Условия, формирующие демонстранта
Для нас существенно, что заслуживающим я становлюсь под влиянием не всякого одобрения.
Если воспитатели интересовались собой, их интересовала и моя самобытность - они непременно одобряли мою инициативу и самостоятельность, то есть мою свободу оставаться собой. Я тогда вырастал здоровой, открытой миру, опыту личностью.
Заслуживающим я становился тогда, когда не заметившие самих себя, никем не интересующиеся воспитатели не заметили и меня. Стремились, чтобы я был для них удобным. Заботясь о том, чтобы я стал не вызывающим их тревог предсказуемым функционером, они одобряли не мою самостоятельность, не мой личный поиск, но мое слепое послушание. Зато за послушание, вместе с одобрением, как и той дрессированной собачке - ведь маленький я более или менее понятен, мне давали все нужное готовым.
Игнорируя мою инициативу, такие воспитатели подавляли ее!
Когда я расту в атмосфере, где нет культа индивидуальности, я вырастаю заслуживающим.
Человек вырастает заслуживающим там, где нет культа индивидуальности!
Парадоксы мира заслуживающего
Парадокс первый
А дальше и начинаются парадоксы этого самого - «я заслужил»!
Как только я проникаюсь таким ощущением (что я заслужил), я уверен, что теперь вправе претендовать на получение всего, что мне нужно... и ото всех! Ведь это предвкушение награды, интериоризировавшись, потеряло непосредственную связь с заказчиком заслуживания. раньше это были воспитатели, а теперь их обязанность - одобрять и поощрять меня обслугой - я приписываю всем, кого не вычеркнул из людей или не записал во враги!
Тот факт, что кроме моих воспитателей такого договора со мной не заключал никто, я игнорирую, ведь я не замечаю, что мои ожидания это - реакция на сигнал, утративший связь с сигнализируемым явлением[206].
Таким образом, первое следствие ощущения «я заслужил» - ожидание «заслуженной» награды получением всего, что мне нужно без собственного усилия. Проще говоря, всего нужного я жду не от себя! Но в результате:
- я теряю все осознанные мотивы для активности,
- беспечно успокаиваюсь (ведь мне все якобы гарантировано) и
- прекращаю даже самую необходимую заботу о себе!
И самым трагичным результатом этого прекращения заботы о себе, к тому же таким, в котором я менее всего отдаю себе отчет, и какой меньше всего понимают окружающие, становится то, что теперь мне не надо знать, чего я хочу! Ведь я привык, что раньше, если я хороший, правильный и я заслужил - то все, что мне надо, знали и давали мне сами одобряющие. Я теперь жду, что все меня «поймут», узнают, что мне надо и все мне дадут.
Самым важным следствием существования в мире заслуживаемой и ожидаемой опеки, определяющим формирование жизненного стиля демонстранта (заслуживающего) становится то, что у него нет стимула для осознания своих потребностей. Он их не узнает и не сознает!
Находясь среди «опекающих», то есть среди всех, кого он считает людьми и не врагами, демонстрант не осознает большинства своих действительных потребностей!
Принято считать, что, будучи демонстрантом, я «вытесняю» из сознания свои желания. По-моему изначально это не так. Чаще мне заслуживающему не надо ничего вытеснять! Я и не вытесняю. Просто у меня нет надобности, замечать, узнавать и осваивать свои потребности, превращать их в осознанные желания.
В результате я не знаю, чего я хочу!
Зато я будто хорошо знаю, чего не хочу! И это нехотение охотно демонстрирую всем. Я постоянно и чуть ли ни с энтузиазмом от того, что мне дают, капризно и пренебрежительно отказываясь!
И можно подумать, что не хочу я всего! Но вот в этом кажущемся нехотении и его причинах надо специально разобраться.
Понятно, что и будучи заслуживающим я почти, как и все люди, легко «не хочу», когда дают, то, что мне явно не надо: горько, например, или противно. Я могу отплюнуться, отказаться (позже я объясню, почему говорю: «почти»). Существенно другое. То, что я отказываюсь и от нужного! От всего! Как ребенок, которого, уговаривая, кормят с ложки. Почему?
А все дело в том, что, не зная, чего хочу, я мню, будто бы ничего ни у кого не прошу! Я жду, в крайнем случае требую, «положенного», хоть и не знаю чего, но словами не прошу.
Поэтому, когда мне дают и то, что мне надо, а я не просил, я верю, что и нужное «не хочу»! И от нужного тоже обязан отказаться. Потому что я же «не хотел», - у меня не было сформированного осознанного желания! Это они дают. Они просят. Им и надо!
Как и тот раскормленный ребенок, который ест «за папу - за маму», я и нужное могу принять только, делая одолжение дающим!
