Действия по отношению к суицидальному клиенту. Общие принципы интервенции
Следующие принципы предлагаются зарубежными службами не только консультантам, но и не профессиональным помощникам.
Если человек, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:
— Не отталкивайте его, если он решил разделить с
вами свои проблемы, даже если вы потрясены сложив
шейся ситуацией.
— Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете су
ицидальные наклонности в данном индивиде. Не игнори
руйте предупреждающие знаки.
— Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантиро
вать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».
— Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите
необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если
какая-то информация может повлиять на его безопас
ность6.
— Сохраняйте спокойствие и не осуждайте.
— Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколь
ко серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных
6 Здесь мы снова встречаемся с неоднозначностью действий консультанта в плане его активности. В приводимой рекомендации Мет-Р° Крайсис Лайн явно просматривается установка на спасение помимо воли клиента.
Глава
Суицид как проявление кризиса
31
мыслях не приводят к попыткам свести счеты с жизнью. На самом деле он (она) могут почувствовать облегчение от осознавания проблемы.
— Постарайтесь узнать, есть у него (нее) план действий.
Конкретный план — знак реальной опасности.
— Убедите его (ее) в том, что непременно есть такой
человек, к которому можно обратиться за помощью.
— Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что
вам сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро
вы почувствуете себя лучше».
— Покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не
осуждаете его (ее) за эти чувства.
— Помогите ему (ей) постичь, как управлять кризис
ной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает пол
ностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте най-]
ти некое решение7.
— Помогите найти людей или места, которые могли,
бы снизить переживаемый стресс. При малейшей воз
можности действуйте так, чтобы несколько уменьшить
давление.
— Помогите ему (ей) понять, что присутствующее чув-]
ство безнадежности не будет длиться вечно.
Отчасти обобщая сказанное выше, можно сказать, что приоритетным в интервенции с суицидально настроенным клиентом является умение как можно дольше поддержи-] вать разговор, поскольку это развивает взаимоотношения между клиентом и консультантом. Мы считаем, что при подходе, ориентированном на экзистенциально-гуманис-] тическую парадигму, на оставление за человеком права жить или умереть это является самым главным, а можея быть даже единственным из того, что должен делать и чег1 может добиться психолог-консультант.
Если же кризисная служба выбирает для себя модели активного спасения, поддержание контакта дает персон
7 Скорее можно было бы сказать, что клиента можно аккуратней подводить к каким-то шагам, отличным от совершения самоубий ства. Для начала просто к иного рода, активности. Например, позво! нить тому, с кем он (она) оказались в ссоре и т.п. Причем никаыя действия клиенту не навязываются и лучше, если он сам придет какому-либо варианту.
налу возможность «выудить» как можно больше информации, которая может помочь идентифицировать говорящего или его местонахождение; дает время для прослеживания звонка, если есть такие возможности, или позволяет связаться с родственниками (если личность звонящего установлена). По нашему мнению, такие действия могут быть оправданными, если клиент уже неадекватен, например, в случае текущего суицида, он принял дозу таблеток и начинает умирать прямо у вас «на глазах». Либо клиент сам ведет речь о том, что ему необходима врачебная или иная прямая помощь. Установки нашего центра, как правило, не предполагают прямой помощи клиенту, например, срочного выезда к нему домой. По нашему мнению, в данном случае консультант легко может стать жертвой манипуляции и отправиться на свидание, например, с сексуально озабоченным клиентом (клиенткой), не имея при этом ни средств передвижения, ни охраны. К тому же, стоит вспомнить о том, что помимо психологических существуют службы, гораздо более приспособленные для прямых активных действий «за человека», оказавшегося в беде. Я имею в виду старую добрую «скорую помощь» и Службу спасения.
В любом случае необходима тщательная фиксация разговора с клиентом, так как при летальном исходе теоретически не исключено и судебное разбирательство, когда клиент-психотик в последнем порыве пишет о вас записку типа: «В моей смерти прошу винить...». Возможен и вариант установления телефонного номера, по которому клиент звонил непосредственно перед самоубийством, — тогда жалобу могут подать родственники или к вам обратятся следственные органы. Не дай бог, конечно, но стоит помнить о том, что такое возможно. Еще раз повторю, что суицид тема непростая, вызывающая у консультанта самые разнообразные чувства и реакции, о которых мы поговорим в конце этой главы.
