А теперь, только замечай, как ты не выполняешь ни одного из этих
принципов бережного отношения к себе!
- Но если спилишь сук, на котором сидишь, то рухнешь сам. Для человека такой сук - люди. Созидая мир людей, не только строишь себе среду, но и, научаясь беречь других, учишься беречь себя! Поэтому научитесь вести себя с другими так, как хотите уметь вести себя с собой!
Научись беречь и других... от себя!
1. Не выбалтывай чужих секретов!
2. Не суди другого, не смейся над ним!
3. Не пытайся изменить другого!
Не требуй от другого открытости и искренности там,
где безопасность для него не гарантирована, где открытость
желаний может быть не полезна человеку или вредна!
5. Береги чужое одиночество!
Заботься! Но не обещай другому заботы!
Не обнадеживай, что решишь его проблемы за него!
Не обещай понимания никому и особенно самым близким!
Не парализуй их самостоятельности!
Честно замечай и запоминай, как ты не выполняешь...
ни одной из этих заповедей бережного отношения с людьми!
УЧИТЬСЯ У САМОГО СЕБЯ!
- Все понятно! Но, как же все это освоить?
- К кому вопрос?
- К себе.
- Этой бережности с незнакомой собой придется учиться уже сегодня, еще до приближения к себе!
Прочтите, что написано и подчеркнуто в конце памятки!
- «Честно замечай и запоминай, как ты не выполняешь... ни одной из этих заповедей бережного отношения с людьми!».
- А после первой половины?
- «А теперь, только замечай, как ты не выполняешь ни одного из этих принципов бережного отношения к себе!».
- Ничего другого, по-моему, Вы пока сделать не можете. Вот и не спешите!
Теперь, пока Вы только начинаете понимать, чего делать не следует, а то, что надо, - делать еще не умеете! Вы уже в состоянии, стать внимательным свидетелем себя! Замечать,
- как «не выполняете ни одной из этих заповедей»! Как поминутно
- делаете ненужное Вам - бессмысленное, а часто и вредное.
Когда Вы научитесь вовремя замечать, что делаете - замечать свое действие до того, как начали делать лишнее, тогда Вы сумеете и остановиться вовремя. У Вас появится выбор, что делать.
А тогда уж и новое нужное действие само собой придется искать.
Тогда Вы и ответы на свой вопрос будете находить там - в то время и в тот момент. Но совсем не мои ответы - от меня, а свои - от самой себя в тех обстоятельствах, которые у Вас случатся тогда.
Помните, мы с Вами договаривались, что УЧИТЬСЯ ВАМ ПРЕДСТОИТ У САМОЙ СЕБЯ?! Ведь у Вас той, которую Вы не замечаете, опыт не только всей Вашей собственной жизни, включая и внутриутробное Ваше существование. Но и -миллионов лет генетики, и - всей человеческой культуры, которую Вы, сами того не сознавая, присвоили в своих вкусах и привычках!
По мере того, как Вы начнете переставать быть для себя опасной, Ваш внутренний ребенок, весь Ваш не замечаемый и неосвоенный опыт станет осторожно подпускать Вас к себе, и открываться Вам тем доверчивее, чем деликатнее и чутче Вы с ним будете. Чувствуя Вашу бережность, чаще и люди перестанут от Вас прятаться, охотнее будут знакомить Вас с собой.
В этом смысле Ваша задача в общении с психотерапевтом не получить ответы, и даже не научиться находить и верно ставить нужные вопросы. Но, во-первых, стать тем человеком, кому необходимое для здоровой и успешной жизни знание о себе и о людях становится безопасным и доступным. Кто стал со своей и чужой тайной настолько добр, что она, наконец. подпустила его к себе и позволила из себя черпать!
Заключение. Задача психотерапии
Таким образом, в плане сегодняшней нашей темы - о бережности с самим собой и с миром обратившегося к нам за помощью человека - задача психотерапии:
- не дать ответы на вопросы (как этого ждет наш пациент), и даже
- не находить и верно ставить нужные вопросы (как часто верится нам самим), но в том, чтобы
- выявить необходимость и поддержать умение нашего партнера по психотерапевтическому сотрудничеству самому существовать в ситуации вечного: «Пойди туда, не знаю куда! Принеси то, не знаю что!».
Задача психотерапии - актуализировать необходимость и поддержать умение существовать в поминутной ситуации неизвестности, новизны, то есть - в жизни!
МИР ДЕМОНСТРАНТА И ЗАДАЧИ ПСИХОТЕРАПИИ
(Из доклада на заседании Самарской ассоциации психотерапевтов и практикующих психологов 11 ноября 2009 г.)
...Тема сегодняшнего моего сообщения - мир демонстранта и задачи психотерапии, с этим связанные.
МИР ДЕМОНСТРАНТА
Когда я говорю «Мир», то имею в виду картину Мира. То, как этот Мир воспринимает - хочется сказать видит - но не только видит - как этот Мир воспринимает демонстрант в отличие от здорового человека.
Сразу обозначу, что я имею в виду, когда говорю - демонстрант, потому что оказалось, что это не очевидно. В прошлый раз, когда Владимир Сергеевич объявлял мой доклад, он спросил - «Что такое демонстрант?». Мне было странно - я думал, что это само собой разумеется, но оказалось - не само собой...