Но, одалживая тех, кто меня «кормит», я опять же «хороший», опять заслужил. И тот, кого я осчастливил тем, что дал ему себя накормить, принял от него заботу, - снова мой должник!
Получается, что, с одной стороны, в силу несформированности и неосознанности своей инициативы, любое предложение меня заслуживающего не удовлетворит. Нужное наталкивается на стиснутые зубы!
Зато ненужное, но «положенное» - «правильное» ожидается, требуется, присваивается - используется заслуживающим без всякой пользы для себя, а то и во вред!
Вот вам и то самое: «почти, как и все люди». Заботящиеся о себе люди ненужного и вредного, даже «положенного» им, не ждут, не требуют и не добиваются. Оно им ни к чему.
Заслуживающий же, добиваясь и присваивая ненужное, но «положенное», поступает якобы «правильно», то есть в своем переживании заслуживает и вправе рассчитывать на одобрение и обслугу!
И тогда - новая проблема демонстранта. Затраты есть! «Я добиваюсь того, чего правильно добиваться!». Но - удовлетворения нет, ни в каком случае!
Если я согласился принять нужное, и удовлетворены мои действительные, но несознаваемые потребности, то есть меня будто бы накормили, как лекарством с ложки - я продолжу использовать этот упрощенный пример, то я не знал, что хотел есть. И на сознательном уровне неудовлетворен!
Если удовлетворены мои претензии - я «правильный», все получил, то неудовлетворен весь круг моих действительных несознаваемых нужд.
Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке» получает все, что просит, но никогда не удовлетворена, потому что то, что она просит, ей не нужно. И это совсем не частное, но достаточно распространенное явление!
Первое следствие ощущения «я заслужил»:
ожидание награды всем, что нужно, без собственного усилия!
Утрата стимула, осознавать свои потребности!
Заслуживающий не осознает своих действительных потребностей!
Не знает, чего хочет!
Будто бы знает, чего не хочет!
Ничего ему нужного не хочет! Заслуживающий будто бы ничего ни у кого не просит! Принимая нужное, будто бы делает одолжение дающим! Для заслуживающего все, кроме врагов, - его должники!
Ни что нужное не удовлетворяет заслуживающего! Заслуживающий добивается положенного, а не нужного! Получив нужное, - не удовлетворен!
Получив положенное, тоже не удовлетворен! Заслуживающий никогда не удовлетворен!
Парадокс второй
И вот еще очень важное следствие существования в мире предполагаемой заслуживаемой опеки.
Я заслуживающий никогда ничего мне нужного не хочу!
Всего и всегда не хочу. Вот такая я «Нехочуха»[207]. Мои желания не освоены, будто их нет. Моя инициатива не сформирована. В результате... В результате отсутствия моей собственной инициативы любая инициатива другого, любая чужая активность в отношении меня становится для меня насилием!
Я тогда человек, который ощущает себя постоянно подавляемым всеми и везде - Мне всегда кажется, что все мне всё навязывают. Всё навязывают!
Инициатива демонстранта не сформирована.
Для демонстранта любая чужая активность - насилие!
Непроявление - идеальное поведение с демонстрантом
Об идеальном поведении с таким «подавленным» очень ярко рассказал Паоло Коэльо в своей книжке «Вероника решает умереть».
Помните? Каждый вечер в этом санатории для душевнобольных считающая себя обреченной на смерть героиня, садится за пианино, и едва она начинает играть, к инструменту подходит, становится возле и застывает в ступоре, другой молодой пациент санатория. Его считают шизофреником. И так каждый вечер. Вероника играет. Он приходит. Неподвижно стоит. Никак не проявляется. Просто стоит у инструмента. Рядом никого. Они одни эти два обитателя психиатрической лечебницы с особым санаторным режимом. Пианистка много раз пытается с юношей заговорить. Он не отвечает. Однажды она не выдерживает, хочет его растормошить. Он не реагирует. Чтобы парень хоть как-нибудь на нее среагировал, Вероника, верящая, что завтра она умрет, старается вывести его из невозмутимого состояния, взволновав своим крайне откровенным эротическим поведением. От собственных усилий возбуждается сама. Сбрасывает с себя всю одежду. Остается перед ним голой. Ему напоказ мастурбирует. Переживает перед ним, будто впервые, самый яркий оргазм в своей жизни! Набрасывается на него и чуть только не насилует! В конце концов, вы помните эту вещь, - «Вероника решает умереть» - она его берет! Куда девается ступор! Влюбленные друг в друга люди бегут из лечебницы.
Замечательный образ пробуждения заслуживающей! Высвобождения (из-под спуда всего демонстрируемого в поиске одобрения) ее инициативы, и выхода из мира заслуживаемой опеки.