Кроме достаточно простых рекомендаций по беседе с суицидальным клиентом, приведенных выше, многие за-РУбежные кризисные службы разработали целые стратегии,
32
Глава 2
Суицид как проявление кризиса
33
направленные на снижение риска суицида при общении с клиентом лицом к лицу. Приведем некоторые из них.
Поправка на вентиляцию чувств. Позвольте клиенту высказаться, не прерывайте его. Для того, чтобы удержать его на проводе и не оборвать ту ниточку, которая еще связывает его с жизнью, необходимо принять злость и мани-1 пулятивные действия с его стороны.
Гарантия. Если клиент заявляет, что никто не в состоянии помочь ему, вам необходимо снова и снова заверить его, что вы можете быть полезным и заинтересованы в продолжении разговора.
Подкрепление позитивных настроений. Если абонент мянул о каких-либо своих позитивных действиях или окрыленных надеждой мыслях, помогите ему осознать их* (например, если он говорит о том, что собирался убить| себя, но сначала решил позвонить вам — усильте этот по-| зитивный момент, скажите, что рады, что он поступил именно так).
Предоставьте альтернативный способ выражения чувству Эта стратегия предполагает помощь в идентификации по! ступков, которые клиент мог бы совершить вместо по-| пытки самоубийства.
Признание страданий. Вербально подтвердить пониманий того, что угроза (или попытка) суицида демонстрирует; страдания этого человека, можно следующим образом: 1)\ серьезно отнестись к его заботам и сложившейся ситуации; 2) объяснить, что нет нужды совершать это действие для того, чтобы доказать существующее положение; и 3) по-] пробовать альтернативные варианты. Например: «Тот факту что вы позвонили мне и обсуждаете тему самоубийства, ясно говорит, что вам плохо и вам нужна помощь. Теперь, когда я все это знаю, нет нужды причинять себе вред,; давайте лучше обсудим, как вам помочь».
Обсуждение условий «Контракта о несовершении само\ убийства». «Я никогда не убью себя, случайно или умыян ленно, вне зависимости от того, что произойдет» (см. Клиническая психиатрия, 1989). Если человек сможет уве-1 ренно сделать подобное заявление — риск совершения суицида уменьшится. Однако, если он (она) 1) отказывает-
ся заключить контракт; 2) находится под влиянием наркотического или алкогольного опьянения; или 3) изменяет некоторым образом условия контракта, то степень риска самоубийства этого человека повышена. Например, клиент может оспорить условие «никогда» и ввести временное ограничение. Если это произойдет, попытайтесь уговорить его вступить с вами в контакт до того, как будет исчерпан этот лимит времени. Например, если он утверждает, что не убьет себя сегодня вечером, попытайтесь уговорить его позвонить вам до наступления утра. Если он не соглашается, то попробуйте договориться о том, чтобы он позвонил, пока еще способен контролировать свои суицидальные импульсы.
Исследование летальности. Определяющие факторы были приведены выше. Беседуя, но ни в коем случае не оценивая, попытайтесь получить информацию, относящуюся к факторам летальности. Для того чтобы выяснить, собирается или нет индивид совершить самоубийство, готов ли у него план, имеется ли доступ к материалам и пр., лучше всего задавать вопросы напрямую. Такая стратегия дает понять клиенту, что вы слушаете то, что он говорит, вы заинтересованы в нем и поможете предотвратить самоубийство. Затем вы можете попытаться склонить индивида к установлению временного ограничения путем заключения, как указано выше, «контракта о несовершении самоубийства» (Руководство по телефонному консультированию, 1996).
В отечественной суицидологии также предложен ряд стратегий и приемов.
Структурирование ситуации. Осуществляется с помощью соответствующих вопросов. В сознании клиента формируется объективная и последовательная картина психо-травмирующей ситуации в ее развитии.
