и тебе не на что рассчитывать; и совсем другое для него

- сообщение: «от тебя зависит!» - ты «хороший», и можешь сам выбрать делать или не делать себе хорошо или плохо!

Если мы не разведем эти два сообщения - «сам виноват» - плохой, и «от тебя зависит» - хороший, но делаешь себе во вред, - наш пациент, не сумеет присвоить информацию.

Сотрудничая с демонстрантом, надо чувствовать себя

в его положении, закрытом от критической информации!

Надо различать два разных сообщения:

«ты виноват» и «от тебя зависит»!

Ремарка о профилактике

Для того, чтобы расти, развиваться и двигаться, нам нужно уметь и любить находить свои ошибки, нужно уметь освобождаться от них - неважно, осознанно, интуитивно, как угодно.

И здесь важен вопрос о раннем формировании у ребенка отношения к честности с самим собой как к залогу личностного здоровья.

Честность с собой - залог здоровья личности!

Наши рекомендации