Гениально показан и образ идеального поведения с демонстрантом (заслуживающим)! Накануне ожидаемой гибели, когда помощи (опеки) ждать больше не от кого, а единственный человек рядом никак не проявляется, казалось бы, даже внимания на тебя не обращает, при этом не нарочито, а искренне, демонстранту остается проявиться - обнаружить себя самому! И главное - для самого себя обнаружить!
Такое непроявление себя было бы идеальным поведением психотерапевта с демонстрантом. Только кто же из живых людей может никак не проявиться?! И у кого из нас есть достаточно уважения к партнеру, и достаточно опыта эффективного осуществления этого уважения к его спрятанной инициативе, чтобы не проявиться?! Может быть у К. Роджерса (мне посчастливилось смотреть видеозапись его работы)!.. Я нечто подобное в работе психотерапевта видел только однажды. Мне показалось, что похоже существовал в группе страдающих «вялотекущей шизофренией» ленинградский психиатр и психолог В. Вид.
Вернемся к демонстранту, то есть к заслуживающему!
Парадокс третий
Получается, что любое движение другого человека в его сторону подавляет инициативу демонстранта, воспринимается им как насилие. Еще.
Этот человек - демонстрант - живет по такому принципу: если я заслужил, то ты, а вместе с тобой все и сам Бог, должны быть у меня на посылках. Все - его рабы. Но этим определяется еще один парадокс его неосознанных предчувствий и тревог, управляющих всей его психикой и поведением.
Если этот человек признает, что он чего-нибудь хочет. А тем более, если он признает, что удовлетворен тем, что по своему желанию получил от другого, он фактически должен будет признать, что другой хороший, что и другой заслужил!
Но, если другой заслужил у него, то теперь демонстрант сам - раб другого! И сам должен оказаться у того на посылках. Перспектива, захотев чего-либо и поблагодарив, попасть в рабство кого устроит?! Вот почему демонстранта так стесняют любые отношения, грозящие стать содержательными.
Демонстранту нельзя хотеть, это грозит зависимостью, в которой он теряет саму перспективу самостоятельности и свободы.
Заслуживающему нельзя быть благодарным!
Зато, обвинив другого (других) в чем угодно, он ощущает себя абсолютно «никому ничего не должным» - совершенно свободным!
Правда свободой этой по тем же причинам он никогда воспользоваться не может! Ему же среди людей хотеть нельзя и он не знает, чего хочет! Нельзя ничего нужного у них и взять, да он и не умеет!
Обвинив другого, демонстрант ощущает себя свободным!
Вот почему он, как подросток, невольно, но постоянно стремится к конфликту, и в конфликте очень хорошо себя чувствует. Врагам, как и всем «нарушителям конвенции», он ничего не должен. С ними ему не надо казаться хорошим! И пусть он и здесь ничего не может взять, но ему, по крайней мере, можно отказаться от всех стесняющих его правил!
Вспомните «русскую пианистку» из «Семнадцати мгновений весны»! Насколько она самостоятельна и активна, среди врагов! Одна из колодца!.. С двумя младенцами!.. В чужой, вражеской стране!.. И какая она растерянная, беспомощная девочка рядом со Штирлицем! Руки дрожат, слезы... Ее будто подменили.
Чтобы обрести свободу, заслуживающий, как подросток, вынужден либо покинуть среду «своих» (Герцен, издающий «Колокол» в чужой стране), оказаться среди врагов, с которыми он не связан никакими человеческими обязательствами, либо поминутно создавать себе ощущение, иллюзию, что все кругом «не заслужили»!
Важное последствие этого неумения быть благодарным -человек теряет возможность черпать силы в человеческих отношениях, ощущать поддержку людей! Он постоянно просит отношения к себе, тепла, любви, но, не умея сам отнестись ни к кому, не умеет почувствовать, взять нужное ему человеческое. Присутствие людей для него не защита и поддержка, расширяющая возможности, но стеснение и подавление его самостоятельной активности - подавление его личности!
Люди для демонстранта - повод для подавления своей личности!
Ожидания демонстранта:
Я заслужил - ты должен быть у меня на посылках!
Ты заслужил - я должен быть у тебя на посылках!
Хотеть - значит потерять независимость!
Заслуживающему нельзя хотеть!
Нельзя быть благодарным!
Демонстранта стесняют любые содержательные отношения!
Люди для демонстранта - повод для подавления его личности!
Демонстрант просит отношения, но не умеет им воспользоваться!
Лишен возможности черпать силы в человеческих отношениях!
Только обвинив другого, демонстрант ощущает себя свободным!
С врагами демонстрант не стеснен правилами!
В конфликте свободен и черпает силы!
Отступление в сексологию
Позволю себе маленькое отступление в сексологию!
Заслуживающему нельзя признать, что жена его - Богиня, ведь тогда он - ее раб!