Поиск источника эмоций. Обратившемуся предлагается Установить непосредственные причины своего эмоциональ-°го состояния («Что именно в этой ситуации так вас ранит?»). Этот прием помогает осознать связь между поступ-ами значимого другого и собственными эмоциями.
Преодоление исключительности ситуации. Используется в случае, когда клиент считает, что критическая ситуация (изме-
2' Зак. 715
34
Глава 2
Суицид как проявление кризиса
35
на супруга, распад семьи и т.п.) складывается только у него в силу личностных недостатков и ошибочных действий.
Психолог-консультант может тактично подвести клиента к мысли, что аналогичные ситуации встречаются в жизни достаточно часто.
Однако А. Г. Амбрумова подчеркивает, что этим приемом следует пользоваться очень осторожно, так как он может нарушить общение, если клиент вместо поддержки услышит заявление типа: «Ваша ситуация банальна».
Снятие остроты ситуации. Клиенты часто считают, что, критические обстоятельства требуют от них немедленного, сиюминутного решения. В таких случаях консультант подчеркивает, что у обратившегося есть время на обдумывание и принятие решения.
Терапия успехами и достижениями. Особенно эффективна для людей неуверенных в себе, застенчивых, с низ-, кой самооценкой. Рассказывая о себе, клиент может сообщить и о своих трудностях, которые ему приходилось преодолевать. Психолог-консультант тактично подчеркивает эти успехи, формируя у собеседника представление о себе, как личности, способной к преодолению трудностей.
Этот прием напоминает подкрепление позитивных настроений, предложенное Фредериком (см.: Руководство по телефонному консультированию, 1996) и описанное нами выше.
Планирование. Психолог-консультант побуждает клиен-] та к вербальному оформлению планов предстоящей дея-1 тельности (отличной от суицида, «замещающей суицид») (Амбрумова, Полеев, 1980).
Помимо полезных приемов и стратегий существуют м вредные, которых следует избегать. К ним относятся:
Прямые вопросы об идентичности и местонахождению клиента при телефонном звонке. Они могут быть интер-| претированы как попытка «схватить» его.
Противопоставления. Человек на другом конце про-] вода максимально контролирует ваши слова. Не конф-1 ронтируйте, не спорьте. Очень важно удержать клиента! на линии, подкрепить его веру в то, что он контроли-1 рует принятие решений, и помочь ему сделать другой] выбор, нежели суицид.
Враждебность, сарказм, излишняя заботливость или индифферентность. Кук отмечает, что часто слышал истории о том, как некто подталкивал потенциального самоубийцу: «Ну, что ж, вперед, убивай себя, раз решил», — и что после этого человек отказывался от самоубийства. Это неумная, неэффективная и непригодная для профессионала стратегия. Ведь о неудачном ее применении сообщить уже некому (см.: Руководство по телефонному консультированию, 1996).
В заключение хочется сказать, что знание конкретных приемов и стратегий, выученных консультантом или применяемых «по бумажке», лежащей на столе рядом с телефонным аппаратом, вряд ли поможет само по себе. Во-первых, работают скорее не конкретные приемы, а общее понимание и навыки ведения консультативного процесса: от установления контакта, через принятие и предоставление возможности выговориться — к эмоциональному от-реагированию, возможным инсаитам и решениям изменить ситуацию способом, отличным от суицида. Во-вторых, приемы должны быть отработаны и интериоризированы в ткань консультативной беседы. В-третьих, и это, возможно, самое главное, психолог-консультант должен быть личност-но готов к встрече с суицидальным клиентом.
2.7. |
Поддержка консультанта
Представим себе, что на кризисной линии зазвонил телефон, вы берете трубку и — «О, боже... суицидальный клиент». Реакция скорее обычная, чем патологическая или подчеркивающая вашу глубокую неготовность и некомпетентность.
