Инфантильная жизненная позиция
Все мои пациенты жили, как дети, под чужую ответственность. Как дети некритично повторяли не ими придуманные жизненные стили и правила. Сами о себе не заботились, но привычно ждали заботы о себе ото всех.
Всех их объединяла нетворческая, безынициативная, пассивно-потребительская, в конечном счете, детская, или иными словами - ИНФАНТИЛЬНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ (14,15).
Терапия поведением подтвердила гипотезу, что даже частичное освоение активной жизненной позиции не на словах, а практически делало человека доступным терапии, приводило к улучшению состояния и в ряде случаев к выздоровлению.
Так при лечении неврозов достигалось не только клиническое выздоровление, дезактуализация и разрешение типичных для этого человека жизненных конфликтов, но и во многих случаях человек созревал в инициативную ответственную личность.
Так люди с длительной гипертонической или ишемической болезнями и в преклонном возрасте достигали ремиссий[116].
Впечатляющим было излечение от бесплодия или привычного выкидыша у сензитивных[117], наглядно впечатлительных женщин.
Поначалу удивляло прекращение без всякого участия врача пьянства мужей у вылечившихся от истерического невроза женщин.
Выявление и коррекция этой нетворческой позиции в референтной для подростка группе[118], у значимых для него воспитателей и родителей, у него самого устраняло помехи развитию его творческих способностей.
Теперь Терапия поведением поставила новые вопросы.
1. О методах диагностики у больных и здоровых патогенного, нетворческого поведения.
2. Об общих и частных принципах построения поведения саногенного.
Мотивация болезни, здоровья, творчества...
Но особо значимым оказался целый круг вопросов О МОТИВАЦИИ (16), как патогенного, так и саногенного поведения, а в работе с подростками - о мотивации инициативы, творчества. Именно эти вопросы оказались наиболее продуктивными.
Запретный плод здоровья и страх инициативы
Выяснился, например, казавшийся невероятным факт, что ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПОВЕДЕНИЕ сплошь и рядом ОТВЕРГАЕТСЯ! Будто человек себе враг?!
Родители боятся таланта детей
В работе с подростками оказалось, что РОДИТЕЛИ, на словах искренне побуждающие детей к инициативному творчеству, на деле, в поминутных своих реакциях, и, не замечая того, ПУГАЮТСЯ САМОБЫТНОСТИ ДЕТЕЙ. Иногда воспринимают своеобразие подростков как надругательство над своими святынями, как крамолу, а порою даже как ненормальность. Так, вовсе того не желая, родители тормозят становление и развитие творческой индивидуальности своих отпрысков.
Дети бегут от свободы
ДЕТИ в 11-14 лет, сознательно отстаивающие независимость ото всех и вся, в то же время на неосознанно-эмоциональном уровне совершенно ЗАПРОГРАММИРОВАННО ОСУЩЕСТВЛЯЮТ те самые УСТАНОВКИ старших, ПРОТИВ КОТОРЫХ якобы искренне ПРОТЕСТУЮТ. Сами, отказываясь от действительного творчества, они, не замечая того, невольно подменяют его бессодержательной имитацией.
Человек - «Номо moralis»
Подтвердился тезис А.Д. Зурабашвили о том, что человек не «Номо sapiens» - разумный, но «Номо moralis» -нравственный и что в этом его специфика (5,6).
Независимо от нашего сознательного произвола наше поведение, переживание, любая активность нашего организма регулируется не осознанным разумом, а скрытым от сознания нравственным чувством (15).
Нравственное чувство
Что такое это самое - нравственное чувство [119]?
Будучи с одной стороны,
- инструментом, осуществлявшим зависимость жизнедеятельности человека и его организма от нужд, чувств, интересов, ценностей и норм других людей, общества,
нравственное чувство, с другой стороны, является
- регулятором энергетического обеспечения переживания, поведения человека и любой активности его организма.
Оказалось, что каким бы практически выгодным ни выглядело поведение, если оно грозит привести к результатам, противоречащим нравственному чувству, то такое поведение эмоционально тормозится.
Даже, казалось бы, практически вредное поведение, сулящее результаты, соответствующие нравственному чувству, энергично эмоционально поддерживается и легко осуществляется.
Попытки «поведенчески» влиять на нравственное чувство обнаруживают, что трудность не столько в его осознании, но в том, что оно зависит не от влияний разума, волевых решений, а от отношения к предмету чувства актуальной или прошлой - формировавшей человека - референтной для него группы.
Нравственное чувство формируется в своей основе уже в досознательном детстве, но доступно социальному влиянию, развиваясь всю жизнь.
Изменение характера референтной группы или ценностей и норм в прошлой группе создавало условия, побуждавшие к изменению нравственных установок.
Формирование личности, то есть и неосознанного нравственного чувства, происходит в процессе активного сознательного и неосознанного выбора и освоения той или иной культуры (7)[120].
Как человек сформирует себя, зависит, с одной стороны, от того,
- что ему предлагается, с другой - от того,
-что и как он умеет выбирать!