Ей (заслуживающей) нельзя чувствовать, что муж - ее Бог, и она выбирает многие годы «делить одеяло... с... вонючим скунсом» (М. Фрейдкин). Выбирает рожать не от своего Бога, но от «этого животного».
Признать другого человека человеком и ему и ей (демонстрантам) - нельзя!
Вот и получается, что в этой ее внутренней ситуации фригидность, хотя бы моральная - для нее естественное средство защиты. Потому, что «пусть я даже удовлетворена физиологически, все равно это - не существенно и ничего не меняет! Это же я - для него, не для себя же!».
Для женщины-демонстранта фригидность задана этим ее внутренним мотивом: заведомой защитой от зависимости от неравного ей другого! Ведь, если она что-нибудь нужное для себя взяла у мужчины, то в ее мире она теряет даже шанс свободы!...
Фригидность для женщины-демонстранта - средство защиты от зависимости от всегда неравного ей другого!
Итак, для демонстранта признание других равными ему людьми означает порабощающую его зависимость от них и необходимость отказа от всех претензий, от претензий на какую бы то ни было опеку! Но отказ от претензий - для него крах его мира!
Во избежание этого краха и, интуитивно предваряя его, демонстрант непреднамеренно чернит действительность.
Сосед - плох. Друг - плох. Признанием и сообщением, что другой «хороший», нельзя наградить никого! Ведь в его мире, если учитель хорош - то он плох. Если хорош его профессор - то плох он. Ты «заслужил», тогда я - раб! И тогда, во избежание этого: «Что ты со всеми нами сделала, Родина?! Сапогами по морде нам!..». Страна плоха! Правительство скверное! С эпохой не повезло!.. Что другого времени его жизни не будет, он ровно не знает! Включите «Эхо Москвы». Лучшей иллюстрации последствий этого мировосприятия не придумаешь. Вечная оппозиция всему и всем, кто хоть что-то делает. Критика, обвинение всех и вся, кто как-то проявился. Воинственная демонстрация самим себе неустанной борьбы за освобождение, за свободу... Все так изощрены и самобытны в критике. Все спрятаны за общественный интерес - за «положенное». Чего он хочет для себя и сам, не обнаруживает здесь почти никто!
Демонстрант именно потому так яростно воюет за свободу, что воспользоваться ею он ни при какой погоде не может. Он же не для себя! Такой бескорыстный и самоотверженный - «хороший»! Свой интерес обнаружить ему нельзя, во-первых, самому себе. Вот уж действительно «Альтруисты без эгоизма, хуже вымени без козы!»
Похоже, с этим страхом сравняться с другими, «не хорошими» - «не заслужившими», связано его пренебрежительное отношение, как к чужому, так и к своему телу! Пренебрежение всеми своими ощущениям, как не своими. Пренебрежительное отношение ко всему, равняющему с другими!
Почему-то вспомнился анекдот. «Женщина рассказывает.
- Они говорят, что предприимчивой женщине не важно, какой мужчина, важно, какой у него Lexus. Только это - ну, совсем неправда! Главное, чтобы человек был хороший! А какой модели у него Lexus, мне абсолютно все равно!».
Для демонстрантки Lexus тоже - только одно из средств показать приятельницам свое «превосходство», а владельцу - его незначительность...
Итак, для демонстранта любое признание кого-нибудь достойным означает лишение себя свободы. В невольной заботе об этой своей свободе он с одной стороны
- постоянно создает ненужные конфликты, с другой -
- клевещет на действительность, очерняя ее в своих глазах!
Но в этой, такой скверной действительности, которую заслуживающий себе сочиняет, а потом часто уже и создает, ему надо жить!
Если наша девочка из записки, которую мы читали, признается себе, что муж у нее «хороший», то... Помните ее переживание, когда она узнает, что муж здоров и что ее бесплодие зависит не от него, а от нее?
- Значит, виновата я?! - убивается она. И переживает не воодушевляющее открытие: «От меня зависит! И, значит, положение не безнадежно, а я могу что-то предпринять!». Но именно: «Я - виновата![208]», а значит я «не хорошая», и ни с кого не могу спросить. Не от кого потребовать решения проблемы, но я должна и буду вынуждена, решать свой вопрос сама!
Если наша девочка признается себе, что муж у нее «хороший», то для нее это значит, что она «не заслужила» и ни на что не вправе претендовать! Это тот самый Крах Мира Демонстранта, о котором мы уже говорили! Для нее это - крах личности, то есть явная или скрытая депрессия. Которую в этом случае посчастливилось превратить в депрессию активную[209]!
Сохраняя ощущение перспективности своего способа жить, демонстрант чернит в своих глазах действительность!
Для демонстранта:
признание других равными себе требует отказа от всех претензий!
Отказ от претензий - крах его мира!
Сохраняя ощущение перспективности своего способа
жить,
демонстрант чернит в своих глазах действительность!