Кризисными службами замечено, что общие реакции персонала на звонки8 с угрозой суицида включают:
Беспокойство, связанное с чувством безнадежности или неспособности помочь предотвратить самоубийство. Бес-
Я думаю, что реакция на очноеобращение суицидального кли-та сх°дна, а возможно еще и более обострена, по крайней мере на первом этапе.
36
Глава 2
Суицид как проявление кризиса
37
покомство растет, если абонент вешает трубку и(или) неизвестен результат разговора.
Страх сделать ошибку, которая может привести к смерти (ранению) клиента. Ошибочными могут быть либо ваши действия (сказали что-то не так), либо оплошность (забыли задать вопрос или сказать что-либо уместное).
Чувство вины, связанное с неудавшейся попыткой удовлетворить потребности клиента (например, если человек не согласен с условиями контракта, не ищет профессиональной помощи, если неизвестен результат или если самоубийство все же произошло).
Консультанту необходимо запомнить, что истинное внимание к человеку может быть передано интонациями, слушанием, вопросами, предложением подходящих альтернатив и доверием на протяжении всей беседы. Однако окончательное решение и способность контролировать это решение остаются за абонентом. Консультант может вмешаться и быть успешен только в том случае, если клиент восприимчив к сотрудничеству.
Кризисными службами также разработаны некоторые стратегии, направленные на преодоление беспокойства или! негативных чувств, связанных с суицидальными звонками. В них входит:
— Групповая поддержка (например, команда единомыш
ленников, и пр.). Это — ответственность группы: оказать
поддержку в трудное время.
— Совместное рассмотрение конкретных случаев. Необ
ходимо подчеркивать, что было сделано правильно, и рас
смотреть альтернативные стратегии, которые в следующий
раз могут оказаться более успешными. Такой обзор дол
жен проходить в атмосфере поддержки и обучения (здесь
было бы полезно прослушать запись телефонных звонков
с угрозой суицида).
— Осведомленность всех сотрудников о стрессе, пере
живаемом консультантом, принявшем суицидальный зво
нок. Снизить этот стресс позволяет непродолжительный пе-1
рерыв, например пока он(она) оформляет звонок, а воз
можно и освобождение от обязанностей на короткое время.
Конечно, представленный перечень всего лишь каркас, на который каждый консультант сможет нанизать свое умение управлять суицидальными звонками.
Умение приходит с опытом, иногда и горьким. Однако мало кто из хирургов бросает свою работу после неудачной операции и смерти больного. Психологи-консультанты, работая с суицидальными клиентами, также подходят к границам жизни и смерти и должны соотнести свои мотивы, возможности и способности с этой работой.
Вопросы
1. Какие факторы суицидального риска имеют, на ваш
взгляд, ведущее значение?
2. В чем заключаются основные задачи консультанта при
работе с суицидальным клиентом?
3. На какие «ключи» может ориентироваться психолог-
консультант?
4. Вспомните несколько общих принципов кризисной
интервенции, на которые вы как консультант мо
жете положиться.
5. Что на ваш взгляд является главным во взаимодей
ствии с суицидальным клиентом?
6. Назовите типичные «нормальные» реакции персонала
кризисных служб на суицидальное обращение.
7. Что вы можете сделать для коллеги, оказавшемся в
сложной ситуации после работы с суицидальным
клиентом?
Консультирование при переживании горя
39
Глава 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПРИ ПЕРЕЖИВАНИИ ГОРЯ
(ПОТЕРИ, УТРАТЫ)
3.1.Критические периоды времени. Симптомы горя
Горе — это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической (см.: Изард, 1999). Это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горе— процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, по-| средством которого человек восстанавливается после ощутимой потери (Руководство по телефонному консультиро-] ванию, 1996). Изард также пишет:
«Горе, способствуя укреплению социальных связей и групповой сплоченности, выполняет тем самым биологическую и социальную функции. Как всякая эмоция или комплекс эмоций, горе заразительно; именно благодаря своей заразительности оно пробуждает сочувствие (эмпатию), укрепляет связь между людьми, понесшими тяжелую утрату... горе имеет чрезвычайно важное значение и для психологической адаптации индивида. Оно позволяет ему "сжиться" с утратой, адаптироваться к ней. В каком-то смысле горе предоставляет возможность отдать последний долг навсегда ушедшему любимому человеку. Переживание горя — это всегда стресс, и оно побуждает человека к восстановлению личностной автономии» (Изард, 1999).
Хотя преобладающей эмоцией в горе является печаль, горе взаимодействует и с эмоциями страха, гнева, вины
и стыда. Горе (потеря), сопровождающее смерть близкого человека, — довольно сложный и длительный процесс, в котором выделяют следующие критические периоды времени:
Первые 48 часов. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в произошедшее могут быть очень сильными в первые часы. Эмоционально это иногда выражается в страхе потерять членов семьи и друзей (возможно также силен страх потери самого себя и в физическом, и в психическом смысле).
Первая неделя. Необходимость проведения похорон и другие хлопоты занимают все мысли, и чувство утраты может переноситься чисто автоматически. Оно может сопровождаться ощущением «упадка» и эмоционального и (или) физического истощения.
2—5 недель. Здесь преобладает чувство покинутости как семьей, так и друзьями, вернувшимися к своим повседневным заботам после похорон. Что касается работы (службы), то начальство ожидает в этот период, что человек, перенесший тяжелую утрату, вполне справился со своими переживаниями и может, как и прежде, выполнять свою работу. Последствия шока все еще сильны, но могут появляться ощущения, что все не так плохо и жизнь продолжается.
6—12 недель. На этой стадии снимаются все последствия шока и осознается реальность потери. Спектр переживаемых в это время эмоций достаточно широк; человек чувствует утрату и плохо контролирует себя. Вот некоторые из переживаний данного периода:
Сильное изменение сна.
Панический страх, часто паранойя.
Изменения аппетита, сопровождающиеся значительными потерей или приобретением веса.
Приступы необъяснимого плача.
Усталость и общая слабость.
Мышечный тремор.
Резкие смены настроения.
Неспособность сосредоточиться и (или) вспомнить что-либо.
Изменения сексуальной потребности (активности).
40
Глава 3 \ Консультирование при переживании горя
41
Недостаточная мотивация. Физические симптомы страдания. Повышенная необходимость говорить об умершем. Сильное желание уединиться.
3—4 месяца. Начинается цикл «хороших и плохих дней». Повышается раздражимость и снижается терпимость в отношении фрустрации. Не исключаются вербальное и физическое выражение гнева, ощущение эмоциональной регрессии, рост соматических жалоб, особенно инфекционного и простудного характера, из-за подавленности иммунной системы.
6 месяцев. С наступлением шестимесячного срока начинается депрессия. Ослабевает тяжесть пережитого, но не эмоции. Годовщины, дни рождений, праздники особенно| тягостны, они вновь несут с собой депрессию.
12 месяцев. Первая годовщина смерти может быть либо! травмирующей, либо переломной, в зависимости от последствий пережитых за год страданий.
18—24 месяца. Это время «рассасывания». Боль потери| становится терпимей и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. Здесь происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осоз-навание того, что поскольку этого человека забыть не-1 возможно, то больше нет необходимости наполнять болью утраты всю свою жизнь. Именно в этот период времени исчезают из словарного запаса слова «тяжелая утрата» и «горе»; жизнь берет свое (Руководство по телефонному консультированию, 1996).
Конечно, описанные периоды времени, как и стадии переживаемого несчастья, не догма, они могут меняться! Временные промежутки, ощущения, эмоции переживаю-! щих горе иногда могут возвращаться на стадию первых часов, а затем перепрыгивать обратно в реальность. Это! нормально и ожидаемо. Предложенный зарубежными кри-| зисными службами «календарь» —- всего лишь справочник,! и именно так и должен рассматриваться.
Психологу-консультанту стоит знать типичные, так на-' зываемые нормальные проявления горя и симптомы пато-1 логические, аномальные. Если с первыми нужно и можно
работать в консультативном ключе, то вторые требуют медицинской помощи — клинической психотерапии с медикаментозной поддержкой, а в худшем случае и психиатрической помощи.
К типичным симптомам горя обычно относятся следующие проявления:
Нарушение сна.
Анорексия или потеря (приобретение) веса.
Раздражительность.
Сложности с концентрацией внимания.
Потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т.д.
Подавленность.
Апатия и отчуждение; стремление к уединению.
Плач.
Самобичевание.
Суицидальные мысли.
Соматические симптомы.
Чувство усталости.
Применение медикаментов — снотворных и (или) успокоительных.
Галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия.
Нетипичные, патологические симптомы включают:
Затянувшееся переживание горя (несколько лет).
Задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение 2 и более недель).
Сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания.
Появление болезней психосоматического характера — таких как язвенный колит, ревматический артрит, астма. Нередко бывает ослабление чувствительности и т.д.
Ипохондрия: развитие симптомов, от которых страдал Умерший.
Сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты.
Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах.
42
Глава
Консультирование при переживании горя
Не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение. Может быть, п-ол-1 яое изменение стиля жизни.
Устойчивая нехватка инициативы или побуждений.; неподвижность.
Слабовыраженные эмоции; неспособность эмоциональ-но чувствовать.
Резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени. Возможное вынашивание суицидальных планов.
Изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражительность, нежелание надоедать, уход от социальной активности; прогрессирующая уединенность.
Разговоры о суициде, воссоединении с умершим, о II желании со всем покончить (Руководство по телефонному II консультированию, 1996).
При особенно сильных переживаниях горе может даже стать причиной болезни и смерти скорбящего человека. Рядом с горем часто идет депрессия, на которой мы специально остановимся в следующей главе.
3.2. Консультативная помощь
Консультативная помощь строится прежде всего на принципах, предложенных в экзистенциально-гуманистической психотерапии.
Зарубежные психологические (кризисные) службы вы-1 делили некоторые клише, которых рекомендуется избегать в работе с людьми, переживающими горе;
«На все воля Божья». Не настолько всеведущ человек, чтобы определять Божью волю, к тому же это не слишком утешительно.
«Мне знакомы ваши чувства». Каждый человек уника- | лен, и каждое взаимоотношение единственное в мире. Мы] не можем знать, что чувствует другой человек, столкнувшись со смертью, поскольку никогда не сможем пе- I режить его чувства.
«Уже прошло три недели с его (ее) смерти. Вы еще не\ успокоились?». Не существует лимита времени, отпущен- ]
ного страданию. Принято считать, что переживание го{ может длиться от шести месяцев до двух лет, хотя ^ исключены отклонения и в ту, и в другую сторону.
«Благодарите Бога, что у вас есть еще дети (ребенок) Даже если в семье есть другие дети, родители тяжело п< реносят смерть ребенка. Это не уменьшает их любовь к о< тавшимся детям, а просто отражает потерю того конкре' ного взаимоотношения9.
«Бог выбирает лучших». Это означает, что все живущ* на земле, включая и этого конкретного человека, не сто! хороши в глазах Бога, кроме того, получается, что Бог * заботится о страданиях, которые причиняет близким.
«Он (она) прожил долгую и честную жизнь, и вот пр<. бил его час». Не существует времени, подходящего дл того, чтобы умереть. Сколько бы лет ни прожил челе век, смерть — это всегда горе. Несмотря на то, что смер! часто несет с собой избавление от страданий, физичес ких или душевных, близкие люди переживают это та* же сильно.
«Мне очень жаль». Это очень распространенная автомг тическая реакция на сообщение о чьей-то смерти. Мы прс сим прощения за то, что жизнь закончена, что люди ш реживают горе, за то, что нам напомнили о том, что вс мы смертны. Однако от человека, переживающего утра! близкого, эти слова требуют ответа, который прозвуча бы неуместно. Что может он сказать в ответ — «благодг рю», «все в порядке», «понимаю»? В этой ситуации не адекватного ответа, и когда человек снова и снова ель: шит подобные соболезнования, эти слова быстро станс вятся пустыми и бессмысленными.
«Позвоните мне, если что-то понадобится». Если м: выбираем этот вариант, то должны быть готовы ответш на телефонный звонок в любое время дня и ночи. Неспра ведливо сделать такое заявление, а затем посчитать неуме стным звонок, прозвучавший в 3 часа утра. Страдания н
9 В нашей практике встречался случай, когда женщина продси Жала тяжело переживать боль утраты ребенка, уже будучи беремен*
ДРУГИМ.
44
Глава 3
Консулътирование при переживании горя
45
регулируются боем настенных часов, и часто самое тяжелое время — между полуночью и шестью утра. Весь мир спит; не спят лишь скорбь и горе.
«Вы должны быть сильными ради своих детей, жены (мужа) и др. ...» Страдающему человеку нет необходимости быть сильным ради кого бы то ни было, не исключая и самого себя. Убеждая людей быть сильными, мы тем самым уговариваем их отречься от реальных эмоций. Это может привести к другим проблемам (Руководство по телефонному консультированию, 1996),
Различными консультативными службами также отмечено, что желания клиентов, переживающих горе, и соответствующая помощь им, как правило, касается следующих тем:
«Позвольте мне просто поговорить». Эти люди хотят говорить об умершем, причине смерти, и о своих чувствах в связи с произошедшим. Им хочется проводить долгие часы в воспоминаниях, смеясь и плача. Они хотят рассказать о его жизни — все равно кому, только бы слушали. В случае насильственной смерти им необходимо еще раз перебрать все мельчайшие подробности до тех пор, пока те не перестанут пугать их и не оставят их в покое, и тогда они смогут оплакивать свою потерю.
«Спросите меня о нем (ней)». Мы часто избегаем разговоров об умершем, но близкие интерпретируют такое поведение как забвение или нежелание обсуждать саму смерть. Это демонстрирует уровень нашего дискомфорта, но не нашей заботы о близких умершего. «На кого он (она) был похож?», «Есть ли у вас фотография?», «Что он (она) любил делать?», «Какие самые приятные ваши воспоминания связаны с ним (ней)?». Это только некоторые из вопросов, задав которые, мы можем проявить свой интерес к прожитой жизни,
«Поддержите меня и позвольте мне выплакаться». Нет большего подарка, который мы можем сделать убитому горем человеку, чем сила наших рук, обхвативших его за плечи. Прикосновение — это чудо терапии; так мы выражаем свою заботу и внимание, когда слова нам неподвластны. Даже просто поддержка за локоть лучше, чем холод-
ная изоляция. Люди плачут, им необходимо плакать, и намного лучше делать это в теплой обстановке понимания, нежели в одиночку. Страдающий человек всегда вправе не принять нашу руку, что не мешает нам по меньшей мере предложить ее.
«Не пугайтесь моего молчания». Бывают случаи, когда перенесшие утрату люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Мы должны позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовы продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние «здесь-и-сейчас». Нам не нужно знать, где они были и о чем думали; о чем мы должны побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно. Большую часть времени они вряд ли смогут облечь свои воспоминания в подходящие слова и будут благодарны за то, что вы просто были с ними рядом в этой тишине.
Для «выздоровления» от горя приемлемы также следующие рекомендации:
1. Примите свое горе.
Примите с готовностью телесные и эмоциональные последствия смерти любимого человека. Скорбь является ценой, которую вы платите за любовь. На принятие может уйти много времени, но будьте настойчивы в стараниях.
2. Проявляйте свои чувства.
Не скрывайте отчаяния. Плачьте, если хочется; смейтесь, если можете. Не игнорируйте своих эмоциональных потребностей.
3. Следите за своим здоровьем.
По возможности, хорошо питайтесь, ибо ваше тело после истощающего переживания горя нуждается в подкреплении. Депрессия может уменьшиться при соответствующей подвижности.
4. Уравновесьте работу и отдых.
Пройдите медицинское обследование и расскажите врачу о пережитой потере. Вы и так достаточно пострадали.
46 |
47 |
Глава 3 I Консультирование при переживании горя
вивать диалог с клиентом в нужном ключе. При этом следует помнить, что гораздо важнее сопереживание, проживание с клиентом его потери, а не механический свод правил поведения. В большинстве случаев потеря проживается, наступают другие времена и другие чувства приходят на смену горю, однако помочь клиенту в наиболее острые моменты пути «проживания» необходимо. Вопросы 1. Какие критические периоды времени выделяют в пе реживании горя? 2. Что относят к нормальным, а что к патологическим симптомам горя? 3. Чего хотят от консультантов люди, переживающие потерю (горе)? 4. Что вы лично считаете приемлемым для людей, пе реживающих горе? |
Не причиняйте еще больший вред себе и окружающим, пренебрегая здоровьем.
5. Проявите к себе терпение.
Вашему уму, телу и душе потребуется время и усилия для восстановления после перенесенной трагедии.
6. Поделитесь болью утраты с друзьями.
Став на путь молчания, вы отказываете друзьям в возможности выслушать вас и разделить ваши чувства, и обрекаете себя на еще большую изоляцию и одиночество.
7. Посетите людей, находящихся в горе.
Знания о сходных переживаниях других могут привести к новому пониманию собственных чувств, а также дать вам их поддержку и дружбу.
8. Можно искать утешения в религии.
Даже если вы спрашиваете с укором: «Как Бог мог допустить это?» — скорбь является духовным поиском. Ре- •• лигия может стать вам опорой в переживании горя.
9. Помогайте другим.
Направляя усилия на помощь другим людям, вы учитесь лучше относиться к ним, поворачиваясь лицом к реальности, становитесь более независимыми и, живя в настоящем, отходите от прошлого.
10. Делайте сегодня то, что необходимо, но отложите
важные решения.
Начните с малого — справьтесь с повседневными домашними делами. Это поможет вам восстановить чувство уверенности, однако воздержитесь от немедленных решений продать дом или поменять работу.
11. Примите решение вновь начать жизнь.
Восстановление не наступает в течение одной ночи. Держитесь за надежду и продолжайте стараться адаптироваться вновь (см.: Хрестоматия по суицидологии, 1996).
Психолог-консультант, естественно, не выступает лишь в качестве транслятора вышеперечисленных или подобных рекомендаций. Скорее кх стоит знать для того, чтобы раз-
Глава 4
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (ДЕПРЕССИЯ, СТРАХ, ТРЕВОГА)
В практике консультативных служб встречается целый ряд клиентов, состояние и запрос которых связаны с эмоциональными проблемами. Однако в большинстве случаев, хотя человек испытывает интенсивные эмоции, например чувство обиды, вины или страха, консультирование направлено не столько на соответствующую эмоцию, сколько на причины, обстоятельства, приведшие к ней. При этом не стоит забывать о том, что отсутствие эмоциональной проработки на первом этапе, неприятие чувств клиента могут сделать нежизнеспособным весь процесс консультирования, В данной главе мы обратимся к иным случаям, когда именно эмоция становится ведущей проблемой — к депрессивным и фобическим состояниям.
Здесь, пожалуй, как никогда остро встает вопрос о проведении границы между грубой патологией эмоций и нормальными проявлениями эмоций и чувств, неизбежных в жизни человека.
К сожалению, вопрос о точном разграничении нормы и патологии во многих случаях решается трудно или совсем не решается. Тем не менее психологу-консультанту стоит знать о некоторых состояниях, в которых вряд ли можно эффективно помочь, используя консультативные приемы и методы. В иных случаях можно даже повредить клиенту, особенно неумелыми действиями.
В отечественной психиатрии принято выделять следующие нарушения эмоций и чувств.
Консультативная работа и эмоциональные проблемы 49
— Патологическое усиление: эйфория и депрессия.
— Патологическое ослабление: паралич эмоций, апатия,
эмоциональное уплощение и эмоциональная тупость.
— Нарушение подвижности: слабодушие (недержание
эмоций), лабильность и инертность (застреваемость)
эмоциональных переживаний.
— Нарушение адекватности: неадекватность, амбивален
тность эмоций, патологическая тревога и страх, дисфо
рии,